Тупу

Тупу в тра­ди­ци­он­ном костюме Анд сегодня

image103Фото 1. Кечу­анка Поблина из общины Уильок (Huilloc), дис­трикт Ольян­тай­тамбо (Ollantaytambo), про­вин­ция Уру­бамба (Urubamba), регион Куско, Перу (2006)[i]

Топу, или тупу (аймарск. tupu) – булавка, кото­рой в Андах, как при­нято счи­тать, жен­щины ска­лы­вали свои накидки (льик­льи). В наше время кечу­анки и аймарки заме­нили их англий­скими булав­ками – чаще всего самыми про­стыми, к кото­рым они явно нерав­но­душны (фото 1). Боль­шая деко­ра­тив­ная англий­ская булавка встре­ча­ется реже, и уже совсем ред­кость, когда она укра­шена «камуш­ками» (фото 2).

image105Фото 2. Кечу­анка из дис­трикта Сику­ани (Sicuani), про­вин­ция Кан­чис (Canchis), регион Куско, Перу (2006)[ii]

Бывает, что льик­лью ска­лы­вают и боль­шой швей­ной иглой (фото 3).

OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 3[iii]. Юная тка­чиха из дис­трикта Ольян­тай­тамбо (Ollantaytambo), про­вин­ция Уру­бамба, регион Куско (2009)

Я нашла только одну фото­гра­фию – ста­рую цвет­ную открытку, кото­рой 20 – 30 лет, где изоб­ра­жена кечу­анка с тупу (фото 4). Жен­щина при­над­ле­жит извест­ной тка­че­ской общине Сала­сака (Salasaca), кото­рая рас­по­ла­га­ется рядом с вул­ка­ном Тун­гу­рауа в Эква­доре. Тупу мне пока­за­лось ста­рин­ным, и я пред­по­ло­жила, что оно укра­шено дра­го­цен­ным камнем.

image001Фото 4. Кечу­анка из Сала­саки, Эква­дор[iv]

Но я поняла, что оши­ба­лась, когда нашла в кол­лек­ции Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев (США) похо­жее тупу (фото 5). Оно отно­сится к концу XIX в., сде­лано в про­вин­ции Эль-Оро (Эква­дор) из серебра и укра­шено стек­лом. Ока­зы­ва­ется, в Южной Аме­рике нет место­рож­де­ний алма­зов и рубинов.

image003Фото 5. Булавка для шали. Мате­ри­алы: серебро, стекло. Время изго­тов­ле­ния: 1880 – 1900 гг. Место: кан­тон Сарума (Zaruma), про­вин­ция Эль-Оро, Эква­дор[v]

 image014

Тупу Боли­вии и Перу конца XIX – начала XX в.
1. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индейцев

image005Фото 1. Булавка для шали. Мате­риал: серебро. Тех­ника: литье. Культура/народ: аймары. Дата созда­ния: 1850 – 1900 гг. Место: Ла-Пас, Боли­вия[vi]

Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев вла­деет кол­лек­цией сереб­ря­ных тупу, сде­лан­ных в Перу и Боли­вии. Они раз­де­лены ката­ло­гом на аймар­ские и кечу­ан­ские, а также при­над­ле­жа­щие куль­туре народа колья, кото­рый, как мно­гие счи­тают, явля­ются род­ствен­ным айма­рам. Есть также мне­ние, что это один и тот же народ. К сожа­ле­нию, вся кол­лек­ция «була­вок для шали» (shawl pin), как они назы­ва­ются в ката­логе этого музея, содер­жит только тупу конца XIX – начала XX в. Лишь два тупу отно­сятся к 1950 г. Совре­мен­ных нам тупу в ней нет.

image007Фото 2. Булавки для шали. Мате­риал: серебро, стек­лян­ная бусина/бисер, метал­ли­че­ская цепочка. Культура/народ: колья. Дата созда­ния: около 1910 г. Место: восточ­ный берег озера Тити­каки, депар­та­мент Ла-Пас, Боли­вия[vii]

Дис­ко­об­раз­ных навер­ший у тупу прак­ти­че­ски нет. Одной из самых попу­ляр­ных форм тупу стала форма ложки с оваль­ным чер­па­лом, по обе сто­роны кото­рого нередко при­креп­лены две ложки гораздо мень­ших размеров.

image009Фото 3. Булавка для плаща (tupu). Раз­меры: 23×8×1 см. Мате­риал: олово. При­об­ре­тена в 1983 г. в Ама­рете (Amarete), депар­та­мент Ла-Пас Боли­вия. Бри­тан­ский музей[viii]

В Бри­тан­ском музее хра­нится тупу (здесь оно назы­ва­ется «булавка для плаща»), дей­стви­тельно сде­лан­ное из оло­вян­ной ложки. (Оно, кстати, самое позд­нее из всех извест­ных мне тупу Боли­вии и Перу, если исхо­дить из даты его покупки музеем – 1983 г.) К ней при­па­яны шесть монет. На внут­рен­ней сто­роне чер­пала выре­зан цве­точ­ный узор. Для того чтобы полу­чить заост­рен­ный конец, чере­нок ложки был зато­чен. Тупу изго­тов­лено очень кустарно. Но что если и осталь­ные тупу сде­ланы из ложек, сереб­ря­ных и искусно укра­шен­ных, но ложек? Может быть, ложка была тогда талис­ма­ном? Эту мысль под­дер­жи­вают при­креп­лен­ные цепоч­ками к навер­шию неко­то­рых була­вок мел­кие пред­меты, кото­рые трудно иден­ти­фи­ци­ро­вать, разве что ключи и вере­тена. Они вполне могли быть сим­во­лами жела­ний, как умень­шен­ные копии домов, денеж­ных купюр и пр., кото­рые андцы кла­дут в дес­пачо в каче­стве сим­во­лов своих просьб.

image002Мне посчаст­ли­ви­лось найти сни­мок[1] 2006 г., на кото­ром запе­чат­лена жен­щина с тупу из ложек огром­ного раз­мера. Жен­щина явля­ется пред­ста­ви­тель­ни­цей кала­вайя  (kallawaya) – одного из корен­ных наро­дов Боли­вии. Его куль­тура тра­ди­ци­онно сосре­до­то­чена на изу­че­нии и прак­тике народ­ной меди­цины. А поскольку меди­цина в Андах все­гда тесно свя­зана с рели­гией, вполне может быть, что эта жен­щина – жрица. По всей види­мо­сти, на ней тра­ди­ци­он­ная одежда, состо­я­щая из пря­мо­уголь­ного полот­нища, – анако, кото­рое не имеет швов и про­сто обер­ты­ва­ется вокруг тела, удер­жи­ва­е­мое поя­сом на талии и двумя тупу на пле­чах. Тупу ска­лы­вают верх­нюю часть анако так, чтобы полу­чи­лось три отвер­стия: одно – для головы и два – для рук. (Подроб­нее см.: «Тупу в анд­ском исто­ри­че­ском костюме», конец статьи).

image004Жен­щина из народа кала­вайя с похо­жими укра­ше­ни­ями сфо­то­гра­фи­ро­вана[2] во время встречи Нового года (аймарск. Machaq Mara) в Тиа­у­а­нако 21 июня 2011 г. Ложки гораздо меньше, и, хотя их ножки не видны, весьма веро­ятно, что они пред­став­ляют собой тупу.


[1] http://www.flickr.com/photos/tribuducoin/3341898387/in/set-72157615057100852
[2] http://www.flickr.com/photos/hanshendriksen/7068166017/sizes/o/in/photostream/

Тупу–ложки, судя по кол­лек­ции Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев, были попу­лярны у кечу­а­нов, айма­ров и колья Боли­вии и Перу на про­тя­же­нии 1880 – 1920 гг. (фото 4 – 7).

image011Фото 4. Булавка для шали. Мате­риал: серебро, стекло. Культура/народ: кечу­аны или аймары. Дата созда­ния: 1880 – 1920 гг. Место: Боли­вия[ix]. Фото 5. Булавка для шали. Мате­риал: серебро, стек­лян­ная бусина/бисер. Культура/народ: кечу­аны или аймары. Дата созда­ния: 1880 – 1920 гг. Место: Боли­вия[x]. Фото 6. Булавка для шали. Мате­риал: серебро. Культура/народ: колья. Дата созда­ния: около 1920 г. Место: восточ­ный берег озера Тити­каки, депар­та­мент Ла-Пас, Боли­вия[xi]. Фото 7. Булавка для шали. Мате­риал: серебро. Культура/народ: кечу­аны. Дата созда­ния: 1900 – 1920 гг. Место: регион Куско, Перу[xii]

Если срав­ни­вать экс­по­наты этой кол­лек­ции с древними тупу, о кото­рых пой­дет речь дальше (см. «Доко­лум­бо­вые тупу»), то какого-либо сход­ства между ними обна­ру­жить нельзя, хотя неко­то­рая связь с тра­ди­ци­он­ными моти­вами оста­ется. Это, в первую оче­редь, – изоб­ра­же­ния хищ­ных птиц, в част­но­сти кон­дора, и круга как сим­вола солнца. Глав­ное отли­чие дан­ных тупу от древ­них образ­цов состоит в том, что они не несут на себе рели­ги­оз­ной символики.

image013Фото 8. Булавки для шали. Мате­риал: серебро, стек­лян­ная бусина/бисер. Культура/народ: кечу­аны. Дата созда­ния: 1880 – 1920 гг. Место: регион Куско, Перу[xiii]

Все тупу кол­лек­ции очень дам­ские. Веро­ятно, они при­над­ле­жали горо­жан­кам. Основ­ные места, где они были при­об­ре­тены – это сто­лица совре­мен­ной Боли­вии Ла-Пас, сто­лица Инк­ской импе­рии – Куско, а теперь тури­сти­че­ская сто­лица Перу, город Писак, регион Куско. Сде­ланы тупу были также, ско­рее всего, в испан­ских горо­дах, а не в кре­стьян­ских общи­нах, в кото­рых не могло быть ремес­лен­ни­ков, рабо­та­ю­щих с сереб­ром, из-за их край­ней бед­но­сти. Поэтому в этих юве­лир­ных изде­лиях так мало ощу­ща­ется тра­ди­ци­он­ного искус­ства и так сильно чув­ству­ется вли­я­ние коло­ни­аль­ной куль­туры, кото­рому не могли не под­даться мастера, живу­щие в испан­ских горо­дах и под­чи­ня­ю­щи­еся тре­бо­ва­ниям город­ской моды. При­об­ре­сти сереб­ря­ные тупу в городе кре­стьян­кам было не по кар­ману, поэтому они и пере­шли на англий­ские булавки. В резуль­тате тупу стали обыч­ными укра­ше­ни­ями, в зна­чи­тель­ной мере утра­тив свою связь с тра­ди­ци­он­ной культурой.

image073Фото 9. Булавка для шали. Мате­риал: серебро. Тех­ники: литье, пайка, штам­повка. Культура/народ: аймары. Дата созда­ния: 1900 г. Место: Помата (Pomata), про­вин­ция Чуку­ито (Chucuito), регион Пуно, Перу[xiv]

Из общей массы дам­ских була­вок выде­ля­ется тупу, навер­шие кото­рого сде­лано в виде ламы с ламен­ком (фото 9). Вер­блю­до­вые довольно часто изоб­ра­жа­лись на древ­них арте­фак­тах, поскольку их свя­зы­вали с богами и им самим нередко при­да­вали ста­тус божества.

image075Фото 10. Булавка для шали (тупу). Раз­меры: 33,4×9,9 см. Мате­ри­алы: серебро, камень, стекло. Тех­ники: чеканка, литье. Культура/народ: аймары. Дата созда­ния: 1900 г. Место: Перу[xv]

Инк­ская тема­тика – луна и солнце – при­сут­ствует лишь на одной булавке (фото 10, 11). Кстати, это – един­ствен­ная булавка, кото­рая в ката­логе Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев обо­зна­чена как тупу.

image077Фото 11[xvi]. Круп­ный план тупу, пока­зан­ного на фото 10 (сни­мок 2011 г.)

Видимо, такая ком­по­зи­ция была доста­точно попу­лярна, так как суще­ствует похо­жая булавка (фото 12), но сде­лан­ная на 50 лет позже. Это тупу было при­об­ре­тено вме­сте с накид­кой (фото 13) худож­ни­ком и иссле­до­ва­те­лем Кар­лом Р. Бер­ма­ном (Carl R. Berman) и его женой Бланш Бер­ман во время путе­ше­ствия по Южной Аме­рике в 1950-х гг.

image021Фото 12. Булавка для шали. Мате­риал: металл. Тех­ники: чеканка, штам­повка[xvii]. Фото 13[xviii]. Жен­ская накидка. Мате­ри­алы: шер­стя­ная пряжа, кра­си­тели. Тех­ники: кра­ше­ние, тканье

Тогда же Карл Р. Бер­ман при­об­рел и вто­рую пару – тупу и накидку (фото 14 и 15). Все четыре пред­мета он купил в Писаке (Pisac), про­вин­ция Калка (Calca), регион Куско, Перу, и отнес к кечу­ан­ской куль­туре. Дата их изго­тов­ле­ния была поме­чена 1950-м годом. У этих вещей нет худо­же­ствен­ной цен­но­сти. И сто­и­мость их была, оче­видно, не высока. Штам­по­ван­ные тупу сде­ланы не из серебра (назва­ние металла не ука­зано), а накидки очень про­стень­кие и не гобе­ле­но­вые. Вещи инте­ресны только в плане изу­че­ния исто­рии анд­ского тра­ди­ци­он­ного костюма. Ско­рее всего, их хозяйки, если и не ходили в них каж­дый день, то наде­вали часто.

image023Фото 14[xix]. Жен­ская накидка. Мате­ри­алы: шер­стя­ная пряжа, кра­си­тели. Тех­ники: кра­ше­ние, тка­нье, сши­ва­ние. Фото 15[xx]. Булавка для шали. Мате­риал: металл. Тех­ники: чеканка, штамповка

Надо думать, что Карл Р. Бер­ман при­об­рел луч­шие образцы. Срав­ни­вая их с совре­мен­ными пред­ме­тами тра­ди­ци­он­ной одежды, можно ска­зать, что искус­ство тка­че­ства в Перу уда­лось воз­ро­дить. Об этом гово­рят совре­мен­ные костюмы кечу­а­нов, мно­гие из кото­рых сде­ланы из гобе­ле­но­вых тка­ней по ста­рин­ным образ­цам. Здесь осо­бенно нужно выде­лить мастер­ство тка­чих Чин­черо. А что каса­ется тупу, то этот ремес­лен­ный про­мы­сел в Перу и Боли­вии нужно при­знать утра­чен­ным, поскольку на сего­дняш­ний день нет ни одного экзем­пляра в музей­ных кол­лек­циях, кото­рый был бы сде­лан в наши дни, и в быту они заме­нены на англий­ские булавки про­мыш­лен­ного изготовления.

 

2. Бри­тан­ский музей

Бри­тан­ский музей вла­деет Кол­лек­цией пост­кон­кист­ского серебра из Перу и Чили XVIIXIX вв. В нее вхо­дят, в част­но­сти, тупу, кото­рые пока­заны на фото 16. Они отне­сены к XIX в. и коло­ни­аль­ному пери­оду, сле­до­ва­тельно, были изго­тов­лены до войны за неза­ви­си­мость (1825). Несмотря на то, что форма навер­ший тупу дис­ко­об­раз­ная и в двух из них есть даже малень­кие отвер­стия, они, конечно, не явля­ются ни аст­ро­но­ми­че­скими инстру­мен­тами (см. «Ключи от неба»), ни сакраль­ными объ­ек­тами. Отвер­стия, ско­рее всего, слу­жили для креп­ле­ния булавки к одежде: в эту дырочку про­де­вался шну­рок, кото­рый обма­ты­вался вокруг иглы. На тупу вто­ром и тре­тьем слева изоб­ра­жен один и тот же сюжет: две птицы над вазой с цветами.

image025Фото 16. Булавки. Мате­риал: серебро. Культура/период: коло­ни­аль­ный (Аме­рика). XIX в. При­об­ре­тены в Чили или Перу. Длина: 1) 22,86 см[xxi]; 2) 16,51 см[xxii]; 3) 34,29 см[xxiii]

К сожа­ле­нию, в ката­логе не ука­зано точно, где дан­ные тупу были изго­тов­лены. Но форма пер­вого тупу и его орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что оно при­над­ле­жит куль­туре мапуче.

| 1 | 2 | 3| 4 |



[v] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=142020&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>