Жертвоприноситель

К «Концу эпохи Вира­кочи»

Жерт­во­при­но­сить. Кон­тей­нер. Раз­меры: 10,80×7,00×7,50 см. Мате­ри­алы: дерево и крас­ный пиг­мент (кино­варь). Куль­тура: Уари. Сред­ний гори­зонт. 600 – 1000 гг. Клив­ленд­ский музей искусств, США[1]

Пона­чалу жерт­во­при­но­си­тель вызвал у меня бурю воз­му­ще­ния. Тогда мне каза­лось, что он – извра­щен­ное вопло­ще­ние Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако, в кото­ром пра­ви­тели Уари, рас­топ­тали иде­алы Века Вира­кочи. Однако в Анд­ском мире все непро­сто. Мерила добра и зла там не такие, как в мире людей XXI в. И сле­дует при­знать, что жерт­во­при­но­си­тель дей­стви­тельно схож с богом Моче Аяпа­эком, но образ его гораздо более сло­жен, чем образ жесто­кого дека­пи­та­тора, а ужас­ное и пре­крас­ное в этом про­из­ве­де­нии искус­ства нераз­рывно связаны.

 

Оце­нить по досто­ин­ству жерт­во­при­но­си­теля стало воз­мож­ным бла­го­даря Клив­ленд­скому музею искусств, кото­рый, отда­вая долж­ное этому шедевру, на стра­ни­цах сво­его вир­ту­аль­ного ката­лога опуб­ли­ко­вал целых шесть его фото в раз­ных ракур­сах. Они поз­во­ляют не только полю­бо­ваться мастер­ством худож­ника и рез­чика, но и уви­деть все богат­ство сим­во­лики, кото­рой покрыта скульп­тура. Фигура такая малень­кая. Ее высота менее 11 см. Но кажется, что ее раз­меры велики: так много на ней всего поместилось.

 

Арте­факт был создан в период, кото­рый при­нято назы­вать пери­о­дом Сред­него гори­зонта: 600 – 1000 гг. (Ката­лог Клив­ленд­ского музея искусств при­во­дит, правда с ого­вор­ками, даже более точ­ную дату созда­ния кон­тей­нера – 769 – 887 гг.) Этот период обычно увя­зы­ва­ется с куль­ту­рой Уари. Однако, несмотря на то, что на теле (унку?) и пря­мо­уголь­ном шлеме (чуку?) боже­ства раз­ме­щены сим­волы, име­ю­щие пря­мое отно­ше­ние к фигуре Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако и всему фризу в целом, стиль ком­по­зи­ции сле­дует назвать неоча­вин­ским, как, впро­чем, и стиль ком­по­зи­ции фриза Врат Солнца. Но кроме сим­во­лов, кото­рые имеют отно­ше­ние к пан­теону Чавин-де-Уантара, – змеи-драконы с голо­вой кон­дора и, воз­можно, змеи-драконы с голо­вой рыбы, кото­рыми завер­ша­ются пряди рас­пу­щен­ных волос боже­ства, а, ско­рее, полосы кожа­ной защиты его головы и шеи, – осталь­ные фигуры имеют отно­ше­ние, по всей веро­ят­но­сти, к позд­нему Моче, Сипану и Сикану, т.е. к Север­ному побе­ре­жью Перу. Я не могу ска­зать, что нико­гда не видела выре­зан­ных здесь фигу­рок в пол­ный рост с под­ня­тыми руками (обычно они лежат в такой позе – плашмя) или похо­жих голов-масок людей. Что-то встре­ча­лось на скульп­тур­ных сцен­ках кера­ми­че­ских сосу­дов, что-то – на золо­тых коро­нах, но в такой кон­цен­тра­ции, в такой ком­по­зи­ции и в таком пре­крас­ном испол­не­нии – нико­гда. Мощ­ная голова жерт­во­при­но­си­теля вели­ко­лепна, но не менее вос­хи­щают улы­ба­ю­щи­еся лица боко­вых голов. Они сде­ланы в реа­ли­стич­ной манере Моче, но их черты, такие мяг­кие, весьма необычны для Анд­ского мира.

 

Скульп­туру можно рас­смат­ри­вать до бес­ко­неч­но­сти, пыта­ясь понять, что же на ней изоб­ра­жено, и ста­ра­ясь постичь смысл алле­го­рии. Жаль, что неко­то­рые фигуры стер­лись. Однако ком­по­зи­ция на спине постра­дала от вре­мени в мень­шей сте­пени. И если лица боко­вых голов нежны, то от лиц пер­со­на­жей на спине веет мрач­ной силой. Осо­бенно шоки­рует то, что такая живая и реаль­ная голова чело­века в слож­ном голов­ном уборе, кото­рый гово­рит о его высо­ком ста­тусе, надета на метал­ли­че­ский стер­жень и пере­вер­нута вниз макуш­кой. Эта кон­струк­ция напо­ми­нает маят­ник. Его дер­жит в клюве вто­рая голова с неяс­ными чер­тами незря­чего птицечеловека.

 

Но ведь жерт­во­при­но­си­тель – это кон­тей­нер. Что же там дер­жали? Неве­домо. А сей­час он хра­нит суть Анд­ского мира и его непо­сти­жи­мые тайны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>