Инти-Райми (Inti Raymi) в переводе с кечуанского означает «воскресение Солнца», или «путь Солнца». Инти-Райми у инков – детей Солнца – был самой важной и пышной из четырех религиозных церемоний. По словам Гарсиласо де ла Веги, Инти-Райми «отмечали после июньского солнцестояния», которое происходит 21 июня.
Гарсиласо де ла Вега пишет:
«Они посвящали этот праздник Солнцу в знак признания и преклонения как высшему, единому и всеобщему богу, который своим светом и могуществом растил и поддерживал все, что имелось на земле.
И в знак признания того, что он являлся природным отцом первого инки Манко Капака и койи Мама Окльо Васко, и всех королей, и всех их сыновей и потомков, посланных на землю ради всеобщего блага людей, – по этим причинам, как они говорили, этот праздник был наиторжественнейшим».
Праздник в честь бога Инти проводился в Куско – столице инкской империи. В день зимнего солнцестояния, один из самых коротких и холодных дней в южном полушарии, инки выполняли различные ритуалы, чтобы упросить Солнце не отказываться от своих детей, не покидать их. Кроме того, инки благодарили за урожай клубней и кукурузы (церемония проходила в конце его сбора) и просили хорошего урожая в следующем сезоне.
На празднике присутствовали «все главные капитаны войны, уже не находившиеся на службе, и те, кто продолжал служить, и все кураки, господа вассалов, со всей империи»:
«Кураки приходили в своих самых парадных одеяниях, которые только могли придумать: на одних была одежда, покрытая золотом и серебром, и гирлянды из того же [металла] на голове поверх головных уборов.
Другие приходили точно такими, каким изображают Геркулеса, одетыми в шкуру льва, а на голову индейцы надевали львиную голову, ибо они похвалялись своим происхождением от льва.
Другие приходили в том виде, в котором рисуют ангелов, с огромными крыльями птицы, которую называют кунтур. Их [перья] — белые и черные, и они сами такие огромные, что многие из них, убитые испанцами, [имели] четырнадцать и пятнадцать футов от конца до конца [крыльев] в полете; [эти индейцы] похвалялись тем, что брали свое начало и происходили от кунтура.
Другие одевали на себя специально изготовленные маски самых отвратительных, какие только можно представить, физиономий, а этими были йунки. Они вступали в праздничное шествие с жестами и ужимками сумасшедших, дураков и простофиль. Для этого они держали в своих руках совсем неподходящие к случаю предметы, как-то: плохо настроенные флейты, барабаны, клочки шкур, с помощью которых они изображали свои глупости.
Другие кураки несли другие, присвоенные им знаки своей геральдики. Каждый народ нес свое оружие, с которым он сражался на войне: одни несли лук и стрелы, другие пики, дротики, метательные приспособления, дубинки, пращи и топоры с короткой рукоятью, чтобы сражаться одной рукой, а другие – с длинной рукоятью, чтобы биться двумя руками.
Они несли изображения (pintados) подвигов, совершенных ими на службе Солнцу и инкам; они приходили с огромными барабанами, [по которым бьют одной палкой], и трубами, приводя с собой множество исполнителей, которые на них играли; иными словами, каждый народ приходил в самых лучших своих украшениях (arreglado) и в возможно лучшем сопровождении, стремясь каждый по своему превзойти своих соседей, а если удастся, то и всех остальных».
Инти-Райми готовился три дня. В это время запрещалось зажигать огонь, необходимо было соблюдать пост, в том числе и сексуальное воздержание. Длился Инти-Райми девять дней. Инти-Райми включал в себя большую религиозную церемонию с жертвоприношением животных, а также красочные шествия и танцы. Во время праздника употреблялось большое количество еды и напитков. Лишь после его окончания гостям разрешалось возвращаться домой.
Гарсиласо де ла Вега так описывает сам праздник:
«Подготовив все необходимое, на следующий день, который был днем праздника, на рассвете на главную площадь города, которую называли Хаукай-пата, выходил инка в сопровождении всей своей родни, которая шла в определенном порядке, согласованном с возрастом и достоинством каждого из них. Там они ждали, когда взойдет Солнце, и все стояли босыми и в напряженном ожидании смотрели на восток, а как только Солнце выглядывало, все садились на корточки (что среди этих индейцев считалось тем же, как если бы встать на колени), чтобы совершить церемонию поклонения Солнцу, и с разведенными в стороны руками, кисти которых были подняты и положены прямо на лицо, целуя воздух (что означало то же самое, как если бы в Испании целовали собственную руку или одежду князя, когда ему отпускается поклон), они поклонялись ему с величайшей любовью и признательностью за то, что оно было их богом и природным отцом.
Кураки, поскольку они не принадлежали к королевской крови, находились на другой площади, примыкавшей к главной, которую называли Куси-пата; они совершали такое же, как и инки, поклонение Солнцу. После этого вставал король — остальные же продолжали сидеть на корточках — и брал в руки два больших золотых сосуда, которые назывались акилъа, наполненные напитком, который они [обычно] пили. Эту церемонию он совершал (как перворожденный) от имени Солнца, своего отца, и [движением] правой руки он предлагал себе (le conbidava) выпить, ибо это было то, что должно было сделать Солнце, предлагавшее выпить инке и всей его родне, потому что у них это предложение выпить, которое они друг другу делали, считалось самым большим и самым приятным проявлением бытовавшего среди них знака благосклонности со стороны начальника к подчиненному и знака дружбы одного друга к другому.
После того как приглашение выпить было сделано, инка выливал [содержимое] сосуда в правой руке, который посвящался Солнцу, в большой золотой кувшин, как если бы Солнце испило напиток, а из кувшина он бежал по необычайно красиво высеченной из камня трубе, которая шла от главной площади до дома Солнца. А из другого сосуда в левой руке инка сам делал один глоток, после чего разливал остальное всем другим инкам, наливая каждому понемногу в маленькие сосуды из золота или серебра, заранее приготовленные каждым для этого, и мало-помалу осушался (rece/b/avan) главный сосуд, который находился у инки, чтобы та первая жидкость, освященная рукою Солнца или инки или обеими этими руками, передала бы свою добродетель тому, кому ее наливали.
Этот напиток пили все люди королевской крови, каждый по одному глотку. Всем же остальным куракам, находившимся на другой площади, давали испить тот же самый напиток, который приготовили жены Солнца, однако он не был освящен, ибо освященный пили только инки.
Закончив эту церемонию, которая являлась чем-то вроде снятия пробы того, что затем следовало выпить, все в должном порядке шли к дому Солнца и за двести шагов до его дверей они разувались все, исключая инку, который шел обутым до самых дверей храма. Инка и люди его крови, как родные сыновья, входили внутрь и совершали свое поклонение образу Солнца. Кураки, поскольку они были недостойны столь возвышенного места, так как не являлись сыновьями [Солнца], оставались снаружи на большой площади, которая и сегодня находится перед дверью храма.
Инка своею собственной рукой преподносил золотые сосуды, которыми он совершал церемонию; остальные инки передавали свои сосуды инкам жрецам, которые избирались и назначались для службы Солнцу, потому что не жрецам, хотя бы они были людьми крови Солнца (как [людям] светским), было запрещено выполнять службу жрецов. Жрецы, закончив подношение сосудов инков, выходили к дверям [на площадь], чтобы принять сосуды от кураков, которые подходили по старшинству, в том порядке, как были покорены [их провинции] империей, и они отдавали свои сосуды и другие предметы из золота и серебра, которые принесли из своих земель для подношения Солнцу, как-то: лам, ламят, ящериц, жаб, змей, лис, тигров, и львов, и множество разнообразных птиц; иными словами, все то, чем изобиловали их провинции, все имитированное в натуральную величину в серебре и золоте, хотя и в малом количестве каждая вещь.
После окончания подношения они возвращались на свои места в том же порядке; затем приходили жрецы-инки с огромным множеством лам, с бесплодными самками и ламами всех цветов, потому что скот той земли имеет всякую окраску, как лошади в Испании. Весь этот скот принадлежал Солнцу. Они брали черного ламенка, ибо этот цвет при жертвоприношениях пользовался предпочтением <…>.
Это первое жертвоприношение черного ламенка совершалось для определения предсказаний и прогнозов их праздника. Потому что все важное, совершавшееся ими, как в мире, так и на войне, почти всегда [сопровождалось] принесением в жертву ламенка, чтобы посмотреть и убедиться по [виду] его сердца и легких, было ли оно одобрено Солнцем, т. е. будет ли счастливым или нет тот военный поход, будет ли получен хороший урожай плодов в тот год. Для одних дел предзнаменования определялись по ламе, для других — по ламенку, для других — по бесплодной самке (oveja), ибо, когда говорится самка, всегда следует понимать, что она бесплодная, потому что они никогда не убивали плодоносных, в том числе и для еды, а только лишь тогда, когда они уже не давали приплод.
<…>
После жертвоприношения ламы они приводили огромное количество лам, ламят и самок для общего жертвоприношения <…>
Все мясо от тех жертвоприношений жарилось публично на обеих площадях, и его делили среди всех тех, кто присутствовал на празднике, как среди инков, так и кураков и остальных простых людей, [каждому] соответственно его положению. И тем и другим его давали вместе с хлебом, называвшимся санку; и это было первое блюдо их великого праздника и торжественного пира. Затем приносили другие яства в великом разнообразии, которые они ели, не употребляя напитки между едой, ибо был всеобщий обычай у индейцев Перу ничего не пить во время еды.
<…>
После окончания трапезы им приносили напитки в огромнейшем изобилии…»
Прибытие койи – законной супруги и сестры императора. Инти-Райми 2008 г.
Последний Инти-Райми в присутствии императора инков был проведен в 1535 г. В 1572 г. испанские завоеватели и католическая церковь его запретили. В результате часть обрядов Инти-Райми в Перу была перенесена на день памяти Иоанна Крестителя (Сан-Хуана), который отмечается 24 июня.
В 1944 г. Фаустино Эспиноза Наварро осуществил историческую реконструкцию Инти-Райми с индейцами в качестве актеров. Эта реконструкция во многом основывалась на летописи Гарсиласо де ла Веги. С 1944 г. театральное представление Инти-Райми стало ежегодным. Оно привлекает тысячи туристов. Инти-Райми проводится 24 июня на руинах Саксайуамана.
Саксайуаман (в переводе с кечуанского – сытый ястреб) – крепость, которая была частью комплекса Куско, возведенного на высоте 3701 м над уровнем моря. Куско было построено так, чтобы его вид сверху напоминал голову пумы. При этом Саксайуаман являлся ее зубами.
Источники:
1) Вега, Гарсиласо де ла. История государства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
2) http://www.dosmanosperu.com/dosmanos/spanish/latin-culture/fiestas/inti-raymi.php
3) http://en.wikipedia.org/wiki/Inti_Raymi
4) http://ru.wikipedia.org/wiki/Инти
5) http://www.qosqo.com/qosqoes/festividades.shtml
6) http://ru.wikipedia.org/wiki/Саксайуаман
Фото:
1) http://www.flickr.com/photos/maryjohum/3700972279/sizes/z/in/photostream/
2) http://www.flickr.com/photos/ojjo/639913463/sizes/z/in/photostream/
3) http://www.flickr.com/photos/esenrique/855518083/sizes/l/in/photostream/
4) http://www.flickr.com/photos/ojjo/639645241/sizes/z/in/photostream/
5) http://www.flickr.com/photos/28604774@N08/2661655461/sizes/l/in/photostream/
6) http://www.flickr.com/photos/28604774@N08/2662478912/sizes/l/in/photostream/
7) http://fotki.yandex.ru/users/tecnolux/view/232590/?page=5