Туми, продолжение
В Чилийском музее доколумбового искусства есть необычный туми, который является и церемониальным ножом, и одновременно сонахой. Слово «сонаха» (sonaja) происходит от испанского «sonar» – «звучать, звенеть, греметь» и словарем переводится как «бубенец», что, впрочем, не отражает сути этого древнего музыкального инструмента. Наверное, правильнее было бы перевести его как «погремушка». Однако слово «погремушка» в нашем понимании связано с игрушками для маленьких деток. Здесь же речь идет о церемониальных музыкальных инструментах, которые использовались во время ритуалов, а не для развлечения. Поэтому, я думаю, стоит называть эти артефакты сонахами.
Фото 1. Сонаха. Размеры: высота 5,2 см, диаметр 7,3 см. Материал: серебро. Культура: Викус (Vicus). 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Фото 2. Техника извлечения звука
Музей обладает несколькими «погремушками» различной формы из керамики, металла и пр. Так, сонаха шарообразной формы[1] (фото 1 – 4), действительно похожа на погремушку. Для того чтобы она звучала, внутрь были положены металлические шарики. Сонаха отлита из серебра, а орнамент на ней выпилен. Как сказано на сайте музея, на нем изображено в профиль сидящее зооморфное божество. Хвост его заканчивается тремя парами треугольников, а голова, как мне кажется, имеет с одной стороны вытянутую зубастую пасть зверя, а с другой – птичий клюв. Но если приглядеться к телу существа, а главное – к его конечностям, то становится понятно, что они принадлежат человеку. Лапы животных сгибаются в другую сторону, и на руке у персонажа есть пальцы.
На верхнем орнаменте изображения дракона перемежаются с изображениями летящей птицы (фото 3 и 4). Летящие птицы, показанные сверху, помещены и на орнаменте, находящемся в нижней части шара. Фигуры птиц чередуются с фигурами рыб или скатов (по оценке музея). Их можно рассмотреть лишь на абрисе сонахи (фото слева). У птиц огромный глаз, точно такой же, как у божества, и они очень напоминают птеродактилей.
Я думаю, что на сонахе изображен живущий в воде и летающий по небу дракон без крыльев в своих воплощениях: дракон-человек, птица и рыба. (Подробнее о драконах и их андском варианте читайте в § 5. Драконы Чавин-де-Уантара. Божественный дракон.)
Это божество часто встречается на артефактах, найденных на побережье Перу. В частности, оно есть на барельефах Уаки (Храма) дракона (фото 5), которую еще называют Уакой радуги. Она расположена на окраине города Трухильо (северное побережье Перу) недалеко от Чан-Чана – столицы царства Чиму. Этот храм был построен между 800 и 1000 г. н.э., по другим данным, в 1100 – 1450 гг. н.э. и относится к культуре Чиму[2].
Фото 5[3]. Стена Уаки дракона
Голову дракона на сонахе венчает убор в виде туми. Она была создана культурой Викус (северное побережье Перу, 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.), которая много старше царств Моче и Сипана, где поклонялись божеству, схожему с Найлампом, а тем более – царств Сикана и Чиму, где поклонялись самому Найлампу. И то, что на артефакте изображен головной убор, имеющий отношение к перечисленным царствам и, возможно, к Найлампу, говорит о древности культа туми и этого бога. Кстати туми есть и на стене Уаки дракона. Он находится в нижней части большой композиции в центре фигуры, образованной драконами, которая помещена между человеческими фигурами в конических головных уборах.
Фото 6. Туми-сонаха. Материал: медь, галька. Размеры: высота 36,5 см, максимальная ширина 18,5 см. Культура: Викус
Туми-сонаха[4] также относится к культуре Викус. Он представляет собой цельную металлическую пластину, состоящую из двух частей: 1) плоской, являющейся острым лезвием в форме полукруга (туми), и 2) объемной части, по форме напоминающей колокол. Внутри «колокола» находится семь камней диаметром около 1 см.
Фото 7. Гипотеза о внутреннем устройстве предмета
Как, по мнению ученых, был устроен туми-сонаха, можно видеть на схеме (фото 7). Она включает в себя фотографию, которая иллюстрирует их представление о том, как использовался туми-сонаха. В соответствии с ним туми-сонаха крепился к поясу человека, который для извлечения звуков тряс его рукой. Звук получался очень громкий, сухой, металлический.
Фото 8. Расписной кувшин. Материал: Керамика. Высота 33,2 см. Культура: Моче. Период: 100 – 800 гг. н.э.[5]
По данным музея, иконография Моче и Викуса показывает воинов с вариантами этих инструментов. Привязанные к поясу за спиной, они издавали звук, по все видимости, ужасавший их врагов[6]. Вероятно, имеются в виду изображения, подобные тому, что помещено на сосуд, показанный на фото 8, который тоже входит в коллекцию Чилийского музея.
[1] http://www.precolombino.cl/educational-resources/cabeza-de-cetro-sonaja-ornitomorfa/#!prettyPhoto