Хроника эксплуатации викуний, продолжение
В результате завоевания, начавшегося с конца XV в., Испания захватила обширные территории Южной, Центральной, Северной Америки и ряд островов Вест-Индии. К началу XIX в. испанская колониальная империя состояла из вице-королевств – Новой Испании (Мексики), Перу, Новой Гранады, Ла-Платы и генерал-капитанств – Гватемалы, Венесуэлы, Чили, Кубы.
С началом завоевания империи инков испанскими конкистадорами положение викуний стало резко ухудшаться.
Европейцы пришли со своими животными – коровами, козами, лошадьми, овцами – и своими семенами и заняли для них те земли, где раньше паслись верблюдовые, оттеснив их на более высотные территории, где привезенные животные жить не могли. Вместе с привезенными животными в пуну проникли новые болезни, которые стали легко поражать верблюдовых, не имевших к ним иммунитета.
Уже Педро Сьеса де Леон в «Хронике Перу», которая была впервые опубликована в 1553 г., а следовательно, создана еще раньше, писал о стремительном сокращении числа верблюдовых из-за «повальной чумы»[2].
На землях, которые раньше индейцы возделывали или на которых пасли скот, завоеватели стали добывать металлы. Испанцы заставляли индейцев работать в шахтах. Многие заболели и умерли, и не осталось никого, кто бы придерживался правил разведения верблюдовых[3]. Еще недавно убийство викуний было запрещено под страхом смерти. Это священное животное ловили, стригли и отпускали на волю, предварительно совершив паго богам. А теперь конкистадоры попрали древние традиции и законы и требовали убивать священных животных.
После прихода испанцев эксплуатация викуньи выросла до невиданного уровня и превратилась в массовое истребление. Это было связано с большим спросом на шерсть и шкуры викуньи на мировом рынке. Серебро и шерсть викуньи вывозились в Европу, а европейские товары ввозились. Коренные народы были обязаны обеспечить регулярные поставки. Часть налогов колониальным властям общины пуны платили шкурами викуний и гуанако[4]. При охоте на них индейцы продолжали использовать метод чаку. Но животных теперь не стригли, а убивали и снимали с них шкуры. Шерсть со шкур впоследствии выщипывалась.
Добычей викуний и торговлей шерстью стали заниматься и испанцы, которые убивали их из аркебуз или загоняя в загон с помощью индейцев. Так, по свидетельству Акаретта, французского трейдера (оптового торговца), который совершил путешествие из Буэнос-Айреса до Потоси в 1657 г., некий дон Педро де Обандо, владелец земель, в которых было большое число викуний, периодически устраивал чаку. На этих охотах он добывал животных «очень легко – с помощью своих подданных индейцев, которые всего-то делали большое ограждение из сетей»[5].
Педро Сьеса де Леон отмечал резкое уменьшение числа верблюдовых в результате действий испанцев. Он акцентировал внимание на том, что верблюдовых, которые являются жизненно необходимыми животными для коренного населения, было много потому, что Инки регламентировали охоту на них, запрещая убивать самок. В частности, он писал:
«…В этом королевстве Перу было огромнейшее количество домашних и диких животных, альпак, баранов и лам, викуньи и овцы, настолько, что заселены ими были даже места, где не хаживал человек, и там были больше стада, потому что везде были и есть превосходные пастбища для их выращивания. И следует знать, что, хотя было такое количество, королями было приказано, под страхом тяжких наказаний, чтобы никто не осмеливался ни убить ни съесть ни одной самки; а если кто нарушал сей [закон], потом их карали, и под страхом такого наказания они не осмеливались есть их. И они размножались так, что и поверить невозможно, как их было много на тот момент, когда испанцы пришли сюда. И главное, это делалось для того, чтобы было достаточно шерсти для изготовления одежд, потому что, несомненно, что во многих краях, если бы было полное отсутствие этого скота, я не знаю, как люди смогли бы укрыться от холода, когда у них нет шерсти для изготовления одежды. И потому, соответственно, многие склады повсюду были заполнены такой одеждой: как для солдат, так для остальных жителей, и большая часть этой одежды делалась из шерсти гуанако и викуний»[6].
Викуний истребляли такими темпами, что это обеспокоило колониальные власти. В 1557 г. испанское правительство Перу запретило охоту на викуний и гуанако на 5 лет. Но этот запрет не возымел действия. В 1590 г. испанский историк Хосе де Акоста (José de Acosta, 1539 – 1600) писал: «Некоторые жалуются, что после испанского прибытия слишком много выдано лицензий на chacus или охоту на викунью, и что их стало меньше»[7].
Уменьшение популяции викуньи попало в поле зрения испанской короны много лет спустя после предупреждения Хосе де Акосты. В защиту этого ресурса была издана серия Королевских приказов. Приказы обязывали использовать два метода получения шерсти викуний, не убивая их: 1) стрижку диких животных с последующим освобождением и 2) приручение и одомашнивание. Например, в приказе 22 февраля 1768 г., направленном коррехидорам всех провинций, в которых обитали викуньи, было сказано:
«…То, что индейцы убивают викуний, чтобы вырывать шерсть после того, как они их убили, является причиной двух вредных последствий: первое – это то, что они могут вымереть или численность их сократится, а второе – это то, что много шерсти остается не вырванной. Чтобы избежать этих неудобств король пожелал, чтобы они не были убиты, чтобы их шерсть не выдергивалась, а чтобы они были острижены и после освобождены, как это практикуется с нашим скотом, если это вообще возможно»[8].
Этот приказ был поддержан двумя Королевскими письмами, направленными 30 августа 1777 г. в вице-королевство Рио-де-ла-Плата (создано во второй половине XVII в.), а также в судебный округ Каракаса. В письмах говорилось: «…Нет никаких причин позволять индейцам убивать викуний на этих охотах, где добровольно или по приказу своих священников или коррехидоров они это регулярно практикуют, и предупредите их, что единственное, что они могут и должны делать с упомянутыми животными – это стричь их…»[9].
Два года спустя, 30 апреля 1779 г. новый приказ вменил в обязанность коренным народам пуны приручать и одомашнивать викунью. В соответствии с планами по доместикации в ряде районов пуны проводились скрещивания викуний с ламами, альпаками, гуанако и даже овцами.
Королевские приказы, призванные защитить викуний, своей цели не достигли. Они были преодолены с помощью других законов, которые способствовали торговле шерстью верблюдовых, в том числе викуньи.
Экспорт шерсти викуний в XVII – XIX вв.[10]
В XVIII в. вице-королевство Рио-де-ла-Плата экспортировало в год из порта Буэнос-Айреса в среднем 20410 шкур викуний. За 190 лет (1663 – 1853) из порта Буэнос-Айреса для европейских рынков было вывезено такое количество шерсти и шкур, которое эквивалентно 1 571 098 викуньям. Эта торговля продолжалась до начала войны за независимость (1810 – 1826) и на протяжении большей части XIX в., но в меньших объемах[11].
Экспорт шерсти и шкур викуний в XIX в. из Буэнос-Айреса[12]
Продолжение: § 4. Война за независимость и сто лет спустя
[1] «Писарро, пленяющий Инку [Атауальпу] Перу», Джон Эверетт Миллес (John Everett Millais), 1846 г. Холст, масло (http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/millais/rooms/room1.shtm).
[2] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[4] Yacobaccio H. The Historical Relationship Between People and the Vicuña // The Vicuña. The Theory and Practice of Community Based Wildlife Management. Springer Science+Business Media, LLC, 2009 (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[5] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[6] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[7] Цит. по: Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[8] Цит. по: Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[9] Цит. по: Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[10] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[11] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[12] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).