2. Украшенные чальчальчи

 ВОИН МОЧЕ

Чаль­чальча, про­дол­же­ние

image0012. Укра­шен­ные чаль­чальчи

2.1. Чаль­чальчи из мав­зо­лея Уаки Рахады

image025Фото 1[i]. Вла­сти­тель Сипана (в цен­тре), жрец (слева) и вое­на­чаль­ник (справа). Рекон­струк­ция. Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Помимо про­стых чаль­чальч, суще­ство­вали чаль­чальчи укра­шен­ные. Они состо­яли, как пра­вило, из двух частей: плос­кого полотна в форме тра­пе­ции с изо­гну­тыми сто­ро­нами и при­креп­лен­ной к нему сона­херы. Отдель­ные сона­херы такого же дизайна состав­ляли ансамбль с чаль­чаль­чей. Их также носили на поясе, поэтому они назы­ва­ются пояс­ными сона­хе­рами.

image025Фото 2[ii]. Золо­тая и сереб­ря­ная чаль­чальчи и золо­тые пояс­ные сона­херы в сар­ко­фаге моло­дого пра­ви­теля. Рекон­струк­ция. Архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Уаки Рахады–Сипана, район Санья (Zaña), про­вин­ция Чиклайо (Chiclayo), депар­та­мент Лам­бай­еке (Lambayeque), Перу. Сни­мок 2004 г.

Важ­ные архео­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства для изу­че­ния чаль­чальчи были полу­чены при рас­коп­ках погре­баль­ной пира­миды Уаки Рахады, в кото­рой нахо­дился мав­зо­лей дина­стии пра­ви­те­лей Сипана (I/IIIV вв. н.э.). Уака Рахада рас­по­ла­га­ется в рай­оне Санья про­вин­ции Чиклайо депар­та­мента Лам­бай­еке. Две самые бога­тые гроб­ницы были рас­ко­паны в 1987 и 1989 гг. груп­пой перу­ан­ских архео­ло­гов под руко­вод­ством Валь­тера Альвы (Walter Alva). Они при­над­ле­жали Вла­сти­телю Сипана (условно – моло­дому пра­ви­телю), кото­рый был похо­ро­нен в 275 г.[iii], по дру­гим дан­ным – в 290 г.[iv], и Ста­рому вла­сти­телю Сипана (ста­рому пра­ви­телю). Валь­тер Альва пред­по­ло­жил, что моло­дой пра­ви­тель был потом­ком ста­рого пра­ви­теля в чет­вер­том или пятом поко­ле­нии. К такому выводу он при­шел «на основе наблю­да­ю­ще­гося сход­ства в типе и стиле сопут­ство­вав­ших лич­ных укра­ше­ний»[v]. В каж­дой из гроб­ниц была обна­ру­жена прак­ти­че­ски оди­на­ко­вая пара боль­ших чаль­чальч, соеди­нен­ных с сона­хе­рой. Одна из чаль­чальч была сде­лана из золота, а дру­гая – из серебра. Правда, чаль­чальчи моло­дого пра­ви­теля обла­дали бόль­шими раз­ме­рами и весом. Так, золо­тая чаль­чальча моло­дого пра­ви­теля, по дан­ным Валь­тера Альвы, имела высоту 45 см и вес 790 г., тогда как высота золо­той чаль­чальчи ста­рого пра­ви­теля состав­ляла 29 см при весе 300 г.

image033image035
Фото 3[vi]. Сереб­ря­ная чаль­чальча моло­дого пра­ви­теля. Фото 4[vii]. Золо­тая чаль­чальча моло­дого пра­ви­теля. Высота: 45 см. Вес: 790 г. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана[viii]

image045К чаль­чаль­чам при­ла­гался ком­плект сона­хер такого же дизайна. В погре­баль­ном при­да­ном моло­дого пра­ви­теля их нашли всего две. Они были сде­ланы из золота. Между тем в фардо ста­рого пра­ви­теля сона­хер было обна­ру­жено два десятка (10 золо­тых и 10 сереб­ря­ных), но немного мень­шего раз­мера. Десять из них, изго­тов­лен­ных из золота, пока­заны на фото[ix] слева. Каж­дая сона­хера деко­ри­ро­вана орна­мен­том с изоб­ра­же­нием Дека­пи­та­дора, кото­рый создан строго по одному канону. Дека­пи­та­дор пока­зан сто­я­щим с раз­ве­ден­ными в сто­роны полу­со­гну­тыми руками, в кото­рых он дер­жит туми и чело­ве­че­скую голову. Фигура Дека­пи­та­дора свя­зана с боль­шим косым кре­стом, кото­рый как бы при­креп­лен к его спине. Сона­хера имеет форму полу­круга, огра­ни­чен­ного снизу дугой из сфер.

 image035 image049Фото 5[x]. Золо­тая чаль­чальча ста­рого пра­ви­теля. Высота: 29 см. Вес: 300 г.[xi]. Фото 6. Чаль­чальча с изоб­ра­же­нием игуан. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь. Залы Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана[xii]

В фардо ста­рого пра­ви­теля вхо­дило также два десятка неболь­ших чаль­чальч (10 из позо­ло­чен­ной меди и 10 из серебра). Их сона­херы имеют схо­жий дизайн. Но Дека­пи­та­дор здесь заме­нен игу­а­нами (фото 6), кото­рые сим­во­ли­че­ски свя­заны с миром внизу.

image029Фото 7. Пин­цеты в форме чаль­чальчи из гроб­ницы Ста­рого вла­сти­теля Сипана. Высота: 2 и 6 см. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана[xiii]

Погре­баль­ное фардо ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей Сипана содер­жало также пин­цеты (для уда­ле­ния волос) в форме чаль­чальчи (фото 7), кото­рые лежали у их левой руки.

image023Фото 8[xiv]. Круп­ный план оре­херы моло­дого пра­ви­теля с изоб­ра­же­нием обо­жеств­лен­ного родо­на­чаль­ника дина­стии Сипана в сопро­вож­де­нии вои­нов. Диа­метр: 9,2 см. Мате­ри­алы: золото и полу­дра­го­цен­ные камни на под­ложке из дерева. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Вхо­дила ли чаль­чальча в костюм обо­жеств­лен­ного родо­на­чаль­ника дина­стии, не ясно. Среди его изоб­ра­же­ний на укра­ше­ниях ста­рого пра­ви­теля чаль­чальча не пока­зана. Нет ее и у фигуры родо­на­чаль­ника, поме­щен­ной в цен­тре оре­херы моло­дого пра­ви­теля (фото 8), хотя на его поясе висят две сона­херы. Отсут­ствие чаль­чальчи можно объ­яс­нить тем, что пер­со­наж изоб­ра­жен спе­реди, тогда как чаль­чальча должна нахо­диться сзади. В то же время чаль­чальча есть у воина слева, кото­рый стоит боком.

image003Фото 9[xv]. Уровни мав­зо­лея Уаки Рахады и обна­ру­жен­ные на них гробницы

Однако чаль­чальчи были обна­ру­жены далеко не во всех гроб­ни­цах мав­зо­лея Уаки Рахады. Чаль­чальчи в них содер­жа­лись в един­ствен­ном экзем­пляре, не были укра­шены и не допол­ня­лись ком­плек­том сона­хер.

В самом пер­вом захо­ро­не­нии мав­зо­лея Уаки Рахады, дати­ру­е­мом I или II в. н.э., – в гроб­нице № 15 на уровне-9 – чаль­чальч най­дено не было. А оно при­над­ле­жало осно­ва­телю дина­стии, условно назван­ному Моло­дым ноблем или Знат­ным воином.

image049Фото 10[xvi]. Вла­сти­тель Сипана и его двор. Рекон­струк­ция обра­зов Вла­сти­теля Сипана и его спут­ни­ков (в цен­тре), жреца вла­сти­теля и его спут­ни­ков (слева), а также вои­нов (справа) по пред­ме­там, най­ден­ным в их захо­ро­не­ниях. Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Впер­вые после гроб­ницы ста­рого пра­ви­теля (гроб­ница № 3, уровень-6) чаль­чальчи появ­ля­ются только в так назы­ва­е­мых гроб­ни­цах вои­нов на уровне-4 мав­зо­лея. На пано­рам­ном снимке зала с мане­ке­нами Музея цар­ских гроб­ниц Сипана (фото 10) фигуры, пока­зы­ва­ю­щие рекон­стру­и­ро­ван­ные образы вои­нов, рас­по­ло­жены справа. Чаль­чальча есть не у каж­дого воина этой группы (фото 11). Помимо вое­на­чаль­ника (гроб­ница № 8), чаль­чальча под­ве­шена к поясу еще, по край­ней мере, трех фигур вои­нов более низ­кого ранга.

image001Фото 11[xvii]. Воины Сипана и их вое­на­чаль­ник (в цен­тре). Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ский гроб­ниц Сипана

Однако в гроб­нице № 16, кото­рая, как и гроб­ницы вои­нов, нахо­ди­лась на уровне-4, чаль­чальча отсут­ство­вала. Между тем похо­ро­нен­ный в ней чело­век, полу­чив­ший услов­ное имя Воина с путуто, обла­дал ста­ту­сом вое­на­чаль­ника или даже правителя-воина, о чем сви­де­тель­ствует его боль­шое погре­баль­ное при­да­ное и трое похо­ро­нен­ных вме­сте с ним спутников.

image053Фото 12[xviii]. Про­ри­совка рос­писи сосуда с изоб­ра­же­нием боже­ства Совы-воина

Не было чаль­чальчи и в более позд­ней гроб­нице № 14 на уровне-3, кото­рая при­над­ле­жала тре­тьему по вели­чине пра­ви­телю дина­стии, назван­ному архео­ло­гами Жрецом-воином. Он был погре­бен в образе боже­ства Совы-воина, кото­рое обычно не изоб­ра­жа­ется с чаль­чаль­чей, потому что обла­дает хво­стом птицы и/или хво­стом из метал­ли­че­ских пла­стин в каче­стве части метал­ли­че­ского цере­мо­ни­аль­ного оде­я­ния (фото 12). Такой хвост был вос­про­из­ве­ден и в одежде Жреца-воина. Он был сде­лан из ткани, покры­той сна­ружи метал­ли­че­скими квад­ра­ти­ками (фото 13).

image055Фото 13[xix]. Обла­че­ние Жреца-воина и его состав­ные части. Рекон­струк­ци­он­ный рисунок

Одно из ред­ких живо­пис­ных пред­став­ле­ний Совы-воина, изоб­ра­жен­ное на рос­писи бутыли из Музея Ларко (фото 14), пока­зы­вает боже­ство со всеми атри­бу­тами воина Моче, вклю­чая пол­ный набор ору­жия и шлем вме­сто жре­че­ской фрон­таль­ной пла­стины с V-образными высту­пами. Здесь пти­чий хвост и чаль­чальча состав­ляют еди­ное целое. Хвост как бы рас­тет из чаль­чальчи. Это может гово­рить о том, что чаль­чальча сим­во­ли­зи­рует полет.

image057Фото 14[xx]. Рас­пис­ная бутыль с изоб­ра­же­нием Совы-воина. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу

В фардо Вла­сти­теля Сипана, кото­рый был похо­ро­нен в боль­шом погре­баль­ном зале (гроб­нице № 1) на уровне-1 мав­зо­лея, вхо­дили, как уже отме­ча­лось, две чаль­чальчи с сона­хе­рами (одна из золота, а дру­гая из серебра). Пра­ви­теля сопро­вож­дали 8 спут­ни­ков жен­ского и муж­ского пола раз­ного воз­раста. Из пяти лиц муж­ского пола с чаль­чаль­чами были похо­ро­нены вое­на­чаль­ник пра­ви­теля, фигура кото­рого пока­зана на фото 15, и еще один чело­век, оде­тый как воин.

image059Фото 15[xxi]. Фраг­мент инстал­ля­ции на тему цере­мо­ни­аль­ного выхода Вла­сти­теля Сипана с фигу­рой вое­на­чаль­ника вла­сти­теля, сто­я­щего от него по пра­вую руку. Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ский гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу. Сни­мок 2012 г.

Жрец Вла­сти­теля Сипана был погре­бен также на уровне-1 в сосед­нем зале (гроб­ница № 2). Его сопро­вож­дали пять спут­ни­ков обо­его пола. Повторю, что в фардо жреца также содер­жа­лась чаль­чальча, хотя он не являлся вои­ном и при нем не было оружия.

image059Фото 16[xxii]. Мане­кены, пред­став­ля­ю­щие рекон­струк­цию обра­зов жреца, Вла­сти­теля Сипана и его жены на выставке в Кадисе, Испа­ния. Сни­мок 2012 г.

При пол­но­раз­мер­ной рекон­струк­ции обра­зов ста­рого и моло­дого пра­ви­теля, а также вои­нов и жреца, спе­ци­а­ли­сты поме­стили чаль­чальчи на их фигу­рах не сзади, а сбоку. Такое поло­же­ние не соот­вет­ствует тра­ди­ции ноше­ния дан­ного аксес­су­ара, кото­рая отчет­ливо про­сле­жи­ва­ется в ико­но­гра­фии Моче. При этом фигуру ста­рого пра­ви­теля они снаб­дили только одной чаль­чаль­чей, а моло­дого – двумя (фото 17 и 18).

image056image043Фото 17[xxiii] и 18[xxiv]. Рекон­струк­ция обла­че­ния ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Однако при­мер ноше­ния двух чаль­чальч с раз­ме­ще­нием их по бокам фигуры все же суще­ствует, правда, в един­ствен­ном экзем­пляре. Это – скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, кото­рая хра­нится в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу. Она пред­став­ляет пра­ви­теля, сидя­щего на троне и игра­ю­щего на флейте (фото 19 и 20). Инте­ресно, что в доку­мен­таль­ном фильме «Вла­сти­тель Сипана» (2008), в кото­ром Валь­тер Альва высту­пает как сце­на­рист, моло­дой пра­ви­тель в одной из сцен также пока­зан с двумя чаль­чаль­чами по бокам (https://www.youtube.com/watch?v=ihBtWhR_SBY). В том момент, когда он садится на трон, слуги, почти­тельно скло­нясь, при­под­ни­мают чаль­чальчи, а затем опус­кают их.

image045 image047 Фото 19[xxv] и 20[xxvi]. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая музы­канта. Куль­тура: Моче. Период: Эпоха апо­гея (100 – 800 гг.). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

image003Обзор нахо­док, сде­лан­ных в мав­зо­лее Уаки Рахады, пока­зы­вает, что чаль­чальча изна­чально не явля­лась исклю­чи­тель­ным атри­бу­том воина. Пер­вая находка чаль­чальч была отме­чена в фардо ста­рого пра­ви­теля, где их содер­жа­лось 22 экзем­пляра, – более, чем в каком либо дру­гом погре­баль­ном при­да­ном. Однако ста­рый пра­ви­тель, видимо, не пози­ци­о­ни­ро­вал себя как воин. Ведь в его гроб­нице было обна­ру­жено только ору­жие для цере­мо­ни­аль­ной охоты на оленя – две копье­ме­талки и связка копий для них. Пред­меты были сде­ланы из дерева и лами­ни­ро­ваны позо­ло­чен­ной медью. А «набор ору­жия (копья, дубинки и щиты) и метал­ли­че­ские воин­ские эмблемы, риту­ально погну­тые и раз­дроб­лен­ные, лежали у ног»[xxvii] пра­ви­теля. Это может сви­де­тель­ство­вать также о том, что он демон­стра­тивно отка­зался от веде­ния войн. Кроме того, чаль­чальча вхо­дила в погре­баль­ное при­да­ное жреца моло­дого пра­ви­теля, кото­рый тоже не был вои­ном. Вме­сте с тем она сопро­вож­дала далеко не каж­дого воина, будь то про­стой сол­дат или воин-правитель. Сле­до­ва­тельно, чаль­чальча слу­жила на про­тя­же­нии почти всего пери­ода суще­ство­ва­ния дина­стии зна­ком при­над­леж­но­сти к клану божества-родоначальника и к элите Сипана вне зави­си­мо­сти от рода дея­тель­но­сти нобля. Ско­рее всего, она была сим­во­лом полета. Однако в эпоху Сипана чаль­чальча не была обя­за­тель­ной инсиг­нией погре­бен­ной пер­соны. И только при моло­дом пра­ви­теле она укре­пи­лась в костюме элиты и в первую оче­редь – в цере­мо­ни­аль­ном костюме знат­ного воина. В даль­ней­шем чаль­чальча стала его неотъ­ем­ле­мой частью, о чем сви­де­тель­ствует ико­но­гра­фия Моче.

image062               image064



[iii] Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan).

[iv] Face to face with Peru’s Lord of Sipan 1,900 years after his death. 28.09.2016 (http://www.euronews.com/2016/09/28/face-to-face-with-peru-s-lord-of-sipan-1900-years-after-his-death).

[v]  Shimada I., Shinoda K., Bourget S., Alva W., Uceda S. MtDNA Analysis of Mochica and Sicán Populations of Pre-Hispanic Peru. 2005 (http://www.academia.edu/400002/MtDNA_Analysis_of_Mochica_and_Sicán_Populations_of_Pre-Hispanic_Peru).

[viii] Alva W. La excavación de las Tumbas Reales de Sipán (1987 – 2000) / Museo Tumbas Reales de Sipán // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 –137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato. Italia. 2008 (http://www.academia.edu/8549404/La_excavación_de_las_Tumbas_Reales_de_Sipán_1987_-_2000_1).

[xi] Alva W. Opus cit.

[xv] Meneses S., Chero L. La Arquitectura de Sipán // Arqueología del Perú. Publicado 2012.02.01 (http://www.arqueologiadelperu.com/la-arquitectura-de-sipan/).

[xxvii] Alva W. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>