«Боги и духи Анд», окончание
Паго Пачамаме (паго земле) по традиции совершается на каждом чаку. Пачамаму благодарят за помощь и защиту, просят, чтобы стадо викуньи было многочисленным, а отловы успешными. Вслед за паго земле может проводиться церемония свадьбы (casaracuy – по-кечуански, или casamiento – по-испански) викуний, призванная способствовать плодовитости стада.
Церемония свадьбы викуний. Я располагаю тремя описаниями этой церемонии. Два из них сделаны иностранцами, а третье – перуанским журналистом. Хотя и перуанских журналистов в какой-то мере можно назвать в этом случае иностранцами, потому что они плохо знакомы с андской религией и не знают кечуанского. Поэтому их трактовка ритуалов весьма приблизительна.
1. «Когда викуньи уже собраны в стадо, кечуа ловят молодых самца и самку, чтобы провести между ними символический акт бракосочетания. Грациозных животных кладут на ковер друг против друга, кормят свежими листьями коки… и смыкают их рты в трогательном поцелуе». Во время церемонии в ухе животного делают прокол, чтобы собрать немного крови для ритуальных целей[i].
2. «После нескольких речей и приношений коки и вина на землю и ветер (паго земле – Ф.О.), из загона выбрали наугад двух викуний. Двум туристам поручили продеть цветные нити в кончики ушей каждого животного. Хорошего размера кусок был вырезан из внешнего края каждого уха, в результате чего вытекло довольно много крови. Кровь собрали в небольшой контейнер, а около половины ее смешали с красным вином и предложили выпить всем, сидящим в полукруге. Затем одна из женщин окунула пальцы в контейнер с кровью и помазала ею обе щеки каждого гостя. После этого другая женщина, передник которой был полон листьев коки, поднесла по горстке каждому гостю. В заключение всех гостей попросили снять шапки, и третья женщина посыпала цветными конфетти их непокрытые головы. Последовало короткое церемониальное заклинание, и все закончилось»[ii] (см.: «Большое чаку в Пикотани»).
Церемония свадьбы викуний[iii]
3. «После паго Земле была свадьба двух викуний. Церемония состоит в соединении двух пойманных викуний и продевании перуанской тесьмы в одно из ушей каждой. Затем кровь животных объединяется в сосуде. Смешанной кровью смазывают лбы посаженных родителей и участников бракосочетания. Позже молодые викуньи возвращаются в свой корраль…» (Шестой региональный фестиваль «Большое чаку 2010» в общине Кушуро (Cushuro) в 45 мин езды от города Уамачуко (Huamachuco), Ла-Либертад (La Libertad)) [iv].
По всей видимости, церемония свадьбы викуний проводится в общинах только на так называемых экотуристических фестивалях чаку, которые появились лишь в последнее время. На рядовых чаку выполняются малые пагапу до стрижки[v]. В тех общинах, где, скорее всего, нет пако или шамана, свадьба викуний проходит на светский манер.
Примером может служить свадьба викуний во время фестиваля чаку в крестьянской общине Ранкас (Rancas) региона Паско (Pasco) в июне 2010 г. На бракосочетании присутствовали почетные гости – сеньор и сеньора в широкополой шляпе, которые и были посаженными родителями. Они не стали прокалывать ушки жениху и невесте. Ленточки же (жениху – зеленую, а невесте – красную) повязали им на шеи: сеньор – невесте, а сеньора – жениху. Затем посаженные родители взяли викуний на руки и обошли с ними круг, образованный зрителями – местными крестьянами, которые фотографировали знатных гостей на мобильники. После этого почетные гости дали интервью журналистке. В завершении свадьбы из большой картонной коробки посаженные родители кидали присутствующим конфеты[vi].
Церемония свадьбы викуний на фестивале в Пампа-Галерасе, 2006 г.[vii]
Несомненно, когда нет пако и свадьба не представляет собой религиозной церемонии, не следует мучить животных только для развлечения туристов, как это делается во время фестиваля в Пампа-Галерасе, где главный жрец – Инка – самодеятельный актер. Ведь, кроме всего прочего, для свадьбы выбираются очень молодые викуньи, часто просто детеныши.
Церемония свадьбы викуний в Санта-Барбара-де-Кархуакаян (Santa Bárbara de Carhuacayán) 8 сентября 2008 г.[viii]. Похоже, в этой общине к браку викуний относятся совсем не серьезно
Паго Пачамаме и свадьба викуний показаны на фотоподборке «Паго земле в общине Тамбо-Каньяхуас».
[i] http://www.meldes.ru/material.html
[ii] Taylor P. The Gran Chaccu (http://taylorllamas.com/GranChaccu.html).
[iii] http://www.guardian.co.uk/lifeandstyle/2008/oct/01/ethicalfashion.vicuna.wool
[iv] http://corresponsaleslaindustriaentrevistas.blogspot.com/
[v] Cox A.E. Politics of Conservation and Consumption: the Vicuña Trade in Peru (http://etd.fcla.edu/UF/UFE0001367/cox_a.pdf).
[vi] http://www.buscatube.com/videos-2/chaccu-de/NMQmrQM1QYg?chacco-de-vicunas-rancas-2010-%28casaracuy-de-la-vicuna%29
[vii] ttp://www.flickr.com/photos/rociofarfan/2300813990/
[viii] http://sites.google.com/site/carhuacayan2/beso-vicuna-2.jpg