Фото 1[1]. Снимок 2011 г.
Мужчины острова Такиле (Taquile) на озере Титикака (регион Пуно, Перу, высота около 4000 м над уровнем моря) носят чульо без наушников, которые напоминают колпаки. Как водится, мужчины сами их и вяжут.
Фото 2[2]
Считается, что испанцы запрещали жителям острова надевать андские костюмы и поэтому им пришлось носить одежду испанских крестьян, которая и стала основой для их теперешнего костюма (подробнее см.: «Традиционный костюм острова Такиле»). Такильское чульо, в отличие от классического, не имеет наушников и обладает большим сходством с колпаками, которые носили испанцы (фото 3).
Фото 3. Традиционный костюм Каталонии, Испания. Литография французского художника Эмиля Галлуа (1882 – 1965) из его книги «Испанские костюмы» (Émile Gallois «Costumes Espagnols». New York: French & European Publications, 1939)[3]
Как правило, длинному завершению чульо такильцы придают плоскую форму и оно свободно свисает либо сзади, либо сбоку. Но некоторые из мужчин укладывают его спереди (фото 3а), как на литографии, изображающей традиционный костюм Каталонии (фото 3). Правда такой вариант ношения чульо можно видеть крайне редко.
Фото 3а[4]
О том, что прототипом чульо острова Такиле был испанский колпак, говорят литографии французских художников XIX в., посвященные традиционным костюмам XIX в. жителей Верхних Пиренеев (Франция). Литографии свидетельствуют о том, что не только чульо, но и обычай, по которому его вяжут лишь мужчины, в Андах могли появиться под влиянием испанцев. Мало того, я думаю, что и само умение вязать на спицах бывшие подданные Инкской империи переняли у испанцев, а до их появления они вязали с помощью иглы.
Фото 4. «Озеро Гоб» (lac de Gaube). Автор Ш. Морис. Цветная гравюра. Размер 15 см. Альбом из 25 литографий. Муниципальная библиотека Тулузы, Франция[5]
Так, пиренейские пастухи не только вязали на спицах, но и носили колпаки, похожие на такильское чульо. Наиболее убедительно это демонстрирует работа французского художника и литографа Ш. Мориса (Ch. Maurice, 18… – 18… гг.), заснятая на фото 4. В правой руке пастух держит вещь, скорее всего, колпак, который вяжет по кругу – на пяти спицах. Его одежда и колпак на голове очень схожи с теми, что носят жители острова Такиле. (Подробнее читайте в материале «О происхождении чульо».)
Типичное такильское чульо имеет форму вытянутого конуса, на конце которого прикрепляется пышная, часто разноцветная кисть.
Фото 5 – 7. Шапка. Носил женатый мужчина. Размеры: длина 47 см, ширина 26 см. Материал: шерсть. Техника: вязание. Место изготовления: остров Такиле. Найдено/приобретено: остров Такиле, озеро Титикака, департамент Пуно, Перу. Коллекция Пенни Бэтман (Penny Bateman). Собрана в Перу в 1981 – 1982 гг. Британский музей[6]
Ленты узоров чульо располагаются на красном фоне и перемежаются синими полосами меньшей ширины как с узорами (фото 5), так и совсем тонкими, без узоров (фото 8). Орнамент может покрывать весь конус шапки (фото 5) или занимать только его половину. Вторая половина вяжется чаще всего белой (фото 8) или бежевой.
Фото 8 – 10. Шапка. Носил неженатый мужчина. Размеры: длина 49 см, ширина 25 см. Материал: шерсть. Техника: вязание. Место изготовления: остров Такиле. Найдено/приобретено: остров Такиле, озеро Титикака, департамент Пуно, Перу. Коллекция Пенни Бэтман. Собрана в Перу в 1981 – 1982 гг. Британский музей[7]
Благодаря тому, что чульо, заснятые на фото 5 – 10, хранятся в Британском музее, из его каталога мы можем узнать, каковы их размеры, чтобы составить представление о величине такильского чульо. Это: 47×26 см у красно-синего чульо (фото 5) и 49×25 см у бело-красного (фото 8). По некоторым сведения, которые подтверждаются текстом описаний чульо в каталоге Британского музея, красные чульо с белым верхом носят неженатые мужчины и мальчики, соответственно красно-синие чульо носят мужчины, состоящие в браке.
Вторую половину шапки иногда делают в другой цветовой гамме, где красный цвет заменяется темно-коричневым. Такое чульо вяжет такилец на фото 10а. В готовом виде оно заснято на фото 14. Однако нет ни одной фотографии такильца в таком чульо.
Фото 10а[8]. Снимок 2008 г.
Мне было трудно поверить, что такильские чульо выполнены руками, а не на машине, пока я не нашла фотографий узоров чульо из Британского музея, сделанных крупным планом, а также снимка, где показано, как мужчина вяжет именно такильское чульо (фото 11).
Фото 11[9]
Кроме типичных такильских чульо–колпаков, жители острова вяжут еще и обычные чульо с круглыми наушниками (фото 12). Их фасон, а также орнаментальная композиция и цветовая гамма, имеют в своей основе радугу, особо почитаемую в андской религии. Однако на чульо у цветов радуги неоновые оттенки. Чульо такого дизайна характерны для островов Титикаки.
Фото 12. На фестивале в Куско (2006)[10]
На фото 13, где засняты три основных образца шапок работы такильских мастеров, «неоновое» чульо располагается на переднем плане. При сравнении видно, насколько чульо–колпаки длиннее чульо с наушниками.
Фото 13[11]
Фото 14 показывает полный набор головных убор острова Такиле.
Фото 14[12]. Федора, такильское чульо–колпак в трех вариантах его декорирования и классическое чульо с наушниками цветов радуги, типичное для островов Титикаки (2008)
Кроме чульо островных фасонов, на рынке Такиле можно купить и классические андские чульо (фото 15).
Фото 15[13]. Продукция местного кооператива
Только на острове Такиле в Андах можно увидеть женское чульо. Правда, я не уверена, что эта вязаная шапочка тоже так называется. Ее обычно носят маленькие девочки островов Титикаки (фото 16 и 17). По фасону и декору она такая же, как мужское чульо–колпак, но имеет широкую и пышную оборку по краю краю и ее верхняя часть часто делается не только белой, но и бежевой.
Фото 16[14] и 17[15]. Девочки острова Такиле (2008 и 2010)
Однако есть снимки (фото 18 и 19), на которых взрослая островитянка красуется в чульо для маленьких девочек, но куда более нарядном. Особенно впечатляет вид со спины, где очень длинная труба шапки, декорированная вышитыми цветами, усиливает и так уже немыслимую роскошь simphanas – традиционного украшения, которое прикрепляют к концам кос девушки Титикаки.
Фото 18 и 19. Снимки сделаны на одном из плавучих островов Урос (Uros), озеро Титикака[16]
[1] http://www.flickr.com/photos/deblaauw/5949014433/
[2] http://www.wisanow.com/lake-titicaca-peru-birthplace-of-the-incas/
[3] http://www.funjdiaz.net/grab1.cfm?pagina=43
[4] http://www.wisanow.com/lake-titicaca-peru-birthplace-of-the-incas/
[5] http://numerique.bibliotheque.toulouse.fr/cgi-bin/superlibrary?a=d&d=/ark:/74899/B315556101_A_MAURICE_1_026#.U2HEDFdWgtp
[6] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=1467925&objectId=640885&partId=1
[7] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=640859&partId=1&people=41750&peoA=41750–3-7&page=3