Туми Сикана
Фото. 1[i]. Туми. Церемониальный нож. Размеры: 33,8×15,1×4,5 см. Ширина лезвия: 13,2 см, ширина венца: 15 см, высота фигуры: 18,7 см. Вес: 419 г. Материалы: золото, серебро (бирюзовые вставки не сохранились). Культура: Сикан. 1000 – 1200 гг. н.э. Этнологический музей (Ethnologisches Museum) Берлина[ii]
Туми (tumi) – священный нож Андского мира. Нож имеет форму вытянутого прямоугольника (иногда трапеции), заканчивающегося полукруглым лезвием. Его ручкой является человеческая фигура. Сделан он из золота. Таково типичное представление о туми. Однако этим характеристикам соответствуют лишь наиболее известные туми, которые относятся к культуре Сикана (Ламбайеке), датируемой VIII – XIV вв. н.э.
Фото 2. Церемониальный нож (туми). Инвентарный № 1974.271.60. Высота 36,2 см. Материалы: золото, серебро, бирюза. Культура: Сикан (Ламбайеке). Дата: IX – XI вв. н.э. География: Перу. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iii]. Четкость линий углубления в форме туми на груди божества говорит о том, что здесь могла находиться вставка из бирюзы, которая была утрачена
Фото 3[iv]. Оборотная сторона туми из Метрополитен-музея искусств
Мастера именно культуры Сикана стали украшать церемониальный туми фигурой крылатого человека с круглым широким лицом и миндалевидными глазами в головном уборе, состоящем из полукруга с прикрепленным к нему ажурным металлическим кружевом в форме раскрытого веера. Узор скани символизирует морские волны. Эта фигура отождествляется с Найлампом – богом-царем и основателем царства Сикана в долине Ламбайеке (северное побережье нынешнего Перу).
Фото 4[v]. Сиканский золотой туми. Музей золота Перу, Лима. Фото 4а[vi]. Схожий туми. Сведения отсутствуют
Нередко и сам Найламп изображается с туми, который он держит обеими руками (фото 2, 4, 4а), или с туми и шаром, символизирующим, возможно, Луну или Солнце (фото 1, 5, 8). Иногда божество показывается сидящим по-турецки на низком плоском троне, но чаще – стоящим. На некоторых туми у Найлампа вместо человеческих ступней – птичьи лапки.
Фото 5[vii]. Туми культуры Сикана. Музей золота Перу
Судя по туми, представленным на фото 1 и 5, их основа отливалась из недрагоценных металлов. Фигурка делалась с помощью отжига и чеканки. Изделие покрывалось листовым золотом иногда в сочетании с листовым серебром (фото 11). Фигурка божества украшалась сканью, подвесками в виде капель и фигурок птиц, крупными вставками чаще всего из бирюзы.
Фото 6. Церемониальный нож (туми). Размеры: 33×13 см. Материалы: золото, бирюза. Культура: Сикан. X – XI вв. Метрополитен-музей искусств[viii]
Бирюза в Андском мире высоко ценилась. Она была связана с поклонением воде и небу[ix] – стихиям бога Найлампа. Поэтому фигурка божества так щедро украшалась бирюзой. Ею инкрустировали глаза, ушные украшения, головной убор, а иногда даже пьедестал, на котором стоит божество (фото 4).
Фото 7. Голова Найлампа туми (фото 6) крупным планом
Туми, как и многие другие объекты из золота, серебра и тканей, были сделаны в царских мастерских и торжественно презентованы высоким должностным лицам в качестве эмблемы статуса и власти[x].
Фото 8[xi]. Туми. Сплав золота, меди и серебра, бирюза. Размеры: 34,6×13,3×3,2 см
Какой величины были типичные туми из золота, мне неизвестно. В моем распоряжении оказались лишь несколько снимков туми, в подписи к которым даны их размеры. На их основании можно сказать, что в среднем высота ножа составляла 33 – 37 см.
Фото 9[xii]. Золотой туми Сикана (Чиму?). Зал Сикана Музея золота Перу
У туми, показанного на фото 9, непривычный вид. Он не имеют миниатюрной скульптуры Найлампа, зато полностью покрыт гравированными символическими узорами, а голова Найлампа изображена в нижней части композиции – на лезвии.
Фото 10. Экспонат Зала Сикана Музея золота Перу[xiii]
Еще более необычный туми представлен на фото 10. У него форма полумесяца. Даже не знаю, можно ли его отнести к туми, если только по признаку наличия головы Найлампа.
Фото 11[xiv] и 11а[xiva]. Сиканский золотой туми, снятый при разном освещении. Золото, серебро, хризоколла, бирюза, лазурит, спондилус. Музей золота Перу
У Найлампа на туми с фото 11 есть только голова. На первый взгляд кажется, что она вылеплена не по канону: у нее впалые щеки, и на месте подбородка большая вмятина, как и на переносице. Но при внимательном рассмотрении понимаешь, что это – гнезда, куда были вставлены драгоценные или полудрагоценные камни, возможно, темно-розовые, наподобие тех, которыми декорирован венец Найлампа. Свободная от лепных украшений часть рукояти и лезвие туми покрыты в шахматном порядке тонкими листами золота и серебра.
Фото 12[xv]. Туми из Музея золота Перу. Фото 12а. Туми. Размеры: 20,9×6,8×1,5 см. Материал: сплав серебра. Без обозначения даты. Место происхождения: Северное побережье Перу. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США[xva]
Туми, у которого на рукояти изображена лишь голова Найлампа, не такая уже и редкость, как я раньше считала. Об этом свидетельствуют фото 10 – 15.
Фото 13[xvi] Туми из Музея золота Перу. Фото 14[xvii]. Навершие этого туми крупным планом
Туми с фото 15 также относится к тем ножам, у которых на рукояти есть только голова Найлампа без тела. Особенностью этого туми является большой ромб, прикрепленный сверху к голове божества. Он напоминает наконечник копья. Что символизирует ромб и для чего он предназначен, мне неизвестно.
Фото 15. Церемониальный нож (туми). Высота 35,9 см. Материалы: золото, серебро, бирюза. Культура: Сикан. IX – XI вв. Метрополитен-музей искусств[xviii]
На медном туми с фото 16 Найламп изображен в позе верховного бога. Его фигура показана фронтально. Вытянутые руки разведены в стороны на уровне плеч. В них он держит два длинных жезла, форма которых характерна для царства Сипана (см. фото 21). Такая композиция на туми мне встретилась впервые.
Фото 16. Туми. Размеры: 22,4×8×1,5 см. Материал: медь. Культура: Сикан. Период: Средний горизонт. 900 – 1110 гг. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[xix]
Единственным в своем роде является туми, заснятый на фото 17. Его ручка украшена фигуркой не Найлампа, а оленя.
Фото 17[xx]. Туми из золота культуры Сикана с фигуркой оленя. Музей золота Перу
Культ туми
Фото 18[xx1]. Декапитадор. Культура Моче. Музей золота Перу
У культур Сикана, Чиму и предшествовавшей им культуры Моче (1 – 800 гг. н.э.), существовавших на Северном побережье Перу, туми и сделанные в его форме предметы обладали статусом священных, служили символами власти и принадлежности к роду божества-первопредка. У культуры Моче туми являлся атрибутом богов, которые сражались им друг с другом, а иногда и с человеком. Туми они отсекали голову побежденному противнику. С туми в одной руке и человеческой головой в другой изображается божество Декапитадор цивилизации Моче (скульптура на фото 18 и фигурка на сонахере чальчальчи – фото 19). Однако ни воины Моче, ни воины других культур Андского мира никогда не использовали туми как оружие.
Фото 19. Золотая чальчальча из гробницы Властителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу. Фото 20[xxii]. Крупный план реконструкции саркофага Властителя Сипана. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана, район Санья, провинция Чиклайо, департамент Ламбайеке
В погребальном фардо Властителя Сипана (III в. н.э.) находились три огромных пластины в форме туми (фото 19 и 20). Две из них – те, что лежат в ногах властителя, представляют собой золотую и серебряную чальчальчи, которые знать Моче носила сзади прикрепленными к поясу. Третий предмет в форме туми является украшением головного убора Властителя Сипана.
Фото 21. Музейная инсталляция торжественного выхода властителя Сипана. Зал манекенов. Музей царских гробниц Сипана
На основе предметов, найденных в гробницах Уаки Рахады (археологический комплекс Сипана, район Санья, провинция Чиклайо, департамент Ламбайеке) в Музее царских гробниц Сипана была сделана инсталляция, показанная на фото 21. Она дает возможность представить, как могли выглядеть Властитель Сипана и похороненные вместе с ним спутники (в центре), Жрец властителя и его спутники (слева), а также воины разного ранга, похороненные в гробницах на уровне-4 уаки (справа). Тумиобразные навершия украшают конические шлемы воинов. Самое большое навершие венчает шлем Властителя Сипана. Головы военачальника Властителя Сипана и военачальника Жреца украшают фронтальные пластины в форме туми. У других представителей элиты Сипана, и в том числе у жены властителя, фронтальные украшения головы помимо тумиобразной пластины включают в себя ажурные орнаменты.
Фото 22[xxiii]. Реконструкционный рисунок властителя, захороненного в Уаке Попугая (Huaca Loro), Восточная гробница, 1991 г. Национальный музей Сикана, Чиклайо (Chiclayo), Перу
В Сикане туми продолжал быть атрибутом божественной власти. Его символ также остался частью головного убора правителей (фото 22 и 23).
Фото 23[xxiv]. Части золотого головного убора с символом туми, который принадлежал властителю, захороненному в Уаке Попугая. Национальный музей Сикана
Еще более впечатляющ головной убор, увенчанный туми, который показан на фото 24. Он искусно декорирован рельефным изображением Найлампа, который, судя по фигурке, плывущей под локтем его левой руки, находится под водой. Кроме большой фигуры Найлампа, на короне есть и маленькие скульптурные фигурки этого божества в разных головных уборах и в различных позах.
Фото 24[xxv]. Золотой головной убор. Сикан. Музей золота Перу
Правитель из династии Найлампа восседал в той же позе и с теми же атрибутами власти – шаром и туми на низком плоском троне, что и его божественный предок, изображаемый на ручке церемониального ножа (фото 1, 5, 8 и 25).
Фото 25[xxvi]. Туми из золота. Культура Сикана. Музей золота Перу
На голове правителя из дома Найлампа, по мнению ученых, был не только ажурный венец божества, но и сам туми (подробнее см. «Легенду о Найлампе», рис. 19).
Археологические находки
Найти во время археологических раскопок богато украшенный туми практически невозможно. Бóльшая часть гробниц в Перу давно разграблена черными копателями – уакерос. Но в 2006 г. группе ученых, возглавляемой Идзуми Симадой (Izumi Shimada), археологом из Университета Южного Иллинойса (США), посчастливилось найти под пирамидой Уаки Попугая нетронутое захоронение элиты периода Среднего Сикана (900 – 1100 гг. н.э.). В нем они обнаружили 12 туми. Восемь ножей не имели декора. Четыре туми были украшены, но только два из них имели фигурки Найлампа. Это стало сенсацией, потому что туми, декорированные фигуркой сиканского божества, были найдены впервые[xxvii].
Фото 26[xxviii]. Один из двух туми, декорированных фигуркой Найлампа, которые были найдены во время раскопок под пирамидой Уаки Попугая
[ii] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=direct/1/ResultLightboxView/result.t1.collection_lightbox.$TspTitleImageLink.link&sp=10&sp=Scollection&sp=SfieldValue&sp=0&sp=3&sp=3&sp=Slightbox_3x4&sp=0&sp=Sdetail&sp=0&sp=F&sp=T&sp=2
[iii] http://www.flickr.com/photos/euthman/2618203407/sizes/z/in/photostream/; http://www.metmuseum.org/art/collection/search/309982
[v] http://www.elconfidencial.com/noticias/noticia_12694.asp
[vi] http://www.rankeada.com/ver/info/4320752/Peru_-Sus-antiguas-Culturas-_Megapost_Update_.html
[ix] Essential Guide, 2009. The Art Institute of Chicago (http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/18757?search_no=7&index=144).
[x] Essential Guide, 2009. The Art Institute of Chicago (http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/18757?search_no=7&index=144).
[xi] http://www.artsbma.org/collectionitemdetails?searchlayout=grid&showform=0&ordering=popular&searchphrase=exact&areas[0]=portfolio&searchcollection=Pre-Columbian%20Art&areas[]=portfolio&searchlayout=details&limit=1&start=1
[xv] http://www.flickr.com/photos/28914651@N03/3396910494/
[xva] http://art.thewalters.org/detail/80415/ceremonial-knife-tumi/
[xviii] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001988
[xix] http://museum.doaks.org/Obj22692?sid=16429&x=96298&port=2640