Фото 1. Скульптурный сосуд, представляющий уллючо. Код каталогизации: ML006496. Размеры: 9,5×19,6×9,0 см. Вес: 298 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Регион: Северное побережье Перу. Долина: Виру (Viru). Место: Сан-Ильдельфонсо (San Ildelfonso). Музей Ларко, Лима, Перу[1]
Фото 2. Бусина из ожерелья, изображающая уллючо. Код каталогизации: ML100070. Размеры: 9×9×20 мм. Вес: 1 г. Материал: тумбага (сплав золота и меди). Культура/стиль: Моче. Регион: Северное побережье Перу. Музей Ларко[2]
Уллючо (ulluchо, ulluchu) – церемониальное растение культуры Моче (1 – 800 гг. н.э.), Северное побережье Перу. Его плоды, форму которых сравнивают с запятой, содержат вещества, стимулирующие физическую и в том числе сексуальную активность, а также изменяющие сознание.
Фото 3. Уллючо в археологическом контексте: А – плод уллючо из хранилища гробниц Сипана; B – плод уллючо из захоронения Дос-Кабесас (Dos Cabezas); C – костяные бусины в форме уллючо из Уаки Луны (Huaca de la Luna); D – золотая бусина в форме уллючо; Е – бусина из раковины спондилуса в форме уллючо[3]
Препараты из уллючо использовались в различных церемониях крови. Они употреблялись как жрецами, так и участниками церемоний, среди которых: бойцы ритуальных сражений; жертвы – источники крови; жрец-правитель, который в качестве наместника бога в мире сейчас пил кровь из врученного ему керо, и др. По некоторым сведениям, уллючо содержит антикоагулянт, который облегчал получение крови из жертв и замедлял ее свертывание на воздухе.
Фото 4[4]. Остатки металлической части штандарта Старого властителя Сипана. Орнаментальная композиция в круге из плодов уллючо представляет так называемое Божество уллючо (бога-прародителя династии правителей Сипана). Материал: позолоченная медь. Залы Старого властителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
На сюжетных росписях и рельефах сосудов культуры Моче плоды уллючо и деревья с плодами присутствуют в сценах, связанных с церемониями крови и, в частности, человеческими жертвоприношениями. Кроме того, они изображаются в сценах с ритуальными половыми актами часто извращенного характера с участием как божеств, так и людей.
Фото 5[5]. Прорисовка развертки росписи сосуда Моче с изображением сцен: 1) жертвоприношения (слева) и 2) вручения жрицей (окруженной уллючо) керо с кровью верховному богу Моче, который восседает на троне (в центре). Рисунок и книги: Donnan C. Moche Art of Peru. University of California, Museum of Culture History, Los Angeles, 1978
В религиозных представлениях Моче разные виды секса были символически связаны с различными мирами андского космоса и путешествием по нему человека в неразрывном цикле жизни и смерти. В ходе этого цикла умерший превращался из человека в мире сейчас через смерть и пребывание в мире внизу в божество в мире вверху, где он попадал на землю предков и становился для людей в мире сейчас обожествленным предком. Таким образом, уллючо было не только символом обожествленного предка, родственной ему крови принесенных в жертву мужчин (секс божества с мужчиной, предназначенным для жертвоприношения, и мужчин – участников ритуальных боев для определения будущих жертв – между собой), но также возрождения, плодородия и плодовитости (секс божества с женщиной и животных между собой принятым для их вида способом).
Фото 6 – 8. Бутыль стремя-горлышко и развертка ее росписи с изображением мифологической сцены творения. Частная коллекция[6]
[3] Bussmann R.W., Sharon D. Naming a phantom – the quest to find the identity of Ulluchu, an unidentified ceremonial plant of the Moche culture in Northern Peru // Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine. 2009 5:8 (http://ethnobiomed.biomedcentral.com/articles/10.1186/1746–4269-5–8).