Истинные лица инков

Про­ис­хож­де­ние корен­ных наро­дов Аме­рик, окон­ча­ние

image001Фото 1. Ста­ту­этки из золота инк­ской куль­туры (1400 – 1533 гг. н.э.). Музей золота Лимы, Перу[1]

Узнать, как выгля­дели инки, можно бла­го­даря малень­ким фигур­кам, кото­рые вхо­дили в погре­баль­ное при­да­ное людей, при­не­сен­ных в жертву в ходе риту­ала капа­кочи (capaccocha). Фигу­рок сохра­ни­лось срав­ни­тельно много. Они полые, сде­ланы из серебра и золота. Их сред­ний рост – около 6 см. Но есть и более высо­кие фигурки – 16 и даже 23 см.

Фигурки выпол­нены по одному канону. Они изоб­ра­жают голых муж­чину и жен­щину, кото­рые стоят, при­жав рас­кры­тые ладони к груди. Голова жен­щины обна­жена. Ее рас­пу­щен­ные волосы гладко рас­че­саны на пря­мой про­бор, челки нет. На голове муж­чины – льа­уту, мочки ушей сильно рас­тя­нуты и имеют боль­шие отвер­стия от ноше­ния оре­хер. Волосы отсут­ствуют (по Педро Сьесе де Леону, остав­ляли волосы лишь в палец дли­ной[2]). Эти знаки ука­зы­вают на при­над­леж­ность муж­чины к инкам. Сле­до­ва­тельно, мы можем быть уве­рены в том, что перед нами дей­стви­тельно изоб­ра­же­ния инков, при этом сде­лан­ные в их время, а внеш­ность фигу­рок – обоб­щен­ный образ муж­чины и жен­щины инков, т.е. иде­аль­ный образ. Они выгля­дят так, как, по мне­нию пра­вя­щей элиты, должны были выгля­деть истин­ные инки.

image003Фото 2. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 6 см, ширина: 1,5 см. Вес: 8,97 г. Мате­риал: серебро. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Цен­траль­ные Анды. Музей Аме­рики[3]

У фигу­рок боль­шие головы вытя­ну­той формы, но они удли­нены не так сильно, как мно­гие черепа пара­кас­цев, кото­рые выстав­лены, напри­мер, в Реги­о­наль­ном музее Ики (см.: «Гроб­ницы Пара­каса»). Губы тон­кие, глаза боль­шие, брови и нос состав­ляют еди­ную линию. Вдав­лен­ность на пере­но­сице в основ­ном отсутствует.

image005 image007 image009 image011Фото 3[4], 4[5], 5[6] и 6[7]. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 22,7 см, ширина: 5,1 см. Вес: 197,51 г. Мате­риал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Цен­траль­ные Анды. Музей Америки

Нос боль­шой, ино­гда пря­мой по всей длине (у более ран­них фигу­рок, фото 2), но чаще он рас­ши­ря­ется книзу и кон­чик его при­плюс­нут. Если кон­чик при­плюс­нут сильно, в про­филь нос выгля­дит орли­ным. Жен­ские носы более акку­ратны и почти не приплюснуты.

image013 image015 image017Фото 7[8], 8[9] и 9[10]. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 16,4 см, ширина: 3,8 см. Вес: 69,45 г. Мате­риал: золото. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Музей Америки

Жен­ских фигу­рок меньше, чем муж­ских. Их лица не отли­ча­ются кра­со­той и ино­гда бывают муже­по­добны. Но есть среди них и вполне мило­вид­ные (фото 10 и 11).

image019 image021Фото 10 и 11. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 6,7 см. Вес: 63,4 г. Мате­риал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Цен­траль­ные Анды. Музей Аме­рики[11]

Фигурки Музея Аме­рики и боль­шин­ства дру­гих музеев мира демон­стри­ру­ются обна­жен­ными. В дей­стви­тель­но­сти каж­дая фигурка была одета в костюм, выпол­нен­ный по всем кано­нам и соот­вет­ству­ю­щий реаль­ному цере­мо­ни­аль­ному костюму в мель­чай­ших дета­лях. Одежда фигу­рок в боль­шин­стве слу­чаев не сохра­ни­лась. Однако в 1999 г. арген­тин­ские уче­ные смогли рас­ко­пать нераз­граб­лен­ное свя­ти­лище, кото­рое нахо­дится в верх­ней части вул­кана Лью­льяй­льяко (Llullaillaco) на высоте 6700 м над уров­нем моря. Свя­ти­лище не под­верг­лось раз­граб­ле­нию, и архео­ло­гам пред­ста­ви­лась ред­кая воз­мож­ность полу­чить пол­ную кар­тину такого рода захо­ро­не­ний. На фото 12 и 13 пока­заны мини­а­тюр­ные скульп­туры Лью­льяй­льяко в их рос­кош­ных костю­мах, кото­рые, дума­ется, соот­вет­ствуют оде­я­ниям Инки и койи.

Lisardo F. Maggipinto Lisardo F. MaggipintoФото 12 и 13. Муж­ская и жен­ская фигурки из погре­баль­ного при­да­ного мумии свя­ти­лища вул­кана Лью­льяй­льяко. Музей архео­ло­гии высо­ко­го­рья (Museo de Arqueología de Alta Montaña), Сальта, Арген­тина[12]

Между тем у нас есть воз­мож­ность посмот­реть, как выгля­дела жен­щина, кото­рая не отно­си­лась к инк­скому сосло­вию, но жила в эпоху инков. Она вхо­дила в число обслуги инк­ской рези­ден­ции Мачу-Пикчу и была похо­ро­нена непо­да­леку. Ее останки в числе дру­гих были обна­ру­жены в ходе экс­пе­ди­ции 1912 г. аме­ри­кан­ского архео­лога Хай­рема Бин­гема (Hiram Bingham), кото­рый и нашел Мачу-Пикчу в 1911 г. Чело­ве­че­ские останки были иссле­до­ваны в основ­ном на пред­мет умыш­лен­ных череп­ных дефор­ма­ций, в резуль­тате чего была под­твер­ждена гипо­теза о том, что в Мачу-Пикчу рабо­тали люди из раз­ных частей Инк­ской импе­рии[13].

image014Фото 14. Череп жен­щины из погре­баль­ной пещеры № 107 и его рекон­струк­ция. Музей Мачу-Пикчу «Каса-Конча» (Casa Concha) в Куско, при­над­ле­жа­щий Уни­вер­си­тету Аббат­ства Свя­того Анто­нио в Куско[14]

Уче­ные не только изу­чили череп жен­щины, но и вос­со­здали ее лицо (фото 14 и 15). Стиль дефор­ма­ции черепа и черты лица жен­щины поз­во­лили отне­сти ее к пле­ме­нам колья (collas), род­ствен­ным айма­рам. Они насе­ляли берега озера Тити­кака, где по легенде и появи­лись пер­вые инки. Это обсто­я­тель­ство застав­ляет срав­ни­вать лицо жен­щины, осо­бенно его про­филь, с лицом мини­а­тюр­ных ста­ту­эток и, в част­но­сти, с тем, кото­рое пока­зано на фото 13.

image015Фото 15[15]

Форма головы и носа жен­щин вполне сопо­ста­вима. В то же время сход­ство совре­мен­ных кечу­а­нов (рис. 2 и 4, с. 2) с инк­скими скульп­тур­ными мини­а­тю­рами более оче­видно. Поэтому вопрос: кем были инки – айма­рами или кечу­а­нами – про­дол­жает оста­ваться откры­тым. Но вполне воз­можно, что он некор­рек­тен, поскольку инки – это не наци­о­наль­ность, а назва­ние пра­вя­щей вер­хушки. Скры­вая свою жизнь за заве­сой тайн и легенд, инк­ская элита могла про­ис­хо­дить и из того и из дру­гого народа и всту­пать в сме­шен­ные брач­ные отношения.

image030Фото 16. Рекон­струк­ция лица дефор­ми­ро­ван­ного черепа № 2. Автор рекон­струк­ции: худож­ник Шарон Лонг (Sharon Long)[16]

14 фев­раля 2014 г.

image001В ноябре 2014 г. мне все же уда­лось найти живо­пис­ный двой­ной порт­рет(!) инк­ской пары (фото 17), кото­рый назы­ва­ется «Инка и нью­ста» и отно­сится к пер­вой поло­вине XVII в. Их имена неиз­вестны, но, судя по назва­нию кар­тины, – это чисто­кров­ные инки. Ведь сло­вом «инка» име­но­ва­лись муж­чины цар­ского рода с чистой «кро­вью Солнца», по выра­же­нию Гар­си­ласо де ла Веги, а сло­вом «нью­ста», что в пере­воде озна­чает «прин­цесса», – жен­щины. Кар­тина уни­кальна тем, что она в довольно реа­ли­стич­ной манере изоб­ра­жает не только лица инков – совре­мен­ни­ков худож­ника, но и пока­зы­вает их в тра­ди­ци­он­ном, а не в испан­ском костюме. Пара одета в пол­ном соот­вет­ствии с кано­нами муж­ского и жен­ского костюма инков. Поэтому кар­тина явля­ется цен­ным исто­ри­че­ским источником.

image003Фото 17. Порт­рет инки и нью­сты. Масло, холст. Автор неиз­ве­стен. Пер­вая поло­вина XVII в. Реги­о­наль­ный исто­ри­че­ский музей, Куско, Перу[17]

Порт­рет напи­сан неиз­вест­ным худож­ни­ком, при­над­ле­жав­шим зна­ме­ни­той школе коло­ни­аль­ной живо­писи Куско, кото­рая яви­лась резуль­та­том сли­я­ния худо­же­ствен­ной тра­ди­ции Запада и жела­ния худож­ни­ков «индей­цев и мети­сов»[18] (т.е., надо пони­мать, инков и их детей от бра­ков с испан­ской ари­сто­кра­тией) выра­зить свою реаль­ность и свое мировоззрение.

Как мне кажется, нью­ста чер­тами лица схожа с жен­щи­ной из Мачу-Пикчу (см. фото 14).

| 1 | 2 | 3 | 4 |5|

 


[2] Сьеса де Леон П. Хро­ника Перу. 1553 (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>