«Боги и духи Анд», продолжение
Сосуд культуры Моче. Национальный музей археологии Генриха Брюнинга, Ламбайеке, Перу[1]
Амару (amaru) – гигантская двуглавая змея, головы которой располагаются на противоположных концах тела. Одно из самых мощных божеств или, скорее, разрушительных сил андской религии. Амару присутствует почти во всех андских мифах.
Две амару осуществляют связь между тремя мирами мироздания: средним миром (миром сейчас), миром ниже (внутри земли) и миром выше (верхним миром). В мире внутри земли амару живут в воде. Выползая в здешний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимает вид огромного дерева – от земли до неба, другая становится рекой Укаяли. В верхнем мире одна превращается в радугу (Коиче), другая становится молнией (Ильяпу)[2].
Амару считают великой мифологической водой, обычно символизирующей беспорядок, прорывающийся при переходе к новому порядку. Она появляется в момент природных и социальных катастроф. Появление амару, внезапное и неистовое, – признак коренного изменения, перехода – пачакути[3].
Вот, что пишет об амару У. Салливан:
«На астрономическом уровне ассоциация амару с катастрофами или пачакути разъясняется в ряде источников. Как уже показал ирокезский миф, разъединение земли и неба, произошедшее под эгидой змеи, которая сначала совратила деву, а затем, когда она внедрила новый мир земледелия, дала ей семена и утварь для нового образа жизни. В другой момент преобразования андский «дом ложного бога» зашатался потому, что «змея» съела его соединения.
Впечатляет то, что таким же образом, каким в андских мифах и архитектурные, и топографические метафоры используются для описания строения космоса в какой-то определенный момент прецессионного времени, змея появляется как разрушительная сила не только в архитектурном контексте (как указано выше), но также в топографических образах. Документ колониальной эпохи, принадлежавший одному из «искоренителей» архиепископу Лимы, воспроизводит миф о гигантской змее, называвшейся «гуайарерой»:
«Они суть гигантские змеи, которые движутся под землей и имеют обыкновение вызывать обвалы в горах, а когда указанные горы опрокидываются и рушатся, то они говорят, что это гуайарера разрушила их».
Здесь змея, как S-образная кривая сейсмического удара, идентифицируется с тектоническими сдвигами. На астрономическом уровне эта метафора идентифицирует змею с теми силами, которые сносят «горы» (или «дома»), то есть со структурными элементами, определяющими четыре угла «небесной земли», а именно связь гелиакического восхода звезд с определенными солнечными датами, параметрами «мира-века». На астрономическом уровне гигантская змея причиняет смещение пластов на «небесной земле»»[4].
Продолжение: «Церемонии»
[3] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[4] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).