Тупу, продолжение
Тупу музейными каталогами определяется как украшение предметов одежды. В Музее Рафаэля Ларко, в частности, оно относится к категории: «украшение тела / предмета одежды – булавка / тупу». Видимо, во время раскопок их находили в погребениях приколотыми именно к одежде. Однако тупу имели больше функций, и их значение было более важным.
Виртуальный каталог Денверского музея искусств содержит снимки самых древних тупу, которые, возможно, еще тогда так и не назывались. Это две булавки из золота с навершиями в виде человеческих голов (фото 1). У каждой головы есть лицевые украшения, которые, вероятно, свисали из их проколотых носов[i].
Фото 1. Украшения в форме булавки. Длина обоих 7,20 см. Золото. Перу, Северная сьерра, Чавин-де-Уантар(?), чавинский стиль (1000 – 200 гг. до н.э.). Кливлендский музей искусств, США[ii]
Снимки золотых булавок Чавина в каталоге сопровождает, на мой взгляд, очень глубокое умозаключение:
«Есть, вероятно, связь между чавинской религией и появлением первых в Андах многочисленных предметов из драгоценных металлов. Чавин, может быть, ввел революционную инновацию в металлообработке для того, чтобы выразить «совершенно другой» характер своей религии. Элиты носили украшения в виде эмблем своих связей с этой религии и в конечном итоге были похоронены с ним»[iii].
Думается, что тупу в Чавине являлись отличительным знаком жрецов и эту функцию они продолжали выполнять на протяжении всей доколумбовой истории Анд.
Фото 1а. Украшения. Материал: чеканное золото. Культура: Куписнике (Cupisnique). Дата создания: 800 – 200 гг. до н.э. Место: гасиенда Альмендраль (Hacienda Almendral), Чонгояпе (Chongoyape), провинция Чиклайо (Chiclayo), регион Ламбайеке, Перу. Национальный музей американских индейцев, США[iv]
Более тонкие булавки с навершиями, изображающими головы дракона-змеи (фото 1а справа), принадлежат культуре Куписнике, родственной чавинской культуре. Они, видимо, входили в погребальное приданное вместе с украшением, сделанным в одном с ними стиле (фото 1а слева). Эти предметы раскопал Хосе А. Гайосо (Gayoso), землевладелец из Чонгояпе, на территории своей гасиенды около 1925 г.
Фото 2. Булавка с фигурой из пряжи. Длина 13,10 см. Дерево, пряжа, смоляные краски. Перу, Южное побережье, паракасский стиль (700 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Кливлендский музей искусств[v]
Булавка из погребения Паракаса (фото 2) – культуры, почти такой же древней, как чавинская, открывает нам и другую функцию этого предмета. Он мог скреплять тюрбаны из длинных лент (фото 3), которые носили живые, и которые полагались мертвым.
Фото 3. Тюрбан. Размеры ленты: 853,4×6 см. Материалы: хлопок, шерсть верблюдовых, перья. Место находки: Южное побережье Перу. Культура: Паракас. 300 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклинский музей, США[vi]
«Паракасские головные уборы свертка мумии, – читаем в каталоге музея, – иногда включают в себя парики из человеческих волос, обмотанные длинными головными повязками и ремнями. Эта булавка, украшенная маленькой коленопреклоненной фигурой, могла быть использована как шляпная булавка, чтобы удерживать обмотку на месте»[vii].
Трудно сказать, глядя на цветную куколку навершия тупу, кого она изображает. Но, по логике вещей, она может представлять только божество, поэтому и булавку в целом следует отнести к предметам культа.
Фото 4. Кованые медные тупу. Длина: 9 см. Материалы: медь, позолота. География: Перу. Культура: Перу, Северного побережья(?). VIII – середина XVI в. Метрополитен-музей искусств, США[viii]. Фото 5. Кованые серебряные тупу. Длина: 6,4 см. Материалы: серебро, позолота(?). География: Перу. Культура: Перу, Северного побережья(?). VIII – середина XVI в. Метрополитен-музей искусств[ix]
В Музее Рафаэля Ларко и Метрополитен-музее искусств наиболее многочисленна группа тупу, которые весьма примитивны и представляют собой только историческую ценность (фото 4 и 5). Длина их небольшая – примерно 6 – 9 см. Они имеют простые навершия в виде треугольника или силуэта птицы и очень напоминают булавки портнихи. Скорее всего, эти тупу скрепляли ткани, в которые были завернуты мумии.
Фото 6. Тупу с изображением персонажа в головном уборе с фигурой кошачьего. Размеры: 9,5×1,1×1,1 см. Вес: 5 г. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[x]
Размеры тупу второй группы также невелики. В основном их длина составляет 7 – 12 см, хотя встречаются и длинные тупу – приблизительно от 18 до 29 см (фото 8, 13, 15 и 16). Эти тупу имеют навершия в виде фигур человека, птицы и верблюдового. Они несут на себе андскую религиозную символику и говорят о высоком положении персоны, предметы одежды которой скрепляли. (Особенно это касается тупу на фото 6 и 9.) Я считаю, что тупу были принадлежностью исключительно костюмов жрецов и их не могли носить обычные люди, в том числе и женщины, если они не являлись жрицами.
Фото 7. Тупу с изображением скопы (птицы из семейства соколиных). Размеры: 12,1×1,3×0,5 см. Вес: 4 г. Музей Рафаэля Ларко[xi]
К наиболее древним тупу постчавинской эпохи следует отнести костяные тупу (фото 6 и 7) царства Моче (Северное побережье Перу). По хронологии Р. Ларко они были сделаны в Эпоху апогея (1 – 800 гг. н.э.), а по хронологии Д. Роу – в Раннем промежуточном периоде (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). В это же период было изготовлено и костяное тупу культуры Наски (фото 7а).
Фото 7а. Булавка для шали с двумя птицами на навершии. Материал: кость животного. Культура: Наска. Дата создания: 200 – 800 гг. н.э. Место: регион Наски, Перу. Национальный музей американских индейцев[xii]
Фото 8. Тупу с изображением птицы. Размеры: 18,6×1,9×1,9 см. Вес: 28 г. Материал: медь. Музей Рафаэля Ларко[xiii]. Единственная булавка, у который есть фиксатор
К эпохе Империи инков (1300 – 1532 гг. н.э.) в Музее Рафаэля Ларко отнесены тупу из меди (фото 8) и драгоценных металлов (фото 9 – 13) царства Чиму (Северное побережье).
Фото 9. Тупу с изображением антропоморфного персонажа в головном уборе в виде полумесяца с перьями, четырехугольными серьгами в рубашке и юбке. Размер: 10,2×0,1×1,8 см. Вес: 4 г. Материалы: сплав из золота, меди и серебра. Долина: Моче. Место: Чан-Чан. Музей Рафаэля Ларко[xiv]
Фото 10. Тупу с изображением птицы. Размеры: 9,7×1,3×1,4 см. Вес: 4 г. Материал: позолоченное серебро. Долина: Моче. Место: Чан-Чан. Музей Рафаэля Ларко[xv]
Фото 11. Тупу с изображением колибри. Размеры: 7,1×2,7×0,8 см. Вес: 5 г. Материал: сплав золота с медью (тумбага)[xvi]. Фото 12. Тупу с изображением колибри (а, по-моему, цапли – Ф.Ó.). Размеры: 9,2×0,2×0,9 см. Вес: 4 г. Материал: серебро[xvii]. Фото 13. Тупу с изображением головы верблюдового. Размеры: 27,0×2,3×1,0 см. Вес: 34 г. Материал: серебро. Музей Рафаэля Ларко[xviii]
Есть в Музее Рафаэля Ларко и костяное тупу периода Инкской империи (фото 14).
Фото 14. Тупу из кости с изображением двух верблюдовых. Размеры: 9,5×0,9×2,0 см. Вес: 6 г. Материал: кость. Культура/стиль: инкский. Хронология по Рафаэлю Ларко: Имперская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Поздний горизонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Долина: Куско. Музей Рафаэля Ларко[xix]
Фото 15. Булавка для шали. Материал: медь. Культура: Моче. Дата создания: 200 – 800 гг. н.э. Место изготовления: Хайанка (Jayanca), регион Ламбайеке, Перу. Национальный музей американских индейцев[xx]. Фото 15а. Кованая бронзовая булавка (тупу). Размеры: 7×29,2 см. Материал: бронза. География: Перу. Культура: Перу, Северного побережья(?). XV – середина XVI в. Метрополитен музей искусств[xxi]
Тупу, заснятые на фото 15 и 15а, отличаются от других тем, что их навершия сделаны не в виде фигур людей или животных, а выполнены с использованием орнамента из плоских спиралей, весьма характерных для золотых артефактов царства Тайроны (900 – 1650 гг. н.э.), которое находилось на территории Колумбии (см. «Касики») и в определенный период было современником инкского государства. Еще более очевидное сходство этих инкских тупу наблюдается с предметами, которые держит в руках мужская фигура (фото 16) культуры Кимбайи (600 – 1100 гг. н.э.).
Фото 16. Сосуд для извести в форме стоящего мужчины. Материал: тумбага – сплав из золота (60 %) и меди. Кимбайа (Quimbaya). 600 – 1100 гг. н.э. Колумбия. Британский музей[xxii]
Такие сосуды использовались для хранения извести, полученной от сжигания и шлифования ракушек. Ее жевали вместе с листьями коки, чтобы активизировать их стимулирующее действие и усилить ясное, созерцательное мышление во время ритуала, предполагающего общение с богами[xxiii].
Фото 17. Тупу. Длина: 25,1 см. Материал: серебро. Культура: инкская. XV – XVI вв. Метрополитен музей искусств[xxiv]
Мотив спиралей также присутствует и на двух тупу, которые отнесены к инкской культуре (фото 17 и 22).
Фото 18. Тупу. Высота первого – 8,9 см, второго – 10,5 см. Материалы: медь (кованая), позолота. География: Перу. Культура: Чиму(?). VIII – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[xxv]
К третьей группе тупу я бы причислила булавки с навершием в форме гладкого тонкого круга, который, как правило, никак не украшен и имеет маленькое отверстие у основания. Их периодизация крайне расплывчата (VIII – XVI вв.), а место находки не определено. Наиболее ранние из них сделаны из позолоченной меди (фото 18). Они сильно пострадали от времени, но, если приглядеться, заплывшую дырочку в круге обнаружить можно. Правда, если основываться на каталоге Британского музея, то самым древним нужно считать серебряное тупу, названное там диском (фото 19), которое было найдено в долине Наски и датировано временем существования этой культуры (100 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Однако исходя из формы тупу и материала, из которого оно изготовлено, я бы объединила его с серебряными тупу, которые показаны на фото 19а.
Фото 19. Диск. Материал: серебро. Культура: Наска. 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Место раскопок/находки: Наска, Перу. Британский музей[xxvi]. Фото 19a. Серебряные тупу: 1) размеры 12,9×0,3×4,4 см, вес 13 г[xxvii]; 2) размеры 9,4×0,2×2,7 см, вес 3 г[xxviii]; 3) размеры 10,4×0,3×4,1 см, вес 12 г. Хронология по Джону Роу: Поздний промежуточный период (1000 – 1476 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко[xxix]
Тупу, датируемые эпохой Инкской империи и отнесенные к инкскому стилю, характеризуются тонкой острой и длинной ножкой, имеющей практически одинаковую толщину по всей длине в отличие от более ранних тупу, ножки которых изготавливались в форме сильно вытянутого конуса (фото 18), а также сравнительно большим диаметром навершия (фото 20 – 22). Они сделаны из позолоченного серебра (фото 20 и 21) и меди (фото 22).
Фото 20. Тупу. Размеры: 6,4×17,1 см. Материалы: серебро (кованое), позолота. География: Перу. Культура: инкская. XV – XVI вв. Метрополитен музей искусств[xxx]. Фото 21. Тупу. Размеры: 6,4×17,1 см. Материалы: серебро (кованое), позолота. География: Перу. Культура: инкская. XV – XVI вв. Метрополитен музей искусств[xxxi]
Фото 22. Тупу из меди с орнаментом из завитков. Размеры: 25,4×0,4×9,5 см. Вес: 53 г. Материал: медь. Культура/стиль: инкский. Хронология по Рафаэлю Ларко: Имперская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Поздний горизонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Рафаэля Ларко[xxxii]
Тупу с плоскими круглыми навершиями и маленьким отверстием – вторые по численности после тупу с треугольными навершиями (фото 4 и 5) в коллекциях Музея Рафаэля Ларко и Метрополитен-музея искусств.
Фото 23[xxxiii]. Серебряные тупу. Национальный музей американских индейцев, США
В Национальном музее американских индейцев есть витрина, где демонстрируются похожие серебряные тупу, но с навершием в форме половины круга (фото 23 и 24). Они имеют разную величину, но все также снабжены дырочкой, кроме самого большого (фото 23). К сожалению, информации о тупу из этого музея у меня нет, но такие же булавки были в большом количестве найдены при раскопках Мачу-Пикчу (фото справа) [xxxiv]. Следовательно, тупу с навершием в форме полукруга были даже более многочисленны в инкские времена, нежели тупу с навершием в форме круга.
Фото 24[xxxv]. Серебряные тупу. Национальный музей американских индейцев
В окрестностях Мачу-Пикчу также было обнаружено тупу необычной формы, которое снабжено не только круглой дырочкой, но и рядом из трех отверстий в форме треугольника (фото 25).
Фото 25[xxxvi]. Тупу, обнаруженное во время раскопок окрестностей Мачу-Пикчу
Окончание, с. 4
[iii] http://www.clevelandart.org/art/1958.179
[iv] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=173694&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=8
[xi] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=43602
[xii] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=181839&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=9
[xx] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=191256&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=11
[xxi] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001799
[xxii] http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/aoa/c/cast_gold_lime-flask_of_a_stan.aspx
[xxiii] http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/aoa/c/gold_lime-flask_of_a_female.aspx
[xxiv] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50008282
[xxv] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001677#fullscreen; http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001676
[xxvi] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?assetId=997613&objectId=477473&partId=1