2.3. Декапитадор в иконографии Чавина

image001

2.3. Дека­пи­та­дор в ико­но­гра­фии Чавина

 Цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс Чавин-де-Уантара

image001Фото 1[1]. Круп­ный план фигуры Дека­пи­та­дора на сона­хере моло­дого пра­ви­теля. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Если обра­титься к ико­но­гра­фии Чавин-де-Уантара, то ста­нет оче­вид­ным, что образ Дека­пи­та­дора имеет к ней непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние (исклю­чая туми и отсе­чен­ную голову). Так, напри­мер, голова Дека­пи­та­дора ско­пи­ро­вана с головы Улы­ба­ю­ще­гося бога Чавина в его вопло­ще­нии на моно­лите Лан­сон (фото 2 и 3). Осо­бенно похожи «при­ческа» и рот.

image003 image005Фото 2[2]. Моно­лит Лан­сон. Фраг­мент. Вид с левой сто­роны. Чавин-де-Уантар. Эпоха Ста­рого храма (1200 – 500 гг. до н.э.). Фото 3[3]. Фраг­мент абриса-развертки стелы (по Ричарду Л. Бур­геру, 2008). Наци­о­наль­ный музей Чавина

Косой крест на спине пер­со­нажа появ­ля­ется на золо­тых пред­ме­тах куль­туры Чавина. Но наи­бо­лее отчет­ли­вое его изоб­ра­же­ние несут камен­ные стелы, кото­рыми была обли­цо­вана Круг­лая пло­щадь (эпоха Ста­рого храма, 1200 – 500 гг. до н.э.) цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Чавин-де-Уантара и, в част­но­сти, стела с изоб­ра­же­нием боже­ства с как­ту­сом Сан-Педро (фото 4).

image007Фото 4. Камен­ная стела, изоб­ра­жа­ю­щая боже­ство с жез­лом в виде как­туса Сан-Педро[4]

Обе колонны Пор­тала соко­ли­ных Нового храма (500 – 200 гг. до н.э.) укра­шены резь­бой, пред­став­ля­ю­щей боже­ство человека-дракона-птицу, у кото­рого изоб­ра­жена только ниж­няя часть кре­ста, а верх­няя часть пре­вра­щена в крылья.

image009 image011Фото 5[5]. Южная колонна Пор­тала соко­ли­ных. Фото 6[6]. Север­ная колонна

Неко­то­рые уче­ные счи­тают боже­ство южной колонны, сде­лан­ной из белого камня, жен­ским, а боже­ство север­ной колонны, выпол­нен­ной из чер­ного камня, – муж­ским. При этом они ссы­ла­ются на якобы поло­вые при­знаки, кото­рые име­ются у пер­со­на­жей колонн (на фото 7 пока­заны под каж­дой фигурой).

image013Фото 7[7]. Абрисы пер­со­на­жей южной (слева) и север­ной (справа) колонн Пор­тала соко­ли­ных Нового храма Чавин-де-Уантара

 

Цере­мо­ни­аль­ный центр Пакопампы

Камен­ную стелу со схо­жим изоб­ра­же­нием жен­ского боже­ства южной колонны Пор­тала соко­ли­ных в 1939 г. обна­ру­жил Рафа­эль Ларко Хойль в Пако­пампе (район Керо­кото, про­вин­ция Чота, депар­та­мент Каха­марка). Теперь она хра­нится в Музее Ларко (фото 1).

image015Фото 1. Стела, изоб­ра­жа­ю­щая антро­по­морф­ное жен­ское боже­ство с чер­тами коша­чьего, птицы и змеи. Код ката­ло­ги­за­ции № ML300025. Раз­меры: 127×25×42 см. Вес: 277 кг. Мате­риал: камень. Культура/стиль: Пако­пампа (Pacopampa). Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фор­ма­тив­ный период (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний гори­зонт (800 – 200 гг. до н.э.). Регион: Север­ная сьерра. Место про­ис­хож­де­ния: Пако­пампа, Каха­марка, Перу. Музей Ларко, Лима, Перу[8]

Стела пред­став­ляет собой типич­ный обра­зец искус­ства Чавина. Счи­та­ется, что она изоб­ра­жает жен­ское антро­по­морф­ное боже­ство с чер­тами коша­чьего, птицы и змеи. Из ее оска­лен­ного рта выхо­дят потоки, как будто она ткет ткань, как паук. В цен­тре тела рас­по­ло­жен спи­ра­ле­вид­ный эле­мент, похо­жий на рако­вину стром­буса. В обла­сти живота изоб­ра­жено вто­рое лицо с коша­чьими чер­тами. Оно состав­лено из двух зер­кально отра­жен­ных про­фи­лей. Их рты обра­зуют зуба­стую вагину, кото­рая явля­ется в древ­них рели­гиях мира общей чер­той неко­то­рых богинь и имеет отно­ше­ние к вели­кой и ужас­ной матери-творцу[9].

image017image019Фото 2[10] и 3[11]. Рисунки раз­вертки стелы

Богиня стоит в позе боже­ства с жез­лами. Но ее согну­тые в лок­тях руки не раз­ве­дены в сто­роны, а при­жаты к кор­пусу. При этом худож­ник изоб­ра­зил пальцы сжа­тыми, пока­зы­вая, что богиня за что-то дер­жится. От туло­вища богини идут вниз два удли­нен­ных эле­мента, кото­рые оце­ни­ва­ются как перья или крылья.

image021Фото 4[12]. Стела из Пакопампы

Обра­щает на себя вни­ма­ние огром­ный оска­лен­ный рот богини, кото­рый не может при­над­ле­жать живому суще­ству, поскольку он имеет форму вытя­ну­того пря­мо­уголь­ника. Оди­на­ко­вые квад­рат­ные зубы, выстро­ен­ные двумя тес­ными рядами, также не соот­вет­ствуют зубам созда­ний природы.

 

Гос­пожа из Пакопампы

Стела с изоб­ра­же­нием богини про­ис­хо­дит из храма цере­мо­ни­аль­ного цен­тра Пако­пампы – совре­мен­ника Чавин-де-Уантара. Его остатки нахо­дятся на тер­ри­то­рии архео­ло­ги­че­ского ком­плекса, рас­по­ло­жен­ного на самой высо­кой тер­расе горы Сан-Педро (2410 м над уров­нем моря) в 1 км от насе­лен­ного пункта Пако­пампы в север­ной сьерре Перу.

Здесь в 2009 г. команда Архео­ло­ги­че­ского про­екта «Пако­пампа», воз­глав­ля­е­мого Юдзи Секи (Yuji Seki, Музей этно­ло­гии Осаки, Япо­ния), открыла гроб­ницу жен­щины высо­кого соци­аль­ного ста­туса, кото­рая полу­чила услов­ное имя Гос­пожи из Пако­пампы (Dama de Pacopampa).

Цере­мо­ни­аль­ный центр Пако­пампы, как и Чавин-де-Уантар, отно­сится к Фор­ма­тив­ному пери­оду (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Гроб­ница была най­дена под одним из хра­мов (800 – 500 гг. до н.э.). Но она была соору­жена до его воз­ве­де­ния и дати­ру­ется при­бли­зи­тельно 900 г. до н.э.[13].

image023Фото 1[14]. Худо­же­ствен­ная рекон­струк­ция Гос­пожи из Пако­пампы в момент погребения

Гос­пожа из Пако­пампы пред­по­ло­жи­тельно была жри­цей. Она, по всей веро­ят­но­сти, счи­та­лась зем­ным вопло­ще­нием вели­кой и ужас­ной матери, выре­зан­ной на стеле, поскольку была погре­бена с золо­тыми кры­льями, схо­жим по очер­та­ниям с кры­льями богини.

image025Фото 2. Пред­меты из погре­баль­ного при­да­ного Гос­пожи из Пако­пампы. Укра­ше­ния из золота: 1) круг­лые оре­херы, диа­метр 6 см, вес 17 г.; 2) пен­ди­енте, длина 26 см, ширина вверху 11 см, внизу 3,5 см, тол­щина 2 – 3 мм, вес 50 г. Зеле­ный камень, обна­ру­жен­ный во рту гос­пожи. Наци­о­наль­ный инсти­тут куль­туры, отде­ле­ние в Каха­марке, Перу[15]

Погре­баль­ное при­да­ное жрицы среди про­чих вещей содер­жало круг­лые оре­херы и две тра­пе­ци­е­вид­ные пла­стины из золота дли­ной 26 см, покры­тые рельеф­ным орна­мен­том, кото­рый ими­ти­рует опе­ре­ние птицы (фото 2). У кромки, соот­вет­ству­ю­щей осно­ва­нию тра­пе­ции, на каж­дой пла­стине име­ется неболь­шое отвер­стие. Поэтому уче­ные пред­по­ло­жили, что пла­стины пред­став­ляют собой пен­ди­енте. Однако, судя по поло­же­нию их отно­си­тельно тела в гроб­нице (фото 3), они, ско­рее всего, кре­пи­лись на поясе и в такой пози­ции пол­но­стью соот­вет­ство­вали кры­льям жен­ского боже­ства стелы.

image027Фото 3. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок погре­баль­ной камеры Гос­пожи из Пако­пампы[16]

 

 

image060   image062

 


[13] Diana Alemán Paredes, Yuji Seki. La Dama de Pacopampa. El agosto 17, 2011 (http://www.pacopampa.com/2011/08/la-dama-de-pacopampa/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>