Туми

 

Туми Сикана

Фото. 1[i]. Туми. Цере­мо­ни­аль­ный нож. Раз­меры: 33,8×15,1×4,5 см. Ширина лез­вия: 13,2 см, ширина венца: 15 см, высота фигуры: 18,7 см. Вес: 419 г. Мате­ри­алы: золото, серебро (бирю­зо­вые вставки не сохра­ни­лись). Куль­тура: Сикан. 1000 – 1200 гг. н.э. Этно­ло­ги­че­ский музей (Ethnologisches Museum) Бер­лина[ii]

Туми (tumi) – свя­щен­ный нож Анд­ского мира. Нож имеет форму вытя­ну­того пря­мо­уголь­ника (ино­гда тра­пе­ции), закан­чи­ва­ю­ще­гося полу­круг­лым лез­вием. Его руч­кой явля­ется чело­ве­че­ская фигура. Сде­лан он из золота. Таково типич­ное пред­став­ле­ние о туми. Однако этим харак­те­ри­сти­кам соот­вет­ствуют лишь наи­бо­лее извест­ные туми, кото­рые отно­сятся к куль­туре Сикана (Лам­бай­еке), дати­ру­е­мой VIIIXIV вв. н.э.

Фото 2. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Инвен­тар­ный № 1974.271.60. Высота 36,2 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, бирюза. Куль­тура: Сикан (Лам­бай­еке). Дата: IXXI вв. н.э. Гео­гра­фия: Перу. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iii]. Чет­кость линий углуб­ле­ния в форме туми на груди боже­ства гово­рит о том, что здесь могла нахо­диться вставка из бирюзы, кото­рая была утрачена

image023Фото 3[iv]. Обо­рот­ная сто­рона туми из Метрополитен-музея искусств

Мастера именно куль­туры Сикана стали укра­шать цере­мо­ни­аль­ный туми фигу­рой кры­ла­того чело­века с круг­лым широ­ким лицом и мин­да­ле­вид­ными гла­зами в голов­ном уборе, состо­я­щем из полу­круга с при­креп­лен­ным к нему ажур­ным метал­ли­че­ским кру­же­вом в форме рас­кры­того веера. Узор скани сим­во­ли­зи­рует мор­ские волны. Эта фигура отож­деств­ля­ется с Най­лам­пом – богом-царем и осно­ва­те­лем цар­ства Сикана в долине Лам­бай­еке (север­ное побе­ре­жье нынеш­него Перу).

Фото 4[v]. Сикан­ский золо­той туми. Музей золота Перу, Лима. Фото 4а[vi]. Схо­жий туми. Све­де­ния отсутствуют

Нередко и сам Най­ламп изоб­ра­жа­ется с туми, кото­рый он дер­жит обе­ими руками (фото 2, 4, 4а), или с туми и шаром, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим, воз­можно, Луну или Солнце (фото 1, 5, 8). Ино­гда боже­ство пока­зы­ва­ется сидя­щим по-турецки на низ­ком плос­ком троне, но чаще – сто­я­щим. На неко­то­рых туми у Най­лампа вме­сто чело­ве­че­ских ступ­ней – пти­чьи лапки.

Фото 5[vii]. Туми куль­туры Сикана. Музей золота Перу

Судя по туми, пред­став­лен­ным на фото 1 и 5, их основа отли­ва­лась из недра­го­цен­ных метал­лов. Фигурка дела­лась с помо­щью отжига и чеканки. Изде­лие покры­ва­лось листо­вым золо­том ино­гда в соче­та­нии с листо­вым сереб­ром (фото 11). Фигурка боже­ства укра­ша­лась ска­нью, под­вес­ками в виде капель и фигу­рок птиц, круп­ными встав­ками чаще всего из бирюзы.

Фото 6. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Раз­меры: 33×13 см. Мате­ри­алы: золото, бирюза. Куль­тура: Сикан. X – XI вв. Метрополитен-музей искусств[viii]

Бирюза в Анд­ском мире высоко цени­лась. Она была свя­зана с покло­не­нием воде и небу[ix] – сти­хиям бога Най­лампа. Поэтому фигурка боже­ства так щедро укра­ша­лась бирю­зой. Ею инкру­сти­ро­вали глаза, ушные укра­ше­ния, голов­ной убор, а ино­гда даже пье­де­стал, на кото­ром стоит боже­ство (фото 4).

Фото 7. Голова Най­лампа туми (фото 6) круп­ным планом

Туми, как и мно­гие дру­гие объ­екты из золота, серебра и тка­ней, были сде­ланы в цар­ских мастер­ских и тор­же­ственно пре­зен­то­ваны высо­ким долж­ност­ным лицам в каче­стве эмблемы ста­туса и вла­сти[x].

Фото 8[xi]. Туми. Сплав золота, меди и серебра, бирюза. Раз­меры: 34,6×13,3×3,2 см

Какой вели­чины были типич­ные туми из золота, мне неиз­вестно. В моем рас­по­ря­же­нии ока­за­лись лишь несколько сним­ков туми, в под­писи к кото­рым даны их раз­меры. На их осно­ва­нии можно ска­зать, что в сред­нем высота ножа состав­ляла 33 – 37 см.

Фото 9[xii]. Золо­той туми Сикана (Чиму?). Зал Сикана Музея золота Перу

У туми, пока­зан­ного на фото 9, непри­выч­ный вид. Он не имеют мини­а­тюр­ной скульп­туры Най­лампа, зато пол­но­стью покрыт гра­ви­ро­ван­ными сим­во­ли­че­скими узо­рами, а голова Най­лампа изоб­ра­жена в ниж­ней части ком­по­зи­ции – на лезвии.

Фото 10. Экс­по­нат Зала Сикана Музея золота Перу[xiii]

Еще более необыч­ный туми пред­став­лен на фото 10. У него форма полу­ме­сяца. Даже не знаю, можно ли его отне­сти к туми, если только по при­знаку нали­чия головы Найлампа.

image015 image116Фото 11[xiv] и 11а[xiva]. Сикан­ский золо­той туми, сня­тый при раз­ном осве­ще­нии. Золото, серебро, хри­зо­колла, бирюза, лазу­рит, спон­ди­лус. Музей золота Перу

У Най­лампа на туми с фото 11 есть только голова. На пер­вый взгляд кажется, что она вылеп­лена не по канону: у нее впа­лые щеки, и на месте под­бо­родка боль­шая вмя­тина, как и на пере­но­сице. Но при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии пони­ма­ешь, что это – гнезда, куда были встав­лены дра­го­цен­ные или полу­дра­го­цен­ные камни, воз­можно, темно-розовые, напо­до­бие тех, кото­рыми деко­ри­ро­ван венец Най­лампа. Сво­бод­ная от леп­ных укра­ше­ний часть руко­яти и лез­вие туми покрыты в шах­мат­ном порядке тон­кими листами золота и серебра.

image022 image118Фото 12[xv]. Туми из Музея золота Перу. Фото 12а. Туми. Раз­меры: 20,9×6,8×1,5 см. Мате­риал: сплав серебра. Без обо­зна­че­ния даты. Место про­ис­хож­де­ния: Север­ное побе­ре­жье Перу. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса, Бал­ти­мор, США[xva]

Туми, у кото­рого на руко­яти изоб­ра­жена лишь голова Най­лампа, не такая уже и ред­кость, как я раньше счи­тала. Об этом сви­де­тель­ствуют фото 10 – 15.

Фото 13[xvi] Туми из Музея золота Перу. Фото 14[xvii]. Навер­шие этого туми круп­ным планом

Туми с фото 15 также отно­сится к тем ножам, у кото­рых на руко­яти есть только голова Най­лампа без тела. Осо­бен­но­стью этого туми явля­ется боль­шой ромб, при­креп­лен­ный сверху к голове боже­ства. Он напо­ми­нает нако­неч­ник копья. Что сим­во­ли­зи­рует ромб и для чего он пред­на­зна­чен, мне неизвестно.

Фото 15. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Высота 35,9 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, бирюза. Куль­тура: Сикан. IXXI вв. Метрополитен-музей искусств[xviii]

На мед­ном туми с фото 16 Най­ламп изоб­ра­жен в позе вер­хов­ного бога. Его фигура пока­зана фрон­тально. Вытя­ну­тые руки раз­ве­дены в сто­роны на уровне плеч. В них он дер­жит два длин­ных жезла, форма кото­рых харак­терна для цар­ства Сипана (см. фото 21). Такая ком­по­зи­ция на туми мне встре­ти­лась впервые.

Фото 16. Туми. Раз­меры: 22,4×8×1,5 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Сикан. Период: Сред­ний гори­зонт. 900 – 1110 гг. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[xix]

Един­ствен­ным в своем роде явля­ется туми, засня­тый на фото 17. Его ручка укра­шена фигур­кой не Най­лампа, а оленя.

Фото 17[xx]. Туми из золота куль­туры Сикана с фигур­кой оленя. Музей золота Перу

Культ туми

Фото 18[xx1]. Дека­пи­та­дор. Куль­тура Моче. Музей золота Перу

У куль­тур Сикана, Чиму и пред­ше­ство­вав­шей им куль­туры Моче (1 – 800 гг. н.э.), суще­ство­вав­ших на Север­ном побе­ре­жье Перу, туми и сде­лан­ные в его форме пред­меты обла­дали ста­ту­сом свя­щен­ных, слу­жили сим­во­лами вла­сти и при­над­леж­но­сти к роду божества-первопредка. У куль­туры Моче туми являлся атри­бу­том богов, кото­рые сра­жа­лись им друг с дру­гом, а ино­гда и с чело­ве­ком. Туми они отсе­кали голову побеж­ден­ному про­тив­нику. С туми в одной руке и чело­ве­че­ской голо­вой в дру­гой изоб­ра­жа­ется боже­ство Дека­пи­та­дор циви­ли­за­ции Моче (скульп­тура на фото 18 и фигурка на сона­хере чаль­чальчи – фото 19). Однако ни воины Моче, ни воины дру­гих куль­тур Анд­ского мира нико­гда не исполь­зо­вали туми как оружие.

Фото 19. Золо­тая чаль­чальча из гроб­ницы Вла­сти­теля Сипана. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу. Фото 20[xxii]. Круп­ный план рекон­струк­ции сар­ко­фага Вла­сти­теля Сипана. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана, район Санья, про­вин­ция Чиклайо, депар­та­мент Ламбайеке

В погре­баль­ном фардо Вла­сти­теля Сипана (III в. н.э.) нахо­ди­лись три огром­ных пла­стины в форме туми (фото 19 и 20). Две из них – те, что лежат в ногах вла­сти­теля, пред­став­ляют собой золо­тую и сереб­ря­ную чаль­чальчи, кото­рые знать Моче носила сзади при­креп­лен­ными к поясу. Тре­тий пред­мет в форме туми явля­ется укра­ше­нием голов­ного убора Вла­сти­теля Сипана.

Фото 21. Музей­ная инстал­ля­ция тор­же­ствен­ного выхода вла­сти­теля Сипана. Зал мане­ке­нов. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

На основе пред­ме­тов, най­ден­ных в гроб­ни­цах Уаки Рахады (архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Сипана, район Санья, про­вин­ция Чиклайо, депар­та­мент Лам­бай­еке) в Музее цар­ских гроб­ниц Сипана была сде­лана инстал­ля­ция, пока­зан­ная на фото 21. Она дает воз­мож­ность пред­ста­вить, как могли выгля­деть Вла­сти­тель Сипана и похо­ро­нен­ные вме­сте с ним спут­ники (в цен­тре), Жрец вла­сти­теля и его спут­ники (слева), а также воины раз­ного ранга, похо­ро­нен­ные в гроб­ни­цах на уровне-4 уаки (справа). Туми­об­раз­ные навер­шия укра­шают кони­че­ские шлемы вои­нов. Самое боль­шое навер­шие вен­чает шлем Вла­сти­теля Сипана. Головы вое­на­чаль­ника Вла­сти­теля Сипана и вое­на­чаль­ника Жреца укра­шают фрон­таль­ные пла­стины в форме туми. У дру­гих пред­ста­ви­те­лей элиты Сипана, и в том числе у жены вла­сти­теля, фрон­таль­ные укра­ше­ния головы помимо туми­об­раз­ной пла­стины вклю­чают в себя ажур­ные орнаменты.

Фото 22[xxiii]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок вла­сти­теля, захо­ро­нен­ного в Уаке Попу­гая (Huaca Loro), Восточ­ная гроб­ница, 1991 г. Наци­о­наль­ный музей Сикана, Чиклайо (Chiclayo), Перу

В Сикане туми про­дол­жал быть атри­бу­том боже­ствен­ной вла­сти. Его сим­вол также остался частью голов­ного убора пра­ви­те­лей (фото 22 и 23).

Фото 23[xxiv]. Части золо­того голов­ного убора с сим­во­лом туми, кото­рый при­над­ле­жал  вла­сти­телю, захо­ро­нен­ному в Уаке Попу­гая. Наци­о­наль­ный музей Сикана

Еще более впе­чат­ляющ голов­ной убор, увен­чан­ный туми, кото­рый пока­зан на фото 24. Он искусно деко­ри­ро­ван рельеф­ным изоб­ра­же­нием Най­лампа, кото­рый, судя по фигурке, плы­ву­щей под лок­тем его левой руки, нахо­дится под водой. Кроме боль­шой фигуры Най­лампа, на короне есть и малень­кие скульп­тур­ные фигурки этого боже­ства в раз­ных голов­ных убо­рах и в раз­лич­ных позах.

Фото 24[xxv]. Золо­той голов­ной убор. Сикан. Музей золота Перу

Пра­ви­тель из дина­стии Най­лампа вос­се­дал в той же позе и с теми же атри­бу­тами вла­сти – шаром и туми на низ­ком плос­ком троне, что и его боже­ствен­ный пре­док, изоб­ра­жа­е­мый на ручке цере­мо­ни­аль­ного ножа (фото 1, 5, 8 и 25).

Фото 25[xxvi]. Туми из золота. Куль­тура Сикана. Музей золота Перу

На голове пра­ви­теля из дома Най­лампа, по мне­нию уче­ных, был не только ажур­ный венец боже­ства, но и сам туми (подроб­нее см. «Легенду о Най­лампе», рис. 19).

 

Архео­ло­ги­че­ские находки

Найти во время архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок богато укра­шен­ный туми прак­ти­че­ски невоз­можно. Бóль­шая часть гроб­ниц в Перу давно раз­граб­лена чер­ными копа­те­лями – уаке­рос. Но в 2006 г. группе уче­ных, воз­глав­ля­е­мой Идзуми Сима­дой (Izumi Shimada), архео­ло­гом из Уни­вер­си­тета Южного Илли­нойса (США), посчаст­ли­ви­лось найти под пира­ми­дой Уаки Попу­гая нетро­ну­тое захо­ро­не­ние элиты пери­ода Сред­него Сикана (900 – 1100 гг. н.э.). В нем они обна­ру­жили 12 туми. Восемь ножей не имели декора. Четыре туми были укра­шены, но только два из них имели фигурки Най­лампа. Это стало сен­са­цией, потому что туми, деко­ри­ро­ван­ные фигур­кой сикан­ского боже­ства, были най­дены впер­вые[xxvii].

Фото 26[xxviii]. Один из двух туми, деко­ри­ро­ван­ных фигур­кой Най­лампа, кото­рые были най­дены во время рас­ко­пок под пира­ми­дой Уаки Попугая

| 1 | 2 | 3 4 | 5 | |


[ix] Essential Guide, 2009. The Art Institute of Chicago (http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/18757?search_no=7&index=144).

[x] Essential Guide, 2009. The Art Institute of Chicago (http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/18757?search_no=7&index=144).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>