Появление, возвышение и падение инков
В XII в. на берегах озера Титикака появился народ, который впоследствии испанцы стали называть инками, хота индейцы называли Инкой лишь верховного правителя, или императора.
По легенде, переданной Инкой Гарсиласо де ла Вегой, бог Солнца – Инти, видя, что «люди в те времена жили как неразумные звери и животные, без религии и порядка, без селений и домов, не возделывая и не засеивая землю»[2], решил послать к ним двух своих детей – брата и сестру и одновременно мужа и жену, чтобы направлять их. Он оставил сына и дочь в лагуне озера Титикака и велел идти, «куда хотят и там, где им захочется поесть или поспать, они [должны] попытаться вогнать в землю золотой жезл длиною в половину вары и толщиною в два пальца (dendos), и там, где он войдет в землю с первого же броска… чтобы они остановились бы и устроили свое местопребывание (аsiento) и королевский двор (согtе)»[3]. Получив наставления Солнца, его дети отправились на север.
Манко Капак (1022 – 1107) и его супруга Мама Окльо (Mama Ocllo), школа живописи Куско, XVIII в.[4]
Манко Капак (Manco Cápac) – так звали первого Инку – пришел в долину, пролегающую с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. «Там он попытался воткнуть в землю золотой жезл, который с большой легкостью ушел в нее с первым же броском, который они сделали; больше они не увидели его. Тогда сказал наш инка своей сестре и жене: в этой долине приказывает наш отец Солнце остановиться и устроить наше местопребывание и жилье, чтобы этим выполнить его волю»[5]. Здесь на высоте 3416 м над уровнем моря легендарный Манко Капак основал в начале XII в. город Куско (Cuzco)[6], столицу будущей империи.
Куско, 2004 г.[7]
Исторические источники указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в XII в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы (Atahualpa), убитого испанцами в 1533 г.[8].
Куско, Георгиус Браун (Georgius Braun, 1541 – 1622 гг.)[9]
Инки распространили свое влияние на огромную территорию, охватывавшую к XV – XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии. Они построили крупнейшую империю в доиспанской Америке. Ее называли Тауантинсуйу («Земля в четырех местах»). Интеграция покоренных народов в единое культурное и экономическое пространство была настолько глубокой, что до сих пор 7 млн. человек говорят на кечуанском – государственном языке империи, среди индейцев сохраняется традиция общины – айлью (ayllu), и на огромной территории доныне ощутимо влияние инкской культуры в фольклоре, земледельческой практике, психологии[10].
В 1533 г. испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 г. государство инков прекратило свое существование[12].
Управление «диким скотом»
В инкской империи продукты сельскохозяйственной и ремесленной деятельности поступали на государственные склады, а оттуда они распределялись по стране. Торговля практически отсутствовала. Экономическая деятельность планировалась и управлялась элитой инков, по крайней мере, в центре империи, включая и управление дикими животными – оленями, ланями, косулями и дикими верблюдовыми, а не только викуньями, как принято считать.
Верблюдовые и их роль в жизни индейцев
Как и обе Америки, Анды в доколумбовые времена не знали лошадей, коров и овец. Из копытных домашними животными были ламы и альпаки. Они являлись основными поставщиками мяса, шкур и шерсти для коренного населения. Кроме того, у андцев имелся, по меткому выражению испанских хронистов, «дикий скот» – гуанако и викуньи.
Первое в Европе изображение верблюдовых («Хроника Перу»)[13] и первая страница обложки «Хроники Перу» Педро Сьесы де Леона[14]
Испанский историк Педро Сьеса де Леон в «Хронике Перу» (1553) впервые написал о верблюдовых, которых он называл овцами, и их значении для индейцев в главе CXI «О баранах, овцах, гуанако и викуньях, встречающихся на большей части горного Перу»:
«Мне кажется, нигде в мире не слышали и не знали о том, чтобы встречалась порода овец, таких как в этих Индиях, особенно в этом королевстве, в губернаторстве Чили, и некоторых провинциях реки Ла-Плата, ибо быть может, что они встречаются в местах, не являющихся неизведанными и неоткрытыми (?). Эти овцы, скажу, превосходнейшие животные, каких сотворил Бог, и очень полезные. Кажется, что величие господне позаботилось создать такой скот в этих краях, для того, чтобы люди могли жить и питаться. Индейцы, я говорю о горцах Перу, никак не могли провести свою жизнь, если у них не было этого скота или другого, который бы приносил им пользу из него извлекаемую. Об этом я и расскажу в этой главе.
В долинах [прибрежных] равнин, и в других жарких местах жители сеют хлопок, и делают свою одежду из него, не испытывая ни в чем нехватки, потому что хлопковая одежда уместна для той земли.
В горной части, повсюду, как в провинции Кольяо, сорас, и чаркас городка Плата и прочих долинах, не выращиваются ни деревья, ни хлопок, даже если посеять, он бы не дал урожай. Индейцы, если у них не было своей [одежды], были не способны путем торговли иметь одежду для всех. Вот почему дающий блага, наш Господь всевышний, в больших количествах создал стада, которые мы называем овцами; если бы испанцы во время войны не уменьшили их так быстро, то и не подсчитать, сколько их повсюду было. Но как я говорил об индейцах, скот от повальной чумы убавился во время междоусобных войн испанцев. Местные жители называют овец льамас (ламы), а баранов – уркос. Одни белые, другие черные, иные – бурые. На вид они как некоторые бараны и овцы, величиной с маленьких козлов, с крупной задней частью и широким брюхом, шеей и внешним видом похожи на верблюда, головы у них вытянутые, как у испанских овец. Мясо этого животного очень вкусное, когда жирное, а барашки лучше и вкуснее, чем испанские. Это животное очень домашнее и не создает шума; ламы хорошо переносят 2–3 арробы веса, а загнанное, оно не пропадет, ведь мясо [у него] настолько хорошее. Особенно доставляет удовольствие видеть в Кольяо, как индейцы выходят со своими плугами на этих ламах, а к вечеру видеть, как они возвращаются домой нагруженные дровами. Они питаются полевой травой. Когда они жалуются, то стонут, как верблюды. Есть и другой вид этого скота, называемый гуанако, такие же на вид и размером, но побольше, их огромны дикие стада проходят по полям, и на бегу прыгают с такой легкостью, что собака, пытающаяся их догнать, должна быть такой же проворной. Кроме этих есть также другой вид этих овец или лам, называемые викуньи, они проворнее, чем гуанако, как бы ни были они малы, водятся они по пустынным местам, поедая траву, Господом созданную. Шерсть этих викуний превосходная и такая же хорошая, как у овец-мериносов Испании. Не знаю, можно ли делать из нее сукна, знаю только, что достойна всяческого внимания одежда, изготовлявшаяся для правителей этой земли. Мясо этих викуний и гуанако, отдает вкусом дичи, но оно хорошие. В городе Ла-Пас в жилище капитана Алонсо де Мендосы ел я копченое мясо одной из этих жирных гуанако, и оно показалось мне наилучшим из всего, что я видел в жизни. Есть еще один вид домашнего животного, которое они называют «пакос», и хотя он очень уродлив и покрыт шерстью, внешне похож на лам или овец, но меньших размеров. Когда они еще маленькие, как барашки, то очень похожи на испанских. В год оно рожает одну такую овцу и не больше»[15].
Памятник Педро Сьесе де Леону в его родном городе Льерене (Испания)[16]
Испанские конкистадоры причинили непоправимое зло андским народам. Поэтому так удивительна доброта и мудрость Педро Сьесы де Леона, одного из них, с которой он рассуждает об индейцах и их верблюдовых, как высоко он их ценит и сожалеет о том, что за короткий срок многочисленные стада этих животных быстро и сильно уменьшились от «повальной чумы», и не боится обвинять в гибели животных испанцев.
Запрет на убийство диких копытных
Дичь – это добываемые охотой птицы и звери, мясо которых употребляют в пищу. Кроме мяса она дает пух, перо, шерсть, шкуры, рога и т.д. Поэтому дичь являлась государственной собственностью (принадлежала Инке) и частью управляемой государством экономики. Вся копытная дичь была для инков «диким скотом». И действия государства по отношению к дичи были сходы с теми мерами, которые предпринимаются по отношению к домашнему скоту, чье поголовье должно расти и приносить выгоду. Добытое на охоте поступало в распоряжение государства, а затем распределялось по определенной схеме.
В «Истории государства Инков» Гарсиласо де ла Вега пишет, что в империи «запрещалось убивать каких-либо оленей, ланей и косуль, лам и викуний как для королевского дома, так и для любого господина вассалов…»[17]. Охотиться на них было запрещено даже для королевского стола, несмотря на то, что мяса требовалось очень много: «…Его направляли из дома инки для всех людей королевской крови, которые жили при королевском дворе, и то же самое происходило в любом месте, где пребывала особа короля»[18]. Вассалы Инки – кураки (curacas), «господа больших провинций», как их называет Гарсиласо де ла Вега, – также были вынуждены соблюдать этот запрет под страхом смерти и довольствоваться лишь мелкой птицей. Но даже и на нее охотиться можно было только с разрешения. Нарушившего закон ждала смертная казнь, наказание, которое в инкской империи применялось даже за незначительные преступления:
«…Во всех их королевствах считалась заповедной охота на любую дичь, кроме перепелок, голубей, горлиц и других небольших птиц, которые шли на питание губернаторов инков и кураков, да и то в малом количестве и не без приказа и разрешения правосудия. На все же другое охота была запрещена, чтобы наслаждение охотой не превратило бы индейцев в бездельников и они не забросили бы дела по дому и по земельному наделу; и поэтому никто не решался убить хотя бы одну только птицу, потому что это [означало], что его самого должны были убить за нарушение закона инки, ибо они провозглашали свои законы не для того, чтобы над ними насмехались»[19].
Введение запрета на охоту принесло свои плоды. Дикие животные водились в изобилии:
«По причине такого соблюдения [закона] в любом деле, и особенно в охоте, было столько дичи, как зверей, так и птиц, что она заходила в [жилые] дома. Однако закон не запрещал им выгонять оленей со своих наделов и посевов, если они обнаруживали их там, потому что они говорили, что инка любил оленей и вообще всякую дичь ради вассалов, а не вассалов ради дичи»[20].
Чаку
В империи возможна была лишь разрешенная Инкой и проходившая под его руководством коллективная охота – чаку. (Chaku на языке кечуанов означает «место, или загон для охоты». Сегодня чаку является общим названием для всех методов отлова викуньи, где стада движимы людьми.)
Инки охотились «в определенное время года, когда кончался период выкармливания [молодняка]»[21]. Мало того, охота в одной и той же провинции разрешалась только через три года. Стада викуний во времена инкской империи были огромны. Однако шерсть у них растет очень медленно и поэтому стричь ее без потери качества можно только через три года на четвертый. И инки это прекрасно понимали:
«Эти охоты проводились в каждом округе каждые четыре года, между которыми проходит три года [без охоты], потому что индейцы считали, что в этот промежуток времени шерсть викуньи вырастает до своего предела, а они не хотели стричь ее раньше, чтобы она не утратила бы свои свойства, и так они поступали также для того, чтобы у всех тех диких животных хватило бы времени для размножения и они не испытывали бы того потрясения, которое возникло бы, если бы это случалось каждый год, что было бы менее полезно для индейцев и более вредно для скота. А так как было запрещено устраивать охоту каждый год (чтобы создать впечатление, что урожай снимается ежегодно), они делили провинции на три или четыре части или на земли под паром, как говорят землепашцы, чтобы таким путем каждый год охотиться на земле, отдохнувшей три года.
В этом порядке инки устраивали охоту на своих землях, сохраняя дичь и улучшая ее для будущего, и они, и их королевский двор услаждали себя, а от всего этого была польза вассалам, и этот же приказ действовал по всем его королевствам. Ибо они говорили, что с дикими животными должно обращаться таким образом, чтобы они давали бы такую же пользу, как и домашние, ибо Пача-камак или Солнце не могли создать их иначе, как ради пользы [для людей]. И что нужно было также охотиться на плохих и вредоносных животных, чтобы убивать их и изымать из среды хороших, как вырывают сорную траву из [посева] злаковых. Эти соображения и другие подобные высказывали инки об этой своей королевской охоте, называвшейся чаку, [и] по ним можно увидеть порядок и доброе правление, которые поддерживали эти короли в делах наибольшего значения, а с охотой происходило то, что мы рассказали…»[22].
Попавшихся во время чаку хищников – естественных врагов диких копытных – убивали.
«Самок оленьего скота, как-то: оленей, ланей и косуль, сразу отпускали, ибо у них не было шерсти для стрижки; очень старых, которые уже не могли дать приплод, убивали, – пишет Гарсиласо де ла Вега. – Они отпускали также самцов, которые, по их мнению, были необходимы как производители, и отпускали самых лучших и наиболее рослых; всех остальных убивали, а мясо делили среди простых людей; они также отпускали ванак и викуний после того, как остригали с них шерсть»[23].
Таким образом, по свидетельству историка, инки не только заботились о будущем приплоде, отпуская самок диких копытных, но и вели селекционную работу, отбирая лучших самцов-производителей. Но самое главное, он сообщает о том, что викуний стригли живыми, а затем отпускали на волю, и не только викуний, но и гуанако.
Интересно, что Педро Сьеса де Леон, в отличие от Гарсиласо де ла Веги, нигде не говорит о том, что викуний стригли живыми и потом отпускали на волю. Но Гарсиласо де ла Вега дает описание чаку, используя знания своей родни по матери, которая была инкской принцессой. Другие хронисты также пишут о том, что викуний не забивали, исключая старых животных[24].
Захваченных животных инки учитывали для определения прироста поголовья во время следующей охоты:
«Они вели счет всем этим диким животным, словно они были домашними, и в кипу, каковые являлись книгами ежегодного учета, фиксировали их по видам, отдельно самцов и самок. Они также фиксировали число убитых животных, как тех, что причиняют ущерб, так и полезных, чтобы знать, сколько голов было убито и сколько осталось живых, чтобы в предстоящей охоте определить, на сколько выросло их поголовье»[25].
Стало быть, чаку не сводилось к получению выгоды от «дикого скота» – добыче мяса и шкур. Оно было средством управления дикими стадами. Но этим его значимость не ограничивалась.
«Королевские ловы»
Чаку, которое испанские хронисты назвали королевской охотой, было масштабным событием государственного значения, торжеством, сопровождавшимся религиозной церемонией. На нем присутствовал сам Инка и его придворные. О масштабах королевских охот говорят данные испанских хроник. Так, Педро Сьеса де Леон приводит следующие цифры. Во время охоты в королевском заказнике число индейцев, образовывавших человеческую цепь, составляло 10 – 20 тыс., пойманных копытных – 10 – 15 тыс., а во время большой королевской охоты – соответственно 50 – 100 тыс. человек и более 30 тыс. голов скота[26].
По верованиям андских народов, все дикие животные принадлежат богам, люди не являются их хозяевами, они могут ими лишь воспользоваться с разрешения богов. Поэтому королевская охота начиналась с религиозной церемонии, которая, в частности, включала в себя приношения даров верховному богу инков Инти и богам – защитникам дикой природы. Император инков в качестве жреца лично руководил церемонией[27].
Королевскую охоту Гарсиласо де ла Вега описывает в главе VI «Торжественная охота, которую короли проводили по всему королевству»:
«Среди многих других королевских великолепий, которые были при инках королях Перу, одно из них состояло в проведении в определенное время торжественной охоты, которая на их языке называлась чаку, что означает загонять, потому что они загоняли дичь. <…>
В определенное время года, когда кончался период выкармливания [молодняка], инка приходил в какую-либо провинцию, выбирая ее по своему вкусу или исходя из имевшихся дел мира или войны. Он приказывал, чтобы выступили бы двадцать или тридцать тысяч индейцев, или более или менее, в зависимости от [размеров] участка земель, которые требовалось взять в загон. Индейцы делились на две группы: одни цепочкой шли в сторону от правой руки, а другие – от левой, окружая таким образом огромный участок земли в двадцать или тридцать лиг, более или менее, в соответствии с местностью, которую они должны были окружить; они занимали реки, ручьи, ущелья, которые были указаны в качестве границ и входили в состав земли, которая подвергалась охоте в тот год, и они не заходили в местность, которая была предназначена для [охоты] следующего года. Они шли, покрикивая, и гнали перед собою животных, и они заранее знали, где остановятся и соединятся оба людских рукава, чтобы закончить проводимое ими окружение и запереть в загоне животных, которых они согнали; и они знали также, где следует остановить облаву, ибо там должна была быть открытая земля без гор, ущелий и скал, которые помешали бы охоте; придя туда, они теснили дичь тремя и четырьмя стенами из индейцев до тех пор, пока животных уже можно было брать руками.
Вместе с дичью они сгоняли львов, и медведей, и множество лис, диких котов, которых они называют оскольо – их имеется два или три вида, – ласк и других подобных тварей, которые наносят урон дичи. После их всех убивали, чтобы очистить поле от той вредной канальи. О тиграх мы не упоминаем, потому что они водятся только лишь в скалистых отрогах Анд. Число оленей, косуль и ланей, а также более крупного скота, который они называли ванаку (гуанако – Ф.Ó.), имеющего длинную шерсть, и другого, который называли викуньа, что меньших размеров и с тончайшей шерстью, было огромным, ибо во многих случаях в зависимости от земель, одни из которых имели больше дичи, нежели другие, их поголовье превышало двадцать, тридцать и сорок тысяч, что являло собою прекрасное зрелище, вызывавшее великое ликование. Так было тогда; сейчас же, – пусть живущие там назовут число животных, спасшихся от уничтожения и от расточительности аркебузов, ибо лишь немного ванак и викуний найдется там, куда [аркебузы] не смогли проникнуть.
Всех этих животных они брали руками»[28].
Описание королевской охоты дает и Педро Сьеса де Леон. Он сообщает, что «за Кахамаркой почти в 11 лигах лежит… крупная провинция, в старину густонаселенная, которую называют Гуамачуко»[30]:
«Погода тут хорошая, скорее прохладная, чем теплая, изобильная на продовольствие и другие необходимые для существования людей вещи. До прихода испанцев в это королевство в этом районе были большие стада овец, а по вершинам и пустыням водилось другие прирученные и дикие стада, называемые гуанако и викуньи, на вид и повадками они как ручные и домашние»[31].
В этой провинции, по словам хрониста, «в старину были могущественные правители», потому что «их очень уважали Инки». И, тем не менее, здесь находилась «королевская роща …где под страхом смерти было приказано, чтобы никто из местных жителей не ходил в нее убивать дикий скот, а его было очень много, а также водились львы, медведи, лисицы и олени»[32].
Охотиться здесь мог только Инка:
«И когда Инка хотел устроить королевскую охоту, приказывали собрать 3 или 4 тысячи индейцев, или 10 тысяч, или 20 тысяч, тех, кто был предназначен служить этому, и они окружали огромную часть поля, таким образом, чтобы понемногу в строгом порядке идти на сближение, держась за руки. В оцеплении находилась отборная дичь. Дивное дело видеть прыжки гуанако и в страхе бегающих туда-сюда в поисках выхода лисиц. Вводя в окружение других индейцев с лассо и палицами, они убивали и захватывали столько, сколько желает Правитель (Господь?), потому что во время этих охот они захватывали 10 или 15 тысяч голов скота, или столько, сколько хотели»[33].
У Педро Сьесы де Леона есть, кроме того, целая глава, посвященная чаку, – глава XVI «О том, как и каким образом правителями в Перу устраивались королевские ловы». В ней он описывает уже не чаку в заказнике, а королевскую охоту гораздо большего масштаба:
«И когда правитель хотел устроить какую-либо королевскую охоту, неслыханное дело, как много их забивали и ловили руками люди, и за какой-нибудь день ловили более тридцати тысяч голов скота. Более того, когда для короля это было приятным времяпрепровождением и выходил он на ловлю именно с этой целью, ставили ему шатры в месте, какое ему нравилось, потому что, будь это в гористой местности, везде непременно был этот скот, и столько, как мы об этом рассказали; там, когда соединились пятьдесят или шестьдесят тысяч человек или сто тысяч, если так им было приказано, они окружали крутые склоны, заросшие кустарником и поля, да подняв шум, который отражался эхом их голосов, они спускались с высот к самой равнине, где постепенно соединялись и сходились люди, держась за руки; и в кругу, образованном их собственными телами, находится задержанная и захваченная дичь, и правитель, размещается в месте, какое ему больше нравится для осуществляемого им забоя. И когда входят другие индейцы с тем, что называется айльос [ayllos], – а оно [применяется] для спутывания ног, и еще одни с палками и дубинками, они начинают хватать и убивать; и поскольку такое огромное количество задержанного скота и среди него столько гуанако, а они побольше, чем маленькие козлы, с длинной шеей, как у верблюдов, пробивают себе выход, выплевывая изо рта грязь, остающуюся на лицах людей, и где могут, прорываются большими прыжками. И верно говорят, что страшное дело, видеть тот шум небывалый, производимый индейцами с целью схватить их, и грохот, какой создается, когда те пытаются выбраться, да так, что слышно то на приличное расстояние. И если король хочет убить какую-либо дичь, не входя в образовавшийся круг, то он делает это, как ему больше нравится.
И на этих королевских ловах они проводили много дней»[34].
Кайку
В инкские времена, кроме чаку, или торжественной королевской охоты, которую проводил лично Инка, существовал второй вид коллективной охоты, называвшийся кайку (qayqu). Кайку проходили в общинах под руководством курак[35]:
«В таком же порядке, – сообщает Гарсиласо де ла Вега, – охотились вице-короли и губернаторы инки, каждый в своей провинции, лично присутствуя на охоте как для развлечения, так и для того, чтобы не допустить злоупотреблений при распределении мяса и шерсти для простых людей и бедняков, которыми являлись немощные по причине старости или долгой болезни»[36].
Для кайку создавались специальные заказники, например, в Атунколье (Hatuncolla), к западу от озера Титикака (Боливия). Часто они проводились профессиональными охотниками (huaricatur)[37].
Кайку похож на другой вид коллективной охоты, называемый липи (lipi) у аймаров. Он предусматривал строительство ограждений или загонов между холмами и оврагами, чтобы поймать викуний, которые погонялись людьми. Этот вид охоты применялся до 1930-х гг.[38].
Распределение добычи
С мясом, добытым во время чаку, инки поступали следующим образом. По свидетельству Педро Сьесы де Леона, «мясо скота, на которое охотились, ели те, кто был тогда с королем, и [часть] его сушили на солнце, чтобы разместить в хранилищах для снабжения солдат провизией»[39]. Но Гарсиласо де ла Вега говорит другое. «Мясо ванак и викуний, которых убивали, полностью распределялось среди простых людей и куракам доставалась их доля, а также мясо косуль, соответственно по их семьям, но не из-за необходимости, а ради торжества и праздника охоты, от которой бы всем что-либо досталось»[40]. Он замечает:
«Люди из плебеев вообще были бедными в отношении скота (если не считать кольа, у которых его было много), и поэтому они испытывали нужду в мясе, ибо они ели его благодаря милости кураков или [если] они по случаю очень большого праздника убивали одного кролика из числа тех домашних, которых разводили в своих домах и называли кой. Чтобы помочь этой общей нужде, инка приказывал устраивать те охоты и среди всех простых людей распределять мясо, из которого они делали вяленое мясо, называвшееся чарки, и которого им хватало на целый год, вплоть до следующей охоты, ибо индейцы отличались чрезвычайной умеренностью в своей еде и чрезвычайной скупостью в отношении вяленого мяса»[41].
Понятно, что Гарсиласо де ла Вега идеализирует инкские порядки и нравы. И хотя я никоим образом не сбрасываю со счетов его свидетельства, все же думаю, что в данном случае правды больше в словах Педро Сьесы де Леона, которого, кстати, Гарсиласо де ла Вега часто цитирует в своем труде, но не всегда при этом указывая автора.
По данным Педро Сьесы де Леона, всю шерсть «веедоры [инспекторы] приказывали сносить в склады или в храмы Солнца»[42]:
«Шерсть ванак, поскольку она была грубой (basta) шерстью, – читаем у Гарсиласо де ла Веги, – распределялась среди простых людей; а шерсть викуньи, поскольку она пользовалась по причине своей тонкости таким уважением, предназначалась вся инке…»[43].
«Руно богов»
Андцы очень высоко ставят викунью. О ней сложены легенды. По мнению андцев, викунья обладает сверхъестественными способностями. Жир, взятый из викуньи, которая умерла естественной смертью, втирается новорожденному, чтобы сделать его ноги быстрыми[44].
Во времена инков викунья являлась священным животным и была посвящена богу Солнца Инти[45]. Инки называли шерсть викуньи «золотым руном» или «руном богов», считали ее целебной.
Керамический сосуд, изображающий викунью. Культура Чиму, Перу (1100 – 1400 н.э.). Музей Америки (Мадрид, Испания)[46]
Сама викунья, ее шерсть, а также ткани и одежда из ее шерсти настолько высоко ценились, что они стали частью культа Инти и Инки как его сына.
Инки неизменно поддерживали представление о том, что они являются потомками Инти, и поэтому Сапа Инка (на кечуанском Sapa Inka, букв. «Единственный Инка») – император инков мог иметь только одну законную жену (койю), и считалось необходимым, чтобы она была его родной сестрой «ради сохранения чистоты крови Солнца, ибо говорили, что было не дозволено смешивать ее с человеческой кровью: они называли человеческой кровью ту, что не была [кровью] инков»[47].
«Кроме законной жены, те короли имели много наложниц: одни из них были его родственницами до и сверх четвертого колена (grado); другие не принадлежали к его роду (alienigenas), – пишет Гарсиласо де ла Вега. – Дети от родственниц считались чистокровными, ибо у них не было примеси чужой крови; такая чистота высоко ценилась среди инков и не только королей, но также всех [лиц] королевской крови. Дети от чужеродных (estranjeras) наложниц были бастардами, и хотя к ним проявляли уважение как к сыновьям и дочерям короля, оно не имело такого внутреннего и внешнего почтения и поклонения, как к законнорожденным по крови, ибо этим они поклонялись как богам, а тем как людям»[48].
Только люди с чистой «кровью Солнца» – те, которым «поклонялись как богам», имели право носить одежду из шерсти викуньи, а одевались в нее сам Инка, койя и законные дети.
Рисунок[49], изображающий Уайна Капака, который был сделан индейским историком Гуаманом Помой де Айалой (Guaman Poma de Ayala, 1536? – 1616? гг.) в его рукописи «Первая новая хроника и доброе правление»[50]
По некоторым оценкам, Уайна Капак (Huayna Cápac), одиннадцатый правитель империи инков, имел около пятисот одних только сыновей, которым довелось жить уже при испанском господстве[51]. Исходя только из этого, следует предположить, что одежды из шерсти викуньи нужно было очень много.
Изготавливали одежду и постельные принадлежности для Инки и койи «девственницы, предназначенные Солнцу», или «жены Солнца», имевшие «подлинную королевскую кровь, которая была той же, что и у Солнца»[52]. Их Гарсиласо де ла Вега называет монахинями, каковыми они по сути и являлись. По его данным, «как правило, имелось более тысячи пятисот монахинь»[53]. Гарсиласо де ла Вега пишет:
«Главными занятиями, которыми были заняты жены Солнца, являлись пряжа, и ткачество, и изготовление всего того, что инка надевал на свою персону из одежды и головных уборов, а также [одежду] для койи, его законной жены. Они изготовляли и всю тончайшую одежду, которую преподносили Солнцу при жертвоприношениях; то, что инка-[правитель] носил на голове, была плетеная тесьма, называвшаяся льауту; она шириною с указательный палец и очень толстая, так что была почти квадратной, – ее оборачивали четыре или пять раз вокруг головы, – и [еще] ярко-красная бахрома (borda), которая проходила [по лбу] от одного виска до другого.
[Его] одеждой была рубашка, спускавшаяся до колен, которую называли унку… Вместо плаща они носили квадратный плед из двух половин, который они называют йаколъа.
<…>
Все эти вещи делали монахини в огромном количестве для Солнца, своего мужа. А поскольку Солнце не могло ни одевать, ни носить те украшения, они направляли их инке, как его законному и естественному сыну и наследнику, каковым, [как] они говорили, он являлся, чтобы он их носил. Он принимал их как священные предметы, и он, и вся его империя относились к ним с большим почтением… И точно так же сам инка не мог передать их кому-либо другому, кто не принадлежал бы к его королевской и родной ему крови, ибо предметами божественными, говорили они, не могли пользоваться люди земные (humanos), [что] было не дозволено и считалось святотатством, а отсюда самому королю было запрещено передавать их куракам и капитанам, сколь бы ни велика была их служба, если они не принадлежали к его крови…»[54].
Инкская туника (унку), около 1550 г. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакс (Dumbarton Oaks)», Вашингтон, США[55]
Гарсиласо де ла Вега с восторгом говорит об «одежде для правителей Инков» из шерсти викуний, которую изготавливали девы Солнца. Он называет ее тончайшей, великолепной, изысканнейшей.
По словам Гарсиласо де ла Веги, люди не королевской крови «не могли одеваться в ту шерсть под страхом смерти». Но все же одежду из шерсти викуньи «давали по привилегии и в качестве особой милости куракам, ибо иначе они также не могли одеваться в нее»[56]. Он имеет в виду одежду, которую изготавливали не девы Солнца, а, если можно так выразиться, девы Инки, у которых по образцу и подобию дома жен Солнца в Куско имелось много домов в наиболее важных провинциях всего королевства. «В них допускались знатные девушки всех семейств (suerte), как законнорожденные королевской крови, так [и] те, которых мы называем бастардами, с примесью инородной крови. Допускались также в виде великой милости и одолжения дочери кураков, господ вассалов; точно так же допускались [туда] дочери простых людей, которые избирались за выдающуюся красоту, ибо они предназначались в жены или сожительницы инке, а не Солнцу»[57]. Они тоже пряли, ткали и изготовляли одежду для инки. «Эти изделия инка раздавал [людям] своей королевской крови, господам вассалов, и капитанам войны, и всем остальным лицам, которым он в знак великой благосклонности и одолжения хотел оказать милость, и ему не было запрещено дарить их, потому что их изготовляли его жены, а не [жены] Солнца, и они изготовляли их для него, а не для Солнца»[58].
«Пышность и обслуживание в королевских домах инков, бывших королями Перу, – пишет Гарсиласо де ла Вега, – были не менее грандиозными, богатыми и величественными, чем все остальные великолепные вещи, которые они имели в своем распоряжении… <…> Они обили листовым золотом храмы Солнца и королевские покои всюду, где таковые имелись; они установили множество фигур мужчин и женщин, и птиц, наземных и водоплавающих, и хищных животных, как-то: тигров, медведей, львов, лисиц, собак и диких котов, оленей, лам и викуний, и домашних лам, – все, отлитые в натуральную величину и в натуральном виде из золота и серебра, и они устанавливали их в стенах… <…> Они изготовляли [из золота и серебра] травы и растения из тех, что растут на наружных стенах, и укладывали их на стенах [в здании] так, что казалось, что они на них выросли. Они так усеивали стены ящерицами и бабочками, мышами, большими и маленькими змеями, что казалось, что они карабкаются по ним вверх и вниз. Обычно инка сидел на сидении из литого золота… они ставили его на большой квадратный брусок из золота. Мелкая и крупная посуда для любой службы в доме, как для стола, так и для напитков и для кухни, – вся изготовлялась из золота и серебра…»[59].
И среди этого немыслимого великолепия королевских домов под стать ему была одежда и даже постельное белье из драгоценной шерсти викуньи:
«Белье для постели состояло из пледов и плюшевых одеял из шерсти викуньи, которая настолько тонка и приятна, что их среди других замечательных вещей той земли привезли для опочивальни короля дона Филиппа Второго; они стелили их и укрывались ими» [60].
По словам Гарсиласо де ла Веги, в королевском доме белья для постели и одежды «имелось множество, всегда новое, ибо инка никогда не одевал дважды одну и ту же одежду, так как, [сняв], он затем отдавал ее своим родичам»[61].
Кроме одежды и постельного белья для Инки и его законных жены и детей, по свидетельству Педро Сьесы де Леона, «из шерсти этого скота или викуньи они делали роскошную одежду для украшения храмов»[62]. Что значат слова «одежда для украшения храмов», мне неясно. Однако Гарсиласо де ла Вега пишет, что девы Солнца изготовляли «всю тончайшую одежду, которую преподносили Солнцу при жертвоприношениях». Как известно, приношения Инти обычно сжигались. Среди приношений были богато украшенные одежды и роскошные ткани в большом количестве – дар в глазах инков действительно достойный Инти. Ведь искусство ткачества они очень высоко ценили, а ткани ставили, может быть, даже выше золота и драгоценностей.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что в империи инков эксплуатация викуний была регламентирована политическими, религиозными, социальными и культурными механизмами, в связи с чем ее можно рассматривать как очень организованное, устойчивое использование викуньи[63], основным инструментом которого являлось чаку.
Одним из последних и самых известных было королевское чаку в долине Хауха, устроенное Манко Инкой (Mayta Cápac), императором инков во время конкисты, в честь Франсиско Писарро[64], испанского авантюриста, завоевавшего империю инков.
К прибытию испанцев численность викуний составляла, по разным оценкам, от 1,5 до 4 млн. экземпляров[65].
Продолжение: § 3. Испанское завоевание и колониальная империя
[1] «Сокровища инков» Уилбер К. Роа (Wilber Roa C.), Музей современного искусства, Куско (http://magicindesign.wordpress.com/).
[2] Вега, Гарсиласо де ла. История государства Инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).
[3] Вега, Гарсиласо де ла. История государства Инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).
[4] http://en.wikipedia.org/wiki/Manco_Cápac; http://www.flickr.com/photos/27802837@N03/3334593385/sizes/o/in/photostream/
[5] Вега, Гарсиласо де ла. История государства Инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text12.phtml?id=429).
[6] Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/INKI.html?page=0,1).
[8] Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/INKI.html?page=0,1).
[10] Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/INKI.html?page=0,3).
[15] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[17] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[18] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[19] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[20] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[21] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[22] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[23] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[24] http://www.abakab.es/index.php?las-artes-populares_141/los-reba%E3-os-del-sol-herencia-textil-andina-_143/
[25] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[26] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[27] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series No. 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[28] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[30] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[31] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[32] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[33] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[34] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[35] Yacobaccio H. The Historical Relationship Between People and the Vicuña // The Vicuña. The Theory and Practice of Community Based Wildlife Management. Springer Science+Business Media, LLC, 2009 (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[36] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[37] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[38] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[39] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[40] Вега, Гарсиласо де ла. История государства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[41] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[42] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[43] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[44] Gusinde М. The Ona and the Yahgan of Tierra del Fuego (http://faculty.smu.edu/dwilson/ANTH3313/PDFs/1–14/003_OnaYahgan.pdf).
[45] http://www.agroayacucho.gob.pe/conacs_ayacucho.shtml?AA_SL_Session=c0adc6463b90e73e53f72a831cc8e90f&amp;scrl=1&amp;scr_scr_Mv=1
[47] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[48] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[51] Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/INKI.html?page=0,3).
[52] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[53] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[54] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[56] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[57] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[58] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[59] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[60] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[61] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text21.phtml?id=430).
[62] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm).
[63] Yacobaccio H. Opus cit. (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf).
[65] http://www.vicam.org.ar/; Lichtenstein G., Renaudeau d’Arc N. Retórica y praxis de la participación local en los proyectos de manejo de vicuñas (http://www.inapl.gov.ar/docs/publicaciones%20en%20pdf/Cuadernos%2021.pdf); http://www.vicam.org.ar/; http://ru.wikipedia.org/wiki/Викунья