Тупу в традиционном костюме Анд сегодня
Фото 1. Кечуанка Поблина из общины Уильок (Huilloc), дистрикт Ольянтайтамбо (Ollantaytambo), провинция Урубамба (Urubamba), регион Куско, Перу (2006)[i]
Топу, или тупу (аймарск. tupu) – булавка, которой в Андах, как принято считать, женщины скалывали свои накидки (льикльи). В наше время кечуанки и аймарки заменили их английскими булавками – чаще всего самыми простыми, к которым они явно неравнодушны (фото 1). Большая декоративная английская булавка встречается реже, и уже совсем редкость, когда она украшена «камушками» (фото 2).
Фото 2. Кечуанка из дистрикта Сикуани (Sicuani), провинция Канчис (Canchis), регион Куско, Перу (2006)[ii]
Бывает, что льиклью скалывают и большой швейной иглой (фото 3).
Фото 3[iii]. Юная ткачиха из дистрикта Ольянтайтамбо (Ollantaytambo), провинция Урубамба, регион Куско (2009)
Я нашла только одну фотографию – старую цветную открытку, которой 20 – 30 лет, где изображена кечуанка с тупу (фото 4). Женщина принадлежит известной ткаческой общине Саласака (Salasaca), которая располагается рядом с вулканом Тунгурауа в Эквадоре. Тупу мне показалось старинным, и я предположила, что оно украшено драгоценным камнем.
Фото 4. Кечуанка из Саласаки, Эквадор[iv]
Но я поняла, что ошибалась, когда нашла в коллекции Национального музея американских индейцев (США) похожее тупу (фото 5). Оно относится к концу XIX в., сделано в провинции Эль-Оро (Эквадор) из серебра и украшено стеклом. Оказывается, в Южной Америке нет месторождений алмазов и рубинов.
Фото 5. Булавка для шали. Материалы: серебро, стекло. Время изготовления: 1880 – 1900 гг. Место: кантон Сарума (Zaruma), провинция Эль-Оро, Эквадор[v]
Тупу Боливии и Перу конца XIX – начала XX в.
1. Национальный музей американских индейцев
Фото 1. Булавка для шали. Материал: серебро. Техника: литье. Культура/народ: аймары. Дата создания: 1850 – 1900 гг. Место: Ла-Пас, Боливия[vi]
Национальный музей американских индейцев владеет коллекцией серебряных тупу, сделанных в Перу и Боливии. Они разделены каталогом на аймарские и кечуанские, а также принадлежащие культуре народа колья, который, как многие считают, являются родственным аймарам. Есть также мнение, что это один и тот же народ. К сожалению, вся коллекция «булавок для шали» (shawl pin), как они называются в каталоге этого музея, содержит только тупу конца XIX – начала XX в. Лишь два тупу относятся к 1950 г. Современных нам тупу в ней нет.
Фото 2. Булавки для шали. Материал: серебро, стеклянная бусина/бисер, металлическая цепочка. Культура/народ: колья. Дата создания: около 1910 г. Место: восточный берег озера Титикаки, департамент Ла-Пас, Боливия[vii]
Дискообразных наверший у тупу практически нет. Одной из самых популярных форм тупу стала форма ложки с овальным черпалом, по обе стороны которого нередко прикреплены две ложки гораздо меньших размеров.
Фото 3. Булавка для плаща (tupu). Размеры: 23×8×1 см. Материал: олово. Приобретена в 1983 г. в Амарете (Amarete), департамент Ла-Пас Боливия. Британский музей[viii]
В Британском музее хранится тупу (здесь оно называется «булавка для плаща»), действительно сделанное из оловянной ложки. (Оно, кстати, самое позднее из всех известных мне тупу Боливии и Перу, если исходить из даты его покупки музеем – 1983 г.) К ней припаяны шесть монет. На внутренней стороне черпала вырезан цветочный узор. Для того чтобы получить заостренный конец, черенок ложки был заточен. Тупу изготовлено очень кустарно. Но что если и остальные тупу сделаны из ложек, серебряных и искусно украшенных, но ложек? Может быть, ложка была тогда талисманом? Эту мысль поддерживают прикрепленные цепочками к навершию некоторых булавок мелкие предметы, которые трудно идентифицировать, разве что ключи и веретена. Они вполне могли быть символами желаний, как уменьшенные копии домов, денежных купюр и пр., которые андцы кладут в деспачо в качестве символов своих просьб.
Мне посчастливилось найти снимок[1] 2006 г., на котором запечатлена женщина с тупу из ложек огромного размера. Женщина является представительницей калавайя (kallawaya) – одного из коренных народов Боливии. Его культура традиционно сосредоточена на изучении и практике народной медицины. А поскольку медицина в Андах всегда тесно связана с религией, вполне может быть, что эта женщина – жрица. По всей видимости, на ней традиционная одежда, состоящая из прямоугольного полотнища, – анако, которое не имеет швов и просто обертывается вокруг тела, удерживаемое поясом на талии и двумя тупу на плечах. Тупу скалывают верхнюю часть анако так, чтобы получилось три отверстия: одно – для головы и два – для рук. (Подробнее см.: «Тупу в андском историческом костюме», конец статьи). Женщина из народа калавайя с похожими украшениями сфотографирована[2] во время встречи Нового года (аймарск. Machaq Mara) в Тиауанако 21 июня 2011 г. Ложки гораздо меньше, и, хотя их ножки не видны, весьма вероятно, что они представляют собой тупу. [1] http://www.flickr.com/photos/tribuducoin/3341898387/in/set-72157615057100852 |
Тупу–ложки, судя по коллекции Национального музея американских индейцев, были популярны у кечуанов, аймаров и колья Боливии и Перу на протяжении 1880 – 1920 гг. (фото 4 – 7).
Фото 4. Булавка для шали. Материал: серебро, стекло. Культура/народ: кечуаны или аймары. Дата создания: 1880 – 1920 гг. Место: Боливия[ix]. Фото 5. Булавка для шали. Материал: серебро, стеклянная бусина/бисер. Культура/народ: кечуаны или аймары. Дата создания: 1880 – 1920 гг. Место: Боливия[x]. Фото 6. Булавка для шали. Материал: серебро. Культура/народ: колья. Дата создания: около 1920 г. Место: восточный берег озера Титикаки, департамент Ла-Пас, Боливия[xi]. Фото 7. Булавка для шали. Материал: серебро. Культура/народ: кечуаны. Дата создания: 1900 – 1920 гг. Место: регион Куско, Перу[xii]
Если сравнивать экспонаты этой коллекции с древними тупу, о которых пойдет речь дальше (см. «Доколумбовые тупу»), то какого-либо сходства между ними обнаружить нельзя, хотя некоторая связь с традиционными мотивами остается. Это, в первую очередь, – изображения хищных птиц, в частности кондора, и круга как символа солнца. Главное отличие данных тупу от древних образцов состоит в том, что они не несут на себе религиозной символики.
Фото 8. Булавки для шали. Материал: серебро, стеклянная бусина/бисер. Культура/народ: кечуаны. Дата создания: 1880 – 1920 гг. Место: регион Куско, Перу[xiii]
Все тупу коллекции очень дамские. Вероятно, они принадлежали горожанкам. Основные места, где они были приобретены – это столица современной Боливии Ла-Пас, столица Инкской империи – Куско, а теперь туристическая столица Перу, город Писак, регион Куско. Сделаны тупу были также, скорее всего, в испанских городах, а не в крестьянских общинах, в которых не могло быть ремесленников, работающих с серебром, из-за их крайней бедности. Поэтому в этих ювелирных изделиях так мало ощущается традиционного искусства и так сильно чувствуется влияние колониальной культуры, которому не могли не поддаться мастера, живущие в испанских городах и подчиняющиеся требованиям городской моды. Приобрести серебряные тупу в городе крестьянкам было не по карману, поэтому они и перешли на английские булавки. В результате тупу стали обычными украшениями, в значительной мере утратив свою связь с традиционной культурой.
Фото 9. Булавка для шали. Материал: серебро. Техники: литье, пайка, штамповка. Культура/народ: аймары. Дата создания: 1900 г. Место: Помата (Pomata), провинция Чукуито (Chucuito), регион Пуно, Перу[xiv]
Из общей массы дамских булавок выделяется тупу, навершие которого сделано в виде ламы с ламенком (фото 9). Верблюдовые довольно часто изображались на древних артефактах, поскольку их связывали с богами и им самим нередко придавали статус божества.
Фото 10. Булавка для шали (тупу). Размеры: 33,4×9,9 см. Материалы: серебро, камень, стекло. Техники: чеканка, литье. Культура/народ: аймары. Дата создания: 1900 г. Место: Перу[xv]
Инкская тематика – луна и солнце – присутствует лишь на одной булавке (фото 10, 11). Кстати, это – единственная булавка, которая в каталоге Национального музея американских индейцев обозначена как тупу.
Фото 11[xvi]. Крупный план тупу, показанного на фото 10 (снимок 2011 г.)
Видимо, такая композиция была достаточно популярна, так как существует похожая булавка (фото 12), но сделанная на 50 лет позже. Это тупу было приобретено вместе с накидкой (фото 13) художником и исследователем Карлом Р. Берманом (Carl R. Berman) и его женой Бланш Берман во время путешествия по Южной Америке в 1950-х гг.
Фото 12. Булавка для шали. Материал: металл. Техники: чеканка, штамповка[xvii]. Фото 13[xviii]. Женская накидка. Материалы: шерстяная пряжа, красители. Техники: крашение, тканье
Тогда же Карл Р. Берман приобрел и вторую пару – тупу и накидку (фото 14 и 15). Все четыре предмета он купил в Писаке (Pisac), провинция Калка (Calca), регион Куско, Перу, и отнес к кечуанской культуре. Дата их изготовления была помечена 1950-м годом. У этих вещей нет художественной ценности. И стоимость их была, очевидно, не высока. Штампованные тупу сделаны не из серебра (название металла не указано), а накидки очень простенькие и не гобеленовые. Вещи интересны только в плане изучения истории андского традиционного костюма. Скорее всего, их хозяйки, если и не ходили в них каждый день, то надевали часто.
Фото 14[xix]. Женская накидка. Материалы: шерстяная пряжа, красители. Техники: крашение, тканье, сшивание. Фото 15[xx]. Булавка для шали. Материал: металл. Техники: чеканка, штамповка
Надо думать, что Карл Р. Берман приобрел лучшие образцы. Сравнивая их с современными предметами традиционной одежды, можно сказать, что искусство ткачества в Перу удалось возродить. Об этом говорят современные костюмы кечуанов, многие из которых сделаны из гобеленовых тканей по старинным образцам. Здесь особенно нужно выделить мастерство ткачих Чинчеро. А что касается тупу, то этот ремесленный промысел в Перу и Боливии нужно признать утраченным, поскольку на сегодняшний день нет ни одного экземпляра в музейных коллекциях, который был бы сделан в наши дни, и в быту они заменены на английские булавки промышленного изготовления.
2. Британский музей
Британский музей владеет Коллекцией постконкистского серебра из Перу и Чили XVII – XIX вв. В нее входят, в частности, тупу, которые показаны на фото 16. Они отнесены к XIX в. и колониальному периоду, следовательно, были изготовлены до войны за независимость (1825). Несмотря на то, что форма наверший тупу дискообразная и в двух из них есть даже маленькие отверстия, они, конечно, не являются ни астрономическими инструментами (см. «Ключи от неба»), ни сакральными объектами. Отверстия, скорее всего, служили для крепления булавки к одежде: в эту дырочку продевался шнурок, который обматывался вокруг иглы. На тупу втором и третьем слева изображен один и тот же сюжет: две птицы над вазой с цветами.
Фото 16. Булавки. Материал: серебро. Культура/период: колониальный (Америка). XIX в. Приобретены в Чили или Перу. Длина: 1) 22,86 см[xxi]; 2) 16,51 см[xxii]; 3) 34,29 см[xxiii]
К сожалению, в каталоге не указано точно, где данные тупу были изготовлены. Но форма первого тупу и его орнаментальная композиция позволяют предположить, что оно принадлежит культуре мапуче.
[ii] http://www.flickr.com/photos/tribuducoin/3337629547/in/set-72157614980576340/
[iii] http://threadsofperu.wordpress.com/2009/11/20/chaullacocha-chupani%E2%80%99s-field-trip-to-chayhuatire/
[v] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=142020&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2
[vi] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=115509&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2
[vii] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170054&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3; http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170053&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3
[viii] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=846443&objectid=642599
[ix] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=143369&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2
[xi] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170052&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3
[xii] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170094&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3
[xiii] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=143365&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2; http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=143367&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2; http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=143366&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=2
[xiv] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=165753&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3
[xv] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=225140&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=5
[xvii] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=270503&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=9
[xxi] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?assetId=954645&objectId=652298&partId=1