Туми-сонаха

Туми, про­дол­же­ние

 

В Чилий­ском музее доко­лум­бо­вого искус­ства есть необыч­ный туми, кото­рый явля­ется и цере­мо­ни­аль­ным ножом, и одно­вре­менно сона­хой. Слово «сонаха» (sonaja) про­ис­хо­дит от испан­ского «sonar» – «зву­чать, зве­неть, гре­меть» и сло­ва­рем пере­во­дится как «бубе­нец», что, впро­чем, не отра­жает сути этого древ­него музы­каль­ного инстру­мента. Навер­ное, пра­виль­нее было бы пере­ве­сти его как «погре­мушка». Однако слово «погре­мушка» в нашем пони­ма­нии свя­зано с игруш­ками для малень­ких деток. Здесь же речь идет о цере­мо­ни­аль­ных музы­каль­ных инстру­мен­тах, кото­рые исполь­зо­ва­лись во время риту­а­лов, а не для раз­вле­че­ния. Поэтому, я думаю, стоит назы­вать эти арте­факты сона­хами.

Фото 1. Сонаха. Раз­меры: высота 5,2 см, диа­метр 7,3 см. Мате­риал: серебро. Куль­тура: Викус (Vicus). 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Фото 2. Тех­ника извле­че­ния звука

Музей обла­дает несколь­кими «погре­муш­ками» раз­лич­ной формы из кера­мики, металла и пр. Так, сонаха шаро­об­раз­ной формы[1] (фото 1 – 4), дей­стви­тельно похожа на погре­мушку. Для того чтобы она зву­чала, внутрь были поло­жены метал­ли­че­ские шарики. Сонаха отлита из серебра, а орна­мент на ней выпи­лен.  Как ска­зано на сайте музея, на нем изоб­ра­жено в про­филь сидя­щее зооморф­ное боже­ство. Хвост его закан­чи­ва­ется тремя парами тре­уголь­ни­ков, а голова, как мне кажется, имеет с одной сто­роны вытя­ну­тую зуба­стую пасть зверя, а с дру­гой – пти­чий клюв. Но если при­гля­деться к телу суще­ства, а глав­ное – к его конеч­но­стям, то ста­но­вится понятно, что они при­над­ле­жат чело­веку. Лапы живот­ных сги­ба­ются в дру­гую сто­рону, и на руке у пер­со­нажа есть пальцы.

Фото 3 и 4

На верх­нем орна­менте изоб­ра­же­ния дра­кона пере­ме­жа­ются с изоб­ра­же­ни­ями летя­щей птицы (фото 3 и 4). Летя­щие птицы, пока­зан­ные сверху, поме­щены и на орна­менте, нахо­дя­щемся в ниж­ней части шара. Фигуры птиц чере­ду­ются с фигу­рами рыб или ска­тов (по оценке музея). Их можно рас­смот­реть лишь на абрисе сонахи (фото слева). У птиц огром­ный глаз, точно такой же, как у боже­ства, и они очень напо­ми­нают птеродактилей.

Я думаю, что на сонахе изоб­ра­жен живу­щий в воде и лета­ю­щий по небу дра­кон без кры­льев в своих вопло­ще­ниях: дракон-человек, птица и рыба. (Подроб­нее о дра­ко­нах и их анд­ском вари­анте читайте в § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара. Боже­ствен­ный дра­кон.)

Это боже­ство часто встре­ча­ется на арте­фак­тах, най­ден­ных на побе­ре­жье Перу. В част­но­сти, оно есть на баре­лье­фах Уаки (Храма) дра­кона (фото 5), кото­рую еще назы­вают Уакой радуги. Она рас­по­ло­жена на окра­ине города Тру­хи­льо (север­ное побе­ре­жье Перу) неда­леко от Чан-Чана – сто­лицы цар­ства Чиму. Этот храм был построен между 800 и 1000 г. н.э., по дру­гим дан­ным, в 1100 – 1450 гг. н.э. и отно­сится к куль­туре Чиму[2].

Фото 5[3]. Стена Уаки дракона

Голову дра­кона на сонахе вен­чает убор в виде туми. Она была создана куль­ту­рой Викус (север­ное побе­ре­жье Перу, 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.), кото­рая много старше царств Моче и Сипана, где покло­ня­лись боже­ству, схо­жему с Най­лам­пом, а тем более – царств Сикана и Чиму, где покло­ня­лись самому Най­лампу. И то, что на арте­факте изоб­ра­жен голов­ной убор, име­ю­щий отно­ше­ние к пере­чис­лен­ным цар­ствам и, воз­можно, к Най­лампу, гово­рит о древ­но­сти культа туми и этого бога. Кстати туми есть и на стене Уаки дра­кона. Он нахо­дится в ниж­ней части боль­шой ком­по­зи­ции в цен­тре фигуры, обра­зо­ван­ной дра­ко­нами, кото­рая поме­щена между чело­ве­че­скими фигу­рами в кони­че­ских голов­ных уборах.

Фото 6. Туми-сонаха. Мате­риал: медь, галька. Раз­меры: высота 36,5 см, мак­си­маль­ная ширина 18,5 см. Куль­тура: Викус

Туми-сонаха[4] также отно­сится к куль­туре Викус. Он пред­став­ляет собой цель­ную метал­ли­че­скую пла­стину, состо­я­щую из двух частей: 1) плос­кой, явля­ю­щейся ост­рым лез­вием в форме полу­круга (туми), и 2) объ­ем­ной части, по форме напо­ми­на­ю­щей коло­кол. Внутри «коло­кола» нахо­дится семь кам­ней диа­мет­ром около 1 см.

Фото 7. Гипо­теза о внут­рен­нем устрой­стве предмета

Как, по мне­нию уче­ных, был устроен туми-сонаха, можно видеть на схеме (фото 7). Она вклю­чает в себя фото­гра­фию, кото­рая иллю­стри­рует их пред­став­ле­ние о том, как исполь­зо­вался туми-сонаха. В соот­вет­ствии с ним туми-сонаха кре­пился к поясу чело­века, кото­рый для извле­че­ния зву­ков тряс его рукой. Звук полу­чался очень гром­кий, сухой, металлический.

Фото 8. Рас­пис­ной кув­шин. Мате­риал: Кера­мика. Высота 33,2 см. Куль­тура: Моче. Период: 100 – 800 гг. н.э.[5]

По дан­ным музея, ико­но­гра­фия Моче и Викуса пока­зы­вает вои­нов с вари­ан­тами этих инстру­мен­тов. При­вя­зан­ные к поясу за спи­ной, они изда­вали звук, по все види­мо­сти, ужа­сав­ший их вра­гов[6]. Веро­ятно, име­ются в виду изоб­ра­же­ния, подоб­ные тому, что поме­щено на сосуд, пока­зан­ный на фото 8, кото­рый тоже вхо­дит в кол­лек­цию Чилий­ского музея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>