Гробница Жреца-воина, окончание

ВОИН МОЧЕ
Риту­аль­ная дубинка
Архео­ло­ги­че­ские дубинки из гроб­ниц Уаки Рахады
Гроб­ница Жреца-воина, окон­ча­ние

image001Укра­ше­ния головы и груди

В фардо Жреца-воина были най­дены три фрон­таль­ных голов­ных укра­ше­ния из листо­вой меди и боль­шой фраг­мент чет­вер­того укра­ше­ния. Они кре­пи­лись к коро­нам про­стой цилин­дри­че­ской формы, также изго­тов­лен­ным из листов меди.

image035Фото 1[i]. Фигура Жреца-воина в копии пер­вого фрон­таль­ного укра­ше­ния голов­ного убора

Пер­вая фрон­таль­ная пла­стина (фото 1 – 3) была раз­ме­щена в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от погре­бен­ной пер­соны (в пер­вом слое фардо). Она имеет типич­ную для дина­стии Сипана полу­круг­лую форму с объ­ем­ной голо­вой Боже­ства уллючо в цен­тре и двумя V-образными высту­пами сверху. Боже­ство уллючо на ней изоб­ра­жено согласно канону, еди­ному для голов­ных убо­ров Сипана, кото­рый прак­ти­че­ски не пре­тер­пел изме­не­ний на про­тя­же­нии всего пери­ода суще­ство­ва­ния дина­стии. Боже­ство обычно пред­став­лено только своей чело­ве­че­ской голо­вой, укра­шен­ной полу­лун­ной фрон­таль­ной пла­сти­ной, круг­лыми оре­хе­рами, нари­ге­рой и оже­ре­льем из малень­ких сови­ных голов.

image037image039Фото 2[ii]. Пер­вая фрон­таль­ная пла­стина голов­ного убора Жреца-воина. Ширина 65 см. Мате­риал: медь. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2013 г. Фото 3[iii]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок пер­вой фрон­таль­ной пластины

На пер­вой фрон­таль­ной пла­стине по обе сто­роны от головы Боже­ства уллючо выгра­ви­ро­вано зер­кально отра­жен­ное изоб­ра­же­ние дра­кона, кото­рого перу­ан­ские уче­ные назы­вают Лун­ным суще­ством, или Лун­ным коша­чьим. Корона этого ком­плекта пред­став­ляет собой мед­ный лист в форме удли­нен­ного пря­мо­уголь­ника дли­ной 68 см.

image041 image043Фото 4[iv]. Вто­рая фрон­таль­ная голов­ная пла­стина. Ширина: 34 см. Мате­риал: медь. Фото 5[v]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок вто­рой фрон­таль­ной пластины

Вто­рая фрон­таль­ная пла­стина (фото 4 и 5) не имеет харак­тер­ных V-образных высту­пов. Она тоже укра­шена объ­ем­ной голо­вой Боже­ства уллючо и выгра­ви­ро­ван­ными фигу­рами дра­ко­нов, кото­рые здесь дер­жат в руке чело­ве­че­скую голову за волосы.

Обе фрон­таль­ные пла­стины были пред­став­лены в погре­баль­ном фардо Жреца-воина также в виде мини­а­тюр, выре­зан­ных из листа меди.

image045 image047Фото 6[vi]. Тре­тье фрон­таль­ное укра­ше­ние голов­ного убора. Ширина: 45 см. Мате­риал: медь. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2014 г. Фото 7[vii]. Пек­то­раль Ста­рого вла­сти­теля Сипана и маска в виде головы Боже­ства уллючо. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

В седь­мом слое фардо, непо­сред­ственно под голо­вой пер­соны нахо­ди­лась тре­тья фрон­таль­ная пла­стина (фото 6), кото­рая имеет необыч­ный для голов­ных убо­ров Сипана дизайн и очень напо­ми­нает пек­то­раль Ста­рого вла­сти­теля Сипана (фото 7).

Пла­стина выре­зана из мед­ного листа в форме восьми закру­чи­ва­ю­щихся на кон­цах щупа­лец ось­ми­нога. При­соски на щупаль­цах очень похоже изоб­ра­жены с помо­щью малень­ких круг­лых под­ве­сок. В цен­тре пла­стины на фоне некой ажур­ной кон­струк­ции поме­щена фигура боже­ства с голо­вой коша­чьего. Оно стоит в позе Боже­ства уллючо. Глав­ной осо­бен­но­стью этой позы явля­ются под­ня­тые вверх полу­со­гну­тые в лок­тях и слегка раз­ве­ден­ные в сто­роны руки, кото­рые дер­жат незри­мый пред­мет. В ее основе лежит образ боже­ства во плоти, дер­жа­ще­гося за скобы лета­тель­ного или пла­ва­тель­ного аппа­рата рам­ной кон­струк­ции. Этот аппа­рат, по всей види­мо­сти, пред­став­лен завит­ками, кото­рые вме­сте с фигу­рой боже­ства обра­зуют силуэт, напо­ми­на­ю­щий букву «Ж».

image049В этом же седь­мом слое содер­жа­лось типич­ное для Моче укра­ше­ние головы в форме полу­рас­кры­того веера на тон­кой ручке, кото­рое назы­ва­ется плю­меро (исп. plumero – пучок перьев, укреп­лен­ный на ручке; плю­маж). Основа такого «веера», как пра­вило, была спле­тена из рас­ти­тель­ных воло­кон. В ней и закреп­ля­лись пти­чьи перья. «Веер» фик­си­ро­вался с помо­щью ниток на мед­ной ручке, кото­рая имела вверху рас­ши­ре­ние с отвер­сти­ями. Плю­меро обычно поме­щался на голов­ном уборе сзади, над затыл­ком и, веро­ятно, сим­во­ли­зи­ро­вал пти­чий хвост.

image050Фото 8[viii]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок содер­жи­мого сар­ко­фага Жреца-воина: 1 – лин­зо­вид­ные головы коша­чьих: 2 – пек­то­раль; 3 и 4 – два набора из бар­би­кехо и круг­лых дис­ков; 5 и 6 – фрон­таль­ные голов­ные пла­стины; 7 – головы дуби­нок; 8 – пер­вая метал­ли­че­ская рубашка; 9 – квад­рат­ная нари­гера; 10 – малень­кие пла­стины в форме туми; 11 – пье­де­сталь­ная чаша; 12 – круглы щиты; 13 – мини­а­тюр­ные изоб­ра­же­ния дубинки и фрон­таль­ной голов­ной пла­стины; 14 – фрон­таль­ная голов­ная пла­стина со щупаль­цами ось­ми­нога; 15 – плю­меро; 16 – идол Человека-совы; 17 – маска Человека-совы; 18 – голова с под­вес­ками от цере­мо­ни­аль­ной дубинки

На черепе Жреца-воина были най­дены фраг­мен­ти­ро­ван­ные метал­ли­че­ские пред­меты, кото­рые после очистки и пред­ва­ри­тель­ной сборки ока­за­лись двумя малень­кими пла­сти­нами в форме туми. Пла­стина, нахо­див­ша­яся на пра­вой сто­роне, была сде­лана из позо­ло­чен­ной меди, а пла­стина, рас­по­ло­жен­ная на левой сто­роне, – из серебра (фото 8, № 10).

image052Фото 9[ix]. Нари­гера сер­по­вид­ной формы. Мате­риал: золото

В погре­баль­ное при­да­ное Жреца-воина вхо­дили круг­лые оре­херы, укра­шен­ные круг­лыми и тре­уголь­ными под­вес­ками, нари­геры пря­мо­уголь­ной, тра­пе­ци­е­вид­ной и сер­по­вид­ной формы (фото 9), а также пек­то­раль, кото­рая сде­лана из бусин, выто­чен­ных из рако­вин спон­ди­луса и бирюзы, и мед­ных спиц-разделителей.

image054Фото 10[x]. Сни­мок голов–сона­хер в раскопе

Вокруг шеи и груд­ной клетки Жреца-воина были рас­по­ло­жены семь лин­зо­вид­ных голов–сона­хер диа­мет­ром 16 см (фото 10 – 12). Они обра­зо­вы­вали боль­шое оже­ре­лье – одно из самых впе­чат­ля­ю­щих среди тех, кото­рые были най­дены в гробнице.

image056Фото 11[xi]. Антро­по­зо­оморф­ная голова-сонахера. Диа­метр: 16 см. Основ­ные мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, бирюза, рако­вина спон­ди­луса. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Сни­мок 2013 г.

Счи­та­ется, что головы имеют черты коша­чьего. Они сде­ланы из позо­ло­чен­ной меди с гла­зами из бирюзы и зубами из рако­вины спондилуса.

image058Фото 12[xii]. Рекон­струк­ция образа Жреца-воина. Сни­мок 2013 г.

Атри­буты жреца

В гроб­нице были обна­ру­жены арте­факты, кото­рые четко ука­зы­вают на жре­че­ский сан погре­бен­ной пер­соны. Одним из них явля­ется идол Сови­ного бога, о кото­ром речь шла в начале дан­ного мате­ри­ала.

Кроме того, с каж­дой сто­роны груди и на левой голени Жреца-воина нахо­ди­лись три неболь­ших метал­ли­че­ских калеро высо­той 7 см. А рядом с пред­пле­чьями были уста­нов­лены две так назы­ва­е­мые пье­де­сталь­ные чаши (на ножке в форме усе­чен­ного конуса). Они изго­тов­лены из позо­ло­чен­ной меди. Их диа­метр состав­ляет 13 см, а высота 11 см. Чаша возле левой руки содер­жала скуд­ные остатки неиден­ти­фи­ци­ру­е­мого осадка. А чаша рядом с пра­вой рукой была напол­нена на треть порош­ком из рако­вин спондилуса.

«Важно отме­тить, – пишут В. Альва и Л. Черо, – что эти метал­ли­че­ские сосуды, свя­зан­ные с наи­бо­лее важ­ными риту­а­лами мира Моче, имели при себе жрецы, жрицы и жерт­во­при­но­си­тели. Также в рас­ска­зах север­ного побе­ре­жья Перу, собран­ных испан­скими хро­ни­стами, отме­чено боль­шое зна­че­ние, кото­рое при­да­ва­лось порошку из рако­вин во всех цере­мо­ниях при­но­ше­ний и на офи­ци­аль­ных меро­при­я­тиях пра­ви­те­лей, как в слу­чае мифи­че­ского осно­ва­теля Най­лампа (Кабе­льо де Баль­боа, 1951)».

image060Фото 1[xiii]. Жезл-нож с руко­я­тью в форме рыбы-кота (pez gato). Мате­риал: твер­дая медь. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана

Рядом с пра­вой рукой Жреца-воина был раз­ме­щен жезл-нож со скульп­тур­ным изоб­ра­же­нием рыбы-кота (фото 1). В. Альва и Л. Черо назвали его эмбле­мой вла­сти и «арте­фак­том для риту­аль­ного исполь­зо­ва­ния». Но не уточ­нили, что они пони­мают под риту­аль­ным исполь­зо­ва­нием. Навер­ное, перу­ан­ские уче­ные счи­тают, что нож мог исполь­зо­ваться в ритуале жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных вои­нов, кото­рое преду­смат­ри­вало сбор их крови в чашу. Одна из таких чаши, содер­жав­шихся в фардо Жреца-воина, видимо, слу­жила этим целям. И дей­стви­тельно, в отли­чие от парад­ных жезлов-ножей с объ­ем­ными сона­хе­рами ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана, нож Жреца-воина, выпол­нен­ный цели­ком из «твер­дой меди», с удоб­ной руко­я­тью, выгля­дит как рабо­чий инструмент.

image062 image064Фото 2[xiv]. Кера­ми­че­ские антары (слева и справа от кера­ми­че­ских голов) из гроб­ницы Жреца-воина. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Фото 3. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко с изоб­ра­же­нием музы­кан­тов. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № V A 62192. Раз­меры: 28,8×15,6×15,2 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[xv]

В гроб­нице Жреца-воина архео­логи нашли в общей слож­но­сти 20 зву­ко­вых арте­фак­тов, среди кото­рых – кера­ми­че­ские трубы и антары (раз­но­вид­ность флейты Пана), кото­рые неиз­менно зву­чали на цере­мо­ниях Анд­ского мира[xvi].

image019Фото 4[xvii]. Цере­мо­ни­аль­ное шествие пред­ста­ви­те­лей элиты Моче. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи сосуда

На фото 4 дана про­ри­совка рос­писи сосуда, пока­зы­ва­ю­щей одно из рос­кош­ных шествий Моче, в кото­рых участ­во­вали пра­ви­тели, жрецы и вое­на­чаль­ники. Пер­со­нажи выс­шего ранга играют на анта­рах. Их сопро­вож­дают пер­со­нажи более низ­кого ста­туса, игра­ю­щие на кера­ми­че­ских тру­бах. Костюм и аксес­су­ары Жреца-воина более всего соот­вет­ствуют тем, в кото­рых нари­со­ван пер­со­наж, край­ний справа.

image055Фото 5[xviii]. Обла­че­ние Жреца воина и его состав­ные части. Рекон­струк­ци­он­ный рисунок

В деся­том слое фардо были обна­ру­жены две створки рако­вины спон­ди­луса, содер­жав­шие уни­каль­ные мини­а­тюр­ные объ­екты из металла. Они пред­став­ляют дубинки, конусы, круги и очень малень­кие пла­стинки, из кото­рых выде­ля­ется диа­дема со сти­ли­зо­ван­ным силу­этом совы с рас­про­стер­тыми кры­льями. В цен­тре нахо­ди­лось неболь­шое изоб­ра­же­ние головы коша­чьего. Эти и дру­гие метал­ли­че­ские мини­а­тюры рас­це­ни­ва­ются перу­ан­скими уче­ными как «кро­шеч­ные копии или модели объ­ек­тов, укра­ше­ний и цар­ских одежд».

image070Фото 6[xix]. Створка рако­вины спон­ди­луса с мини­а­тюр­ными изоб­ра­же­ни­ями эле­мен­тов цере­мо­ни­аль­ного обла­че­ния Жреца-воина

image062               image064



[xvi] Sánchez Huaringa C.D. La flauta de pan del Sacerdote Guerrero de Sipan en (de) la alta jerarquia Mochica. Avances de investigación / Universidad Nacional Mayor de San Marcos // Arqueología y Sociedad. Nº 30. 2015 (http://revistasinvestigacion.unmsm.edu.pe/index.php/Arqueo/article/view/12271).

[xvii] Sánchez Huaringa C.D. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>