Туми Моче

Туми, про­дол­же­ние

Могу­ще­ствен­ный бог-декапитатор Аяпаэк все­гда изоб­ра­жался с самым про­стым туми без каких-либо навер­ший (фото 1). В верх­ней части ножа име­лось отвер­стие, в кото­рое про­де­вался корот­кий ремень, замкну­тый в петлю. Он слу­жил руко­я­тью и с помо­щью него туми кре­пился к поясу.

Фото 1. Наклад­ное носо­вое укра­ше­ние. Раз­меры: 7×10×1 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, камень. Куль­тура: Моче (Коста-Негра). Метрополитен-музей искусств[i]

На роль туми Аяпа­эка под­хо­дит нож, пока­зан­ный на фото 2. Но при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ется, что не такой уж он и про­стой. В его верх­ней части выгра­ви­ро­ван дра­кон и нечто вроде солнца.

Фото 2. Нож. Раз­меры: 16,2×7 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Моче. I – V вв. н.э. Метрополитен-музей искусств[ii]

Но воз­можно, что на носо­вом укра­ше­нии в руке Аяпа­эка не нож, а бое­вой топор (фото 3).

Фото 3. Лез­вия топо­ров. Эква­дор, Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[iii]

Впро­чем, на дру­гих арте­фак­тах Аяпаэк дер­жит в руках все-таки туми, но также без укра­ше­ний. Видимо, суще­ство­вали и бое­вые туми. Осно­ва­ние так пола­гать дает нам сцена боя двух божеств Моче, изоб­ра­жен­ная на кера­ми­че­ском сосуде (фото 4), где один из героев, ско­рее всего Аяпаэк, сра­жа­ется, держа в руке туми.

Фото 4. Рельеф со сце­ной боя. Кера­ми­че­ский сосуд. Раз­меры: 18,7×14,1×14,1 см. Куль­тура: Моче. Этно­ло­ги­че­ский музей Бер­лина[iv]

Туми со схо­жими с ножом Аяпа­эка лез­ви­ями укра­ша­лись фигу­рами живот­ных и людей (фото 5 и 6)

Фото 5. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Высота 15,5 см. Мате­ри­алы: медь, ракушка. Куль­тура: Моче. IIVII вв. Метрополитен-музей искусств[v].
Фото 6. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Высота 17,5 см. Мате­ри­алы: медь. Куль­тура: Моче. IIVII вв. Метрополитен-музей искусств[vi]

Осо­бого вни­ма­ния заслу­жи­вает туми ана­ло­гич­ной формы с навер­шием в виде кисти руки (фото 6). Зна­че­ние этого сим­вола, кото­рый был широко рас­про­стра­нен на север­ном побе­ре­жье, мне пока неясно.

Фото 6. Нож. Раз­меры: 23,5×7,3 см. Мате­ри­алы: медь, золото. Куль­тура: Моче. I – III вв. Метрополитен-музей искусств[vii]

Если гово­рить о неде­ко­ри­ро­ван­ных туми, то в музей­ных кол­лек­циях можно видеть ножи, по боль­шей части име­ю­щие довольно длин­ные ручки, как плос­кие, так и цилин­дри­че­ские. При этом если у золо­тых цере­мо­ни­аль­ных ножей Сикана и Чиму лез­вия сде­ланы в форме круга, от кото­рого по пря­мой линии отре­зали чуть меньше поло­вины, то у туми дру­гих куль­тур форма лез­вий более слож­ная и не все­гда при­бли­жа­ется к полу­кругу (фото 7).

Фото 7. Туми из меди наи­бо­лее типич­ных форм. Куль­тура Моче.
Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[viii]

Суще­ствуют также туми, име­ю­щие вытя­ну­тое узкое лез­вие, рав­но­мерно рас­ши­ря­ю­щи­еся к низу (фото 8 и 9). Они, как пра­вило, укра­шены фигур­ным навер­шием. Правда, в иден­ти­фи­ка­ции таких ножей суще­ствует опре­де­лен­ное про­ти­во­ре­чие. Так, в ката­логе Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства такие ножи назы­ва­ются шпа­те­лями (espátulas), лопа­точ­ками для при­го­тов­ле­ния и упо­треб­ле­ния нар­ко­ти­че­ских веществ во время рели­ги­оз­ных цере­мо­ний. На мой взгляд, кри­те­рием для иден­ти­фи­ка­ции здесь может быть мате­риал, из кото­рого изго­тов­лен пред­мет. Ножи почти все­гда сде­ланы из металла, а лопа­точки для нар­ко­ти­ков – из дерева, кости и пр. Хотя есть веро­ят­ность того, что подоб­ные туми могли иметь двой­ное назначение.

Фото 8. Шпа­тель: пер­со­наж с жез­лами. Раз­меры: 5×32 см. Мате­риал: металл. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный, 100 – 800 гг. Куль­тура: Моче. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[ix]. Фото 9. Туми. Мате­риал: сплав меди и золота. Куль­тура: Моче. Част­ная кол­лек­ция[x]

Для куль­тур Викус (край­ние ножи на фото 10) и Моче были харак­терны туми в форме полу­ме­сяца, на вогну­той сто­роне кото­рого поме­ща­лась рельеф­ная ком­по­зи­ция. Но если Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии опре­де­ляет их как цере­мо­ни­аль­ные ножи (туми), то в ката­логе Метрополитен-музея искусств они зна­чатся как укра­ше­ние в форме полу­ме­сяца, или сер­по­вид­ное укра­ше­ние (Crescent Ornament).

Фото 10[xi]. Мед­ные туми и цере­мо­ни­аль­ный топор в цен­тре. Куль­тура: Викус. V в. до н. э. – VI в. н. э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной истории

Раз­меры полу­ме­ся­цев неболь­шие, поэтому вряд ли они могли быть исполь­зо­ваны для риту­аль­ного обез­глав­ли­ва­ния. На них чаще всего изоб­ра­жены дра­коны или драконы-люди (фото 11 и 12) и кондоры.

Фото 11. Сер­по­вид­ное укра­ше­ние. Раз­меры: 11,1×12,2 см. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Куль­тура: Моче. IIIII вв. Метрополитен-музей искусств[xii]. Фото 12. Сер­по­вид­ное укра­ше­ние. Раз­меры: 9×10,5 см. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Куль­тура: Моче (Коста-Негра). IIIII вв. Метрополитен-музей искусств[xiii]

Неод­но­кратно встре­ча­ются вари­анты двух ком­по­зи­ций: на пер­вом дра­кон попи­рает лежа­щего на спине чело­века (фото 13), на вто­ром – его (их) клюют кон­доры (фото 14).

Фото 13. Ани­ма­ли­сти­че­ское укра­ше­ние. Раз­меры: 10,5×10,5 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Моче (Коста-Негра). III в. Метрополитен-музей искусств[xiv].
Фото 14. Ани­ма­ли­сти­че­ское укра­ше­ние. Раз­меры: 9,4×11,2 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Моче (Коста-Негра). III в. Метрополитен-музей искусств[xv]

На одной из ком­по­зи­ций (фото 15) два боже­ства – пер­вое в обли­чии хищ­ной птицы, а вто­рое – дра­кона нави­сают над лежа­щим муж­чи­ной. У дракона-человека в руках туми, кото­рый он при­ста­вил к груди лежащего.

Фото 15. Ани­ма­ли­сти­че­ское укра­ше­ние. Раз­меры: 9,8×10,5 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Моче (Коста-Негра). III в. Метрополитен-музей искусств[xvi]

Таким обра­зом, сюжеты ком­по­зи­ций туми–полу­ме­ся­цев свя­заны, если и не с жерт­во­при­но­ше­ни­ями (обычно на таких ком­по­зи­циях жертва стоит в пол­ный рост или на коле­нях), то, оче­видно, с пере­хо­дом в дру­гой мир. Неко­то­рые из пла­стин имеют дырочки в верх­ней части. Воз­можно, они кре­пи­лись к поясу или самой одежде и явля­лись сим­во­лами боже­ствен­ной вла­сти, как и туми Сикана.

Наи­бо­лее впе­чат­ля­ю­щей пред­став­ля­ется ком­по­зи­ция, где изоб­ра­жен вер­хов­ный бог, кото­рый в каче­стве жез­лов дер­жит за волосы-змеи двух драконов-людей (фото 16). В резуль­тате его могу­ще­ство выра­жено в пол­ной мере и пред­ста­вить себе более силь­ного анд­ского бога про­сто невозможно.

Фото 16. Ани­ма­ли­сти­че­ское укра­ше­ние. Раз­меры: 16×17,2 см. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). III в. Метрополитен-музей искусств[xvii]

Жаль, конечно, что полу­ме­сяцы так изъ­едены кор­ро­зией и мно­гие ком­по­зи­ции лишь уга­ды­ва­ются. Их орна­менты очень гово­ря­щие, они выпол­нены с боль­шим искус­ством и пред­став­ляют собой важ­ную, еще незна­ко­мую стра­ницу, кото­рую хоте­лось бы про­честь для того, чтобы сим­во­лика Анд­ского мира и сам этот мир стали понятней.

В итоге сле­дует заклю­чить, что на туми цар­ства Моче божество-птица, харак­тер­ное для царств Чиму и Сикана, отсут­ствует. И если счи­тать орна­мен­ти­ро­ван­ные полу­ме­сяцы цере­мо­ни­аль­ными ножами, то сле­дует на основе их сюжет­ных ком­по­зи­ций при­знать туми Моче самыми мрач­ными во всей исто­рии Анд­ского мира.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>