Золото Колумбии и Панамы

image001ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ:
Корабли богов во плоти в ико­но­гра­фии доко­лум­бо­вых культур

Как выгля­дели боже­ства во плоти? Какой образ жизни они вели? Откуда при­были? Все эти вопросы, видимо, нико­гда не най­дут отве­тов, поскольку звезд­ные гости ста­ра­лись скрыть следы сво­его пре­бы­ва­ния на земле Аме­рики. Для этого, в част­но­сти, они запре­тили пись­мен­ность в Анд­ском мире. Однако какое-то пред­став­ле­ние о богах во плоти мы все же можем себе соста­вить по фольк­лору (мифам), а также по изоб­ра­же­ниям на риту­аль­ных пред­ме­тах доко­лум­бо­вых куль­тур. Они в купе заме­нили корен­ным наро­дам пись­мен­ность и пред­став­ляют собой свое­об­раз­ную лето­пись Анд­ского мира.

Осо­бый, ост­рый инте­рес вызы­вает тех­ника богов во плоти, поскольку именно она явля­ется одним из глав­ных дока­за­тельств их при­сут­ствия на земле. Неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства фан­та­сти­че­ского уровня стро­и­тель­ной тех­ники при­шель­цев суще­ствуют. Это – архи­тек­тур­ные объ­екты, такие, напри­мер, как Пума-Пунку в Тиа­у­а­нако (Боли­вия), и подоб­ные памят­ники в Перу. Вме­сте с тем мате­ри­аль­ные остатки самой стро­и­тель­ной тех­ники до нас не дошли. Архео­ло­ги­че­ские находки кораб­лей и их частей также пока не были сде­ланы. Но узна­ва­е­мое отра­же­ние лета­тель­ных и/или пла­ва­тель­ных аппа­ра­тов, а также их пило­тов можно обна­ру­жить в анд­ской ико­но­гра­фии. Поэтому о них нам известно довольно много, хотя и нельзя ска­зать, что эти зна­ния полны и точны. Ведь мы полу­чаем их через рели­ги­оз­ные образы, пока­зан­ные с помо­щью системы сим­во­лов. На изоб­ра­же­ниях доко­лум­бо­вых куль­тур Перу и Боли­вии машины богов во плоти пред­став­лены пере­осмыс­лен­ными в лета­ю­щие и/или плы­ву­щие боже­ства, кото­рые объ­еди­няют в себе и пилота, и его корабль, т.е. божества-корабли.

Между тем мно­гие золо­тые пред­меты доко­лум­бо­вых куль­тур Колум­бии, и в осо­бен­но­сти Тай­роны и Толимы, изоб­ра­жают богов и их корабли раз­дельно. А это зна­чит, что в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ниях древ­них колум­бий­цев пилоты и их аппа­раты еще не сли­лись в еди­ный образ божества-корабля. Сле­до­ва­тельно, арте­факты отра­зили срав­ни­тельно недав­нее при­сут­ствие богов во плоти. Поэтому среди них можно найти пусть и немно­го­чис­лен­ные изоб­ра­же­ния антропо– и зооморф­ных, а также антро­по­зо­оморф­ных божеств, кото­рые содер­жат черты аппа­ра­тов и лич­ного сна­ря­же­ния звезд­ных гостей в их почти неиз­ме­нен­ном виде. Дру­гими сло­вами, опре­де­лен­ные тех­ни­че­ские эле­менты аппа­ра­тов и костю­мов пере­да­ва­лись еще не как атри­буты боже­ства (сви­де­тель­ства его сил) – рели­ги­оз­ными сим­во­лами (напри­мер, пти­цами, амару) или набо­ром голов­ных и лице­вых укра­ше­ний, а так, как они были уви­дены древним масте­ром, т.е. в неко­то­ром смысле – рисун­ком с натуры. Но, конечно, такое изоб­ра­же­ние соот­вет­ствует пони­ма­нию и вос­при­я­тию дан­ного тех­ни­че­ского эле­мента или объ­екта художником.

Несо­мнен­ное дока­за­тель­ство пре­бы­ва­ния на земле Аме­рики пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций – золо­тые само­ле­тики Толимы. Неко­то­рые из них дей­стви­тельно явля­ются в неко­то­ром роде моде­лями лета­тель­ных аппа­ра­тов. Но без сви­де­тельств дру­гих пред­ме­тов доис­пан­ских куль­тур Колум­бии они могли бы остаться на уровне забав­ных чудес или исто­ри­че­ской фаль­си­фи­ка­ции. Среди таких сви­де­тельств пер­вого порядка – ком­по­зи­ции неко­то­рых золо­тых пла­стин Тай­роны. Помимо почти фото­гра­фи­че­ских изоб­ра­же­ний пило­тов и их аэро­пла­нов, они дают ключи к про­чте­нию мини­а­тюр­ных золо­тых скульп­тур Колум­бии, таких, как касики, а также – к пони­ма­нию неко­то­рых кано­ни­че­ских обра­зов Анд­ского мира в целом.

В свою оче­редь понять и про­честь изоб­ра­же­ния арте­фак­тов древ­ней Колум­бии помо­гают золо­тые пред­меты, най­ден­ные в захо­ро­не­ниях куль­туры Кокле Панамы. Эта страна гео­гра­фи­че­ски отно­сится к Цен­траль­ной Аме­рике и фор­мально не вхо­дит ни в мир Месо­аме­рики, ни в Анд­ский мир. Однако золо­тые арте­факты куль­туры Кокле и в плане ико­но­гра­фии, и в плане рели­ги­оз­ной идео­ло­гии имеют много общего с золо­тыми пред­ме­тами куль­тур Колум­бии и стоят ближе к Анд­скому миру. Поэтому сов­мест­ное изу­че­ние колум­бий­ских и панам­ских арте­фак­тов схо­жего изоб­ра­зи­тель­ного канона при­но­сит хоро­шие плоды.

Среди насле­дия Кокле осо­бого вни­ма­ния заслу­жи­вают неко­то­рые находки, сде­лан­ные в некро­поле Ситио-Конте. Они явля­ются архео­ло­ги­че­скими сви­де­тель­ствами пре­бы­ва­ния богов во плоти и их аппа­ра­тов на земле Панамы. В част­но­сти, золо­тые и костя­ные под­вески, а также золо­тые пла­стины содер­жат изоб­ра­же­ния колес и воз­душ­ных вин­тов. Тем самым они под­твер­ждают пра­виль­ность трак­товки подоб­ных изоб­ра­же­ний на пек­то­ра­лях Тай­роны и тек­стиле Пара­каса.

Нача­лось мое зна­ком­ство с арте­фак­тами Колум­бии и Панамы слу­чайно, когда я зани­ма­лась иссле­до­ва­нием цере­мо­ни­аль­ных ножей Перу и Боли­вии, наи­бо­лее яркими пред­ста­ви­те­лями кото­рых явля­ются золо­тые туми Сикана с фигур­кой Най­лампа в каче­стве руко­ятки. В поис­ках их изоб­ра­же­ний я наткну­лась на фото­гра­фии похо­жих пред­ме­тов из кол­лек­ции Музея золота Колум­бии, кото­рые вна­чале при­няла за туми. Их изу­че­нию я посвя­тила мате­риал «Золо­тые туми Колум­бии». Затем после­до­вала пуб­ли­ка­ция о золо­тых под­вес­ках в форме чело­ве­че­ской фигуры «Касики».

Не могла обойти вни­ма­нием я и золо­тые само­ле­тики Толимы. Они при­вели меня к не менее уди­ви­тель­ному пред­мету – под­веске, изоб­ра­жа­ю­щей «повозку богов», и напи­са­нию мате­ри­ала «Лета­ю­щий дра­кон». Ста­тьи об этих сен­са­ци­он­ных наход­ках носили харак­тер сооб­ще­ния и не были осно­ваны на науч­ных дан­ных. Сей­час, спу­стя несколько лет после их опуб­ли­ко­ва­ния, я, опять же слу­чайно, нашла мате­ри­алы, содер­жа­щи­еся в онлай­но­вых ката­ло­гах музеев, где хра­нятся золо­тые само­ле­тики и под­веска в форме дра­кона. Они поз­во­лили испра­вить и суще­ственно допол­нить эти пуб­ли­ка­ции. В про­цессе работы мне в руки шли все новые и новые дан­ные в форме тек­стов и фото­гра­фий. Они заста­вили меня снова вер­нуться к древ­но­стям Колум­бии и Панамы, пере­осмыс­лить их уже на новом уровне и вне­сти исправ­ле­ния и допол­не­ния в ранее напи­сан­ные ста­тьи о поис­ках колум­бий­ских туми и о каси­ках и напи­сать новую – о золо­тых пла­сти­нах Тайроны.

В резуль­тате раз­роз­нен­ные мате­ри­алы, кото­рые теря­лись на сайте среди ста­тей и про­ек­тов, посвя­щен­ных куль­ту­рам Перу и Боли­вии, я выде­лила в само­сто­я­тель­ный раз­дел, кото­рый назвала «Золото Колум­бии и Панамы» с под­за­го­лов­ком «Корабли богов во плоти в ико­но­гра­фии доко­лум­бо­вых куль­тур». Начи­на­ется он ста­тьей о моих поис­ках туми среди экс­по­на­тов Музея золота Колум­бии, кото­рая в том числе помо­гает соста­вить неко­то­рое пред­став­ле­ние о доис­пан­ских куль­ту­рах страны и их цере­мо­ни­аль­ных предметах.

image003

Содер­жа­ние
В поис­ках золо­тых туми Колум­бии
Касики
Лета­тель­ные аппа­раты на золо­тых пла­сти­нах Тай­роны
Золо­тые само­ле­тики
Модели Петера Бел­тинга
Лета­ю­щий дракон

При­ло­же­ние:
Юве­лир­ные тех­ники древ­ней Колумбии

image034

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>