Кечуанские чульо 1950-х гг.

 

254511Multi.tifФото 1[1]. Чульо из кол­лек­ции К. Бер­мана. Крас­ная шапка (край­няя справа в ниж­нем ряду) жен­ская и не явля­ется чульо

В Наци­о­наль­ном музее аме­ри­кан­ских индей­цев (США) хра­нится кол­лек­ция чульо (фото 1), кото­рая была собрана худож­ни­ком и иссле­до­ва­те­лем Кар­лом Р. Бер­ма­ном (Carl R. Berman, 1915 – 1990 гг.) и его женой Бланш Бер­ман во время путе­ше­ствия по Южной Аме­рике в 1950-х гг. Она была пода­рена музею в 1997 г. Кроме чульо и мон­тер, в дар вхо­дили и дру­гие пред­меты тра­ди­ци­он­ного костюма корен­ных наро­дов Перу и Боли­вии, при­об­ре­тен­ные  Кар­лом Р. Бер­ма­ном тогда же, и в част­но­сти тупу и льик­льи (см. «Тупу», фото 12 – 15).

image003[2]

Все чульо Карл Р. Бер­ман при­об­рел в двух реги­о­нах Перу – Куско и Пуно (Puno) – и отнес к куль­туре кечу­а­нов. Датой их созда­ния он назвал ори­ен­ти­ро­вочно 1955 г. Чульо свя­заны на спи­цах из шер­сти аль­паки и ламы с добав­ле­нием шер­сти овцы. Един­ствен­ная шапка, выпол­нен­ная крюч­ком, пока­зана на фото 16.

 

Регион Куско

254511.tifФото 2[3] Лау­ра­марка (Lauramarca), депар­та­мент Кис­пи­кан­чис (Quispicanchis)

254516.tifФото 3[4]. Раз­меры: 31×21 см. Дис­трикт Окон­гате (Ocongate), про­вин­ция Киспиканчис

254517.tifФото 4[5]. Окон­гате, про­вин­ция Киспиканчис

254514.tifФото 5[6]. Питу­марка (Pitumarca), про­вин­ция Кан­чис (Canchis)

Чульо реги­она Куско необык­но­венно кра­сивы, свя­заны в одной цве­то­вой гамме и имеют слож­ные орна­мен­таль­ные ком­по­зи­ции, выпол­нен­ные нит­ками мно­же­ства цве­тов, что гово­рит об очень высо­ком уровне мастер­ства вязаль­щи­ков. Их кон­струк­ция доста­точно тра­ди­ци­онна, кроме, пожа­луй, чульо, пред­став­лен­ных на фото 6 и 7. Науш­ники этих чульо имеют нети­пич­ную форму, при­бли­жа­ю­щу­юся к форме кле­но­вого листа.

image013Фото 6[7]. Сику­ани (Sicuani), про­вин­ция Кан­чис. Фото 7[8]. Писак (Pisac), про­вин­ция Калка (Calca)

Говоря о шап­ках реги­она Куско, нельзя не ска­зать о чульо, кото­рое вхо­дит в Анд­скую тек­стиль­ную кол­лек­цию Джеф­фри Эпплби (Музей изящ­ный искусств Сан-Франциско) и отно­сится к 1940 г. У него уни­каль­ная форма – оно как бы состоит из двух шапок (фото 7а). Чульо это, по всей веро­ят­но­сти, дет­ское, поскольку поло­вина его ширины состав­ляет всего 19 см.

image039Фото 7а. Чульо. Раз­меры: 19×19 см. Мате­риал: шерсть овцы или вер­блю­до­вых. Перу, Куско, Тинта (Tinta), Кан­чис, кечуа, около 1940 г. Анд­ская тек­стиль­ная кол­лек­ция Джеф­фри Эпплби. Музей изящ­ный искусств Сан-Франциско (Янг-музей), США[8а]

Необычны также науш­ники чульо, засня­тых на фото 8 и 9. Дело даже не в их форме. Круг­лые науш­ники не ред­кость у чульо ост­ро­ви­тян Тити­каки. Уни­кальна их обвязка. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что она сде­лана крюч­ком, потому что раз­но­цвет­ные полоски узора выпук­лые, как стол­бики. Но обвязка вывя­зана на спи­цах изна­ноч­ными пет­лями. Таким же обра­зом выпол­нен и край шапок. Эти чульо выгля­дят даже слиш­ком нарядно, осо­бенно если учесть, что науш­ники чульо на фото 9 укра­шены пер­ла­мут­ро­выми пуго­ви­цами. Нужно ска­зать, что и сей­час у кечу­а­нов про­стые белые плос­кие пуго­вицы с двумя дыроч­ками, кото­рые у нас при­нято было при­ши­вать к наво­лоч­кам, и самые обыч­ные англий­ские булавки явля­ются очень попу­ляр­ными укра­ше­ни­ями одежды и голов­ных уборов.

254521.tifФото 8[9]. Писак, про­вин­ция Калка

254522.tifФото 9[10]. Раз­меры: 44×20 см. Пау­кар­тамбо (Paucartambo), про­вин­ция Паукартамбо

Что каса­ется узор­ных ком­по­зи­ций и даже отдель­ных узо­ров чульо кол­лек­ции К. Бер­мана, то, надо думать, что теперь они не исполь­зу­ются и, воз­можно, утра­чены. По край­ней мере, мне они не встре­ча­лись. Исклю­че­нием явля­ются два фасона чульо, кото­рые пер­во­на­чально пока­за­лись мне самыми необычными.

image027Фото 10[11]

Чульо с науш­ни­ками в форме мно­го­уголь­ника (фото 6 и 7), ока­зы­ва­ется, вяжут до сих пор. В таком чульо пре­зи­дент Боли­вии был во время своей экс­кур­сии по Куско в декабре 2011 г. (фото 10). Узор науш­ника его шапки состав­ляют цвета радуги, осо­бенно почи­та­е­мой в Боли­вии. Дума­ется, чульо было свя­зано спе­ци­ально для Эво в каче­стве подарка высо­кому гостю, как это при­нято в Перу. Эво Мора­лес при­был в Перу, чтобы про­ве­сти Рож­де­ство вме­сте с пре­зи­ден­том этой страны Ольян­той Ума­лой (Ollanta Humala)[12].

image021Фото 11[13]

Несколько чульо с мно­го­уголь­ными науш­ни­ками можно видеть на муж­чи­нах, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в про­цес­сии на глав­ной пло­щади Куско во время Празд­ника Тела и Крови Хри­сто­вых  в 2009 г. (фото 11).

image033Фото 12[14]

Чульо с мно­го­уголь­ными науш­ни­ками и сей­час оста­ются в тра­ди­ци­он­ном костюме общины Сику­ани, к кото­рой отно­сится чульо из кол­лек­ции Карла Бер­мана с фото 6. Об этом сви­де­тель­ствует сни­мок, сде­лан­ный в этой общине во время тан­цев на празд­нике чаку в 2006 г. (фото 12).

image023Фото 13[15]

В Куско на Празд­нике Тела и Крови Хри­сто­вых в 2009 г. были муж­чины и в чульо фасона, кото­рый пока­зан на фото 8 (фото 13). Более того, на голову муж­чины, засня­того во время Инти-Райми, кото­рый про­хо­дил 24 июня 2009 г. как обычно в Сак­сай­уа­мане (Куско), надета почти пол­ная копия этого чульо из кол­лек­ции Карла Бер­мана (фото 14). Но она, конечно, далеко не так хороша, как ори­ги­нал. Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что у чульо такого фасона пол­но­стью отсут­ствуют кисти, а на трубе остав­лен малень­кий нитя­ной хвостик.

image025Фото 14[16]

Регион Пуно

image019Фото 15[17]. Пуно, про­вин­ция Пуно

254518A.tifФото 16[18]. Хульяка (Juliaca), про­вин­ция Сан-Роман (San Román)

254520.tifФото 17[19]. Аявири (Ayaviri), про­вин­ция Мель­гар (Melgar)

Чульо из реги­она Пуно всего три. Скла­ды­ва­ется такое впе­чат­ле­ние, что К. Бер­ман при­об­рел не луч­шие и не типич­ные их образцы. Но вряд ли сле­дует думать, что ему про­сто не повезло с покуп­ками. Может быть, именно такие чульо носили в Пуно в 50-е гг. XX в. Так, судя по снимку костюма из кол­лек­ции  Артуро Химе­неса Борхи, в Пуно крас­ные чульо в про­шлом веке были в моде (фото 18).

image035Фото 18. Муж­ской костюм Сантьяго-де-Пупуха (Santiago de Pupuja), Пуно[20]

Поверх крас­ного чульо хозяин костюма наде­вал сомбреро из свет­лого фетра, тулья кото­рого по всей высоте сплошь была вышита узо­рами цве­тов радуги.

image037Фото 19[21]. Сомбреро Сантьяго-де-Пупуха из кол­лек­ции Артуро Химе­неса Борхи



[19] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=270478&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=8

[20] Jiménez Borja A. Vestidos populares peruanos // Lima: EDUBANCO, Fundación del Banco Continental para el fomento de la Educación y la Cultura, 1998 (http://www.biblioteca.fundacionbbva.pe/libros/libro_000047.pdf).

[21] Jiménez Borja A. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>