«Кечуанское чульо от Федосьи Олеговой»,
продолжение
Чульо европейского дизайнера
Не сразу, но ко мне пришло осознание того, что как бы я ни вникала в особенности чульо как части традиционной культуры кечуанов, чтобы связать свое настоящее чульо, эта задача изначально являлась невыполнимой. Чтобы добиться поставленной цели, мне нужно было бы скопировать чульо какой-нибудь общины. Однако на сегодняшний день у меня нет такой возможности. Поэтому любое связанное мной чульо даже после столь детального анализа способов его вязания и украшения будет все равно не народным, а дизайнерским. Но зато оно будет правильным. А кто не захочет носить этнический головной убор, всегда сможет на основе моего чульо создать приемлемую для себя модель.
На мои глаза попался неплохой пример адаптации чульо для мировой моды (фото 18). Шапка выглядит вполне кечуанской, но вязать ее гораздо проще.
Фото 18[i]
Чульо на фото 18 представляет собой часть костюма для выступления, по всей вероятности, перед туристами, которые мало знакомы с традициями андцев. То же можно сказать и об одетом в этот костюм молодом музыканте. Его чульо и пончо совершенно не сочетаются друг с другом. И само чульо, хотя и выглядит красиво и связано профессионально, сделано с нарушением традиций и, прежде всего, в сюжете узора. На самом видном месте шапки вывязан орнамент с коровами. А, как известно, коровы были завезены в Перу испанскими конкистадорами, поэтому коровы не могут украшать традиционное чульо. (Впрочем, я могу ошибаться – см. примечание.) Дизайн шапки сделан вполне в европейском вкусе.
Прежде всего, чульо музыканта связано в привычной для нас сдержанной цветовой гамме (белый, черный, коричневый) в отличие от настоящих чульо, где количество используемых цветов и оттенков немерено и они яркие, как и на пончо. Фасон также по-европейски скромен: нет помпонов, кистей, труба, похоже, вообще отсутствует. Вернее она усечена так, что получился фасон, который был моден в Москве в 80 – 90-х гг. прошлого века и назывался «петушок». Композиция узоров шапки хорошо продумана. Наушники белые и не имеют узоров, но это белое поле уравновешивается белым гребнем шапки. Такое решение «покроя» и композиции узоров, конечно, продиктовано стремлением не столько сделать шапку более европейской, сколько облегчить вывязывание ее самых сложных частей – донышка, трубы и наушников. Выполнять их без привязки к узорам несравненно легче. Кстати, наушники, сделаны также облегченным способом. Мало того, что они просто белые – без узоров, так они еще связаны крючком! Рабочая гордость истинного вязальщика, конечно, никогда не позволила бы ему опуститься так низко. Однако все же следует признать, что чульо смотрится прекрасно и как для профессионального, так и для любительского вязания идеально. Оно простое, но элегантное, красивое и модное. Профессиональные дизайнеры, к которым я отношу автора этого чульо, держат нос по ветру и разрабатывают адаптивные модели, исходя из пикового спроса, но, в отличие от любителей, держат свои проекты в секрете и не делятся ими со всем миром в интернете.
Вглядываясь в фотографию, я вижу новые подробности и лишний раз убеждаюсь, что разрабатывал это чульо большой профессионал, но не из простого народа, а скорее образованный дизайнер европейской школы. Однако народные – выработанные веками – принципы отбора орнаментов и способы их выполнения здесь частично соблюдены. Их специфика связана, прежде всего, с необходимостью сочетать узоры с довольно сложной формой и небольшой величиной носков, шапок, варежек. Именно эти вещи испокон веков вязали в деревнях крестьяне всех стран с холодным климатом, чего нельзя сказать о более крупных изделиях – кофтах. Например, в русских деревнях, насколько я знаю, их вязать не умели. У андцев вязаная кофта также не является частью традиционного костюма.
Первое правило народного вязания – использовать в одном ряду нити не более двух цветов. Так вязать легче, поскольку нитки меньше путаются. Соблюдение этого правила, кроме того, позволяет избежать неровностей на полотне. Наложение более двух нитей на отдельные участки полотна – там, где вывязаны жаккардовым способом многоцветные фигуры, может создать нежелательные утолщения, а попросту говоря, – бугры. Правило двух цветов на орнаменте чульо музыканта соблюдено. Многоцветие же в нем достигается способом, который характерен для вязального ремесла немецких и скандинавских народов: разноцветными полосами вяжется фон.
Второе правило – не допускать длинных протяжек между петлями. Оно также соблюдено. Так, на сплошном белом боку коровы, который состоит, наверное, из петель двадцати, размещен геометрический узор, который позволяет избежать длинных протяжек нитей фона. Аналогичную функцию выполняет и подобие огромной короны над спиной коровы.
Однако то, что узор с коровами, как и другой, с ламами, – дизайнерские и шапка не может считаться истинным чульо, не мешает ей быть достойной моделью для европейских модников. Шапка хороша, и ее можно рекомендовать для домашнего вязания. Я даже намеревалась связать похожую и разработать руководство по ее выполнению. Корову, конечно, я бы переделала в ламу, убрав хвост и подработав голову и шею, или же вообще удалила, оставив только кресты, а узор с ламами оставила без изменения. Но, если узор с коровой в принципе можно было бы записать, то узор с ламами на снимке не читается вовсе. Кроме того, лама, как и корова, – не упрощенная, народная, а дизайнерская – сложная, несимметричная, что делает невыполнимым создание ее копии без возможности посчитать петли в узоре. Тем не менее, я все же попыталась воспроизвести узор. Не вышло. Но благодаря этой попытке я сделала свою фигурку ламы.
Моя лама тоже получилась дизайнерской, но не стилизованной, как на чульо музыканта, а более реалистической. Дизайнер хочет добиться сходства с изображаемым объектом, а для этого ему нужно гораздо больше клеточек на схеме узора. Поэтому, как правило, дизайнерские животные не так условны в сравнении с народными. Но зато из них труднее составлять узоры, особенно для небольших вещиц, поскольку они занимают много места. Так, мой узор «Ламы» можно поместить только на самую широкую – прямую часть шапки.
Народные фигуры животных – чаще всего маленькие. Большие фигуры я тоже встречала, но они были составлены из мелких деталей. Примером тому может служить фигура кондора на шапке пако (фото 1 – 3). Дробностью большой фигуры создавший ее неизвестный мастер снимает проблему длинных протяжек, которую всегда приходится решать дизайнеру узоров для вязания. Меня она тоже не обошла.
Моя лама из-за своей величины и монолитности так же, как и все дизайнерские фигуры, требует длинных протяжек. Протяжки можно закреплять с изнанки. Обычно места их закрепления с лица незаметны. Но это свойство хорошей чистошерстяной пряжи. Та пряжа, которую я взяла для своих чульо, – недостаточно высокого качества, так как она наполовину синтетическая. Я с ней уже работала, и она зарекомендовала себя в плане закрепления длинных протяжек не лучшим образом.
Как правило, особенно заметны закрепления в столбик. Столбик получается, если какой-либо большой одноцветный элемент фигуры, скажем, туловище животного, имеет форму, приближающуюся к прямоугольнику. В таком случае одноцветные ряды по длине (количеству петель) приблизительно равны, как у фигуры ламы. А поскольку длину протяжки, измеряемую петлями, мы делим пополам для определения точки закрепления, эти точки в результате выстраиваются в столбик.
Чтобы избежать длинных протяжек, закрепленных в столбик, я на боку моей ламы (третья на схеме 1) нарисовала вогнутую линию из точек цвета фона. Этой же цели служит и геометрический узор между головами лам, хотя его главная роль – быть украшением, уравновешивающим композицию. На первый и последний ряды бока ламы линия из бордовых точек не продлена, поскольку это исказило бы ее фигуру. Здесь нужно сделать закрепления нити фона на изнанке.
Хотя линия из точек не портит ламу, все же без каких-либо узоров лама (вторая на схеме 1) смотрится лучше. В принципе, выбрав этот вариант ламы, можно, махнув рукой на все правила, не закреплять протяжки на ее боку вовсе. Хотя протяжки равны 20 – 21 петле, после отпаривания они «прилипнут» к полотну шапки и никак не смогут мешать одеванию шапки или оскорблять эстетические чувства придирчивой к себе вязальщицы, делая изнанку недостаточно красивой.
Я не могла не попробовать избежать длинных протяжек с помощью геометрического узора на туловище ламы (первая на схеме 1). На нем я разместила ромбики, как в узоре чульо с фото 10. Однако моя лама реалистическая, а не народная, поэтому геометрический узор на ней выглядит чужеродным.
В конце концов я вывязала на своей шапке третий вариант ламы со схемы 1, а затем слегка его подкорректировала. Ламы вышли слишком приземистыми, и я добавила в узор на схеме один ряд. Поэтому линия из точек тоже слегка изменилась. В результате ламы на готовой шапке и на схеме немного отличаются друг от друга.
Схемы 2 и 3
Второй узор из лам – для трубы чульо – я сделала в лучших народных традициях. Тут ламочки совсем маленькие и поэтому очень упрощенные. К этому меня вынудило строгое ограничение по числу петель в ряду. Ширину трубы моего чульо составили 60 петель. Из них получилось 6 лам по 10 петель в раппорте (схема 2) или 5 лам по 12 петель в раппорте (схема 3). Пришлось потрудиться. Во-первых, мне никак не удавалось уложиться в заданное количество петель, а во-вторых, вместо ламы у меня, как я ни старалась, все время выходил стриженый подо льва королевский пудель. Но зато в итоге я изобразила сури – разновидность ламы, у которой очень длинная, похожая на женские волосы шерсть – почти до земли (фото 19). Поэтому и узор получил название «Сури».
Фото 19[ii]
Вариант узора «Сури» с раппортом 10 петель я использовала в чульо «Кондоры». Он более симметричный и поэтому его удобнее вязать. Но зато в другом варианте, который входит в композицию узоров чульо «Ламы», – у сури правильный хвостик.
Кстати, о хвостиках. Может возникнуть вопрос, почему я их изображаю подобным образом. Приподнятый хвост лошади говорит о том, что она собирается… А ламы всегда его так носят (как кошки в хорошем настроении, например). Это я заметила в Московском зоопарке, когда мы ходили фотографировать викунью (см. «Мозоли викуньи»), а потом убедилась в правильности своих наблюдений, еще раз пересмотрев собранные фотоматериалы (см. фото 19 и 20). Между прочим, в Московском зоопарке содержится белая лама, которая у инков была священной.
Фото 20[iii]. Эти ухоженные пушистые ламы живут на ранчо в Аргентине
Ну, что же, пора браться за дело.
От теории – к практике
Вначале с фотографий я скопировала узоры, которые можно было прочесть по петлям. Несколько узоров я придумала сама. Выбрав орнамент для самой широкой – прямой части шапки, приступила к работе. Обожаю вязать жаккардовые узоры. Поэтому работала с большим удовольствием, пока не настало время решать проблемы с убавками. А это оказалось не так-то просто.
Чульо украшены горизонтальными полосами узоров по всему полотну, которое вяжется по кругу. При этом ни один из компонентов узора не нарушен убавками. Такого результата можно добиться несколькими способами. Один из них – сокращать петли в промежутках между полосами узоров. Назовем его способом убавок по горизонтали.
Фото 21[iv]. Чинчерец, вяжущий чульо
Однако, рассматривая чульо на фото 21 (еще один вязаный шедевр Чинчеро), я обратила внимание на то, что убавки на нем вообще не видны. Мало того, даже нельзя предположить, где они сделаны. Между полосами узоров практически нет одноцветных рядов (от силы один), в которых можно было бы сократить петли. К тому же, на донышке использованы довольно высокие полосы орнамента. При этом высота их неодинакова. Может быть, здесь сужения полотна мастер добился с помощью изменения плотности вязания? Для этого в ходе работы спицы меняют на все более тонкие и, когда спиц тоньше других уже не остается, вяжут на самых их кончиках, намеренно затягивая петли. Но я думаю, что на данном чульо число петель все же сокращалось. Возможно, сокращения были сделаны не в промежутках между полосами узоров – в ряду одноцветных петель, а в промежутках между элементами узора, например, между хвостом и головой птички. Такое расположение убавок, конечно, – показатель высшего мастерства дизайнера шапки. Но есть и более простой способ использовать промежутки в узорах для убавок – это предусмотреть их заранее, т.е. ввести необходимое для убавок число петель в узор. В таком случае можно попробовать использовать другой способ сокращения петель, который я назову способом убавок по вертикали. Однако от привычного мне способа убавок по вертикали, я отказалась сразу.
Фото 22. Убавление в форме звезды
Обычно донышко шапки (высотой приблизительно 8 см) я делаю округлым. Для этого, связав без убавок первую часть шапки – около 12 см, я делю число петель ряда на 6 – 7 частей и провязываю в конце каждой части по две петли вместе вначале через ряд (2 – 3 раза или больше в зависимости от толщины ниток), а потом в каждом ряду до тех пор, пока на спицах не останется 6 – 7 петель. Через них крючком протаскиваю рабочую нить. Затем стягиваю петли этой же нитью и обрезаю ее. В результате на донышке шапки, если смотреть сверху, линии убавок составляют нечто, похожее на звезду, лучи у которой не прямые, а слегка выгнутые в одну сторону (фото 22). Соответственно образованные ими секторы также получаются выгнутыми. Сделанное на сфотографированной мной шапке из меланжевой пряжи убавление в форме звезды укладывает цвета меланжа в очень интересный узор. Но остается с сожалением констатировать, что способ звезды для чульо не годится, поскольку выгнутые секторы разрубят узор и исказят его. Кроме того, он, похоже, не имеет применения у перуанцев, так как я не обнаружила шапок с подобным завершением (включая шапки помимо чульо) ни на одном фото. А ведь я хочу связать настоящее чульо.
Схема 4[v]
Тогда я решил попробовать способ, описанный в текстовой инструкции, которую я нашла в интернете. Подобным способом мы вывязываем мысок носка. Число петель ряда (168) инструкция предлагает поделить на 4 равные части, и в конце и начале каждой части провязывать по 2 петли вместе (8 убавок в ряду) вначале через ряд (14 раз), а затем в каждом ряду, пока на спицах не останется 4 петли. При таком ритме убавок донышко получается не в форме полусферы, а в форме невысокого конуса (схема 4).
Вначале я сделала чертеж для четверти донышка. Его основание составляют 40 петель (160 : 4 = 40). Убавлять их я решила в том ритме, который предлагает инструкция. Затем на чертеже конуса расположила основную фигуру – кондора – так, чтобы она не срезалась убавками (схема 5). К кондору, которого, кстати, я скопировала по фото с чульо пако, добавила мелкие геометрические фигурки для заполнения пустого пространства. Ниже кондора я поместила узор из пяти «снежинок», который придумала сам. Этот узор начинается до зоны сокращения петель и, чтобы крайние фигуры не обрезались убавками, пятерки «снежинок» в его первом ряду разделены между собой 8 петлями. Над кондором нашлось место лишь для трех «снежинок».
Составив композицию конуса, я принялась вязать. Результат меня разочаровал. Полосы убавок были слишком заметны и портили шапку (фото 23).
Вязать жаккардовые узоры трудно, а распускать их жалко. Поэтому я вознамерилась связать еще одну шапку, поэкспериментировать на ней, а потом переделать первую. В итоге я связала две шапки, которые назвала «Ламы» и «Кондоры». Но прежде я снова принялась изучать чульо на фотографиях.
В результате я пришла к выводу, что все убавки на всех чульо все же сделаны не по вертикальным линиям, а по горизонтальным, т.е. между полосами узоров.
Если всмотреться в чульо на фото 9, то становится очевидно, что как ни идеально прямыми кажутся линии боков шапки, тем не менее, можно заметить, некоторые неровности на границах между полосами узоров. Именно здесь, я думаю, и сделаны убавки. Такие же искажения видны, но более отчетливо, в линиях полусферической шапки с трубой (фото 10). Но убавки в коническом чульо выполнены через равные отрезки. Поэтому боковые линии шапки получается прямыми и этим и достигается форма правильного конуса. Следовательно, для такой формы шапки необходимо подобрать полосы узоров одной высоты. Для этой цели подходят как нельзя лучше геометрические орнаменты.
Чульо конической формы слишком требовательно в работе, поэтому-то, думается, больше распространены чульо второго типа – полусферической формы с трубой (фото 10). Такая форма допускает использование в зоне убавок узорных полос разной высоты и сокращение за один раз большого количества петель. Складывается впечатление, что на чульо, представленном на фото 10, убавки выполнены всего в двух, от силы – в трех рядах. Но я заметила места убавок лишь только потому, что шапка лежит на плоскости. Если ее одеть на голову, этих огрехов видно, скорее всего, не будет. Ведь петли сокращаются лишь на той части чульо, которая растягивается на голове. При этом неровности нивелируются. Хвост шапки вяжется практически без убавок. Они делаются лишь при вывязывании мыска. Но хотя вторая форма чульо и кажется мне облегченным вариантом первой, она больше отвечает моим вкусам и представлениям. Кроме того, она почти не ограничивает разнообразие композиций, дает больший простор для творчества. Поэтому вторую шапку я стала вязать в форме полусферы с трубой.
Однако мне все же хотелось, чтобы обводы донышка были плавными. Для этого, на мой взгляд, убавки следовало делать через равное количество рядов и желательно почаще, используя полосы узоров примерно одинаковой и, кроме того, небольшой высоты.
Вначале я прикинула на связанной мной шапке, какого примерно диаметра должна быть труба чульо. Мне показалось, что половина диаметра прямой части головки будет в самый раз. Следовательно, мне необходимо сократить вдвое количество петель, т.е. убавить 80 петель. (Забегая вперед, скажу, что я сократила количество петель до 60.) Менее семи рядов в высоту стоящих узоров я не нашла. Поэтому решила попробовать убавлять по 20 петель по возможности в каждом седьмом ряду. И вот что из этого вышло.
Продолжение: с. 3
Уважаемая Федосья! Хотя еще не получила ответ на мой предыдущий вопрос уже напрашивается следующий. К теме чульо не знаю, как вы думаете, правильно или нет у меня сама собой всегда напрашивается тема колумбийской сумки– мочиллы. Прошу прощение, если неправильно написала. Вот не знаю, хоть и знакома с темой Латинской Америки очень поверхностно, но это две темы– чульо и мочилла постоянно перекликаются в моем сознании. Ведь, согласитесь, хотя бы визуально, буйство красок и типично латиноамериканское их сочетание и подача, географическая приближенность. Можно ведь найти общие знаменатели. Скажите, эта тема Вас интересовала? Если уж и узнавать о том, что интересует, то только от увлеченных знатоков, как Вы. Может когда-то появится у Вас статья о сумке-мочилле? Может вы уже об этом думали? А может-смею надеяться-я Вам подала направление намекнула на путь на котором Вас ждет множество интереснейших открытий. С уважением. Марина
Уважаемая Марина!
1. На Ваше первое письмо я ответила на той странице, где Вы его оставили: «Керо» (http://vicuna.ru/index.php/panteon/kero/).
2. Мочила – это ритуальная сумка индейцев Колумбии (https://es.wikipedia.org/wiki/Mochila_arhuaca), а чульо – это головной убор коренных жителей Перу и Боливии. Во времена Инкской империи у них была своя ритуальная сумка, которая называется чуспой (http://vicuna.ru/index.php/aymara/trajes/chuspa/). Сейчас она в основном входит только в традиционный мужской костюм аймаров Боливии, а также мужчин острова Такиле, Перу (http://vicuna.ru/index.php/aymara/trajes/taquile1/). Тем не менее, логичнее было бы ассоциировать тему чульо как модной шапки с сумками, которые изготавливают для туристов современные индейские ткачи на основе древних образцов и по традиционным технологиям. Их можно посмотреть, например, в магазине сайта Центра традиционного текстиля в Куско, Перу (http://www.textilescusco.org/index.php/online-shop/).
Федосья