Церемонии, сопровождающие чаку

«Боги и духи Анд», окон­ча­ние

Паго Пача­маме (паго земле) по тра­ди­ции совер­ша­ется на каж­дом чаку. Пача­маму бла­го­да­рят за помощь и защиту, про­сят, чтобы стадо вику­ньи было мно­го­чис­лен­ным, а отловы успеш­ными. Вслед за паго земле может про­во­диться цере­мо­ния сва­дьбы (casaracuy – по-кечуански, или casamiento – по-испански) вику­ний, при­зван­ная спо­соб­ство­вать пло­до­ви­то­сти стада.

Цере­мо­ния сва­дьбы вику­ний. Я рас­по­ла­гаю тремя опи­са­ни­ями этой цере­мо­нии. Два из них сде­ланы ино­стран­цами, а тре­тье – перу­ан­ским жур­на­ли­стом. Хотя и перу­ан­ских жур­на­ли­стов в какой-то мере можно назвать  в этом слу­чае ино­стран­цами, потому что они плохо зна­комы с анд­ской рели­гией и не знают кечу­ан­ского. Поэтому их трак­товка риту­а­лов весьма приблизительна.

1. «Когда вику­ньи уже собраны в стадо, кечуа ловят моло­дых самца и самку, чтобы про­ве­сти между ними сим­во­ли­че­ский акт бра­ко­со­че­та­ния. Гра­ци­оз­ных живот­ных кла­дут на ковер друг про­тив друга, кор­мят све­жими листьями коки… и смы­кают их рты в тро­га­тель­ном поце­луе». Во время цере­мо­нии в ухе живот­ного делают про­кол, чтобы собрать немного крови для риту­аль­ных целей[i].

2. «После несколь­ких речей и при­но­ше­ний коки и вина на землю и ветер (паго земле – Ф.О.), из загона выбрали наугад двух вику­ний. Двум тури­стам пору­чили про­деть цвет­ные нити в кон­чики ушей каж­дого живот­ного. Хоро­шего раз­мера кусок был выре­зан из внеш­него края каж­дого уха, в резуль­тате чего вытекло довольно много крови. Кровь собрали в неболь­шой кон­тей­нер, а около поло­вины ее сме­шали с крас­ным вином и пред­ло­жили выпить всем, сидя­щим в полу­круге. Затем одна из жен­щин оку­нула пальцы в кон­тей­нер с кро­вью и пома­зала ею обе щеки каж­дого гостя. После этого дру­гая жен­щина, перед­ник кото­рой был полон листьев коки, под­несла по горстке каж­дому гостю. В заклю­че­ние всех гостей попро­сили снять шапки, и тре­тья жен­щина посы­пала цвет­ными кон­фетти их непо­кры­тые головы. После­до­вало корот­кое цере­мо­ни­аль­ное закли­на­ние, и все закон­чи­лось»[ii] (см.: «Боль­шое чаку в Пико­тани»).

Цере­мо­ния сва­дьбы вику­ний[iii]

3. «После паго Земле была сва­дьба двух вику­ний. Цере­мо­ния состоит в соеди­не­нии двух пой­ман­ных вику­ний и про­де­ва­нии перу­ан­ской тесьмы в одно из ушей каж­дой. Затем кровь живот­ных объ­еди­ня­ется в сосуде. Сме­шан­ной кро­вью сма­зы­вают лбы поса­жен­ных роди­те­лей и участ­ни­ков бра­ко­со­че­та­ния. Позже моло­дые вику­ньи воз­вра­ща­ются в свой кор­раль…» (Шестой реги­о­наль­ный фести­валь «Боль­шое чаку 2010» в общине Кушуро (Cushuro) в 45 мин езды от города Уама­чуко (Huamachuco), Ла-Либертад (La Libertad)) [iv].

По всей види­мо­сти, цере­мо­ния сва­дьбы вику­ний про­во­дится в общи­нах только на так назы­ва­е­мых эко­ту­ри­сти­че­ских фести­ва­лях чаку, кото­рые появи­лись лишь в послед­нее время. На рядо­вых чаку выпол­ня­ются малые пагапу до стрижки[v]. В тех общи­нах, где, ско­рее всего, нет пако или шамана, сва­дьба вику­ний про­хо­дит на свет­ский манер.

При­ме­ром может слу­жить сва­дьба вику­ний во время фести­валя чаку в кре­стьян­ской общине Ран­кас (Rancas) реги­она Паско (Pasco) в июне 2010 г. На бра­ко­со­че­та­нии при­сут­ство­вали почет­ные гости – сеньор и сеньора в широ­ко­по­лой шляпе, кото­рые и были поса­жен­ными роди­те­лями. Они не стали про­ка­лы­вать ушки жениху и неве­сте. Лен­точки же (жениху – зеле­ную, а неве­сте – крас­ную) повя­зали им на шеи: сеньор – неве­сте, а сеньора – жениху. Затем поса­жен­ные роди­тели взяли вику­ний на руки и обо­шли с ними круг, обра­зо­ван­ный зри­те­лями – мест­ными кре­стья­нами, кото­рые фото­гра­фи­ро­вали знат­ных гостей на мобиль­ники. После этого почет­ные гости дали интер­вью жур­на­листке. В завер­ше­нии сва­дьбы из боль­шой кар­тон­ной коробки поса­жен­ные роди­тели кидали при­сут­ству­ю­щим кон­феты[vi].

Цере­мо­ния сва­дьбы вику­ний на фести­вале в Пампа-Галерасе, 2006 г.[vii]

Несо­мненно, когда нет пако и сва­дьба не пред­став­ляет собой рели­ги­оз­ной цере­мо­нии, не сле­дует мучить живот­ных только для раз­вле­че­ния тури­стов, как это дела­ется во время фести­валя в Пампа-Галерасе, где глав­ный жрец – Инка – само­де­я­тель­ный актер. Ведь, кроме всего про­чего, для сва­дьбы выби­ра­ются очень моло­дые вику­ньи, часто про­сто детеныши.

Цере­мо­ния сва­дьбы вику­ний в Санта-Барбара-де-Кархуакаян (Santa Bárbara de Carhuacayán) 8 сен­тября 2008 г.[viii]. Похоже, в этой общине к браку вику­ний отно­сятся совсем не серьезно

Паго Пача­маме и сва­дьба вику­ний пока­заны на фото­под­борке «Паго земле в общине Тамбо-Каньяхуас».

 


[i] http://www.meldes.ru/material.html

[ii] Taylor P. The Gran Chaccu (http://taylorllamas.com/GranChaccu.html).

[iii] http://www.guardian.co.uk/lifeandstyle/2008/oct/01/ethicalfashion.vicuna.wool

[iv] http://corresponsaleslaindustriaentrevistas.blogspot.com/

[v] Cox A.E. Politics of Conservation and Consumption: the Vicuña Trade in Peru (http://etd.fcla.edu/UF/UFE0001367/cox_a.pdf).

[vi] http://www.buscatube.com/videos-2/chaccu-de/NMQmrQM1QYg?chacco-de-vicunas-rancas-2010-%28casaracuy-de-la-vicuna%29

[vii] ttp://www.flickr.com/photos/rociofarfan/2300813990/

[viii] http://sites.google.com/site/carhuacayan2/beso-vicuna-2.jpg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>