2.2. Чальчальчи из Музея Ларко
Фото 1 и 2. Чальчальча, представляющая уллючо и сферы. Код каталогизации: ML100790. Размеры: 32,5×3,3×21,6 см. Вес: 580 г. Материал: позолоченная медь. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[1]
Судя по сюжетным росписям сосудов в стиле тонкой линии, среди украшенных чальчальч наибольшей популярностью пользовались чальчальчи с сонахерами, на которых были изображены плоды уллючо – церемониального растения Моче. Оно, в частности, является символом человеческих жертвоприношений.
Фото 3[2] и 4[3]. Чальчальчи, представляющие уллючо и сферы. Коды каталогизации: ML100791 и ML100793. Размеры и материалы: 1) 26,5×2,5×20,8 см, вес 90 г; медь; 2) 27,1×2,6×17,1 см, вес 100 г, посеребренная медь. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[4]
Четыре таких чальчальчи (фото 1 – 5) хранятся в Музее Ларко. Они сделаны из меди, а также из позолоченной и посеребренной меди. Полотно одной из чальчальч заточено и несет на себе следы использования. А значит, чальчальча служила не только религиозным символом и знаком высокого статуса персоны, но и могла применяться как оружие.
Фото 5[5]. Чальчальча, представляющая уллючо. Код каталогизации: ML100792. Размеры: Высота: 17,3×1,7×12,0 см. Вес: 100 г. Материал: позолоченная медь. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[6]
Чальчальчу и две сонахеры с изображением уллючо можно видеть на персонаже скульптурного сосуда, показанного на фото 6 – 9. Они прикреплены к поясу, который также украшен узором из мотива этого плода. Персонаж одет как богатый воин, но не имеет при себе оружия и сидит, скрестив ноги и положив руки на колени.
Фото 6 – 9. Скульптурная бутыль стремя-горлышко. Код каталогизации: ML001010. Размеры: 24,2×17,1×12,9 см. Вес: 767 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Чикама (Chicama). Музей Ларко[7]
Две прорисовки разверток росписей бутылей, данные на фото 10 и 11, представляют практически все основные варианты чальчальч Моче. На них знатные воины в пышных церемониальных костюмах сражаются парами.
Фото 10. Прорисовка развертки росписи бутыли, изображающей бои между знатными воинами в пустыне. Архив Моче К.Б. Доннана и Донны Мак-Клелланд[8]
Противники различаются между собой, прежде всего, дизайном чальчальчи. Это позволяет предположить, что на росписях показаны ритуальные дуэли между воинами разных отрядов, для которых дизайн чальчальчи служит опознавательным знаком. Так, на первой прорисовке (фото 10) один воин из пары носит чальчальчу из позолоченной меди или золота, украшенную сонахерой, а второй – чальчальчу большего размера, без сонахеры, которая выполнена из серебра. На второй прорисовке (фото 11) изображены чальчальчи без сонахер, практически одинаковые по форме. Но у одного воина из пары чальчальча биметаллическая, а у другого – серебряная.
Фото 11. Прорисовка развертки росписи бутыли, изображающей бои между знатными воинами в пустыне. Архив Моче К.Б. Доннана и Донны Мак-Клелланд[9]
[1] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=9202
[4] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=9203; http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=9205
[8] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_299-RAP 82−7−28, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/war-clubs).
[9] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive… (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/hummingbirds).