Церемониальные комплексы Чотуна и Чорнанкап

ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП

image001Фото 1[i]. Гео­гра­фи­че­ские ори­ен­тиры ком­плек­сов Чотуны и Чорнанкап

В архео­ло­ги­че­скую зону (сайт) Чотуна – Чор­нан­кап объ­еди­нены два цере­мо­ни­аль­ных ком­плекса, кото­рые нахо­дятся на рас­сто­я­нии 1,5 км друг от друга.

image003Фото 2. Рас­по­ло­же­ние архео­ло­ги­че­ского сайта Чотуна – Чор­нан­кап на совре­мен­ной карте Перу[ii]

Сайт рас­по­ло­жен на широ­кой пес­ча­ной рав­нине пло­ща­дью около 95 га. Он нахо­дится в рай­оне Сан-Хосе депар­та­мента Лам­бай­еке, в 8 км к западу от города Лам­бай­еке и в 4,5 км от бере­го­вой линии Тихого оке­ана в зоне пляжа порта Сан-Хосе[iii].

Архи­тек­тур­ные соору­же­ния сайта, постро­ен­ные из самана, пол­но­стью или частично были похо­ро­нены под устой­чи­выми пес­ча­ными дюнами. Воз­можно, это сыг­рало не послед­нюю роль в том, что их боль­шая часть ока­за­лась почти нераз­ру­шен­ной и нетро­ну­той уакеро.

image005Фото 3. План рас­по­ло­же­ния важ­ней­ших памят­ни­ков сайта Чотуна – Чор­нан­кап (на 2009 г.)[iv]

Под тол­стым слоем песка архео­логи обна­ру­жили усе­чен­ные пира­миды, кото­рые харак­те­ри­зу­ются как уаки, а также архи­тек­тур­ные соору­же­ния, кото­рые пред­став­ляют собой тип зда­ний со сте­нами без крыши, весьма харак­тер­ный для древ­ней анд­ской архи­тек­туры. В англо­языч­ной лите­ра­туре их назы­вают дво­рами или патио, что дает невер­ное пред­став­ле­ние о стро­е­ниях, поскольку стены у них высо­кие. В испа­но­языч­ной лите­ра­туре исполь­зу­ется тер­мин «ресинто» (исп. recinto – ого­ро­жен­ное про­стран­ство), кото­рый я счи­тают более кор­рект­ным для обо­зна­че­ния таких объектов.

image007Фото 4. Уака Чотуна[v]

Среди рас­ко­пан­ных пол­но­стью или частично соору­же­ний про­дол­жают воз­вы­шаться почти нетро­ну­тыми два боль­ших кур­гана, в кото­рые время пре­вра­тило сде­лан­ные из необо­жжен­ных кир­пи­чей пира­миды уак Чотуны и Чор­нан­кап. Только эти две уаки имеют исто­ри­че­ские имена, дав­шие назва­ния двум цере­мо­ни­аль­ным ком­плек­сам. Назва­ния дру­гих соору­же­ний, кото­рые были засы­паны пес­ком, не сохра­ни­лись в памяти народа Ламбайеке.

image009Фото 5. Вид на Уаку Чор­нан­кап с пти­чьего полета[vi]

Архео­логи еще не при­сту­пили к ком­плекс­ному иссле­до­ва­нию пира­мид Чотуны и Чор­нан­кап и про­во­дят рас­копки окру­жа­ю­щих тер­ри­то­рий. Обна­ру­жен­ным уакам и ресинто они дают услов­ные имена. При этом назна­че­ние и функ­ции неко­то­рых из них пока оста­ются до конца не определенными.

 

Пред­ше­ство­вав­шие архео­ло­ги­че­ские изыскания

image011Фото 1. Энрике Брю­нинг[vii]

Пер­вым иссле­до­ва­те­лем ком­плекса Чотуны был перу­ан­ский этно­граф и соби­ра­тель анти­ква­ри­ата, немец по про­ис­хож­де­нию, Ганс-Генрих Брю­нинг, или Энрике Брю­нинг (Hans Heinrich Brüning, Enrique Brüning, 1848 – 1928 гг.), чья кол­лек­ция древ­но­стей легла в основу музея его имени.

image071Фото 2. Уака Чотуна, рас­ко­пан­ная Э. Брю­нин­гом[viia]

Э. Брю­нинг иден­ти­фи­ци­ро­вал Уаку Чотуну с рези­ден­цией Най­лампа Чот и счи­тал, что именно там нахо­дится идол Йам­пайек. Между 1910 и 1920 гг. он отко­пал уаку, про­де­лал в ней узкий про­ход, нашел там поли­хром­ные настен­ные рос­писи и этим огра­ни­чился. Хотя Энрике Брю­нинг впо­след­ствии изме­нил свою точку зре­ния, в нена­уч­ных кру­гах рас­про­стра­нен­ным по-прежнему оста­ется мне­ние о том, что Уака Чотуна – это мифи­че­ский Чот и что останки Най­лампа и его потом­ков все еще нахо­дятся в глу­би­нах ее пира­миды[viii].

image013В период с 1980 по 1982 г. архео­ло­ги­че­скую зону Чотуна – Чор­нан­кап иссле­до­вал все­мирно извест­ный аме­ри­кан­ский архео­лог Кри­сто­фер Б. Дон­нан (Christopher B. Donnan, род. в 1940 г.) из Кали­фор­ний­ского уни­вер­си­тета в Лос-Анджелесе. На про­тя­же­нии своей 40-летней дея­тель­но­сти в каче­стве архео­лога он сде­лал круп­ные откры­тия гроб­ниц и дру­гих важ­ных сай­тов куль­туры Моче.

Увле­чен­ный Леген­дой о Най­лампе и убеж­ден­ный в том, что уст­ные тра­ди­ции имеют исто­ри­че­скую цен­ность, К. Дон­нан решил про­ве­рить досто­вер­ность легенды посред­ством архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок. Он выра­бо­тал план трех поле­вых сезо­нов и полу­чил финан­си­ро­ва­ние от Наци­о­наль­ного гео­гра­фи­че­ского обще­ства (США).

Мысли о легенде и резуль­таты изу­че­ния сай­тов Чотуны и Чор­нан­кап Кри­сто­фер Дон­нан подробно изло­жил в своей новой моно­гра­фии «Чотуна и Чор­нан­кап: рас­копки древ­ней перу­ан­ской легенды» (“Chotuna and Chornancap: Excavating an Ancient Peruvian Legend”), издан­ной в 2012 г. В связи с пуб­ли­ка­цией книги на сайте Кали­фор­ний­ского уни­вер­си­тета в Лос-Анджелесе об его иссле­до­ва­ниях гово­рится сле­ду­ю­щее[ix].

К. Дон­нан наде­ялся, что рас­копки смо­гут под­твер­дить пред­по­ло­же­ние о том, что Най­ламп имеет отно­ше­ние к цар­ству Моче – глав­ной сфере инте­ре­сов уче­ного. Но после трех поле­вых сезо­нов на сай­тах не было най­дено ни одного фраг­мента кера­мики Моче. Вме­сто этого Дон­нан и его команда уче­ни­ков и архео­ло­гов из Кали­фор­ний­ского уни­вер­си­тета в Лос-Анджелесе обна­ру­жили богат­ство кера­мики, захо­ро­не­ния, кра­соч­ные настен­ные рос­писи и др. в рай­оне, где когда-то нахо­ди­лись жилища, пира­миды, двор­цо­вые ком­плексы, ограж­ден­ные сте­нами, и сайт из ком­нат, кото­рый они назвали «Четы­рех­уголь­ник ремес­лен­ни­ков», – место, где про­из­во­ди­лась обра­ботка металла.

image015Фото 3. Одна из фигур фриза, укра­ша­ю­щего двор с поли­хром­ными настен­ными рос­пи­сями. Иллю­стра­ция из книги К. Доннана

Именно К. Дон­нану при­над­ле­жит откры­тие двора с поли­хром­ными настен­ными рос­пи­сями к северу от Уаки Чор­нан­кап, а также двора с баре­льеф­ными фри­зами (теперь Храм фри­зов) на север­ной сто­роне пира­миды, кото­рую он назвал Уакой Гло­рии (ныне Уака фризов).

image017Фото 4. Часть баре­льефа, най­ден­ная в углу двора на север­ной сто­роне Уаки Гло­рии. Иллю­стра­ция из книги К. Доннана

Иссле­до­ва­ния К. Дон­нана пока­зали, что рас­ко­пан­ные им сайты могли быть тем местом, где Най­ламп и его наслед­ники правили.

Радио­угле­род­ные изме­ре­ния уста­но­вили дату самой ран­ней постройки на отметке 650 – 700 гг. н.э. Дойдя до слоя, кото­рый содер­жал сви­де­тель­ства чело­ве­че­ского про­жи­ва­ния, иссле­до­ва­тели обна­ру­жили струк­туры, сде­лан­ные из самана. Поскольку стро­и­тели исполь­зо­вали кир­пичи трех раз­лич­ных форм в тече­ние вре­мени, форма кир­пи­чей дала архео­ло­гам неко­то­рое пред­став­ле­ние о сро­ках стро­и­тель­ства. Кир­пичи более позд­него пери­ода имели при­знаки эро­зии, вызван­ной пото­ком воды.

image019Фото 5. Уака Чотуна. Иллю­стра­ция из книги К. Доннана

Все это соот­но­си­лось с пери­о­дами, в тече­ние кото­рых пра­вил Най­ламп и его пре­ем­ники. С одной сто­роны, ничего не было най­дено, что ука­зы­вало бы на то, что легенда не при­ме­нима к Чотуне или Чор­нан­кап. Но, с дру­гой сто­роны, это не дока­зы­вало, что легенда была реальной.

По сло­вам К. Дон­нана, идея заклю­ча­лась не в том, чтобы дока­зать или опро­верг­нуть то, что когда-то суще­ство­вал Най­ламп. Это было бы невоз­можно. «Если вы думали, что зна­ете, где нахо­дится Каме­лот, и вы орга­ни­зо­вали трех­лет­ние рас­копки на этом участке, откуда вы узна­ете, что король Артур был реаль­ным или он там жил? Даже если вы нашли боль­шой круг­лый стол, могли бы вы тогда ска­зать: «Это Каме­лот?». Не похоже», – отме­тил археолог.

Хотя поле­вая архео­ло­гия не может под­твер­дить или опро­верг­нуть досто­вер­ность таких легенд, мифов и уст­ных тра­ди­ций, Дон­нан при­звал своих коллег-археологов не игно­ри­ро­вать уст­ные тра­ди­ции и исполь­зо­вать их в раз­ра­ботке своих тео­рий. «Они могут дать важ­ные све­де­ния, кото­рые могут помочь в иссле­до­ва­ниях», – ска­зал он.

image021Фото 6[x]. Кар­лос Вестер в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Брю­нинга рас­ска­зы­вает о сим­во­лике чаши Чор­нан­кап­ской жрицы

Меж­дис­ци­пли­нар­ные науч­ные рас­копки сайта Чотуна – Чор­нан­кап под руко­вод­ством Кар­лоса Вестера Ла-Торре нача­лись в сезоне 2006 – 2009 гг. и были направ­лены в основ­ном на изу­че­ние ком­плекса Уаки Чотуны, а также север­ной плат­формы ком­плекса Уаки Чор­нан­кап. Они про­во­ди­лись коман­дой перу­ан­ских архео­ло­гов из Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Тру­хи­льо, в кото­рую вхо­дили физи­че­ский антро­по­лог из Уни­вер­си­тета Илли­нойса (США) и исто­рик из Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Тру­хи­льо[xi].

Сайт Чотуна – Чор­нан­кап Кар­лос Вестер отно­сит к IXXIV вв. куль­туры Лам­бай­еке (750 – 1375). Позд­нее он исполь­зо­вался цар­ством Чиму в период его само­сто­я­тель­ного суще­ство­ва­ния (1375 – 1470) и в период нахож­де­ния под вла­стью Инк­ской импе­рии (1470 – 1532).

image011Фото 7[xii]. Худо­же­ствен­ная рекон­струк­ция обла­че­ния и инсиг­ний Чор­нан­кап­ской жрицы

Сезон 2011 – 2012 гг. был сосре­до­то­чен на ком­плексе Чор­нан­кап. В ходе работ была рас­ко­пана Рези­ден­ция элиты (южная плат­форма) и сде­лано нашу­мев­шее откры­тие бога­той гроб­ницы Чор­нан­кап­ской жрицы (2011), под кото­рой было най­дено захо­ро­не­ние Гос­по­дина со спон­ди­лу­сами (2012). В 2016 г. иссле­до­ва­ние сайта Чотуна – Чор­нан­кап было возобновлено.

image069КОМПЛЕКС ЧОТУНЫ

image013Фото 1[xiii]. Уака Чотуна

Глав­ным соору­же­нием ком­плекса явля­ется Уака Чотуна – усе­чен­ная сту­пен­ча­тая пира­мида 40 м высо­той, кото­рую окру­жает пан­дус. Он начи­на­ется на запад­ной сто­роне и про­хо­дит по север­ной и восточ­ной сто­ро­нам, пока не дости­гает вершины.

image015Фото 2[xiv]. Нало­же­ние про­ек­ции пира­миды Чотуны на ее курган

Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния ком­плекса Чотуны по про­екту, воз­глав­ля­е­мому Кар­ло­сом Весте­ром Ла-Торре, нача­лись в июле 2006 г. с рас­ко­пок зоны 10×10 м вокруг кур­гана пира­миды Чотуны, а также кур­га­нов пира­мид мень­шей вели­чины и при­ле­га­ю­щих к ним территорий.

image017Фото 3[xv]. Рекон­струк­ци­он­ный макет ком­плекса Чотуны. Музей архео­ло­ги­че­ской зоны Чотуна – Чор­нан­кап. Рас­по­ла­га­ется на тер­ри­то­рии сайта Чотуны (район Сан-Хосе)

К западу от пира­миды Чотуны была обна­ру­жена пря­мо­уголь­ная струк­тура, где, воз­можно рас­по­ла­га­лась ремес­лен­ная мастер­ская. На юго-восточном направ­ле­нии были выяв­лены боль­шие ого­ро­жен­ные про­стран­ства, кото­рые, веро­ятно, состав­ляли глав­ную пло­щадь для риту­аль­ной и адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти, кото­рая пред­по­ла­гала мас­со­вую кон­цен­тра­цию людей.

image019Фото 4[xvi]. Кар­лос Вестер (край­ний справа) на рас­коп­ках стены Храма фризов

К северо-востоку от Уаки Чотуны рас­по­ло­жена частично засы­пан­ная Уака Гло­рия. В при­ле­га­ю­щем к ней ресинто еще Кри­сто­фе­ром Дон­на­ном были обна­ру­жены остатки поли­хром­ных релье­фов. Теперь пира­мида назы­ва­ется Уакой фри­зов, а ресинто – Хра­мом фризов.

К северу от Чотуны нахо­дится пира­мида, кото­рая полу­чила назва­ние Уаки антро­по­морф­ной волны (Huaca de la Ola Antropomorfa). Она была покрыта огром­ной пес­ча­ной дюной, кото­рую во время рас­ко­пок частично уда­лили. В пира­миде откры­лись настен­ные поли­хром­ные рос­писи, среди моти­вов кото­рых был тот, кото­рый и дал назва­ние уаке. Он изоб­ра­жает мор­скую волну, ском­по­но­ван­ную с чело­ве­че­ской голо­вой. К северу от Уаки фри­зов раз­ме­ща­ется пира­мида, кото­рая ранее носила назва­ние Север­ной уаки. Теперь ее пере­име­но­вали в Уаку жерт­во­при­но­ше­ний, поскольку она содер­жала 33 погре­бе­ния в основ­ном жен­ского пола – детей, под­рост­ков и несколь­ких взрос­лых, кото­рые были при­не­сены в жертву в период инк­ского гос­под­ства над цар­ством Чиму. Уака Суси (Huaca Susy), кото­рая была постро­ена к востоку от Уаки фри­зов, окру­жена на севере хозяй­ствен­ными поме­ще­ни­ями. Они также имеют сви­де­тель­ства исполь­зо­ва­ния их в более позд­ние пери­оды[xvii].

В 2006 – 2007 гг. архео­логи про­вели систе­ма­ти­че­ское обсле­до­ва­ние окрест­но­стей пира­миды Чотуны в ради­усе 5 км. В резуль­тате они опре­де­лили в общей слож­но­сти 100 архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков (кур­га­нов) с чет­кими сви­де­тель­ствами архи­тек­тур­ных соору­же­ний жилого, адми­ни­стра­тив­ного, погре­баль­ного и дру­гого назна­че­ния. Мно­гие из них свя­заны с куль­ту­рами Сред­него Моче, Виру, Лам­бай­еке, Чиму и инков. Это обсле­до­ва­ние поз­во­лило уче­ным пла­ни­ро­вать буду­щие рас­копки[xviii].

По резуль­та­там работ сезона 2006 – 2009 гг. Кар­ло­сом Весте­ром и его кол­ле­гами была напи­сана кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Чотуна – Чор­нан­кап: Храмы, риту­алы и пра­ро­ди­тели Лам­бай­еке» («Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque»), кото­рая вышла в 2010 г. Наи­боль­шее вни­ма­ние в ней было уде­лено Уаке жерт­во­при­но­ше­ний, одному из ресинто Уаки фри­зов, кото­рое полу­чило назва­ние Храма фри­зов, а также Уаке антро­по­морф­ной волны. Уака жерт­во­при­но­ше­ний отно­сится к пери­оду Чиму – Инк­ская импе­рия, поэтому сосре­до­то­чимся на двух дру­гих объектах.

 

image060   image062

[i] http://media.peru.travel/seminarios-turisticos/ruta-moche-aqp-cus/Carlos-Wester-LAMBAYEQUE.pdf

[ii] Wester C. Chornancap: historia, género y ancestralidad en la cultura Lambayequ // Quingnam. Vol. 1. 2015 (http://journal.upao.edu.pe/Quingnam/article/view/216/199).

[iii] Wester C. Opus cit.

[iv] Wester C. Opus cit.

[ix] Archaeologist investigates legend of mythical ruler of ancient Peru (http://newsroom.ucla.edu/stories/archaeologist-sets-out-to-validate-230460?ncid=10391).

[xi] Wester C. Opus cit

[xii] http://www.cultura.gob.pe/sites/default/files/noticia/2014/02/recreacionsacerdotisadechornancapenmuseobruning.jpg?slideshow=true&slideshowAuto=true&slideshowSpeed=4000&speed=350&transition=elastic

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>