Фото 1. Нога. Глиняный сосуд. Размеры: 11,3×9,8×12,5 см. Инкская культура. Этнографический музей Берлина[1]
Известно, что в Андах коренные жители всегда ходили в сандалиях (usuta – на кечуанском). Но на древних артефактах в основном показаны божества, и их ноги неизменно босы. Поэтому так удивителен сам по себе сосуд, который изображает не божество, а ногу – ступню и лодыжку (фото 1). Тем более удивительно, что нога обута в сандалий. Но благодаря тому, что она выполнена в достаточно реалистичной манере, мы теперь знаем, какие сандалии носили инки. Правда здесь непонятно, из чего сделан сандалий – из кожи или из веревок. Я считаю, что это – кожа.
Обратимся к книге Энн Кенделл «Инки. Быт, религия, культура». «Обувь была одинакова для обоих полов, – пишет она. – Инки обычно носили сандалии, подошвы которых делались из кожи с шеи ламы. Поскольку кожа была недубленой, во влажную погоду приходилось обходиться без сандалий, так как подошвы размякали»[2].
Фото 2[3]. Сандалии инкского периода
Верхняя часть сандалий состояла из плетеных шнуров (фото 2). Для их изготовления применялись шерсть верблюдовых, волокна алоэ, а жители побережья прикрепляли к подошвам хлопковую тесьму. По словам Э. Кенделл, сандалии иногда украшались маленькими золотыми и серебряными накладками.
Фото 3[4]. Первый Инка Манко Капак
На рисунке, который приведен на фото 3, индейский историк Фелипе Гуаман Пома де Айала изобразил легендарного первого Инку Манко Капака в очень похожих сандалиях. Кстати, именно Инка Манко Капак, по словам Гарсиласо де ла Веги, научил «своих вассалов» «делать обувь, именуемую усута, которую носят сегодня»[5]. В таких же сандалиях в своей рукописи «Первая новая хроника и доброе правление» Гуаман Пома нарисовал и других инкских правителей, а также их жен и слуг. Ноги под коленями Манко Капака перевязаны бахромой. Если верить рисункам Гуамана Помы, то ее носили все инки мужского пола и не только под коленом, но и на лодыжке (фото 4).
Фото 4[6]. Инка и койя
Намного более изощренный дизайн сандалий, чем у Гуамана Помы, можно видеть на иллюстрациях к книге «Pérou et Bolivie. Récit de voyage suivi d’études archéologiques et ethnographiques et de notes sur l’écriture et les langues des populations indiennes» («Перу и Боливия. Рассказ о путешествии, сопровождавшемся археологическими и этнографическими исследованиями, заметками о письменности и языках индийского населения»), изданной в Париже в 1880 г. На фото 5 – 7[7] показаны рисунки обуви с авторскими подписями из этой книги.
Фото 5. «Обувь, найденная в Кахабамбе (Cajabamba)» (северное побережье)
Фото 5 и 6 представляют сандалии, обнаруженные в гробницах северного и центрального побережья Перу. Они сделаны умелыми ремесленниками, похоже, из ремней хорошо выделанной кожи (фото 5) и, возможно, лент гобелена (фото 6) и имеют сложную форму.
Фото 6. Слева: «обувь, найденная в Чанкае (Chancay)» (центральное побережье Перу). Справа: «обувь, найденная в некрополе Большого Чиму (Gran Chimu)» (северное побережье)
Если на фото 5 и 6 показаны сандалии знати доколумбового периода побережья, то на фото 7 представлена обувь, которую носило коренное население высокогорья после конкисты. Крестьяне, скорее всего, шили ее сами. Можно догадаться, что шлепанцы слева, в которых, кстати, ходили индейцы еще в 80-х гг. XIX в., сделаны из куска кожи мехом наружу и подметки они не имеют.
Фото 7. Слева: «обувь, найденная в Анконе (Ancon) и еще используемая индейцами Серро-де-Паско (cerro de Pasco)». Справа: «Обувь, найденная в Парамонге (Paramonga) у подножия Серро-де-ла-Орка (cerro de la Horca)»
Логично было бы предположить, что такая обувь принадлежала бедным индейцам и она не имеет отношения к элите. Но, судя по двум рисункам Гуамана Помы, которые при внимательном изучении можно найти в его рукописи, инки также ходили в туфлях, сделанных из кожи мехом наружу. На рисунках изображены инки во время праздников, специфика которых вполне могла обусловить ношение подобной обуви. На фото 8 – один из них.
Фото 8. Фиеста Колья Суйос (Colla Suios)[8]
По словам Энн Кенделл, не все жители Инкской империи носили сандалии. Например, аймары ходили в обуви, напоминающей мокасины[9]. В Национальном музее американских индейцев (США) хранятся туфли наподобие мокасинов (фото 9). Но в каталоге они отнесены к обуви кечуанов и обозначены как мужские сандалии. Эти сандалии называются «p’olqo». Имеющиеся в музее p’olqo были приобретены в 1924 или 1925 г. в регионах Аякучо (Ayacucho) и Хунин (Junín) Перу.
Фото. 9. Мужские сандалии. Размеры: 23×10×6 см. Материал: кожа, кожаные ремешки. Культура/народ: Ванка кечуа (Wanka Quechua). Дата изготовления: около 1920 г. Национальный музей американских индейцев[10]
[1] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=direct/1/ResultLightboxView/result.t1.collection_lightbox.$TspTitleImageLink.link&sp=10&sp=Scollection&sp=SfilterDefinition&sp=0&sp=1&sp=1&sp=Slightbox_3x4&sp=132&sp=Sdetail&sp=0&sp=F&sp=T&sp=135
[2] Кенделл Э. Инки. Быт, религия, культура (http://lib.rus.ec/b/287217/read).
[4] http://www.kb.dk/permalink/2006/poma/86/en/text/?open=id2970453&imagesize=XL
[5] Вега, Гарсиласо де ла. История государства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).
[6] http://celia.cnrs.fr/FichExt/Am/A_11_03.htm
[7] http://fr.wikipedia.org/wiki/Civilisation_inca
[8] http://www.kb.dk/permalink/2006/poma/326/en/text/?open=id2974799&imagesize=normal
[9] Кенделл Э.Указ. соч.
[10] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=153385&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3