2.2. Чальчальчи из Музея Ларко

Чаль­чальча, про­дол­же­ние

image001

2.2. Чаль­чальчи из Музея Ларко

 image027 image029Фото 1 и 2. Чаль­чальча, пред­став­ля­ю­щая уллючо и сферы. Код ката­ло­ги­за­ции: ML100790. Раз­меры: 32,5×3,3×21,6 см. Вес: 580 г. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу[1]

Судя по сюжет­ным рос­пи­сям сосу­дов в стиле тон­кой линии, среди укра­шен­ных чаль­чальч наи­боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись чаль­чальчи с сона­хе­рами, на кото­рых были изоб­ра­жены плоды уллючо – цере­мо­ни­аль­ного рас­те­ния Моче. Оно, в част­но­сти, явля­ется сим­во­лом чело­ве­че­ских жертвоприношений.

image033 image035Фото 3[2] и 4[3]. Чаль­чальчи, пред­став­ля­ю­щие уллючо и сферы. Коды ката­ло­ги­за­ции: ML100791 и ML100793. Раз­меры и мате­ри­алы: 1) 26,5×2,5×20,8 см, вес 90 г; медь; 2) 27,1×2,6×17,1 см, вес 100 г, посе­реб­рен­ная медь. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко[4]

Четыре таких чаль­чальчи (фото 1 – 5) хра­нятся в Музее Ларко. Они сде­ланы из меди, а также из позо­ло­чен­ной и посе­реб­рен­ной меди. Полотно одной из чаль­чальч зато­чено и несет на себе следы исполь­зо­ва­ния. А зна­чит, чаль­чальча слу­жила не только рели­ги­оз­ным сим­во­лом и зна­ком высо­кого ста­туса пер­соны, но и могла при­ме­няться как оружие.

image037Фото 5[5]. Чаль­чальча, пред­став­ля­ю­щая уллючо. Код ката­ло­ги­за­ции: ML100792. Раз­меры: Высота: 17,3×1,7×12,0 см. Вес: 100 г. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко[6]

Чаль­чальчу и две сона­херы с изоб­ра­же­нием уллючо можно видеть на пер­со­наже скульп­тур­ного сосуда, пока­зан­ного на фото 6 – 9. Они при­креп­лены к поясу, кото­рый также укра­шен узо­ром из мотива этого плода. Пер­со­наж одет как бога­тый воин, но не имеет при себе ору­жия и сидит, скре­стив ноги и поло­жив руки на колени.

image031 image033Фото 6 – 9. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001010. Раз­меры: 24,2×17,1×12,9 см. Вес: 767 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Чикама (Chicama). Музей Ларко[7]

Две про­ри­совки раз­вер­ток рос­пи­сей буты­лей, дан­ные на фото 10 и 11, пред­став­ляют прак­ти­че­ски все основ­ные вари­анты чаль­чальч Моче. На них знат­ные воины в пыш­ных цере­мо­ни­аль­ных костю­мах сра­жа­ются парами.

image063Фото 10. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи бутыли, изоб­ра­жа­ю­щей бои между знат­ными вои­нами в пустыне. Архив Моче К.Б. Дон­нана и Донны Мак-Клелланд[8]

Про­тив­ники раз­ли­ча­ются между собой, прежде всего, дизай­ном чаль­чальчи. Это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что на рос­пи­сях пока­заны риту­аль­ные дуэли между вои­нами раз­ных отря­дов, для кото­рых дизайн чаль­чальчи слу­жит опо­зна­ва­тель­ным зна­ком. Так, на пер­вой про­ри­совке (фото 10) один воин из пары носит чаль­чальчу из позо­ло­чен­ной меди или золота, укра­шен­ную сона­хе­рой, а вто­рой – чаль­чальчу боль­шего раз­мера, без сона­херы, кото­рая выпол­нена из серебра. На вто­рой про­ри­совке (фото 11) изоб­ра­жены чаль­чальчи без сона­хер, прак­ти­че­ски оди­на­ко­вые по форме. Но у одного воина из пары чаль­чальча биме­тал­ли­че­ская, а у дру­гого – серебряная.

image065Фото 11. Про­ри­совка раз­вертки рос­писи бутыли, изоб­ра­жа­ю­щей бои между знат­ными вои­нами в пустыне. Архив Моче К.Б. Дон­нана и Донны Мак-Клелланд[9]

 

image062               image064


[1] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=9202

[8] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_299-RAP 82−7−28, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/war-clubs).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>