Хроника эксплуатации викуний, продолжение
Указ Симона Боливара
Во время войны за независимость испанских колоний в Америке (1810 – 1826) ее главный руководитель Симон Боливар (Simon Bolívar) много ездил по районам обитания викуний. Он был удивлен и обеспокоен тем, насколько реже стали встречаться эти животные. После провозглашения независимости Перу Симон Боливар в качестве «Освободителя, Президента Республики Колумбия, Освободителя Перу и осуществляющего верховное командование им»[2] 5 июля 1825 г. в Куско подписал Указ о защите викуний, который считается одним из первых американских законов по охране природы. В преамбуле указа он заявил о необходимости всеми возможными средствам увеличить прирост численности викуний и, прежде всего, положить конец многолетним массовым убийствам этих животных, которые происходят из-за торговли их шерстью. Указ запретил убийство викуний и назначил штраф за каждое убитое животное в размере 4 песо, а также предписал каждому, кто хочет продавать шерсть викуний представить доказательства того, что его руно сострижено с живых викуний в апреле, мае, июне и июле[3].
Симон Боливар (1783 – 1830)[4]
А несколькими месяцами ранее викунья была признана патриотическим символом Перу. 25 февраля 1825 г. Симон Боливар и Учредительный конгресс приняли закон, утвердивший новую патриотическую символику и национальный герб Перу, которые используется и сегодня[5].
Однако, как и во времена испанской империи, защитные меры не смогли выдержать давления торговли. На этот раз в новом Перу экспорт организовали британские компании, обосновавшиеся в Арекипе[6].
В 1851 г. в Перу президентский указ запретил экспорт шерсти викуньи и подтвердил действие Указа Симона Боливара 1825 г.[7]. Но охота на викуний не прекращалась.
Страшная картина убийства животных предстает перед нами в свидетельствах Майна Рида. Исходя из того, что он уехал в Америку в 1840 г. и вернулся в Европу лишь после ранения, которое получил на Мексиканской войне 1846 – 1848 гг., Майн Рид описывает методы охоты на викунью, которые практиковались в первой половине XIX в.
Охота на викуний по произведениям Майна Рида
Читая Майна Рида, понимаешь, что в колониальном и постколониальном Перу ни индейцы, ни белые не видели ничего плохого в добыче викуньи (вигони) в огромных количествах.
«…Из прекрасной шерсти вигони делаются плащи, которые продаются потом по двадцать и даже тридцать фунтов стерлингов за штуку. В тех краях каждый считает своей обязанностью обзавестись подобным плащом или пончо; понятно, что только богачи могут носить плащи из чистой шерсти вигони, а индейцы, пастухи и углекопы довольствуются пончо из шерсти ламы. Ввиду большого спроса на вигоней, в Андах обитает много людей, занятых исключительно охотой на это животное»[9].
Однако в книгах Майна Рида можно узнать только о том, как охотились на викуний индейцы. Основным способом добычи викуний оставалось чаку.
«Так как вигонь для индейца – это очень вкусное мясо и дорогая шерсть, то охота на нее является очень прибыльной. Способ, чаще всего применяемый для ловли этих животных, называется чаку и требует большого количества охотников. Обычно все население деревни собирается для этой охоты, которая так выгодна, что является скорее делом, чем развлечением. Даже женщины участвуют в чаку, и для них находится достаточно дела, так как охота продолжается с неделю и даже дольше, а надо готовить пищу.
Человек пятьдесят – сто охотников отправляются в места, где водятся стада вигоней. Берут с собой длинные веревки, множество всевозможных тряпок и кольев. Прибыв на место, вбивают колья в землю на расстоянии около трех шагов один от другого и таким образом огораживают круг, диаметр которого порой достигает полуторы мили. Между этими кольями протягивают веревки, на расстоянии фута от земли, а на веревках развешивают все те же разноцветные лоскутья, которые собственно, с этой целью и были взяты; от ветра тряпки развеваются во все стороны. Круг этот в одном месте открыт на расстоянии почти ста ярдов, и это место служит входом в него. Когда все готово, индейцы верхами объезжают равнину и гонят перед собой встреченные стада вигоней, направляя их в устроенный круг, после чего вход замыкается. Затем охотники слезают с лошадей и с помощью боласов, а порой и просто руками ловят глупых животных, которые так пугаются развевающихся от ветра лоскутьев, что даже не пытаются бежать. Гуанако в этом случае гораздо умнее: они прекрасно понимают, что протянутая веревка не может удержать их, и спокойно перепрыгивают через нее, а иногда и разрывают, не обращая внимания на лоскутья.
Если случается, что среди загнанных вигоней в круге окажется хоть один гуанако, он не только уходит сам, но своим примером увлекает и вигоней, так что охотники остаются ни с чем.
Колья, веревки и все прочие предметы переносятся с места на место до тех пор, пока не будут пойманы все встреченные вигони. После этого охотники делят добычу и возвращаются домой. Но лучшая часть добычи идет в пользу церкви: все шкуры вигоней, стоящие доллара по полтора каждая, должны быть отданы священнику деревни, и этот налог составляет немалый доход, потому что охотники нередко привозят до полутысячи голов животных»[10].
В «Охотничьем празднике» Майн Рид более детально описывает чаку со слов своего товарища по странствиям англичанина Томпсона, страстного любителя охоты. На этом чаку Томпсон «сам присутствовал, путешествуя по высоким плоскогорьям перуанских Андов»:
«…Я узнал от моего приятеля-индейца, что его одноплеменники устраивают иногда целые облавы на вигоней. Само собой понятно, что во мне тотчас же проснулось желание присутствовать на подобной облаве. Оказалось, что через несколько дней мой индеец должен был отправиться на одну из таких облав, устраиваемых его племенем ежегодно.
Накануне назначенного дня мы прибыли в деревушку этого племени, которая состояла всего из нескольких хижин, разбросанных на дне глубокой пропасти Кордильеров. Благодаря такому положению, климат здесь был мягче, чем в районе Пуны, а потому жители деревни могли возделывать маис и сахарный тростник. Эти индейцы считались мирными, но признавали христианство только на словах, хотя церковь с крестом и составляла главное украшение их деревни. Священник был единственным белым, жившим в этой деревне, и сопровождавший меня индеец представил меня этому почтенному патеру, который отнесся ко мне дружески. К величайшему моему изумлению, это духовное лицо должно было принять участие и даже играть главную роль в предстоявшей облаве, он больше всех интересовался успехом этой охоты и, как я узнал это потом, имел к тому вполне основательные причины: прибыль от этой облавы составляла часть ежегодного дохода почтенного патера.
<…>
На другой день перед выступлением охотников был отслужен молебен, после чего наш караван начал взбираться по крутым дорожкам, ведшим в Пуну. Наше шествие имело очень живописный вид, так как с нами было много лошадей, мулов и лам, среди которых теснились мужчины, женщины, дети и собаки. Казалось, будто деревню покинули все живые существа. Это последнее замечание вполне соответствовало действительности, ибо охота на вигоней продолжается не один день, а целые недели. Поэтому приходится брать с собой палатки, одеяла, кухонную посуду, и присутствие женщин на облаве оказывается таким же необходимым, как и присутствие мужчин. Они должны заботиться о порядке в лагере, варить пищу и, при случае, оказывать услуги на самой охоте.
Некоторые из мулов были нагружены предметами, назначения которых я никак не мог понять. Тут были груды тряпок, длинные и короткие канаты и пучки кольев. Мне некогда было расспрашивать обо всем этом, так как мне стоило немало труда править моей лошадью по скользким и крутым тропинкам.
<…>
Только к вечеру мы добрались до места нашей охоты, и потому она была отложена до следующего дня, а пока все занялись устройством лагеря. <…> Наутро, еще задолго до восхода солнца, часть индейцев направилась к соседним высотам в сопровождении женщин и детей, которые несли вышеупомянутые колья, веревки и связки тряпок. Час спустя туда же направились и настоящие охотники, то есть загонщики со своими собаками. Я охотно пристал бы к этому отряду, но патер заявил притязание на мое общество и обещал провести меня в такое место, откуда я могу прекрасно видеть все подробности интересовавшей меня облавы, а пока что мы сели на коней и отправились туда, где работали женщины и дети. Все они были заняты устройством ограды из кольев и канатов, на которые потом были повешены куски бумажной ткани. Они свешивались почти до земли и развевались по ветру. Эта ограда имела круглую форму и осталась открытой с той стороны, откуда ожидалась дичь.
Когда все приготовления были окончены, рабочие разделились на две части и вытянулись в две линии, начиная от входа в ограду, так что получилось нечто вроде исполинской воронки, имевшей в своем широком конце около двух миль. После того дети и женщины, не покидая своих мест, уселись на земле в ожидании той дичи, которую должны пригнать взрослые охотники. Они понемногу приблизились к ограде и тоже развернулись полукругом с тем расчетом, чтобы концы этого полукруга пришли в соприкосновение с краями той живой воронки, которая выстроилась у входа в ограду. Благодаря этому образовалось замкнутое помещение громадных размеров, внутри которого, обезумев от страха, металось стадо вигоней. Бедные животные не знали, в которую сторону им направиться, так как впереди их ожидала ограда, а с боков и сзади они натыкались на охотников и их помощников, которые встречали животных громкими криками и заставляли их снова возвращаться к ограде. Мы с патером стояли на возвышенном месте и могли отлично видеть, что наша добыча состояла из нескольких стад вигоней. Это привело почтенного патера в прекрасное настроение, и он то и дело выкрикивал:
– Смотрите! Смотрите! Одно, два, три, четыре стада, и все большие!
Но вдруг голос патера изменился, и он воскликнул жалобным тоном:
– Jesus, Maria! Как сюда попали проклятые гуанако?!
Присмотревшись хорошенько, я действительно увидел среди вигоней стадо гуанако, но никак не мог понять, почему присутствие этих животных вызывало гнев и проклятия благочестивого патера.
– Ах, – сказал он, вздыхая, – эти гуанако испортят всю охоту, и она не даст никаких результатов!
Продолжая стонать и называя гуанако еретиками, патер объяснил мне, что эти безбожные животные не питают никакого уважения к канатам, перескакивают через ограду или прорывают ее и таким образом указывают путь к бегству и остальным животным. Вигоней было штук пятьдесят, и потеря подобной добычи была, конечно, весьма чувствительной для патера и для всего индейского племени. Но теперь уже не было возможности отделить гуанако от остальных животных, так как все они густой толпой понеслись ко входу в ограду и были загнаны в нее надвигавшимися охотниками. Все же удалось выгнать гуанако из ограды, и вход в нее был быстро заделан при помощи новых кольев и канатов. После этого началось избиение вигоней, для чего охотники вооружились своими «бола», тяжелыми шарами, привязанными к длинной веревке. Размахивая шарами над головой, охотник бросал их в намеченное животное, и вскоре вся внутренность ограды была усеяна мертвыми и умиравшими вигонями. Затем наступили взаимные поздравления, и всюду слышался радостный говор.
Мясо вигоней было распределено между различными индейскими семействами, а кожи принадлежали церкви, т.е. патеру, что, конечно, было львиной долей добычи. Веревки и колья, из которых была сделана ограда, пришлось перенести на другое место, так как облава должна была продолжаться еще девять дней. За это время были убито 500 вигоней, 20 гуанако, несколько оленей и с полдюжины черных медведей, случайно попавших»[11].
Индейцы охотились на викуний и в одиночку. «Если охотник достаточно ловок, – подмечает Майн Рид, – он может поймать животное один, и тогда ему не придется отдавать священнику шкуру»[12]. Индейцы охотились с боласами или ружьями, используя роковую особенность стадного поведения викуний.
Болеадорас. Камень, кожа. Длина 100 см. Аргентина, 1850 – 1900 гг. Музей Америки, Мадрид, Испания[13]
«Вигони живут стадами по восемнадцать-двадцать голов; каждое стадо имеет своего вожака, который заботится о безопасности остальных и относится к этой обязанности с величайшим старанием. При малейшем признаке какой бы то ни было опасности он издает резкий свист и бьет копытом о землю. Стадо понимает это предостережение и сразу собирается вокруг вожака, вытянув шеи в ту сторону, откуда грозит опасность; затем все пускаются бежать, сначала медленно, потом все быстрее и наконец мчатся с быстротой оленя; вожак же остается позади, останавливаясь время от времени, чтобы прикрыть стадо»[14].
«…Каждый раз, когда удается убить вожака, все остальные вигони добровольно разделяют его участь и позволяют убить себя, не оказывая ни малейшего сопротивления»[15], – утверждал один из персонажей романа «Изгнанники в лесу». Индеец уверял «что это не первая такая охота на его веку». Охотился он с помощью маскировки и боласа.
Кечуан из Урубамбы в традиционном костюме, Перу, наше время[16]
Майн Рид пишет:
«Наш вакеро, видя, с каким интересом его гости смотрят на стадо, не смог удержаться, чтобы не показать им свое умение и вместе с тем немного заработать. На несколько минут он исчез, а затем вернулся, преобразившись так хорошо в ламу, что вигони непременно должны были ошибиться. Голова и шея «ламы» были хорошо набиты шерстью, так что держались прямо и возвышались над головой вакеро, который весь был покрыт шкурой животного, причем глаза его приходились на высоте груди чучела. Преобразившись таким образом, индеец захватил свое любимое оружие – болас. <…>
Хижина кечуанов (2009)[17]
Стадо вигоней спокойно проходило ярдах в двухстах от хижины, в которой наши путешественники провели ночь. С боласом в руке, вакеро пробежал первые сто ярдов насколько мог быстро, а потом, по мере приближения к стаду все более замедлял шаги; таким образом, он прошел мимо гуанако, не спугнув их, что было хорошим началом. Вигони, видя спокойствие своего вожака, ничуть не встревожились. К этому-то вожаку и направился замаскировавшийся индеец; его легко было узнать среди стада по более крупным размерам и твердой походке. Удастся ли охотнику обмануть это старое, опытное животное? Вот оно насторожилось, вот ударяет ногой о землю, и вслед за тем раздается его резкий свист. Послушное стадо стекается к вожаку и вот оно уже пустилось наутек. Но в эту секунду мнимая лама резко поднимается на задние ноги, завертелся, промелькнул болас – и старый вожак катается по земле.
А где же быстрые вигони? Вы, наверное, думаете, что очень далеко от охотника, который грозит им смертью? Нет, бедные животные вернулись, чтобы разделить участь того, за кем привыкли следовать и кто всегда оберегал их. Вот они окружили его, издавая жалобные крики. Теперь вакеро уже не нужно скрываться; он убивает одно за другим эти жалкие создания, которые даже и не думают бежать. Вот все они лежат мертвые, ни одно не спаслось от ножа охотника. Их агония уже кончилась, последний стон замер. В долине раздается только топот убегающих гуанако, испуганных лам и альпак»[18].
В этот раз было убито девятнадцать викуний.
В «Охотничьем празднике» Майн Рид дает описание охоты на викуний с ружьем:
«Вскоре мы вышли на ровную местность и увидели вдали пасущееся стадо вигоней. Эти красивые животные своей стройностью напоминали благородных оленей. Кто хоть раз в жизни видел вигоней, тот никогда не забудет красно-оранжевого цвета их шелковистой шерсти. Перед нами было штук двадцать этих животных, и все они мирно паслись, за исключением предводителя и патриарха стада, который заботился об общей безопасности и, высоко подняв голову, недоверчиво поворачивал ее во все стороны.
– Ну, сеньор, – сказал охотник, обращаясь ко мне, – если только нам удастся подстрелить предводителя, то все стадо будет в наших руках.
– Каким же это образом? – спросил я.
– Увидите потом, а пока имейте в виду, что стадо направляется к тому утесу, – ответил индеец, указывая на скалу, которая лежала отдельно на краю равнины. – Туда-то нам и надо теперь поспешить!
Мы осторожно пробрались к указанному месту, так что теперь утес лежал между нами и приближавшейся дичью. Нам удалось взобраться на самый утес, и его зазубренные края представляли из себя естественные бойницы, которыми нам оставалось воспользоваться надлежащим образом. Тем временем стадо успело подойти к нам на расстояние выстрела. Мой проводник шепнул мне, что я должен стрелять только после него и что мы оба должны целиться в предводителя. На этом индеец особенно настаивал, и я обещал следовать его совету.
Не предчувствуя опасности, стадо подходило к нам все ближе и ближе, и я невольно любовался предводителем, шедшим впереди, его огненными глазами и гордыми поворотами головы, когда он, поглядывая назад, приглашал стадо следовать за собой.– Надо полагать, что его мучают паразиты, – тихонько сказал мой товарищ, – в таком случае он подойдет сюда, чтобы потереться о скалы.
И действительно, к нашей несказанной радости стадо рысью подвигалось по направлению к утесу. Но вдруг предводитель остановился, и хотя ветер нам благоприятствовал, животное почувствовало, должно быть, близкую опасность. Закинув голову назад, патриарх стада топнул ногой и испустил свист, похожий на звук, издаваемый оленем. В ту же минуту мой товарищ выстрелил из своего ружья, и предводитель стада, подпрыгнув вверх, упал на землю.
Полагая, что остальные животные обратятся в бегство, я собрался было стрелять в них, хотя они и находились еще далеко от меня. Но индеец не дал мне привести в исполнение это намерение и воскликнул:
– Стойте! Вскоре будет лучшая цель для ваших выстрелов. Посмотрите-ка туда. Ну, сеньор, теперь давайте, если вам угодно!
К моему великому удивлению, стадо и не думало убегать, но рысью приближалось к тому месту, где пал предводитель. Окружив его труп, животные подняли жалобный вой, и их грустный вид растрогал бы всякого, но не охотника, который, как известно, не знает сострадания. Нимало не задумываясь, я выстрелил из обоих стволов моего ружья, заряженного крупной дробью, и когда пороховой дым рассеялся, то около предводителя лежало еще несколько убитых и раненых. Но остальные по-прежнему оставались на месте, и нам с индейцем оставалось только поочередно стрелять и заряжать свои ружья, пока мы не покончили со всем стадом.
Индеец имел полное право сказать, что в этот день мы не потратили даром своего времени, и наша добыча могла быть оценена не менее как в сто долларов»[20].
В этих сценах охоты на викунью поражает больше всего беззащитность животных, легкость с которой их добывает человек. Поведение викуний во время охоты на них говорит о том, что человек еще недавно не был врагом их рода, животные почитались им как дар богов. Викунья была дадена андцам богами именно в качестве, как это ни парадоксально звучит, домашнего животного, хорошо приспособленного к условиям пуны, пасущегося на воле и не требующего присмотра. Не даром Педро Сьеса де Леон назвал викуний и гуанако диким скотом. И он же отмечал, что «гуанако и викуньи, на вид и повадками они как ручные и домашние»[22]. Они предназначены для того, чтобы их ловили и стригли, но не убивали. И викуньи как будто знают о своем предназначении. По моим наблюдениям, имея довольно сильные задние ноги, которыми они могут отбросить человека на три метра, викуньи этого не делают, даже когда в загоне человек ловит их. И ловит их он голыми руками. Они почти не сопротивляются, не кусаются, не плюются, как гуанако. Во время стрижки викуньям часто ноги не связывают, а просто придерживают руками.
Окончание: § 5. Двадцатый век
[1] Симон Боливар в битве с испанцами на фреске «Боливианская эпопея» («La epopeya boliviana») Фернандо Леаля (Fernando Leal) (http://www.elpais.com/fotografia/cultura/Simon/Bolivar/batalla/espanoles/elpdiacul/20100915elpepicul_2/Ies/).
[2] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[3] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[6] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[7] Letts A.B., Rodríguez E.P. Privaticemos las vicuñas: Cómo eliminar el peligro de extinción y aprovechar su potencial económico (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf).
[9] Рид М. Охотничий праздник (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Охотничий_праздник/7/).
[10] Рид М. Изгнанники в лесу (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Изгнанники_в_лесу/2/).
[11] Рид М. Охотничий праздник (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Охотничий_праздник/7/).
[12] Рид М. Изгнанники в лесу (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Изгнанники_в_лесу/2/).
[14] Рид М. Изгнанники в лесу (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Изгнанники_в_лесу/2/).
[15] Рид М. Изгнанники в лесу (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Изгнанники_в_лесу/2/).
[18] Рид М. Изгнанники в лесу (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Изгнанники_в_лесу/2/).
[20] Рид М. Охотничий праздник (http://www.erlib.com/Майн_Рид/Охотничий_праздник/7/).
[22] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).