История охраны викуний в Перу, продолжение
Провал попытки абсолютной защиты викуний
Численность викуний росла, но процесс восстановления популяции шел весьма трудно. По-прежнему процветало браконьерство. Заинтересованности в сохранении и увеличении стад викуний у крестьян даже в общине Луканаса не было.
Так, в соответствии с соглашением 1966 г., подписанным между общиной Луканаса и министерством сельского хозяйства, община взяла на себя обязательство уступить 6500 га Пампа-Галераса и убрать оттуда весь домашний скот. Правительство, в свою очередь, обещало предоставить работу, построить школы, провести лесовосстановление и погасить долг мясом и шкурами, полученными от будущего использования викуний. Правительство так и не выполнило своего обещания и, в свою очередь, община не забрала свой скот из заповедника[2]. Лишь после упомянутого вывоза викуний в 1979 г. началась выплата пособий общинам за каждое животное, которое паслось на их землях[3]. Толчком к выплате пособий, думается, послужил международный скандал с убийством викуний в заповеднике Пампа-Галерас.
Вильфредо Перес Руис в «Саге о викунье» писал: «…На практике и как результат того, что восстановление популяции было самой важной целью для достижения, участие крестьянства было сведено к пассивной роли и созерцанию государства, которое стремилось снова населить пуну викуньями, способствуя созданию рабочих мест, которое управляло указанным ресурсом, проводя перепись популяции, отлавливая, остригая, производя шерсть и мясо, в конце концов, платя деньги в качестве компенсации за пастбища, используемые для викуньи»[4].
Компенсация, получаемая общинами, была несущественной. Настоящей выгоды от викуний они не имели. Кроме того, викуньи были ничьими. Общины не владели ими. А если принять во внимание крайнюю нищету, в которой жили и живут андские крестьяне, их негативное отношение к викуньям, то становится понятным, почему некоторые из крестьян предпочитали браконьерство сохранению животных. Ведь цена на шерсть викуний, оставалась очень высокой.
На первых порах попытка общественной защиты викуний также терпела неудачу.
Соглашение по сохранению и управлению викуньей 1979 г.
Успехи в восстановлении вида
Использование викуний на благо крестьянских общин делается генеральной идеей всех планов касательно викуньи с увеличением ее популяции к концу 1970-х гг. Викуньи будут в лучшей сохранности, и их численность будет увеличиваться быстрее, если крестьяне будут в этом материально заинтересованы. А увеличение численности викуний позволит победить нищету в Андах. Такова идеология действий государственных и общественных структур и сейчас. И международные организации в лице CITES и Соглашения по викунье вынуждены были одобрить данное решение проблемы.
«Законное осуществление владения и использования викуньи в Перу является решающим аспектом защиты вида, потому что большинство популяций викуньи обитает на землях крестьянских общин», – констатирует позднее, в 1997 г., X совещание сторон CITES[5].
На вооружение был взят способ бескоровного использования викуний, который применялся инками. Викуньи оставались в диком состоянии, охота и торговля были запрещены, а шерсть получали при помощи чаку – коллективной облавы, не предполагающей убийства викуний, а только поимку и стрижку животных, после которой их отпускают на волю.
5 декабря 1978 г. в Перу президентским указом был утвержден Специальный проект по рациональному использованию викуньи и ответственности по ее сохранению и управлению[6], принципы которого через год были поддержаны на международном уровне.
20 декабря 1979 г. по истечении срока действия первого соглашения в Лиме (Перу) Боливией, Чили, Эквадором и Перу был подписан второй документ – Соглашение по сохранению и управлению викуньей (Аргентина присоединилась в 1988 г.). Это соглашение действует в настоящее время[7].
Эквадор стал новым членом соглашения. Викуньи исчезли с его территории вскоре после испанского завоевания[8], и Эквадор рассчитывал, в частности, восстановить их популяцию с помощью стран – участниц соглашения[9].
Вот текст первых пяти статей:
«Статья 1. Правительства, подписавшие соглашение, признают, что сохранение викуньи является альтернативой производственной деятельности на благо андскому народу, и обязывают себя перейти к использованию ее продуктов постепенно и в небольших объемах под строгим государственным контролем, применяя методы, предназначенные для управления дикой природой, которые определяют соответствующие официальные органы.
Статья 2. Правительства, подписавшие соглашение, запрещают охоту и незаконную торговлю викуньей, ее продуктами и производными на территории своих стран.
Статья 3. Правительства, подписавшие соглашение, запрещают внутреннюю и внешнюю торговлю викуньями, их продуктами в натуральном виде и изделиями из них до 31 декабря 1989 года. Если любая из сторон достигла уровня популяции викуний, управление которой допускает производство мяса, субпродуктов и костей, а также обработку кожи и шерсти, возможно постепенное извлечение коммерческой выгоды под строгим контролем государства. Обращение в товар обработанных кож и тканей будет сделано с использованием международных узнаваемых марок и фирм, зарегистрированных или запатентованных, после согласования со сторонами через Техническую административную комиссию настоящего соглашения и в координации с Конвенцией о международной торговле видами диких животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 1973).
Статья 4. Правительства, подписавшие соглашение, запрещают экспорт фертильных викуний, спермы или другого репродуктивного материала, кроме как для проведения исследований и/или переселения для любой из стран-участниц.
Статья 5. Правительства, подписавшие соглашение, обязуются поддерживать и развивать национальные парки и заповедники и другие охраняемые территории с популяциями викуньи и расширять районы для восстановления популяции с низким использованием управления – преимущественно в дикой форме – и всегда под государственным контролем»[10].
Правительства обязались продолжить научные исследования по викунье, включающие биоэкологические и социально экономические аспекты, обмениваться информацией, предоставлять техническую помощь для управления и переселения викуньи, включая подготовку кадров[11].
В качестве рабочего органа соглашения была создана Технико-административная комиссия, которая должна была собираться ежегодно[12].
Предпринятые усилия дали свои плоды. Вид удалось сохранить, и его численность стала расти. В 1980 г. викуний во всем Перу было уже 61 150 экземпляров. Это было одним из величайших достижений в мире по восстановлению вида, находившегося под угрозой исчезновения[13].
Черная дыра «Сияющего пути»
Однако 17 мая 1980 г. «Сияющий путь», реорганизовавшийся в вооруженную группировку, перешел к партизанской войне в высокогорьях Аякучо. Со временем все больше территорий страны оказывалось под его контролем, особенно в районах Анд. Первоначально «Сияющий путь» получал поддержку от местных крестьян[14].
Организация «Сияющий путь», или коммунистическая партия Перу зародилась в 60-е гг. XX в. в среде преподавателей и студентов Университета Хуаманга Аякучо – одного из самых бедных перуанских департаментов. Она позиционировала себя как «четвертая ступень ленинского учения, после Маркса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна». Под руководством своего лидера Абимаэля Гусмана (Abimael Guzmán), профессора философии Университета Хуаманга, «Сияющий путь» превратился в одно из крупнейших леворадикальных движений в Латинской Америке. Движение Гусмана неоднократно прибегало к террористическим методам против неприсоединившихся крестьян и профсоюзных лидеров (впрочем, такие же меры активно использовались и перуанским правительством). В США, странах Европы и Перу «Сияющий путь» считается террористической организацией. В результате войны, развязанной им, погибли около 70 тыс. человек[15].
В марте 1983 г. «Сияющий путь» атаковал заповедник Пампа-Галерас. А два рейда, совершенных в 1989 г., привели к тому, что заповедник опустел. Заповедник был «ничейной землей» до 1991 г.[16].
Начался разгул браконьерства, которым занимались не только организованные банды преступников, но зачастую и сами крестьяне. Если в 1981 г. популяция викуний страны, согласно частичной переписи, насчитывала 69 063 особи, обитавших на 3 146 360 га, то в 1982 г. эти показатели составили только 25 472 экземпляра и 279 915 га[17].
В 1991 г. «Сияющий путь» захватил контроль над многими сельскими районами центральной и южной частей Перу, его присутствие ощущалось и в предместьях Лимы. Перуанское правительство направило военных для борьбы с повстанцами в районы преобладания «Сияющего пути» и в первую очередь в Аякучо, которое было объявлено чрезвычайной зоной, действие конституционных прав там было приостановлено. Правительственные войска уничтожали деревни и убивали крестьян, подозреваемых в поддержке «Сияющего пути»[19].
12 сентября 1992 г. группа специальной разведки перуанской полиции поймала Гусмана и нескольких лидеров. В то же время «Сияющий путь» терпел военные поражения от организаций деревенской самообороны крестьян, которые больше не поддерживали его. Гусман в обмен на замену смертной казни пожизненным заключением выступил по телевидению с обращением к своим сторонникам, в котором призвал прекратить сопротивление. Роль лидера «Сияющего пути» перешла к Оскару Рамиресу, который был захвачен властями Перу в 1999 г. После поимки Рамиреса организация раскололась, партизанская активность ослабла[20].
После разгрома в начале 1990-х гг. группировка, по словам перуанских властей, перешла на службу к местным наркобаронам[21].
Бойцы «Сияющего пути»[22]
За последние 5 лет, по словам министра обороны Хайме Торне, благодаря успешным действиям перуанской армии зона действия «Сияющего пути» сократилась с 34 тыс. до 5 тыс. км2». Опорной зоной террористов остается долина рек Апуримак и Эне, которая отличается труднопроходимыми лесами и горным ландшафтом. По данным перуанских экспертов по борьбе с терроризмом, на этой обширной территории, охватывающей департаменты Аякучо, Куско и Хунин, действуют отряды «Сияющего пути», которыми руководит семейный клан Киспе Паломино. В последние годы клан превратил свои повстанческие подразделения в преступную организацию, которая занимается производством, хранением и перевозкой кокаина. По оценкам спецслужб, ее численность достигает приблизительно 600 человек[23].
Возобновление роста популяции викуньи.
Разрешение CITES на торговлю тканями
Согласно официальным статистическим данным, в 1983 г. численность викуний снова стала расти и составила 44 516 особей с территорией обитания 3 006 032 га. В 1986 г. в Перу было уже 61 224 викуньи[24].
Изменение численности викуний в Перу с 1980 по 1994 г.[25]
В 1986 г. был разработан план по сохранению викуний путем организации их коммерциализации, базирующийся на инкской модели управления викуньями. По версии М. Сафли, автором этого плана была перуанская компания «Grupo Inca», основанная в городе Арекипе швейцарской семьей Паттей (Patthey) и перуанской семьей Корсо (Corzo) в 1957 г. как компания по экспорту шерсти альпаки[26]. В 1980 – 1990-х гг. ею владели Франсуа Паттей (Francois Patthey) и Фернандо Корсо (Fernando Corzo).
[27]Пряжа из шерсти викуньи. Предположительно ткацкая фабрика компании «Cóndor TIPS», конец 1980 – первая половина 1990-х гг.
Суть философии «Grupo Inca» по проблеме сохранения викуньи была выражена в девизе «Стричь викунью, чтобы спасти викунью», поскольку «стриженая викунья не представляет никакой ценности для браконьеров», как говорил Фернандо Корсо[28].
[29]Ткань из шерсти викуньи. Предположительно ткацкая фабрика компании «Cóndor TIPS», конец 1980 – первая половина 1990-х гг.
В соответствии с комплексной стратегией «Grupo Inca» было необходимо перевести викуний в Приложение II CITES, что позволило бы стричь живых викуний и из их шерсти изготавливать ткани. В 1986 г. текстильная компания «Cóndor TIPS», созданная «Grupo Inca» в начале 1980-х гг. и имевшая знания и опыт в обработке шерсти верблюдовых, получила разрешение от правительства Перу и от CONACS, в частности, сделать ткань, используя шерсть со шкур мертвых викуний, конфискованных у браконьеров. Эта ткань была представлена на VI совещании сторон CITES в Оттаве, Канада, в 1987 г.[30].
Устойчивый рост числа викуний (в 1987 г. их стало уже 63 223[31]), план по коммерческому использованию шерсти викуний для их сохранения, а также «образцовое упорство» Ф. Бенавидеса – главы делегации Перу на этом совещании сыграли свою роль. Ф. Бенавидес достиг единодушной поддержки всех стран-участниц[32]. В результате на VI совещании сторон CITES 1987 г. было принято решение переместить викуний Аякучо, Хунина и Пуно (на карте эти департаменты выделены оранжевым цветом) в Приложение II (ограниченное использование) и выдать (впервые) разрешение «на торговлю тканями и одеждой из шерсти, состриженной с живых животных, помещенных в Приложение II CITES, с маркой «VICUÑANDES» и маркой «CITES PRE–OTTAWA 1987″»[33].
«…Бенавидес получил согласие международного сообщества на перуанское предложение вырабатывать ткань из шерсти, состриженной с живых викуний, которое заслужило единодушную поддержку мирового научного сообщества, – писал Вильфредо Перес Руис. – Таким образом, начался новый этап в рациональном использовании ресурса дикой природы, находящегося под угрозой исчезновения, переработка и коммерциализация тонкой шерсти которого будут приносить впоследствии выгоды сельскому населению»[35].
В 1988 г. при содействии тогдашнего председателя совета министров Перу Армандо Вильануэвы (Armando Villanueva) был создан Национальный совет по викунье (Consejo Nacional de la Vicuña), председателем которого стал Фелипе Бенавидес Барреда[36]. Национальный совет по викунье был образован при министерстве канцелярии президента (Ministerio de la Presidencia). Он ставил перед собой цели как сохранения викуньи, так и внесения вклада в социальное и экономическое развитие крестьянских общин, на чьих землях они обитают[37].
Неудача опыта с изготовлением и продажей тканей.
Браконьерство принимает угрожающий характер
В 1988 г. в Перу популяция викуньи снова стала сокращаться, достигнув угрожающих значений в 1990 г., когда в стране осталось всего 15 412 викуньи[38].
В период 1989 – 1993 гг., когда социально-политическая ситуация эпохи оставила без защиты викуний, было уничтожено в общей сложности 45000 животных, что составляет в среднем около 9000 убитых викуний в год[39].
Разрешение CITES на выработку и вывоз тканей (не шерсти), которое получило Перу, а вскоре и другие страны викуньи, не принесло желаемого результата ни в одной из них. Внутренние текстильные компании предлагали цену за шерсть значительно ниже, чем иностранные, да и производственных условий для изготовления высококачественных тканей из тончайшей шерсти викуний и в нужном объеме внутри стран не было. Практика чаку начала возрождаться в Перу в 1987 г.[40]. Однако крестьянам ничего не оставалось, как в лучшем случае стричь викуний и накапливать шерсть, а в худшем – заниматься браконьерством и нелегальной торговлей. Регулярными чаку стали лишь с 1995 г.
Викуньи не принадлежали крестьянам. Стричь и использовать их шерсть было в принципе незаконно. Отсутствовала законодательная база для коммерциализации шерсти. Не было государственной системы управления викуньями. Работающий единый механизм по управлению викуньями, основанный на соответствующем законодательстве, был создан в период правления Альберто Фухимори на посту президента Перу и Альфонсо Мартинеса Варгаса на посту председателя CONACS. Кроме того, в этот период Перу сумело добиться разрешения на продажу шерсти за рубеж и создать систему ее коммерциализации.
[2] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú. PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[3] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).
[4] Цит. по: Historia de la vicuña (http://vicunaperuana.blogspot.com/2008/06/historia-de-la-vicua.html).
[5] La X Conferencia de las Partes de la CITES. Harare (Zimbabwe), 9 – 20 de junio de 1997. Examen de las propuestas de enmienda a los Apéndices I y II. Prop. 10.30 (http://www.cites.org/esp/cop/10/prop/S10-30.pdf).
[6] Letts A.B., Rodríguez E.P. Privaticemos las vicuñas: Cómo eliminar el peligro de extinción y aprovechar su potencial económico (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf).
[7] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[8] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).
[9] Convenio de la Vicuña (1979–2008) (http://www.conveniovicuna.org/Convenio%20de%20la%20Vicu%C3%B1a.doc).
[10] Convenio de la Vicuña (1979–2008) (http://www.conveniovicuna.org/Convenio%20de%20la%20Vicu%C3%B1a.doc).
[11] Convenio de la Vicuña (1979–2008) (http://www.conveniovicuna.org/Convenio%20de%20la%20Vicu%C3%B1a.doc).
[12] Convenio de la Vicuña (1979–2008) (http://www.conveniovicuna.org/Convenio%20de%20la%20Vicu%C3%B1a.doc).
[13] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).
[15] http://ru.wikipedia.org/wiki/Сендеро_Луминосо; http://ru.wikipedia.org/wiki/Абимаэль_Гусман; http://www.newsru.co.il/arch/world/12apr2009/peru_105.html
[16] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf ).
[17] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMA – PERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/Libro.pdf).
[18] http://blog.travelpod.com/travel-photo/bourlingueur/1/1242183600/photo-sendero-luminoso-3.jpg/tpod.html
[24] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMA – PERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/Libro.pdf).
[25] Диаграмма составлена автором по данным Института статистики и информатики Перу (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/Libro.pdf).
[28] Safley M. Chacu! (http://www.ideal-alpaca.com/article/alpaca-vicuna-190.htm).
[29] http://www.alpacas.com/Gallery/PopUp.aspx?galleryID=8&photoIndex=55
[30] Safley M. Chacu! (http://www.ideal-alpaca.com/article/alpaca-vicuna-190.htm); http://www.grupoinca.com/historia.php
[31] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMA – PERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/Libro.pdf).
[32] Meier M. Felipe : Hizo camino al andar… (http://www.ecologiaaldia.com/mmmq/g91_felipe.htm).
[33] La X Conferencia de las Partes de la CITES. Harare (Zimbabwe), 9 – 20 de junio de 1997. Examen de las propuestas de enmienda a los Apéndices I y II. Prop. 10.30 (http://www.cites.org/esp/cop/10/prop/S10-30.pdf).
[35] Pérez Ruiz W. Felipe Benavides: Un peruano ejemplar (http://wperezruiz.lamula.pe/2009/11/18/34/).
[36] Pérez Ruiz W. Felipe Benavides Barreda. Un amigo del partido del pueblo (http://www.generaccion.com/magazine/1025/felipe-benavides-barreda).
[37] Historia de la vicuña (http://vicunaperuana.blogspot.com/2008/06/historia-de-la-vicua.html).
[38] Perú: Anuario de Estadísticas Ambientales, 2009. Dirección Técnica de Demografía e Indicadores Sociales LIMA – PERÚ Mayo, 2009 (http://www1.inei.gob.pe/biblioineipub/bancopub/Est/Lib0800/Libro.pdf).
[39] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Opus cit. (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[40] Renaudeau d’Arc N. Manejo comunitario de la vicuña. Informe para las comunidades. Marzo 2003 (http://www.macaulay.ac.uk/macs/Publications/renaudeaudgb.pdf).