Хроника эксплуатации викуний

[1]

ХРОНИКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИКУНИЙ

[2]

_____________________________________________________________

[3]

§ 1. ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА
(12000 до н.э. – 1470 н.э.)
[4]

Несмотря на жест­кие при­род­ные усло­вия, люди стал селиться в пуне в 12-м тыся­че­ле­тии до н.э., и дикие южно­аме­ри­кан­ские вер­блю­до­вые, в част­но­сти вику­ньи, кото­рые жили там до появ­ле­ния людей, стали осно­вой их суще­ство­ва­ния. Мясо вику­ний упо­треб­ляли в пищу, из костей делали инстру­менты, а шкуры шли на одежду. На вику­нью охо­ти­лись по всему реги­ону с раз­ной интенсивностью.

[5]

6

В про­цессе при­ру­че­ния гуа­нако и вику­ньи, народы Анд при­мерно в 5-м тыся­че­ле­тии до н.э. вывели два вида домаш­них живот­ных – ламу и аль­паку. Около 1800 г. до н.э. в высо­ко­гор­ных рай­о­нах Анд начи­на­ется выпас вер­блю­до­вых и регу­ли­ро­ва­ние их чис­лен­но­сти. Тем не менее, охота на диких вер­блю­до­вых, и осо­бенно на вику­ний, оста­ется важ­ным сред­ством добычи мяса и шкур. Шерсть вику­ньи также исполь­зо­ва­лась. Однако охо­титься на вику­нью стали меньше, поскольку домаш­ние живот­ные удо­вле­тво­ряли потреб­но­сти, в част­но­сти, в мясе, шер­сти и коже. Такое поло­же­ние вещей было под­креп­лено пред­став­ле­нием о том, что суще­ства при­роды (неодо­маш­нен­ные) свя­заны с богами, т.е. боги гор явля­ются хозя­е­вами диких существ. Чтобы иметь воз­мож­ность поль­зо­ваться дикими живот­ными, люди при­но­сили дары и жертвы богам гор. Стада вику­ний уже тогда почи­та­лись в каче­стве «стад богов», как это дела­ется сего­дня в неко­то­рых кре­стьян­ских общи­нах Анд. О важ­ной роли вику­ний в жизни древ­них сви­де­тель­ствуют мно­го­чис­лен­ные объ­екты дои­сто­ри­че­ской живописи.

[7]

Важ­ность вику­ний и дру­гих вер­блю­до­вых на всем про­тя­же­нии исто­рии чело­века в Андах нам, людям с дру­гого кон­ти­нента, ста­но­вится осо­бенно ясна, если вспом­нить, что в Андах до появ­ле­ния испан­цев не было ни коров, ни овец, ни лоша­дей. В глу­бо­кой древ­но­сти лошади, правда, были. Их иско­па­е­мые ске­леты отно­сятся к 14 – 10 тыся­че­ле­тиям до н.э. Но лошади вымерли[8].

На фото­гра­фии вверху пред­став­лены наскаль­ные рисунки, изоб­ра­жа­ю­щие чаку на гра­нит­ном «экране» 6×4 м. Они были най­дены в пещере неда­леко от аймар­ской деревни Чичи­льяпи (Chichillapi), рас­по­ло­жен­ной на высоте 4300 м над уров­нем моря (Верх­нее Перу). Пещера явля­ется древним свя­ти­ли­щем, кото­рое назы­ва­ется Кел­ка­тани (Kelkatani), что на аймар­ском бук­вально озна­чает «испи­сан­ный камень». Наскаль­ные рисунки, сде­лан­ные в тех­нике «нега­тива», явля­ются уни­каль­ными. Таких не было най­дено нигде в мире[9].

В этой же пещере были най­дены также изоб­ра­же­ния всад­ни­ков на лоша­дях, а вер­нее на живот­ных для вер­хо­вой езды, кото­рых нико­гда не было в Андах до появ­ле­ния испан­ских лоша­дей. На ламах, кото­рых исполь­зуют как вьюч­ных живот­ных, вер­хом нико­гда не ездили. Инте­ресно видеть на рисунке, сде­лан­ном  до рож­де­ния Адамы и Евы, рядом с всад­ни­ками джентль­ме­нов в шля­пах и длин­ных пальто то ли с луками, то ли с зон­тами[10].

Про­дол­же­ние: § 2. Инк­ская империя


[1] http://htmlhelp.com/~liam/Peru/Puno/Sillustani/chullpas-vicuna-and-woman.jpg

[2] http://www.rodneydodig.com/wp-content/uploads/2009/03/vicuna1.JPG

[3] Изоб­ра­же­ние вику­ний, дати­ру­е­мое 1500 – 500 гг. до н.э., Север Чили (http://www.vicam.org.ar/).

[4] Yacobaccio H. The Historical Relationship Between People and the Vicuña // The Vicuña. The Theory and Practice of Community Based Wildlife Management. Springer Science+Business Media, LLC, 2009 (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2­Yacobaccio2009.pdf); Técnicas para el Manejo Productivo de la Vicuña (Vicugna vicugna Molina, 1782) en Chile / Editores José Luis Galaz Leigh, Gisela González Enei. Chile, 2005 (http://www.conveniovicuna.org/Tecnicas%20para%20el%20manejo%20productivo%20de%20la%20vicu%C3%B1a.pdf); http://www.vicam.org.ar/

[5 http://www.rpp.com.pe/2011–08-03-pampa-galeras-mas-que-un-refugio-un-paraiso-silvestre-para-la-vicuna-foto_390938_5.html#swfplayer

[6] Наскаль­ное изоб­ра­же­ние вику­ньи, Север Чили, около 1400 – 500 до н.э. См.:Yacobaccio H. The Historical Relationship Between People and the Vicuña // The Vicuña. The Theory and Practice of Community Based Wildlife Management. Springer Science+Business Media, LLC, 2009 (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2­Yacobaccio2009.pdf).

[7] http://www.artenorte.cl/content/view/1012446/Arica-Apuestan-por-sitio-arqueologico-de-ofragia.html

[8] http://www.fileane.com/docpartie4/sourceinitiatique/dessins_rupestres_andes.htm

[9] http://www.fileane.com/docpartie4/sourceinitiatique/dessins_rupestres_andes.htm

[10] http://www.fileane.com/docpartie4/sourceinitiatique/dessins_rupestres_andes.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>