Фото 1[1]
Самое большое чульо в мире (фото 1) было сделано в Перу к двадцатой ежегодной встрече лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), проходившей 22 – 23 ноября 2008 г. в столице страны – Лиме, и выставлено в Музее нации. Его размеры: 6,5 м в высоту и 3,5 м в ширину, длина разноцветных кос 2,5 м[2].
К сожалению, чульо было выполнено из ткани. Но поскольку оно представляет собой обобщенный образ этого символа Перу, его украшают типичные узоры, и этим оно интересно. Я сделала «копию» орнаментальной композиции большого чульо, и теперь каждый желающий может связать себе такое.
Раппорты узоров чульо хорошо сопрягаются между собой по количеству петель. Раппорт узора «Пасущиеся ламы» имеет 24 п. Столько же петель в располагающемся над ним узоре «Зигзаги». Раппорт следующего за ним узора «Красные листья» – 6 п., а самого первого узора «Зубцы» – 4 п. Число 24 делится на 4 и 6 без остатка. Правда, это чульо нужно вязать из тонких ниток, так как, если 24 п. умножить на 6 раппортов, получится 144 п. Это очень мало. (Впрочем, можно взять пряжу потолще.) А если 24 п. умножить на 7 раппортов, получится 168 п., что многовато.
Увеличить количество петель в раппорте узора «Пасущиеся ламы» не составляет труда. Проблема – в геометрическом узоре «Зигзаги», элементы которого взаимозависят. Но его можно уменьшить, хотя это и потребует некоторого времени. Однако в таком случае орнамент не будет уже столь совершенен композиционно. Ведь раппорты узоров «Пасущиеся ламы» и «Зигзаги» имеют одинаковое количество петель и увязаны между собой: один «домик» зигзага – одна лама.
Исходя из логики композиции, следует предположить, что первая убавка для формирования донышка шапки может быть сделана лишь после завершения узора «Зигзаги». Но если вязать головку чульо с таким большим набором узоров, она получится слишком высокой. Даже при вертикальной плотности вязания 4 р. ее высота составит около 15 см. Поэтому перед узором «Пасущиеся ламы» следует провязать гораздо меньше рядов и, может быть, даже пожертвовать узором «Зубцы».
Таким образом, проект «Самое большое чульо в мире» еще ждет своей детальной проработки и его полное завершение возможно лишь со спицами в руках.
Донышко самого большого чульо образовано с помощью резинки 1×1. Этот способ также применен в чульо, которое было подарено президенту Боливии Эво Моралесу (см. проект «Чульо для президента»). Характерен ли он для настоящих чульо или изобретен недавно? На фото кечуанов и аймаров я не видела чульо с такими донышками. А в Интернете выложено несколько снимков подобных чульо (фото 2 и 3), выполненных современными городскими вязальщицами и, возможно, не руками. Поэтому я думаю, что резинка на донышке чульо – это недавнее ноу-хау. Честно говоря, чульо с резинкой на донышке мне не симпатично. Но рассмотреть его и узнать способ формирования донышка я бы хотела.
Как и у чульо сеньора Моралеса, орнаментальная композиция большого чульо идеальна и с художественной точки зрения, и с точки зрения соотношения раппортов узоров. Но оборотной стороной такого совершенства, как я уже говорила, становится узость его применения. Композиция предполагает лишь два возможных варианта количества петель для ширины головки шапки – 144 или 168.
Другая проблема большого чульо – его цветовое решение. Поскольку я делала копию чульо, я старалась повторить в точности и цвета его узоров, хотя кислотный зеленый и карамельный розовый мне абсолютно не нравятся. Но это уже иная тема. Сейчас я хочу сказать о другом. При создании макета чульо было использовано 30 цветов[5]. Я, конечно, не использовала и половины. Но эта проблема небольшая. При желании число цветов можно сократить и на много. Или же следует поднапрячься и найти соответствующее количество цветов в нитках «из сундука». Ведь при подобном множестве цветов и оттенков и маленькой площади, которую занимает каждый из них (т.е. при мелких узорах), сочетаются самые несочетаемые и при этом яркие цвета. К тому же, андский стиль как раз и предполагает такой прием. Более серьезная проблема заключается в трудности технического характера, которая возникает при вывязывании узора «Зигзаги» в предлагаемом цветовом решении.
Узор «Зигзаги» вяжется тремя нитками разных цветов в одном ряду, а в средней части – четырьмя. Для европейских вязальщиц это слишком. Если выполнять узор жаккардовой техникой, получится очень толсто (наслоятся на полотно и друг на друга протяжки четырех ниток), а если вязать техникой интарсии – довольно хлопотно. Но все же интарсия – более приемлемый вариант. Правда, не следует забывать о том, что перед нами – макет чульо из ткани и сделан он не профессионалами-вязальщиками. В реальной жизни, может быть, чульо с таким многоцветным «Зигзагом» где-то и существует (а надо сказать, что этот узор довольно распространен), но обычно цветов в нем меньше, и поэтому вязать его легче. Пример тому – чульо крестьянской общины Патабамба (Patabamba), которые, как и положено, почти одинаковы и разнятся лишь в мелочах. В них при вывязывании подобного узора использовано всего два цвета – красный и белый (фото 4). Результат, на мой вкус, – прекрасный.
Фото 4. Портрет кечуана из Патабамбы (2006)[6]