Подземные галереи Атриума Лансона

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

Архи­тек­тура Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

image001

Под­зем­ные гале­реи Атри­ума Лан­сона

Под Атри­умом Лан­сона нахо­дятся под­зем­ные гале­реи. Дол­гое время об их суще­ство­ва­нии не было известно, как не было известно и о том, куда ведет лест­ница, начи­нав­ша­яся непо­да­леку от моно­лита Лан­сон. Помогло при­от­крыть завесу этой тайны зем­ле­тря­се­ние 1970 г., открыв­шее доступ к под­зем­ным поме­ще­ниям. Ока­за­лось, что лест­ница ведет в под­зем­ные гале­реи[i]. В это время в Чавин-де-Уантаре рабо­тала группа уче­ных из Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса Лимы во главе с Луисом-Гильермо Лум­бре­ра­сом (Luis Lumbreras) и Эрна­ном Ама­том Ола­са­ба­лем (Hernán Amat Olazábal). Именно она в про­цессе рас­ко­пок обна­ру­жила сам Атриум Лан­сона и три под­зем­ные гале­реи под ним. Гале­реи были постро­ены вме­сте с Круг­лой пло­ща­дью. Уче­ные назвали их Гале­реей рако­вин (Galería de las Caracolas), Гале­реей при­но­ше­ний (Galería de las Ofrendas) и Гале­реей лагеря (Galería del Campamento)[ii].

image152Фото 1. Ста­рых храм: рекон­струк­ци­он­ный рису­нок зда­ния храма с Атри­умом и Круг­лой пло­ща­дью (внизу), план гале­рей (посе­ре­дине), раз­рез верх­ней части Пира­миды Лан­сона с цен­траль­ным кори­до­ром и ком­на­той Лан­сона (повер­нута боком)

Как можно видеть на плане Ста­рого храма (фото 1), Гале­рея при­но­ше­ний и Гале­рея рако­вин рас­по­ла­га­ются по обе сто­роны Круг­лой пло­щади (справа и слева от входа в Пира­миду Лан­сона), а Гале­рея лагеря – с внеш­ней сто­роны Атриума.

 

image088Гале­рея раковин

image061Фото 2[iii] и 3[iv]. Рез­ная рако­вина и ее абрис

Гале­рея рако­вин потому так и назы­ва­ется, что в ней были обна­ру­жены рако­вины. В основ­ном это рако­вины боль­ших ули­ток – стром­буса (Strombus sр.).

image065Фото 4[v]. Труба из рако­вины, най­ден­ная Джо­ном Риком и его командой

В 2001 г. команда Джона Рика под Круг­лой пло­ща­дью обна­ру­жила еще 20 рако­вин стром­буса (путуто), укра­шен­ных резь­бой, из кото­рых были изго­тов­лены трубы, зву­чав­шие во время риту­а­лов. Точ­ное место находки не сооб­ща­ется. В отчете по про­екту 2011 г. гово­рится, что они были обна­ру­жены в той части Камен­ного канала (Rocas Canal), кото­рая про­хо­дит под Круг­лой пло­ща­дью[vi].

На сайте Мини­стер­ства куль­туры Перу сооб­ща­ется, что най­ден­ная гале­рея намного меньше Гале­реи рако­вин и Гале­реи при­но­ше­ний и рас­ко­пана она была по реко­мен­да­ции Луиса-Гильермо Лум­бре­раса. «Там были най­дены два­дцать путуто, очень хорошо сохра­нив­ши­еся, – гово­рится в ком­мен­та­рии, – что застав­ляет нас думать, что это была сво­его рода риз­ница, про­стран­ство, в кото­ром хра­ни­лись пред­меты для риту­а­лов»[vii].

image063Фото 5[viii]. Вит­рина с рако­ви­нами Наци­о­наль­ного музея Чавина

Теперь рако­вины экс­по­ни­ру­ются в Наци­о­наль­ном музее Чавина (фото 5). Подроб­нее о них читайте далее, в мате­ри­але «Рако­вины».

 

image090Гале­рея приношений

  image066 image068Фото 1. Ступка зооморф­ная из дио­рита с укра­ше­ни­ями в высо­ком, плос­ком и низ­ком рельефе, пред­став­ля­ю­щая ягу­ара. Раз­меры: 21×21×6,5 см. Обна­ру­жена Марино Гон­са­ле­сом (Marino González) в Атри­уме Лан­сона. Чавин­ский про­ект архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, Эрнан Амат и Луис Лум­бре­рас. Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Сан-Маркоса. Фото 2. Ступка в вит­рине выставки «Бес­ти­а­рий Анд» музея (2005)[ix].

Важ­ней­шим для науки счи­та­ется откры­тие Гале­реи при­но­ше­ний. Чтобы попасть в нее нужно пре­одо­леть лест­ницу со мно­же­ством сту­пе­нек высо­той до одного метра. Лест­ница ведет в боль­шой кори­дор, с левой сто­роны кото­рого нахо­дятся девять «келий». В них и хра­ни­лись сотни риту­аль­ные арте­фак­тов, изго­тов­лен­ных и укра­шен­ных с высо­чай­шим мастер­ством: кера­ми­че­ские сосуды, а также изде­лия из кости и камня – кон­тей­неры для при­го­тов­ле­ния веществ (напри­мер, ступки) и их потреб­ле­ния (напри­мер, чашки, ложки или лопа­точки)[x].

image070 image072Фото 3. Фраг­мент камен­ного пестика ступки. Раз­меры: высота 29,1 см, диа­метр 11,5 см. Про­ис­хо­дит из Чавин-де-Уантара. Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Сан-Маркоса. Фото 4. Калька с рез­ного орна­мента пестика[xi]

Иссле­до­ва­ния уче­ных Уни­вер­си­тета Сан-Маркоса поз­во­лили заклю­чить, что мно­же­ство арте­фак­тов, содер­жав­шихся в Гале­рее при­но­ше­ний, пред­став­ляют собой пред­меты, кото­рые исполь­зо­ва­лись в риту­а­лах для потреб­ле­ния про­дук­тов пита­ния (напри­мер, во время празд­ника), а также для потреб­ле­ния ток­сич­ных веществ, таких, как гал­лю­ци­но­гены или дру­гие пси­хо­троп­ные пре­па­раты. После выпол­не­ния этих риту­а­лов (веро­ятно, про­ве­ден­ных по слу­чаю окон­ча­ния стро­и­тель­ства Атри­ума Лан­сона и Круг­лой пло­щади) исполь­зо­ван­ная атри­бу­тика была поме­щена в Гале­рею при­но­ше­ний, и вход в нее был закрыт[xii].

image092Фото 5. Керо: мисти­че­ский пер­со­наж. Гале­рея при­но­ше­ний Ста­рого храма Чавин-де-Уантара. Кол­лек­ция Музея архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса[xiii]

 image074 image076Фото 6. Сосуд зооморф­ный. Раз­меры: 17,5×23,7×11,5 см. Мате­риал: кера­мика. Обна­ру­жен при рас­коп­ках Круг­лой пло­щади. По мне­нию Эрнана Амати Росы Фунга (Hernán Amaty Rosa Fung), отно­сится к пост­ча­вин­ской окку­па­ции ком­плекса куль­ту­рой Рекуай. Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Сан-Маркоса. Фото 7. Обна­ру­же­ние сосуда (1970). Фото­гра­фия из архива Музея архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Сан-Маркоса[xiv]

image028Гале­рея лагеря

Во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, кото­рые про­во­ди­лись в рам­ках Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара в зоне тер­расы Круг­лой пло­щади, в 2005 г. была обсле­до­вана и сфо­то­гра­фи­ро­вана Гале­рея лагеря (фото 1 – 3).

image118 image120Фото 1. Запад­ный кори­дор Гале­реи лагеря[i]. Фото 2. Его конец[ii]

Гале­рея лагеря рас­по­ла­га­ется под северо-восточной частью тер­расы Круг­лой пло­щади. Ее насто­я­щий вход неиз­ве­стен, но, воз­можно, она изна­чально была соеди­нена с Гале­реей рако­вин. Как бы там ни было, окон­ча­тель­ный вывод сде­лать нельзя, так как гале­рея нахо­дится в пло­хом состо­я­нии. Гале­рея в насто­я­щее время дер­жится на совре­мен­ных опо­рах, и два ее сег­мента запол­нены обру­шив­шимся мате­ри­а­лом. Камен­ная кладка возле обва­лов наво­дит на мысль о том, что гале­рея выхо­дит за них, но ее исход­ная длина неиз­вестна. Доступ­ные части гале­реи не демон­стри­руют швов в камен­ной кладке, что озна­чает, что она была соору­жена в тече­ние одной фазы стро­и­тель­ства[iii].

image122Фото 3. Восточ­ный кори­дор[iv]

О том, почему гале­рея так назы­ва­ется, и было ли что-то най­дено в ней архео­ло­гами, инфор­ма­ция отсутствует.

image124Фото 4. План Ста­рого храма

В 2005 г. также про­из­во­ди­лись рас­копки участка, пока­зан­ного на плане (фото 4) в виде фигуры из кле­то­чек (рядом с Гале­реей лагеря). Так обо­зна­чен пря­мо­уголь­ный рас­коп, раз­би­тый на квад­раты, неко­то­рые из кото­рых пока­заны на фото 5 – 7. Воз­можно, архео­логи наткну­лись в этом месте на кори­дор под­зем­ного канала.

image147 image149Фото 5 и 6[v]. Уча­сток рас­ко­пок тер­расы Круг­лой пло­щади (2005)

А на участке, пока­зан­ном на фото 7, похоже, рас­по­ла­га­ется вход в него, так как теса­ные плиты уло­жены лестницей.

image126Фото 7[vi]. Пред­по­ло­жи­тельно, вход в под­зем­ный канал (2005)

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |151617 | 18 | 18a | 18b | 18с | 18e | 19 | 20 |

[i] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstveSevernaya-AmerikaYUzhnaya-Amerika/67).

[ii] Investigaciones Arqueológicas de San Marcos y la Galería de las Ofrendas de Chavín (http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html).

[vi] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).

[vii] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>