Чуспа (chuspa) – небольшая сумка-мешочек для листьев коки.
Фото 1[1]. Современные чуспы Перу. Чуспа слева украшена лентами орнамента с фигурами птиц и динозавров (драконов)
В Перу и Боливии листья коки используются для ритуальных целей. Кока – священное растение, которое служит посредником между миром богов и миром людей. Листья коки священники жуют во время ритуалов. Они обязательно включаются в деспачо.
Фото 2[2]. Церемония Willkakuti – праздника возвращения солнца в Каласасайе. Тиауанако (Боливия), 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймарскому летоисчислению. На переднем плане – аймарский первосвященник Боливии с чуспой на груди. Перед ним – ворох листьев коки
Чуспа является принадлежностью церемониального облачения аймарского священника, в том числе и самого высокого ранга (фото 2). Она орнаментирована священными символами. Ее обычно вешают на шею и располагают на груди посередине.
Фото 3. [3]Красные пончо Эво. Вторая индейская «инаугурация» Эво Моралеса. Тиауанако, Боливия, 2010 г. На груди у командира мы видим две чуспы, а на его левой щеке – типичный выступ от комка листьев коки (маскахо – mascajo) во рту
Хотя многие из коренных жителей Перу и Боливии жуют листья коки постоянно, как и их далекие предки, чуспа входит в состав традиционного мужского костюма в основном только аймаров Боливии (фото 3), а также коренных жителей перуанского острова Такиле. В то же время в Перу, как и в Боливии, чуспы продолжают изготавливать и продавать. Материал для сумок ткут на старинных станках и используют для их украшения древние образцы орнаментов.
Фото 4[4]. Панорамный снимок участников коллективного бракосочетания аймаров
Аймарки не носят чуспы. Так на снимке, сделанном во время церемонии коллективного бракосочетания аймаров, прошедшей в столице Боливии Ла-Пасе в 2011 г. с участием президента страны Эво Моралеса (фото 4), можно видеть традиционные костюмы разных общин. Но лишь у одной женщины (в центре) есть чуспа. По всей видимости, она – жрица и поэтому имеет право носить чуспу. На фото 5, где показано, как невесты угощаются листьями коки, ни на одной из них нет такой сумочки. Они лишь держат чуспы в руках, чтобы доставать из них листья. В то же время у каждого мужчины из отряда красных пончо, которые стоят за их спиной, на груди висит чуспа.
Фото 5[5]. Невесты
На рисунках (фото 6 и 7) индейского историка Фелипе Гуамана Помы де Айалы из его рукописи «Первая новая хроника и доброе правление» (1615) Сапа Инка и его законная супруга койя, которые вели свое происхождение от Инти, нередко изображены с чуспой в руках.
Фото 6[6]. Первый Инка Манко Капак. Фото 7. Девятая койя Мама Ана Уарке (Mama Ana Uarque)[7]
Чуспа инкского периода (фото 8) хранится в Британском музее. Цветная ее часть выполнена в технике гобелена. Основой ткани являются хлопковые нити, а утком – шерстяные. Орнамент составлен из андских крестов и фигурок лам, некоторые из которых покрыты сочетанием черных и белых прямоугольников.
Фото 8. Тканая сумка. Длина 25 см, ширина 21,5 см. Материалы: хлопок, шерсть верблюдовых. Место раскопок: Перу. Культура/период: инкский. Поздний горизонт. 1430 – 1660 гг. Британский музей[8]
Инкская чуспа гораздо лучшей сохранности показана на фото 9. Она имеет составную конструкцию, украшена бахромой, а также двумя сложными кистями. Ее верхняя часть является неполной копией чуспы, заснятой на фото 8, и орнаментирована схожей узорной композицией.
Фото 9. Тканая инкская чуспа из шерсти ламы и хлопка. Региональный музей Ики, Перу[9]
Чуспы для императора, как и всю одежду и головные уборы для него и койи, а также «тончайшую одежду» для жертвоприношений, изготавливали девственницы, предназначенные в жены Инти, которых Инка Гарсиласо де ла Вега называет монахинями. По его словам, «они должны были иметь подлинную королевскую кровь, которая была той же, что и у Солнца». Гарсиласо де ла Вега пишет:
«Эти монашки также изготовляли сумки, которые были квадратными, [размером] с квадратную пядь; их носили через плечо, привязывая прекрасно выделанной тесьмой, шириною в два пальца, свисавшей, как портупея, с левого плеча на правый бок. Эти сумки они называли чуспа; они использовались только для того, чтобы носить в них траву, называвшуюся кука (кока – Ф.Ó.), которую индейцы едят [и] которая тогда не была столь общедоступна, как сейчас, ибо ее ел только инка, и его родичи, и некоторые кураки, которым король в знак великой милости и благосклонности направлял в год несколько корзин с кукой»[10].
[1] http://www.flickr.com/photos/citlali/2069818086/in/photostream/; http://www.flickr.com/photos/citlali/2074401474/in/photostream/
[5] http://www.flickr.com/photos/50397537@N03/5731718933
[8] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details.aspx?objectId=477623&partId=1&searchText=Inca&page=2&page=2
[9] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/07–02-cultura-Inca-ceramica-tronos-tejidos.html
[10 Вега, Гарсиласо де ла. История государства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).