История охраны викуний в Перу, продолжение
Программа модулей устойчивого использования
Между 1994 и 1998 г., по данным CONACS, было зарегистрировано 2919 убитых викуний – в среднем 583 животных в год[2]. Эти цифры говорят о значительном сокращении числа случаев браконьерства по сравнению с периодом 1983 – 1994 гг., когда в среднем убивали около 9000 викуний в год[3]. Уменьшение масштабов браконьерства было связано не только с постепенным восстановлением гражданского мира в стране, но и с тем, что крестьянские общины стали играть более активную роль в защите викуний после того, как им дали право на их использование. Огромное значение имело то, что удалось наладить процесс коммерциализации шерсти, и теперь крестьянские общины получали деньги за работу с викуньями.
В результате принятия Закона о викунье и заключения контракта между Национальным обществом викуньи и IVC в 1995 г. резко выросло количество общин, принимавших участие в производстве шерсти. Так, если в 1994 г. их было 12, то в 1995 г. это число возросло до 90. Количество настриженной шерсти также увеличилось с 832 кг в 1994 г. до 2223 кг в 1995 г. Однако уже в 1996 г. число общин, принимавших участие в управлении викуньей, снизилось до 77[4], что свидетельствовало о некотором разочаровании крестьян в затее правительства.
Выгоды пока получали только те общины, которые имели наибольшую концентрацию викуний на своих землях и которым помогало наладить дело государство. В основном это были общины Луканаса и Сан-Кристобаля в департаменте Аякучо, которые были профинансированы Национальным фондом компенсации для социального развития (Fondo Nacional de Compensación para el Desarrollo Social – FONCODES) – автономным учреждением при президенте республики. Соглашения № 5464–93-Foncodes и 1259–94-Foncodes были заключены между крестьянскими общинами, министерством сельского хозяйства, FONCODES и CONACS и подписаны 12 октября 1993 г. и 13 июля 1994 г. соответственно. По этим соглашениям FONCODES выделил в общей сложности 369740,95 дол. На CONACS возлагались обязанности по руководству, контролю за расходами, сбору, переработке и сбыту шерсти викуньи[5]. В 1997 и 1998 гг. общины вернули фонду деньги по займу. Сумма платежа вместе с процентами, предусмотренными соглашениями (около 140000 дол.), составила 511621,44 дол.[6].
До других департаментов у государства не доходили руки, средств на всех не хватало, а бедность и, мягко выражаясь, не знание вопроса, неосведомленность, а проще говоря, неграмотность крестьян, зачастую неприязненное отношение к викуньям тормозили процесс использования викуньи для ее сохранения. Использовать викунью продолжали по-старинке – охотясь на нее и продавая шерсть нелегально. Система незаконного использования викуний существовала намного дольше и была отлажена не в пример лучше. Существовали хорошо вооруженные и оснащенные банды браконьеров, которые были связаны с покупателями шерсти, а те – с теневым трафиком продажи шерсти за рубеж. Думается, что нелегальная торговля приобрела еще бόльшие масштабы и стала еще более выгодной, так как незаконно купленную шерсть теперь можно было легче легализовать, потому что ее продажа за границу для Перу и Чили с 1994 г. была разрешена CITES.
В 1998 г. Марта Мейер в статье «Викунья. Хроника объявленной смерти…» писала о всплеске браконьерства в Перу, благодаря которому «кровавая тема стала новостью первого плана». Виновниками убийств викуний герои ее статьи – известный предприниматель и защитник природы Маурисио де Романья (Mauricio de Romaña), президент «Prodena-Arequipa», и член крестьянской общины Хусто Киспе Чапарро (Justo Quispe Chaparro) называли «организованные банды охотников, которые приезжают из соседних стран», состоящие в основном из «боливийских и аргентинских граждан с современными видами оружия и даже вертолетами»[7]. Киспе Чапарро уже в течение нескольких лет пытался привлечь внимание общественности к «таким зарубежным бандам браконьеров, действующим в координации с местными властями и при попустительстве властей аграрного сектора»[8]. Киспе Чапарро сообщил журналистке, что даже «пару лет существовала связь между этими группами охотников и плохими представителями вооруженных сил»[9]. Его борьба против коррупции власти привела к анонимным угрозам, а также аресту и суду.
Конечно, стоит отметить, что если власти всегда склонны замолчать проблему, то защитники прав людей и животных обычно ее преувеличивают, чтобы быть услышанными. Тем не менее, неоспорим тот факт, что браконьерство имело большие масштабы и угрожало не только викуньям и бизнесу, но иной раз и жизни людей.
В сложившейся ситуации без государственной финансовой, технической и организационной поддержки общин, на землях которых расплодились викуньи, обойтись было нельзя. Шагом к решению проблемы стала Программа модулей устойчивого использования, которую разработал Национальный совет по южноамериканским верблюдовым (CONACS) и с 1996 г. стал активно продвигать. Программа предусматривала введение, помимо управления викуньями на воле, управления ими в полуневоле, т.е. содержание животных на больших огороженных территориях. (Подробнее см. «Способы управления викуньями».) Для этого предполагалась установка постоянных оград – серко (cerco) площадью примерно 1000 га для размещения не менее 250 и не более 1000 викуний на земельных участках крестьянских общин на высоте 3800 м над уровнем моря[10], а также обязательная охрана этих модулей.
«Стратегию восстановлению вида» председатель Национального совета по южноамериканским верблюдовым Альфонсо Мартинес Варгас изложил в Конгрессе 28 октября 1998 г., выступая на заседании комиссии по вопросу о мерах «по выявлению и пресечению незаконной охоты на викунью, а также коммерциализации ее шерсти»[11].
Мартинес признал, что государство было вынуждено отказаться от плана сохранения викуний без участия местного населения. Так, с помощью Немецкого агентства по техническому сотрудничеству (1970-е гг.) была разработана целая программа восстановления вида, в частности, специально для заповедника Пампа-Галерас, которая принесла свои плоды, и популяция викуний в стране выросла более чем в 10 раз (с 5000 викуний в 1965 г. до приблизительно 80 000 викуний в 1986 г.). Однако в связи со сложной социально-экономической ситуацией, в которой жила страна, – в обстановке терроризма «Сияющего пути» и бюджетных ограничений, было решено отказаться от проекта. «Место обитания викуньи, – сказал Альфонсо Мартинес Варгас, – стало ничейной территорией, не было реального присутствия государства, сельские общины не заботились о викуньях, и это привело к браконьерству в больших масштабах в последние годы».
Говоря о политике государства в отношении викуний на текущий момент, председатель CONACS охарактеризовал ее следующим образом: «Эта политика, базирующаяся на принципе устойчивого использования природных ресурсов в соответствии с конституционной концепцией, в настоящее время имеет конкретные правовые рамки – закон 26496, называемый «Законом о викунье», который предоставил в собственность стада викуньи крестьянским общинам. Принцип устойчивого использования викуньи основывается на полном участии местного населения, но также признает необходимость получения дохода». Викуньи обитают на общинных территориях и отданы во владение общинам, которые обязаны проводить периодические переписи викуний, отлов и стрижку, производить шерсть. Более того, именно крестьянские общины несут ответственность за сохранение викуний, так как сейчас они являются их владельцами, для чего в каждой из общин создан Общинный комитет по управлению викуньями. Всего имеется 718 общинных комитетов по числу крестьянских общин.
Приоритетными Альфонсо Мартинес Варгас назвал две задачи: 1) снабдить каждую из 718 общин модулем устойчивого использования, который облегчает отлов и стрижку викуний, и 2) незамедлительно обеспечить каждый модуль охраной.
Для охраны модуля, по словам Мартинеса, каждой общине нужен, по крайней мере, один рейнджер, которому полагаются оружие, бинокль, форма и, конечно, зарплата. Однако один вооруженный рейнджер не может справиться с бандой из 15 человек. На этот случай объединяются четыре общины, с тем чтобы каждый межобщинный центр имел четыре должным образом вооруженных и экипированных рейнджера. И тогда как у государства есть только 4 рейнджера для охраны викуний: 2 в Национальном заповеднике Пампа-Галерас и 2 в Национальном заповеднике Салинас-и-Агуада-Бланка, в 1998 г. для 250 модулей были подготовлены 100 рейнджеров, которые группировались в межобщинных центрах.
Модуль устойчивого использования общины Кахуиде (Cahuide), провинция Сантьяго-де-Чуко (Santiago de Chuco). Расположена в пуне на высоте 4000 м над уровнем моря (фото 2010 г.)[12]
К 1998 г. всего модулей устойчивого использования было сделано только 250, и стоили они правительству около 9 млн. дол. Первые 100 модулей в 1996 г. были предоставлены общинам с самым большим числом викуний. В 1997 г. общины получили еще 100 модулей, а в 1998 г. – 50. Каждая община, получившая модуль, раз в три месяца обязана была проводить перепись викуний и сообщать о любых количественных изменениях[13].
Модуль общине стоил (по ценам 1998 г.) около 22 000 дол. Община оплачивала его частично наличными (9000 дол. – кредит правительства) и частично викуньями (13 викуньями, стоимость каждой из которых оценивалась в 1 тыс. дол.)[14], которые в дальнейшем в соответствии с программой переселения передавались в другие общины, приобретшие модули, но имевшие неполный комплект животных.
В Национальном заповеднике Салинас-и-Агуада-Бланка система управления викуньями в полуневоле рассматривалась как экспериментальная, которую следует изучать в течение не менее 10 лет, чтобы затем рекомендовать ее для общего и массового использования. Приоритетными считались задачи сохранения вида, во-первых, и, во-вторых, использования шерсти путем отлова и стрижки популяции, живущей на воле, которая разделяет кормовые ресурсы с домашними животными.
В 1980 г., согласно переписи, в заповеднике насчитывалось 1367 викуний, 40 % из которых были привезены в 1979 г. из Пампа-Галераса. С началом международной коммерциализации шерсти викуньи численность популяции заповедника снизилась до чуть более 1000 викуний в 1997 г. из-за браконьерства и незаконной торговли шерстью. В том же году 95 викуний были вновь привезены из Пампа-Галераса[15]. После включении заповедника в Программу модулей устойчивого использования ситуация изменилась к лучшему.
На фестивале чаку в общине Сан-Хуан-де-Тарукани (2009)[16]
В 1998 г. в заповеднике были установлены серко площадью 1000 га каждый: пять – в буферной зоне в местностях Ампи (Ampi), Токкра (Toccra), Чалхуанка (Chalhuanca), Колка-Хуальата (Colca Huallata) и Кармен-де-Чаклайа (Carmen de Chaclaya) и два – в пределах охраняемой природной территории в местностях Салинас-Хуито (Salinas Huito) и Сан-Хуан-де-Тарукани (San Juan de Tarucani). Право на использование диких верблюдовых было предоставлено общинам независимо от того, содержатся они на воле или в полуневоле (в серко). Цена килограмма шерсти викуньи, колебавшаяся в пределах от 437 до 650 дол. США (в зависимости от ее качества и вида), стимулировала усилия, направленные на сохранение и увеличение численности популяции. В 2001 г. комитеты по управлению викуньей заповедника и его буферной зоны выделили в помощь заповеднику 22 охранника, благодаря чему удалось сократить браконьерство. И если на рубеже веков численность популяции заповедника не изменялась и сохранялась на уровне 1980 г. (в некоторых местах заповедника был зафиксирован рост численности и уменьшение – в других), то благодаря усилиям комитетов по викуньям заповедника и его буферной зоны в последующие годы произошло восстановление популяции викуний, численность которой достигла 2618 экземпляров в 2004 г.[17].
В результате лучшей организации комитетов по управлению викуньей и увеличения популяции этого вида производство шерсти увеличилось по сравнению с периодом начала первых чаку. Таким образом, в заповеднике Салинас-и-Агуада-Бланка опыт внедрения охраняемых модулей для викуний был сочтен успешным[18].
Программа модулей устойчивого использования привлекла к управлению викуньей новые общины. Число общин, участвующих в производстве шерсти возросло. В 1997 г. их было уже 100, в 1998 г.– 151, в 1999 г. – 189, но в 2000 г. снова стало 151, хотя количество отловленных и остриженных викуний, а соответственно и полученной шерсти увеличивалось. Так, если в 1996 г. было отловлено 15683 викуньи, то в 2000 г. – уже 35637. Соответственно шерсти в 1996 г. было настрижено 1478 кг, а в 2000 г. –3427 кг (см. табл. 1). То есть количество отловленных викуний и настриженной шерсти возросло с 1996 по 2000 г. более чем в два раза.
Таблица 1. Отлов и стрижка викуний и производство шерсти
в 1994 – 2000 гг.
Год |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Отловленные викуньи | 6128 | 16204 | 15683 | 22118 | 28612 | 29859 | 35637 |
Остриженные викуньи | 3278 | 9616 | 7145 | 10352 | 13083 | 15462 | 16956 |
Количество шерсти, кг | 832 | 2223 | 1478 | 2008 | 2543 | 3052 | 3427 |
Участвовавшие общины | 12 | 90 | 77 | 100 | 151 | 189 | 151 |
Источник: министерство сельского хозяйства (2001), CONACS[19]
Принятие Органического закона
об устойчивом использовании природных ресурсов
Всего спустя 2 года после обнародования Закона о викунье, который отдавал викуний в собственность андским общинам, в Перу была принята норма, регулирующая использование природных ресурсов частными лицами. Хотя она касалась природных ресурсов в общей сложности, однако открывала, как и закон № 653, возможности для владения и использования викуний частными лицами помимо крестьянских общин. Освоение природных ресурсов страны нуждалось в частных инвестициях.
26 июня 1997 г. был опубликован закон № 26821 – Органический закон об устойчивом использовании природных ресурсов, принятый конгрессом республики и подписанный президентом Перу Альберто Фухимори и министром сельского хозяйства Родольфо Муньянте Сангинети (Rodolfo Muñante Sanguineti). Его сфера применения статьей 1 формулировалась следующим образом: «Настоящий органический закон регулирует систему рационального использования природных ресурсов, в целом являющихся достоянием Нации, устанавливая условия и способы предоставления частным лицам, в соответствии с указанием, содержащимся в статьях 66 и 67 главы II раздела III Конституции Перу, и в соответствии с положениями Кодекса окружающей среды и природных ресурсов и международными договорами, ратифицированными Перу»[20]. Согласно статье 2, эта норма направлена «на поощрение и регулирование рационального использования природных ресурсов, возобновляемых и невозобновляемых, создание основы для стимулирования инвестиций, обеспечение динамического равновесия между экономическим ростом, сохранением природных ресурсов и охраной окружающей среды и развитием человеческой личности»[21].
По закону № 26821 «права в области устойчивого использования природных ресурсов предоставляются частным лицам посредством процедур, предусмотренных специальными законами для каждого природного ресурса»[22] при сохранении государственного контроля.
В отношении прав общин в законе сказано, что «члены крестьянских и коренных общин могут извлекать выгоду, безвозмездно и без исключения, из природных ресурсов свободного доступа местностей, прилегающих к их земле, для удовлетворения их жизненных потребностей и в ритуальных целях»[23]. Закон указывал, что «крестьянские и коренные общины имеют приоритет в устойчивом использовании природных ресурсов на своих землях, надлежащим образом оформленных»[24].
Национальная перепись викуний 2000 г.
В 2000 г. была сделана национальная перепись викуний, которую можно считать подведением итогов эпохи Фухимори–Мартинеса. Она показала, что Перу на тот момент имело 118678 викуний, которые обитали на территории площадью 6661498 га в 16 департаментах. Основная часть викуний жила в 8 департаментах: Аякучо, Пуно, Лиме, Хунине, Апуримаке, Уанкавелике, Куско и Арекипе (см. диаграмму[25]). При этом больше всего викуний было в департаменте Аякучо, где находились самые крупные и организованные общины. Наименьшая численность викуний отмечалась в Паско, Мокегуа, Кахамарке, Уануко и Ла-Либертад (табл. 2).
Самое большое количество гектаров было отдано разведению викуний в Пуно. Поэтому здесь на 1 га приходилось меньше животных, чем в Аякучо и Лиме.
Таблица 2. Численность викуний по переписи 2000 г. |
|||
Департамент |
Количество общин |
Число викуний |
Площадь, |
Аякучо | 238 | 40390 | 753000 |
Пуно | 118 | 18107 | 1732935 |
Лима | 92 | 17689 | 281765 |
Хунин | 84 | 11408 | 292369 |
Апуримак | 81 | 10020 | 330400 |
Уанкавелика | 60 | 8745 | 679657 |
Куско | 51 | 4209 | 387330 |
Арекипа | 48 | 3681 | 774180 |
Ика | 26 | 1583 | 70171 |
Такна | 15 | 1214 | 288728 |
Анкаш | 10 | 684 | 709795 |
Паско | 8 | 343 | 48592 |
Мокегуа | 5 | 293 | 227711 |
Кахамарка | 3 | 235 | 600 |
Уануко | 1 | 51 | 32820 |
Ла-Либертад | 1 | 26 | 51445 |
Итого | 841 | 118678 | 6661498 |
Источник – CONACS[26] |
Количество викуний и крестьянских общин
в восьми департаментах – основных держателях викуний в 2000 г.
Источник – CONACS[27].
Если сравнивать за год количество викуний, обитавших в стране, которое было установлено переписью[28], с количеством викуний, отловленных для стрижки, то можно придти к выводу о том, что использовалась лишь малая часть викуний. Так, по переписи 1994 г. в стране обитало 66 559 викуний, а было отловлено 6128; перепись 1997 г. зарегистрировала 102 780 особей, было отловлено 22118; по переписи 2000 г. было зафиксировано наличие 118 678 викуний, отловлено 35 637. Тем не менее, с годами все бόльшая часть имеющихся в стране викуний использовалась. Так, если в 1994 г. отловленных викуний было почти в 11 раз меньше, чем их было на национальном уровне, то в 1997 г. их стало уже только в 5 раз меньше, а в 2000 г. – уже в 3 раза меньше. Но, несмотря на то, что викуньи обитали на территории 841 общины, в производстве шерсти, а, следовательно, и в получении доходов от ее продажи, в 2000 г. участвовала лишь 151 община (см. табл. 1).
[20] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).
[21] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).
[22] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).
[23] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).
[24] Ley orgánica para el aprovechamiento sostenible de los recursos naturales. Ley № 26821 (http://www.peru.gob.pe/docs/PLANES/94/PLAN_94_LEY%20N%C2%BA%2026821_2008.pdf).