ЗОЛОТО КОЛУМБИИ И ПАНАМЫ:
Корабли богов во плоти в иконографии доколумбовых культур
Как выглядели божества во плоти? Какой образ жизни они вели? Откуда прибыли? Все эти вопросы, видимо, никогда не найдут ответов, поскольку звездные гости старались скрыть следы своего пребывания на земле Америки. Для этого, в частности, они запретили письменность в Андском мире. Однако какое-то представление о богах во плоти мы все же можем себе составить по фольклору (мифам), а также по изображениям на ритуальных предметах доколумбовых культур. Они в купе заменили коренным народам письменность и представляют собой своеобразную летопись Андского мира.
Особый, острый интерес вызывает техника богов во плоти, поскольку именно она является одним из главных доказательств их присутствия на земле. Неоспоримые свидетельства фантастического уровня строительной техники пришельцев существуют. Это – архитектурные объекты, такие, например, как Пума-Пунку в Тиауанако (Боливия), и подобные памятники в Перу. Вместе с тем материальные остатки самой строительной техники до нас не дошли. Археологические находки кораблей и их частей также пока не были сделаны. Но узнаваемое отражение летательных и/или плавательных аппаратов, а также их пилотов можно обнаружить в андской иконографии. Поэтому о них нам известно довольно много, хотя и нельзя сказать, что эти знания полны и точны. Ведь мы получаем их через религиозные образы, показанные с помощью системы символов. На изображениях доколумбовых культур Перу и Боливии машины богов во плоти представлены переосмысленными в летающие и/или плывущие божества, которые объединяют в себе и пилота, и его корабль, т.е. божества-корабли.
Между тем многие золотые предметы доколумбовых культур Колумбии, и в особенности Тайроны и Толимы, изображают богов и их корабли раздельно. А это значит, что в религиозных представлениях древних колумбийцев пилоты и их аппараты еще не слились в единый образ божества-корабля. Следовательно, артефакты отразили сравнительно недавнее присутствие богов во плоти. Поэтому среди них можно найти пусть и немногочисленные изображения антропо– и зооморфных, а также антропозооморфных божеств, которые содержат черты аппаратов и личного снаряжения звездных гостей в их почти неизмененном виде. Другими словами, определенные технические элементы аппаратов и костюмов передавались еще не как атрибуты божества (свидетельства его сил) – религиозными символами (например, птицами, амару) или набором головных и лицевых украшений, а так, как они были увидены древним мастером, т.е. в некотором смысле – рисунком с натуры. Но, конечно, такое изображение соответствует пониманию и восприятию данного технического элемента или объекта художником.
Несомненное доказательство пребывания на земле Америки представителей высокоразвитых цивилизаций – золотые самолетики Толимы. Некоторые из них действительно являются в некотором роде моделями летательных аппаратов. Но без свидетельств других предметов доиспанских культур Колумбии они могли бы остаться на уровне забавных чудес или исторической фальсификации. Среди таких свидетельств первого порядка – композиции некоторых золотых пластин Тайроны. Помимо почти фотографических изображений пилотов и их аэропланов, они дают ключи к прочтению миниатюрных золотых скульптур Колумбии, таких, как касики, а также – к пониманию некоторых канонических образов Андского мира в целом.
В свою очередь понять и прочесть изображения артефактов древней Колумбии помогают золотые предметы, найденные в захоронениях культуры Кокле Панамы. Эта страна географически относится к Центральной Америке и формально не входит ни в мир Месоамерики, ни в Андский мир. Однако золотые артефакты культуры Кокле и в плане иконографии, и в плане религиозной идеологии имеют много общего с золотыми предметами культур Колумбии и стоят ближе к Андскому миру. Поэтому совместное изучение колумбийских и панамских артефактов схожего изобразительного канона приносит хорошие плоды.
Среди наследия Кокле особого внимания заслуживают некоторые находки, сделанные в некрополе Ситио-Конте. Они являются археологическими свидетельствами пребывания богов во плоти и их аппаратов на земле Панамы. В частности, золотые и костяные подвески, а также золотые пластины содержат изображения колес и воздушных винтов. Тем самым они подтверждают правильность трактовки подобных изображений на пекторалях Тайроны и текстиле Паракаса.
Началось мое знакомство с артефактами Колумбии и Панамы случайно, когда я занималась исследованием церемониальных ножей Перу и Боливии, наиболее яркими представителями которых являются золотые туми Сикана с фигуркой Найлампа в качестве рукоятки. В поисках их изображений я наткнулась на фотографии похожих предметов из коллекции Музея золота Колумбии, которые вначале приняла за туми. Их изучению я посвятила материал «Золотые туми Колумбии». Затем последовала публикация о золотых подвесках в форме человеческой фигуры «Касики».
Не могла обойти вниманием я и золотые самолетики Толимы. Они привели меня к не менее удивительному предмету – подвеске, изображающей «повозку богов», и написанию материала «Летающий дракон». Статьи об этих сенсационных находках носили характер сообщения и не были основаны на научных данных. Сейчас, спустя несколько лет после их опубликования, я, опять же случайно, нашла материалы, содержащиеся в онлайновых каталогах музеев, где хранятся золотые самолетики и подвеска в форме дракона. Они позволили исправить и существенно дополнить эти публикации. В процессе работы мне в руки шли все новые и новые данные в форме текстов и фотографий. Они заставили меня снова вернуться к древностям Колумбии и Панамы, переосмыслить их уже на новом уровне и внести исправления и дополнения в ранее написанные статьи о поисках колумбийских туми и о касиках и написать новую – о золотых пластинах Тайроны.
В результате разрозненные материалы, которые терялись на сайте среди статей и проектов, посвященных культурам Перу и Боливии, я выделила в самостоятельный раздел, который назвала «Золото Колумбии и Панамы» с подзаголовком «Корабли богов во плоти в иконографии доколумбовых культур». Начинается он статьей о моих поисках туми среди экспонатов Музея золота Колумбии, которая в том числе помогает составить некоторое представление о доиспанских культурах страны и их церемониальных предметах.
Содержание
В поисках золотых туми Колумбии
Касики
Летательные аппараты на золотых пластинах Тайроны
Золотые самолетики
Модели Петера Белтинга
Летающий дракон
Приложение:
Ювелирные техники древней Колумбии