Монтеры середины XX в.

254496Amulti.tifФото 1[1] Кол­лек­ция мон­тер Карла Бермана

Кол­лек­ция перу­ан­ских мон­тер Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев (США) явля­ется един­ствен­ной в своем роде. Она предо­став­ляет нам ред­кую воз­мож­ность посмот­реть на мон­теры сере­дины 1950-х гг., кото­рые в то время отли­ча­лись доста­точ­ным раз­но­об­ра­зием, а ныне све­лись лишь к несколь­ким фасо­нам. Кол­лек­ция пред­став­ляет собой часть собра­ния пред­ме­тов костюма корен­ных наро­дов Перу и Боли­вии, кото­рые худож­ник и иссле­до­ва­тель Карл Р. Бер­ман (Carl R. Berman, 1915 – 1990 гг.) и его жена Бланш Бер­ман при­об­рели во время путе­ше­ствия по Южной Аме­рике в 1950-х гг. Собра­ние было пода­рено музею в 1997 г.

Несмотря на то, что в Перу мон­теры носят и муж­чины, и жен­щины, все мон­теры кол­лек­ции Карла Бер­мана, обо­зна­чены как жен­ские шляпы. Они были при­об­ре­тены в Перу и отне­сены к куль­туре кечу­а­нов. Их датой созда­ния ори­ен­ти­ро­вочно назван 1955 г.

Фаб­рич­ного про­из­вод­ства мон­тер, дума­ется, тогда не было, могли суще­ство­вать ремес­лен­ники, кото­рые зани­ма­лись изго­тов­ле­нием этих шляп. Но, судя по каче­ству выпол­не­ния неко­то­рых экзем­пля­ров, они могли быть сде­ланы и самой хозяй­кой голов­ного убора. Все мон­теры были сшиты из шер­стя­ной ткани. Исклю­че­ние состав­ляют одна шляпа из вой­лока (фото 3) и одна шляпа из бар­хата (фото 5). На внут­рен­нюю часть мон­тер также шла шер­стя­ная ткань, впро­чем, ино­гда при­ме­ня­лась и хлоп­ко­вая. Отде­лы­ва­лись шляпы фаб­рич­ными лен­тами, а также руч­ной вышив­кой шел­ком (фото 2 и 11).

Мон­теры 1950-х гг. по боль­шей части плос­кие, но встре­ча­ются шляпы и с довольно выра­жен­ным деле­нием на тулью и поля (фото 9, 10, 12 и 13).

В кол­лек­ции пред­став­лены мон­теры реги­о­нов Куско (наи­боль­шее число экзем­пля­ров), а также Пуно (Puno) и Хунин (Junín).

254510.tifФото 2. Раз­меры: 39×36×2 см[2]

Место покупки одной из наи­бо­лее типич­ных мон­тер, да еще и с насто­я­щей вышив­кой шел­ком (фото 2), копии кото­рой носят кечу­анки и по сей день, не опре­де­лено, что весьма символично.

image005[3]

Регион Куско

254509A.tifФото 3. Пау­кар­тамбо (Paucartambo), про­вин­ция Пау­кар­тамбо[4]

254497A.tifФото 4. Катка (Qatqa), про­вин­ция Кис­пи­канчи (Quispicanchi)[5]

254500.tifФото 5. Уру­бамба (Urubamba), про­вин­ция Уру­бамба[6]

image013Фото 6. Писак (Pisac), про­вин­ция Калка (Calca)[7]

254506A.tifФото 7. Писак, про­вин­ция Калка[8]

254507.tifФото 8. Раз­меры: 29,5×38,6×3 см. Питу­марка (Pitumarca), про­вин­ция Кан­чис (Canchis)[9]

254496.tifФото 9. Про­вин­ции Эспи­нар (Espinar) и Канас (Canas)[10]

254499.tifФото 10. Анта (Anta), про­вин­ция Анта[11]

 

image023[12]

Реги­оны Пуно и Хунин

254508.tifФото 11. Про­вин­ция Капа­чика (Capachica), регион Пуно[13]

image027Фото 12. Аявири (Ayaviri), про­вин­ция Мель­гар (Melgar), регион Пуно[14]

254501A.tifФото 13. Раз­меры: 55×38×9 см. Место: рынок Уан­кайо (Huancayo), Уан­кайо, про­вин­ция Уан­кайо, регион Хунин[15]

Мон­теры в своей основе имели муж­ские и жен­ские шляпы испан­ского костюма коло­ни­аль­ного пери­ода (подроб­нее см.: «О про­ис­хож­де­нии анд­ского тра­ди­ци­он­ного костюма Перу»). Но ана­ло­гов мон­тер, пока­зан­ных на фото 12 и 13, я не нашла. Самыми близ­кими по дизайну ока­за­лись шляпы фран­цу­же­нок XIX в. (фото 14). Сей­час таких фасо­нов мон­тер больше не носят.

image041Фото 14[16]. Фран­цуз­ский костюм XIX в. Иллю­стра­ция из книги Огю­ста Расине (Auguste Racinet) «Пол­ная исто­рия костюма», издан­ной во Фран­ции между 1876 и 1888 гг.

К сожа­ле­нию, ушли в про­шлое и мон­теры, подоб­ные той, что пред­став­лена на фото 11. Однако в свое время они не были ред­ко­стью в реги­оне Пуно. Так, Артуро Химе­нес Борха  в своей книге «Народ­ная перу­ан­ская одежда» («Vestidos populares peruanos») рас­ска­зал сле­ду­ю­щую исто­рию[17].

image043Фото 15. Одежда полу­ост­рова Капа­чика, Пуно, из кол­лек­ции Артуро Химе­неса Борхи

На рын­ках и ярмар­ках высо­ко­гор­ного плато Кольяо (Collao) Артуро Химе­нес Борха уви­дел жен­скую одежду про­вин­ций Уан­кане (Huancané) и Капа­чика, рас­по­ло­жен­ных на бере­гах озера Тити­кака. Одежда ему понра­ви­лась, но она была поно­шен­ной из-за еже­днев­ного исполь­зо­ва­ния. Друг рас­ска­зал ему о вече­ринке за пре­де­лами города Уан­кане, на кото­рую они и отпра­ви­лись на машине. Фие­ста про­дол­жа­лась четыре дня. Когда она подо­шла к концу, Борха выра­зил жела­ние при­об­ре­сти один или два костюма. Но ему отве­тили: «Или все, или ничего». А всего было около десяти жен­щин. Кол­лек­ци­о­неру при­шлось согла­ситься. Жен­щины, несмотря на про­те­сты сопро­вож­дав­ших их бра­тьев и мужей, раз­де­лись, не сходя с места. В резуль­тате он купил все костюмы – оди­на­ко­вые, но кра­си­вые. Правда, в каче­стве иллю­стра­ции к своей книге «Народ­ная перу­ан­ская одежда»  Борха исполь­зо­вал сни­мок костюма полу­ост­рова Капа­чика (фото 15). Мон­тера из этого ком­плекта, засня­тая круп­ным пла­ном, пока­зана отдельно (фото 16).

image045Фото 16. Мон­тера полу­ост­рова Капа­чика из кол­лек­ции Артуро Химе­неса Борхи

Когда слу­чи­лась эта исто­рия и к какому году отно­сится костюм полу­ост­рова Капа­чика,  Борха не пишет. Но, я думаю, речь может идти о сере­дине XX в., не позд­нее. Сей­час такой одежды нет ни у одной жен­щины. Она кажется рос­кош­ной, а ведь еще совсем недавно жен­щины Тити­каки носили ее каж­дый день!

 

Шляпы Боли­вии

254531.tifФото 17. Жен­ская шляпа. Народ: аймары.  Место: Боли­вия. Мате­ри­алы: вой­лок, ленты. Тех­ники: про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство[18]

В кол­лек­цию перу­ан­ских мон­тер попали и две шляпы из Боли­вии (фото 17 и 19). Обе они были поме­чены как жен­ские. Однако исклю­чи­тельно жен­ской шля­пой явля­ется только фаб­рич­ный коте­лок (фото 17). Он вхо­дит в состав наци­о­наль­ного костюма айма­рок Боли­вии (фото 18) и Перу. Правда, и кечу­анки его также любят. В Перу и Боли­вии коте­лок счи­та­ется дей­стви­тельно жен­ской шля­пой, и муж­чины его не носят. (подроб­нее см. «Тра­ди­ци­он­ная одежда кечу­а­нов Перу»).

image033Фото 18[19]. В ожи­да­нии при­бы­тия Эво Мора­леса. Тиа­у­а­нако, Боли­вия, вто­рая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво, 21 января 2010 г.

В то же время вто­рая шляпа (фото 19), сде­лан­ная в форме испан­ской каски (как отме­чено в ката­лож­ной кар­точке музея), пред­став­ляет собой в наше время по боль­шей части муж­ской голов­ной убор. Его, кстати, тоже назы­вают мон­те­рой.

254532.tifФото 19. Шляпа в форме испан­ской каски. Народ: кечу­аны. Место: Коча­бамба (Cochabamba), про­вин­ция Сер­кадо (Cercado), депар­та­мент Коча­бамба, Боли­вия. Мате­ри­алы: кожа ламы, шер­стя­ная ткань, блестки, нитки. Тех­ники: шитье, моде­ли­ро­ва­ние[20]

Насколько я знаю, шляпу в форме каски кон­ки­ста­дора носят только в Боли­вии муж­чины из Тара­буко (Tarabuco), про­вин­ция Ямпа­раес (Yamparáez) (фото 20).

image043Фото 20[21]. Корен­ной житель Тара­буко (2009)

Жен­щину в мон­тере–каске (фото 21) в Тара­буко можно встре­тить зна­чи­тельно реже.

Woman from Tarabuco in traditional dress , near Sucre , BoliviaФото 21. Жен­щина в мон­тере. Тара­буко

Кроме того, в Боли­вии каску кон­ки­ста­дора наде­вают на госу­дар­ствен­ных празд­ни­ках вме­сте с костю­мом, неко­то­рыми сво­ими эле­мен­тами напо­ми­на­ю­щим испан­скую одежду пред­по­ло­жи­тельно пери­ода кон­ки­сты (фото 22). Но я еще не выяс­нила, какому народу он при­над­ле­жит – айма­рам или кечу­а­нам. Дума­ется, ско­рее всего, айма­рам, хотя в ката­логе музея мон­тера–шлем отне­сена к куль­туре кечуанов.

image037Фото 20[22]. Тор­же­ствен­ное шествие по слу­чаю ина­у­гу­ра­ции Эво Мора­леса 22 января 2010 г.

На фото 22 жен­щины засняты в не менее необыч­ном голов­ном уборе. Круп­ным пла­ном он пока­зан на фото 23.

image049Фото 23. Жен­щина на вос­крес­ном рынке в Тара­буко в тра­ди­ци­он­ном голов­ном уборе этой мест­но­сти (2009)[23]


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>