Гробница Жреца-воина

ВОИН МОЧЕ
Риту­аль­ная дубинка
Архео­ло­ги­че­ские дубинки из гроб­ниц Уаки Рахады
, про­дол­же­ние

image001Гроб­ница Жреца-воина[i]

На уровне-3 мав­зо­лея Уаки Рахады Луис Черо Сурита в 2007 г. открыл тре­тье по богат­ству погре­баль­ного инвен­таря захо­ро­не­ние, кото­рому был при­своен № 14 (Т14). Оно при­над­ле­жало пред­ста­ви­телю элиты Моче ростом около 165 см, похо­ро­нен­ному в воз­расте 30 – 40 лет, кото­рый полу­чил услов­ное имя Жреца-воина. Он был погре­бен в изыс­кан­ном дере­вян­ном гробу с мед­ными скре­пами, кото­рый пола­гался только пер­со­нам выс­шего ранга, таким, как Вла­сти­тель Сипана и его жрец. Осталь­ных пред­ста­ви­те­лей дина­стии хоро­нили в трост­ни­ко­вых гро­бах. При этом погре­баль­ное фардо Жреца-воина имело целых 12 слоев. Правда, най­ден­ные в нем метал­ли­че­ские арте­факты были сде­ланы не из золота и серебра, как мно­гие пред­меты из фардо ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана, а из меди. В неко­то­рых слу­чаях она была позо­ло­чена или посе­реб­рена. И только сер­по­вид­ная нари­гера, кото­рую Жрец-воин сжи­мал в пра­вой руке, была сде­лана из золота, а та, что он сжи­мал в левой руке, была изго­тов­лена из серебра. Как и Ста­рого вла­сти­теля Сипана, Жреца-воина сопро­вож­дали моло­дая жен­щина и лама.

image001Фото 1[ii]. Рекон­струк­ция образа Жреца-воина. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана, район Санья, про­вин­ция Чиклайо, депар­та­мент Лам­бай­еке, Перу

Жрец-воин был погре­бен в образе одного из глав­ных божеств пан­теона Моче, кото­рое уче­ные име­нуют Человеком-совой, Сови­ным богом, Совой-воином и Аяпа­эком. Поскольку имя, харак­те­ри­стики и ста­тус боже­ства оста­ются до конца неопре­де­лен­ными, его часто назы­вают пер­со­на­жем «D». Име­ется в виду бук­вен­ное обо­зна­че­ние пер­со­нажа на обще­при­знан­ной про­ри­совке извест­ной рос­писи бутыли, кото­рая посвя­щена цере­мо­нии жерт­во­при­но­ше­ния и вру­че­ния керо с кро­вью побеж­ден­ных вои­нов глав­ным богам Моче. В сцене вру­че­ния (фото 2) пер­со­наж «D» изоб­ра­жен вме­сте с Лучи­стым богом (исп. Dios Radiante). Это услов­ное имя ему было дано бла­го­даря лучам в виде длин­ных эле­мен­тов тре­уголь­ной формы, кото­рые подобно сия­нию окру­жают его фигуру. На про­ри­совке пер­со­наж обо­зна­чен бук­вой «А» и ассо­ци­и­ру­ется с моло­дым пра­ви­те­лем Сипана. Лучи­стый бог одет как знат­ный воин Моче. Он носит тунику, покры­тую пол­но­стью или частично метал­ли­че­скими плаш­ками, кони­че­ский шлем с наза­тыль­ни­ком и навер­шием в виде туми и чаль­чальчу.

image013Фото 2[iii]. Цере­мо­ния вру­че­ния керо с кро­вью. Фраг­мент про­ри­совки раз­вертки рос­писи бутыли из Музея этно­ло­гии, Мюн­хен, Гер­ма­ния. Опуб­ли­ко­вана в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978

Пер­со­наж «D» одет в рубашку из метал­ли­че­ских пла­стин с зуб­ча­той кай­мой, к кото­рой при­креп­лено подо­бие пти­чьего хво­ста, также покры­тое метал­ли­че­скими пла­сти­нами. На голове он носит фрон­таль­ную пла­стину полу­лун­ной формы с рас­хо­дя­щи­мися пря­мо­уголь­ными (V-образными) высту­пами сверху. Этот голов­ной убор явля­ется наи­бо­лее типич­ным для пер­со­нажа «D».

image017Фото 3[iv]. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием риту­ала при­но­ше­ний и чачандо. Фраг­мент. Код ката­ло­ги­за­ции: ML004112. Раз­меры: 27,0×15,2×15,4 см. Вес: 717 г. Основ­ной мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу[v]

На живо­пис­ных и скульп­тур­ных изоб­ра­же­ниях серии моле­ния Аяпа­эка пер­со­наж «D» снаб­жен защит­ни­ком спины (фото 3).

image023Фото 4. Сосуд с изоб­ра­же­нием сто­я­щей антро­по­зо­оморф­ной фигуры (совы) с дубин­кой, щитом и рако­ви­ной на спине. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № V A 18093. Раз­меры: 24,8×14,5×16,9 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[vi]

Пока­зан­ный как Сова-воин (фото 4), пер­со­наж «D» носит круг­лый шлем, увен­чан­ный пла­сти­нами в форме туми и лест­ниц, круг­лые оре­херы, а также пен­ди­енте в виде головы дра­кона (атри­бут Аяпа­эка) и пек­то­раль–опле­чье. В руках он дер­жит дубинку и щит, а на спине несет мор­скую рако­вину, кото­рая под­чер­ки­вает его связь с миром внизу. У Совы-воина руки – чело­века, а ноги – зверя.

image053Фото 5[vii]. Про­ри­совка рос­писи сосуда с изоб­ра­же­нием Сови­ного бога

Пер­со­наж «D», пред­став­лен­ный в виде вер­хов­ного бога полу­че­ло­века – полуп­тицы, кото­рый завис в полете над вер­ши­ной сту­пен­ча­той пира­миды (фото 5), снаб­жен в каче­стве сим­вола вла­сти огром­ной дубин­кой. Остатки именно такой дубинки были обна­ру­жены в погре­баль­ном фардо Жреца-воина.

image021Фото 6[viii]. Скульп­тура Человека-совы. Высота: 12 см. Мате­ри­алы и тех­ники: медь, бирюза; метод поте­рян­ного воска, инкру­ста­ция. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана

В непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от головы Жреца-воина была най­дена малень­кая скульп­тура пер­со­нажа «D», также пока­зы­ва­ю­щая его в виде вер­хов­ного бога, сто­я­щего на пира­миде или троне (фото 6). Она пре­вос­ходна в изоб­ра­зи­тель­ном плане и выпол­нена на высо­ком тех­ни­че­ском уровне спо­со­бом, кото­рый не исполь­зо­вался масте­рами Сипана. По дан­ным перу­ан­ских уче­ных, идол Сови­ного бога изго­тов­лен из меди мето­дом поте­рян­ного воска и «пред­став­ляет собой необыч­ный обра­зец для метал­лур­гии Моче из-за того, что он выпол­нен как твер­дая скульп­тура (escultura sólida)». Юве­лиры Моче того вре­мени в основ­ном делали пред­меты из листов меди, выре­зая из них нуж­ные фигуры, рельеф­ная форма кото­рым при­да­ва­лась мето­дом репуссе. Детали соеди­ня­лись с помо­щью скре­пок. Суще­ствует лишь несколько при­ме­ров исполь­зо­ва­ния метал­ли­че­ского при­поя. Рису­нок нано­сился спо­со­бом гравировки.

Скульп­тура изоб­ра­жает сову с боль­шими гла­зами, инкру­сти­ро­ван­ными бирю­зой, харак­тер­ными клю­вом, кры­льями, лапами, хво­стом. При этом у нее тело, руки и ноги чело­века. Боже­ство носит фрон­таль­ную голов­ную пла­стину в виде совы с тремя парами рас­про­стер­тых кры­льев. На его шею надеты два оже­ре­лья. Одно состав­лено из семи сови­ных голов с кро­шеч­ными гла­зами, инкру­сти­ро­ван­ными бирю­зой, а вто­рое собрано из десяти голов коша­чьих. Ниже оже­ре­лий нахо­дятся когти совы, дер­жа­щие мел­ких грызунов.

Человек-сова воору­жен клас­си­че­ским ору­жием вои­нов Моче. В пра­вой руке он несет дубинку с кони­че­ской голо­вой, а в левой – круг­лый щит и копье­ме­талку. Ручка копье­ме­талки пред­став­ляет собой голову птицы с гла­зами, инкру­сти­ро­ван­ными бирюзой.

 image015 image017Фото 7 и 8[ix]. Скульп­тура Человека-совы. Вид спе­реди и сзади

Не менее инте­ресна зад­няя сто­рона скульп­туры (фото 8). Здесь изоб­ра­жена сова с рас­кры­тыми кры­льями. Она дер­жится лапами за длин­ные отростки, иду­щие вниз от неко­его дис­ко­об­раз­ного объ­екта, кото­рый перу­ан­ские уче­ные харак­те­ри­зуют как «допол­ни­тель­ный голов­ной убор» Человека-совы «в форме головы гриба». Дума­ется, сова пред­став­ляет собой ани­ми­ро­ван­ное изоб­ра­же­ние защит­ника спины. Ниже хво­ста птицы пока­зан еще один эле­мент костюма Человека-совы. Это – пти­чий хвост из метал­ли­че­ских пластин.

image082
Фото 9[x]. Антро­по­морф­ная голова совы в форме неболь­шой маски с голов­ным убо­ром в виде пеначо. Раз­меры головы: 12,6×15,6 см. Мате­ри­алы: медь, рако­вины. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2009 г.

Погре­баль­ное фардо Жреца-воина также вклю­чало в себя неболь­шую голову Человека-совы, выпол­нен­ную в форме маски (фото 9). Она отлита из «твер­дой меди» и инкру­сти­ро­вана кусоч­ками рако­вин. Глаза пер­со­нажа сде­ланы из рако­вин белого и фио­ле­то­вого цве­тов, а зубы – из рако­вин оран­же­вого цвета. Его голов­ной убор изго­тов­лен из листо­вой меди в форме трех зер­кально отра­жен­ных пеначо с малень­кой голо­вой совы в цен­тре и, видимо, пред­став­ляет сову с тремя парами рас­кры­тых крыльев.

Обла­че­ние и инсиг­нии Жреца-воина соот­вет­ствуют тем, кото­рыми обла­дает Человек-сова на мед­ной фигуре идола, и пред­став­ляют его как намест­ника этого боже­ства в мире сей­час. До 2007 г., до момента откры­тия гроб­ницы, такой костюм и подо­ба­ю­щие ему атри­буты можно было видеть только на скульп­тур­ных и живо­пис­ных изоб­ра­же­ниях кера­мики, пока­зы­ва­ю­щих пер­со­наж «D» и пред­ста­ви­те­лей знати Моче. Откры­тие перу­ан­ских архео­ло­гов поз­во­ляет узнать, как цере­мо­ни­аль­ное обла­че­ние жреца-правителя и воина, ассо­ци­и­ро­вав­шего себя с Сови­ным богом, выгля­дело в реаль­но­сти. Резуль­таты иссле­до­ва­ния его захо­ро­не­ния Луис Черо вме­сте с Валь­те­ром Аль­вой подробно изла­гает в работе «Гроб­ница Жреца-воина» (Walter Alva, Luís Chero «La Tumba del Sacerdote Guerrero»), опуб­ли­ко­ван­ной в 2008 г. Эта работа и послу­жила осно­вой для дан­ного материала.

image019Фото 10[xi]. Валь­тер Альва изу­чает пред­меты из погре­баль­ного при­да­ного Жреца-воина. Сни­мок опуб­ли­ко­ван 21 сен­тября 2016 г.

 .

Одежда

В погре­баль­ное фардо Жреца-воина вхо­дили два пред­мета одежды (две рубашки) из малень­ких квад­рат­ных пла­сти­нок, изго­тов­лен­ных из позо­ло­чен­ной меди. По низу они были укра­шены кай­мой из длин­ных тре­уголь­ных пластин.

image019Фото 1[xii]. Остатки метал­ли­че­ских пла­стин пер­вой рубашки. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана

Квад­ра­тики пер­вой рубашки раз­ме­ром 2,5×2,5 см зани­мали на груди пер­соны пло­щадь со сто­ро­ной 50 см и не имели отвер­стий (фото 1). По мне­нию В. Альвы и Л. Черо, они «должны были быть при­ва­рены (debieron estar cocidas) к тек­стилю, обра­зо­вы­вав­шему перед­нюю и зад­нюю часть рубашки», кото­рый истлел с тече­нием вре­мени. Ниже рас­по­ла­га­лись тре­уголь­ные листы дли­ной 25 см с пер­фо­ра­цией. Они состав­ляли часть каймы этой метал­ли­че­ской одежды.

image021В ногах Жреца-воина было обна­ру­жено в общей слож­но­сти 26 малень­ких скульп­тур­ных чело­ве­че­ских голов из меди высо­той 2 см (на фото слева[xiii]). Они, веро­ятно, были «при­ва­рены» к ниж­нему краю одежды на манер колокольчиков.

image034Фото 2. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок оде­ва­ния пер­со­нажа во вто­рую рубашку. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана[xiv]

Вто­рая метал­ли­че­ская рубашка имела при­бли­зи­тельно те же раз­меры, что и пер­вая. Ее ширина состав­ляла 40 или 50 см. Рубашка спе­реди и сзади была покрыта еще более мел­кими квад­ра­ти­ками (1×1 см). В них име­ется по два отвер­стия для креп­ле­ния к тек­стиль­ной основе. Метал­ли­че­ские тре­уголь­ники каймы снаб­жены на кон­цах дисками.

image053image025Фото 3 и 4. Про­ри­совки рос­пи­сей сосу­дов с изоб­ра­же­нием Сови­ного бога

В ногах Жреца-воина были най­дены круг­лые под­вески с пер­фо­ра­цией. Это ука­зы­вает на то, что они изна­чально были при­со­еди­нены к тек­стиль­ной под­ложке, кото­рая фор­ми­ро­вала нечто вроде хво­ста или подола, кото­рый В. Альва и Л. Черо харак­те­ри­зуют как важ­ную часть риту­аль­ного костюма элиты. Такой удли­нен­ный сзади подол пока­зан у рубашки Сови­ного бога, кото­рый изоб­ра­жен с насто­я­щими кры­льями и хво­стом птицы (фото 3). Между тем Аяпаэк, моля­щийся в образе Сови­ного бога на цере­мо­нии вру­че­ния, носит метал­ли­че­ский хвост отдельно от рубашки (фото 4).

image023 image027Фото 5 и 6. Бутыль стремя-горлышко. Ката­лож­ный № 23/4865. Раз­меры: 15,2×31,8 см. Мате­ри­алы: глина, краска. Дата созда­ния: 100 – 600 гг. Место: Север­ное побе­ре­жье Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, Нью-Йорк, США[xv]

В фардо Жреца-воина были обна­ру­жены остатки защит­ника спины – мед­ные голова и перед­няя лапа изоб­ра­же­ния коша­чьего. Воз­можно, он выгля­дел так, как на скульп­тур­ном изоб­ра­же­нии Аяпа­эка (фото 5 и 6).

 .

Ору­жие

Как уже было отме­чено, в гроб­нице Жреца-воина были най­дены остатки дубинки, лами­ни­ро­ван­ной медью, кото­рая пора­жает сво­ими раз­ме­рами и в осо­бен­но­сти вели­чи­ной головы, укра­шен­ной боль­шими круг­лыми под­вес­ками (фото 1).

image011Фото 1[xvi]. Рекон­струк­ция образа Жреца-воина. Сни­мок 2013 г.

Высота дубинки пре­вы­шает 2 м. Диа­метр ее головы состав­ляет 40 см, что выхо­дит за пре­делы обыч­ных раз­ме­ров дуби­нок, обна­ру­жен­ных в Сипане. Таким обра­зом, архео­ло­гами была впер­вые задо­ку­мен­ти­ро­вана сим­во­ли­че­ская дубинка сверх­боль­ших раз­ме­ров, кото­рая появ­ля­ется в ико­но­гра­фии Моче на изоб­ра­же­ниях Сови­ного бога и цере­мо­ни­аль­ных шествий (фото 2).

image033Фото 2. Про­цес­сия Моче. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда. Автор: Д. Мак-Клелланд. Архив Моче К.Б. Дон­нана и Д. Мак-Клелланд[xvii]

Оче­видно, что эта дубинка была цере­мо­ни­аль­ной и испол­няла роль жезла – атри­бута вла­сти, а также харак­те­ри­зо­вала погре­бен­ную пер­сону как воина. В гроб­нице содер­жа­лись также остатки пяти типич­ных риту­аль­ных дуби­нок из дерева и их мед­ных обо­ло­чек. Диа­метр головы этих дуби­нок рав­ня­ется 20 см, т.е. он в два раза меньше диа­метра головы цере­мо­ни­аль­ной дубинки. Кроме того, в фардо был най­ден неболь­шой кусо­чек листа меди, пред­став­ля­ю­щий силуэт дубинки в миниатюре.

Помимо дуби­нок в сна­ря­же­ние Жреца-воина вхо­дили два круг­лых щита из листо­вой меди. Однако среди его ору­жия не было копье­ме­талки, кото­рую дер­жит мед­ный идол Человека-совы. Отсут­ство­вали и копья. Между тем и копье­ме­талки, и копья содер­жа­лись фардо Ста­рого вла­сти­теля Сипана (гроб­ница № 3, уровень-6) и Воина с путуто (гроб­ница № 16, уровень-4). Боль­шая связка копий лежала даже в сар­ко­фаге моло­дого пра­ви­теля Сипана, кото­рый был похо­ро­нен без оружия.

image062               image064



[i] Alva W., Chero L. La Tumba del Sacerdote Guerrero // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato, Italia, 2008. (http://www.academia.edu/8549431/La_Tumba_del_Sacerdote_Guerrero_de_Sipán).

[xvii] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_092-MUN-Cat 92-IV, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://staging.doaks.org/library-archives/library/library-img/standing-on-ceremony).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>