Происхождение коренных народов Америк, окончание
Фото 1. Статуэтки из золота инкской культуры (1400 – 1533 гг. н.э.). Музей золота Лимы, Перу[1]
Узнать, как выглядели инки, можно благодаря маленьким фигуркам, которые входили в погребальное приданое людей, принесенных в жертву в ходе ритуала капакочи (capaccocha). Фигурок сохранилось сравнительно много. Они полые, сделаны из серебра и золота. Их средний рост – около 6 см. Но есть и более высокие фигурки – 16 и даже 23 см.
Фигурки выполнены по одному канону. Они изображают голых мужчину и женщину, которые стоят, прижав раскрытые ладони к груди. Голова женщины обнажена. Ее распущенные волосы гладко расчесаны на прямой пробор, челки нет. На голове мужчины – льауту, мочки ушей сильно растянуты и имеют большие отверстия от ношения орехер. Волосы отсутствуют (по Педро Сьесе де Леону, оставляли волосы лишь в палец длиной[2]). Эти знаки указывают на принадлежность мужчины к инкам. Следовательно, мы можем быть уверены в том, что перед нами действительно изображения инков, при этом сделанные в их время, а внешность фигурок – обобщенный образ мужчины и женщины инков, т.е. идеальный образ. Они выглядят так, как, по мнению правящей элиты, должны были выглядеть истинные инки.
Фото 2. Антропоморфная фигура. Высота: 6 см, ширина: 1,5 см. Вес: 8,97 г. Материал: серебро. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Центральные Анды. Музей Америки[3]
У фигурок большие головы вытянутой формы, но они удлинены не так сильно, как многие черепа паракасцев, которые выставлены, например, в Региональном музее Ики (см.: «Гробницы Паракаса»). Губы тонкие, глаза большие, брови и нос составляют единую линию. Вдавленность на переносице в основном отсутствует.
Фото 3[4], 4[5], 5[6] и 6[7]. Антропоморфная фигура. Высота: 22,7 см, ширина: 5,1 см. Вес: 197,51 г. Материал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Центральные Анды. Музей Америки
Нос большой, иногда прямой по всей длине (у более ранних фигурок, фото 2), но чаще он расширяется книзу и кончик его приплюснут. Если кончик приплюснут сильно, в профиль нос выглядит орлиным. Женские носы более аккуратны и почти не приплюснуты.
Фото 7[8], 8[9] и 9[10]. Антропоморфная фигура. Высота: 16,4 см, ширина: 3,8 см. Вес: 69,45 г. Материал: золото. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Музей Америки
Женских фигурок меньше, чем мужских. Их лица не отличаются красотой и иногда бывают мужеподобны. Но есть среди них и вполне миловидные (фото 10 и 11).
Фото 10 и 11. Антропоморфная фигура. Высота: 6,7 см. Вес: 63,4 г. Материал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Центральные Анды. Музей Америки[11]
Фигурки Музея Америки и большинства других музеев мира демонстрируются обнаженными. В действительности каждая фигурка была одета в костюм, выполненный по всем канонам и соответствующий реальному церемониальному костюму в мельчайших деталях. Одежда фигурок в большинстве случаев не сохранилась. Однако в 1999 г. аргентинские ученые смогли раскопать неразграбленное святилище, которое находится в верхней части вулкана Льюльяйльяко (Llullaillaco) на высоте 6700 м над уровнем моря. Святилище не подверглось разграблению, и археологам представилась редкая возможность получить полную картину такого рода захоронений. На фото 12 и 13 показаны миниатюрные скульптуры Льюльяйльяко в их роскошных костюмах, которые, думается, соответствуют одеяниям Инки и койи.
Фото 12 и 13. Мужская и женская фигурки из погребального приданого мумии святилища вулкана Льюльяйльяко. Музей археологии высокогорья (Museo de Arqueología de Alta Montaña), Сальта, Аргентина[12]
Между тем у нас есть возможность посмотреть, как выглядела женщина, которая не относилась к инкскому сословию, но жила в эпоху инков. Она входила в число обслуги инкской резиденции Мачу-Пикчу и была похоронена неподалеку. Ее останки в числе других были обнаружены в ходе экспедиции 1912 г. американского археолога Хайрема Бингема (Hiram Bingham), который и нашел Мачу-Пикчу в 1911 г. Человеческие останки были исследованы в основном на предмет умышленных черепных деформаций, в результате чего была подтверждена гипотеза о том, что в Мачу-Пикчу работали люди из разных частей Инкской империи[13].
Фото 14. Череп женщины из погребальной пещеры № 107 и его реконструкция. Музей Мачу-Пикчу «Каса-Конча» (Casa Concha) в Куско, принадлежащий Университету Аббатства Святого Антонио в Куско[14]
Ученые не только изучили череп женщины, но и воссоздали ее лицо (фото 14 и 15). Стиль деформации черепа и черты лица женщины позволили отнести ее к племенам колья (collas), родственным аймарам. Они населяли берега озера Титикака, где по легенде и появились первые инки. Это обстоятельство заставляет сравнивать лицо женщины, особенно его профиль, с лицом миниатюрных статуэток и, в частности, с тем, которое показано на фото 13.
Фото 15[15]
Форма головы и носа женщин вполне сопоставима. В то же время сходство современных кечуанов (рис. 2 и 4, с. 2) с инкскими скульптурными миниатюрами более очевидно. Поэтому вопрос: кем были инки – аймарами или кечуанами – продолжает оставаться открытым. Но вполне возможно, что он некорректен, поскольку инки – это не национальность, а название правящей верхушки. Скрывая свою жизнь за завесой тайн и легенд, инкская элита могла происходить и из того и из другого народа и вступать в смешенные брачные отношения.
Фото 16. Реконструкция лица деформированного черепа № 2. Автор реконструкции: художник Шарон Лонг (Sharon Long)[16]
14 февраля 2014 г.
В ноябре 2014 г. мне все же удалось найти живописный двойной портрет(!) инкской пары (фото 17), который называется «Инка и ньюста» и относится к первой половине XVII в. Их имена неизвестны, но, судя по названию картины, – это чистокровные инки. Ведь словом «инка» именовались мужчины царского рода с чистой «кровью Солнца», по выражению Гарсиласо де ла Веги, а словом «ньюста», что в переводе означает «принцесса», – женщины. Картина уникальна тем, что она в довольно реалистичной манере изображает не только лица инков – современников художника, но и показывает их в традиционном, а не в испанском костюме. Пара одета в полном соответствии с канонами мужского и женского костюма инков. Поэтому картина является ценным историческим источником.
Фото 17. Портрет инки и ньюсты. Масло, холст. Автор неизвестен. Первая половина XVII в. Региональный исторический музей, Куско, Перу[17]
Портрет написан неизвестным художником, принадлежавшим знаменитой школе колониальной живописи Куско, которая явилась результатом слияния художественной традиции Запада и желания художников «индейцев и метисов»[18] (т.е., надо понимать, инков и их детей от браков с испанской аристократией) выразить свою реальность и свое мировоззрение.
Как мне кажется, ньюста чертами лица схожа с женщиной из Мачу-Пикчу (см. фото 14).
[1] http://cubanuestra1.wordpress.com/2012/02/12/descubrir-el-tesoro-de-los-incas-en-una-gruta-abandonada-por-la-marina-de-guerra-sueca/
[2] Сьеса де Леон П. Хроника Перу. 1553 (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).
[5] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=07432&txt_id_imagen=4&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[6] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=07432&txt_id_imagen=3&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[7] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=07432&txt_id_imagen=2&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[8] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=07498&txt_id_imagen=7&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[9] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=07498&txt_id_imagen=6&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[10] http://ceres.mcu.es/pages/Viewer?accion=4&Museo=&AMuseo=MAM&Ninv=07498&txt_id_imagen=2&txt_rotar=0&txt_contraste=0
[12] http://www.fotonat.org/showthread.php?bid=11&threadid=3902
[13] Fernández Díaz-Formentí J.M. Machu Picchu (II): Los hallazgos arqueológicos de Bingham y la Expedición de Yale (http://formentinatura.wordpress.com/page/2/).
[14] Fernández Díaz-Formentí J.M. Opus cit.