2.2. Декапитадор культуры миштеков

image0012.2. Дека­пи­та­дор куль­туры миштеков

image025Фото 1. Сосуд с изоб­ра­же­нием воина. Вид слева. Инвен­тар­ный № 1979.6. Раз­меры: 26,67×16,51×20,96 см. Мате­риал: глина. Страна: Мек­сика. Кон­ти­нент: Месо­аме­рика. Куль­тура миш­те­ков. Дата: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей де Янга, Сан-Франциско, Кали­фор­ния, США[i]

Образ, схо­жий с Дека­пи­та­до­ром Сипана, мы нахо­дим среди кера­ми­че­ских сосу­дов куль­туры миш­те­ков (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.), кото­рая раз­ви­ва­лась на тер­ри­то­рии Мек­сики и отно­сится к миру Месо­аме­рики. Этот арте­факт (фото 1 и 2) явля­ется сво­его рода клю­чом к образу Дека­пи­та­дора, Най­лампа, каси­ков и дру­гих вопло­ще­ний одного и того же боже­ства Анд­ского мира и, как ока­за­лось, Месо­аме­рики, а также Про­ме­жу­точ­ного мира. Он помо­гает понять, что именно изоб­ра­жают атри­буты боже­ства по отдель­но­сти и чем оно явля­ется в целом.

image029По мне­нию спе­ци­а­ли­стов Музея де Янга, кото­рому при­над­ле­жит дан­ный сосуд, он пред­став­ляет воина. Такое заклю­че­ние было сде­лано, видимо, на осно­ва­нии того, что в пра­вой руке пер­со­наж дер­жит нечто, схо­жее с брон­зо­вым топо­ром. Его рису­нок[ii] из Кодекса Лода (XVI в.) пока­зан слева. Однако этот пред­мет, даже если он дей­стви­тельно пред­став­ляет собой топор, имеет снизу про­дол­же­ние в форме лопа­сти, кото­рая, судя по рисунку, была не свой­ственна руко­яти топора. Можно допу­стить, что пер­со­наж схва­тил за хвост лета­ю­щий топор, кото­рый здесь очень напо­ми­нает само­лет. Два пред­мета в форме чаль­чальчи висят у пер­со­нажа на шее. Поэтому их нельзя отне­сти к ору­жию. Сле­до­ва­тельно, они, как и чаль­чальчи, вися­щие на шее божеств Моче, изоб­ра­жают лопа­сти винта. (Подроб­нее см.: «Сим­во­лика и про­ис­хож­де­ние чаль­чальчи» и, в част­но­сти, фото 15 и 16.) Вто­рая рука пер­со­нажа, к сожа­ле­нию, не сохра­ни­лась. Вполне воз­можно, что в ней он дер­жал отруб­лен­ную голову.

image029Фото 2[iii]. Сосуд с изоб­ра­же­нием воина. Вид справа

Косой крест (винт) у пер­со­нажа при­креп­лен где-то в обла­сти шеи. Четко изоб­ра­жены только две его ниж­ние лопа­сти. Из верх­них лопа­стей пра­вая  немного иска­жена, а левая отсут­ствует, но ее визу­ально заме­няет вытя­ну­тая рука пер­со­нажа с лета­ю­щим топо­ром. В резуль­тате абрис винта (кре­ста) полу­ча­ется обо­зна­чен­ным доста­точно ясно.

К голове пер­со­нажа сзади при­креп­лена пла­стина в форме круга. В дан­ном кон­тек­сте ста­но­вится оче­видно, что она пере­дает визу­аль­ное впе­чат­ле­ние от неболь­шого вра­ща­ю­ще­гося про­пел­лера. Это под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние об именно такой при­роде полу­лун­ной формы голов­ного убора Йам­пай­ека и дру­гих его вопло­ще­ний, а также касиков.

Нет сомне­ний в том, что скуль­птор изоб­ра­зил не про­сто воина, а божество-корабль, в кото­ром сли­лись воедино боги во плоти и их аппа­раты. Воин состав­ляет одно целое с боль­шим широ­ко­гор­лым сосу­дом на нож­ках, кото­рый вопло­щает, видимо, кор­пус корабля и его сопла, а ско­рее – столбы газа, выры­ва­ю­ще­гося из них.

image031Фото 3. Нагруд­ное укра­ше­ние. Иллю­стра­ция из кн.: Луис Дуке Гомес. Золото Колум­бии. Юве­лир­ное искус­ство индей­цев[iv]

Ноги воина, как и у отдельно сто­я­щих золо­тых касиков-подвесок Тай­роны (фото 3), полу­со­гнуты. И здесь мы нахо­дим ответ на вопрос, почему касики изоб­ра­жены в такой позе. Миш­тек­ский воин сидит на чем-то вроде узкой доски, а ноги его не каса­ются земли. Этим скуль­птор дает понять, что боже­ство летит. А зна­чит, у каси­ков корабль и сиде­ние пилота про­сто под­ра­зу­ме­ва­ются. Они были изъ­яты из ком­по­зи­ции, навер­ное, из-за неболь­шой вели­чины каси­ков, кото­рая была обу­слов­лена их пред­на­зна­че­нием. Фигурки слу­жили под­вес­ками, кото­рые кре­пи­лась к шнурку на шее. Есть осно­ва­ния пола­гать, что тай­рон­ские жрецы-правители носили их при жизни. Сле­до­ва­тельно, объем и вес таких укра­ше­ний могли быть ограничены.

image033Фото 4. Санов­ник (dignitary) на троне с дву­гла­вой змеей. Скульп­тура. Инвен­тар­ный № M.2007.146.11. Раз­меры: 11,75×11,27×8,89 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Тай­рона, 800 – 1500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[v]

Между тем, у каси­ков, пред­став­лен­ных на гли­ня­ных ока­ри­нах, сиде­ние сохра­ни­лось и при­об­рело вид кресла (трона) с изоб­ра­же­нием амару. А кера­ми­че­ский касик из Музея искусств округа Лос-Анджелес сопря­жен с боль­шой емко­стью на нож­ках, кото­рая одно­вре­менно выпол­няет функ­цию трона (фото 4). Он пред­став­лен в образе гроз­ного дра­кона, рас­крыв­шего страш­ную клы­ка­стую пасть. Атри­бу­тами касика явля­ются четыре дву­гла­вых амару, в одну из кото­рых пре­вра­ти­лись его руки, а во вто­рую – ноги. На пятой, самой боль­шой амару касик сидит.

Голову пер­со­нажа укра­шает полу­лун­ная пла­стина, огра­ни­чен­ная снизу голо­вами амару. Она рас­чер­чена груп­пами тон­ких линий, кото­рые рас­по­ло­жены под углом друг к другу и очень похоже пере­дают зри­тель­ные впе­чат­ле­ния от эффекта вра­ща­ю­щихся лопа­стей. Еще один, малень­кий винт пред­став­лен как тон­кие уши неко­его суще­ства, впи­сан­ного во вто­рой полу­круг надо лбом персонажа.

image037Фото 5. Скульп­тура. Ката­лож­ный № 30.3/ 2340. Раз­меры: 18,5×17,0×13,0 см. Мате­риал: тер­ра­кота. Страна: Мек­сика. Период: Позд­ний клас­си­че­ский, около 600 – 900 гг. н.э. Кейс № 27: Вера­крус­ская кера­мика и скульп­тура. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[vi]

Говоря об образе Дека­пи­та­дора, нельзя не упо­мя­нуть тер­ра­ко­то­вую скульп­туру из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии (фото 5 и 6). Она отно­сится к исто­ри­че­ской обла­сти Вера­крус (Veracruz) в Мек­сике и дати­ру­ется 600 – 900 гг. н.э. Уже при пер­вом взгляде на фигуру пер­со­нажа, кото­рую я уви­дела еще в 2011 г., мне стало ясно, что это – образ древ­него полет­чика в защит­ном сна­ря­же­нии, а на его поясе висит шлем, изоб­ра­жен­ный как голова чудо­вища. Теперь же в кон­тек­сте темы Дека­пи­та­дора я, нако­нец, поняла, что стран­ный «бант» на спине пер­со­нажа явля­ется ничем иным, как изоб­ра­же­нием лопа­стей винта. Жаль, что у пер­со­нажа не сохра­ни­лись руки и мы нико­гда не узнаем, дер­жал ли он в них нож и отсе­чен­ную голову, т.е. был ли он подан как Декапитадор.

image039Фото 6[vii]. «Улы­ба­ю­ща­яся фигура из Цен­траль­ного Вера­круса» (под­пись автора снимка)

Рядом со скульп­ту­рой полет­чика в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии раз­ме­щена еще одна не менее уди­ви­тель­ная фигура из Вера­круса (фото 7). Она пред­став­ляет «порт­рет» бога во плоти, кото­рый управ­ляет своим аппа­ра­том с помо­щью устройств, напо­ми­на­ю­щих два рычага.

image041Фото 7. Скульп­тура. Ката­лож­ный № 30.2/ 9962. Раз­меры: 8,38×15,24 см. Мате­риал: кера­мика. Место: Вера­крус. Страна: Мек­сика. Период: Клас­си­че­ский, около 1 – 900 гг. н.э. Кейс № 27: Вера­крус­ская кера­мика и скульп­тура. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[viii]

image054Несо­мненно, образ Дека­пи­та­дора на оре­хе­рах из гроб­ниц Уаки Рахады, создан в сти­ли­стике, суще­ственно отли­ча­ю­щейся от тех, в кото­рых пред­став­лены миш­тек­ский воин, вера­крус­ский полет­чик и тай­рон­ские касики. Ее осо­бен­но­сти гово­рят о том, что образ Дека­пи­та­дора сфор­ми­ро­вался еще в эпоху Чавина, среди изоб­ра­же­ний кото­рого также можно найти пер­со­на­жей с косым кре­стом, при­креп­лен­ным к спине.

image060   image062

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>