Чальчальча, продолжение
2.1. Чальчальчи из мавзолея Уаки Рахады
Фото 1[i]. Властитель Сипана (в центре), жрец (слева) и военачальник (справа). Реконструкция. Зал с манекенами. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Помимо простых чальчальч, существовали чальчальчи украшенные. Они состояли, как правило, из двух частей: плоского полотна в форме трапеции с изогнутыми сторонами и прикрепленной к нему сонахеры. Отдельные сонахеры такого же дизайна составляли ансамбль с чальчальчей. Их также носили на поясе, поэтому они называются поясными сонахерами.
Фото 2[ii]. Золотая и серебряная чальчальчи и золотые поясные сонахеры в саркофаге молодого правителя. Реконструкция. Археологический комплекс Уаки Рахады–Сипана, район Санья (Zaña), провинция Чиклайо (Chiclayo), департамент Ламбайеке (Lambayeque), Перу. Снимок 2004 г.
Важные археологические свидетельства для изучения чальчальчи были получены при раскопках погребальной пирамиды Уаки Рахады, в которой находился мавзолей династии правителей Сипана (I/II – IV вв. н.э.). Уака Рахада располагается в районе Санья провинции Чиклайо департамента Ламбайеке. Две самые богатые гробницы были раскопаны в 1987 и 1989 гг. группой перуанских археологов под руководством Вальтера Альвы (Walter Alva). Они принадлежали Властителю Сипана (условно – молодому правителю), который был похоронен в 275 г.[iii], по другим данным – в 290 г.[iv], и Старому властителю Сипана (старому правителю). Вальтер Альва предположил, что молодой правитель был потомком старого правителя в четвертом или пятом поколении. К такому выводу он пришел «на основе наблюдающегося сходства в типе и стиле сопутствовавших личных украшений»[v]. В каждой из гробниц была обнаружена практически одинаковая пара больших чальчальч, соединенных с сонахерой. Одна из чальчальч была сделана из золота, а другая – из серебра. Правда, чальчальчи молодого правителя обладали бόльшими размерами и весом. Так, золотая чальчальча молодого правителя, по данным Вальтера Альвы, имела высоту 45 см и вес 790 г., тогда как высота золотой чальчальчи старого правителя составляла 29 см при весе 300 г.
Фото 3[vi]. Серебряная чальчальча молодого правителя. Фото 4[vii]. Золотая чальчальча молодого правителя. Высота: 45 см. Вес: 790 г. Музей царских гробниц Сипана[viii]
К чальчальчам прилагался комплект сонахер такого же дизайна. В погребальном приданом молодого правителя их нашли всего две. Они были сделаны из золота. Между тем в фардо старого правителя сонахер было обнаружено два десятка (10 золотых и 10 серебряных), но немного меньшего размера. Десять из них, изготовленных из золота, показаны на фото[ix] слева. Каждая сонахера декорирована орнаментом с изображением Декапитадора, который создан строго по одному канону. Декапитадор показан стоящим с разведенными в стороны полусогнутыми руками, в которых он держит туми и человеческую голову. Фигура Декапитадора связана с большим косым крестом, который как бы прикреплен к его спине. Сонахера имеет форму полукруга, ограниченного снизу дугой из сфер.
Фото 5[x]. Золотая чальчальча старого правителя. Высота: 29 см. Вес: 300 г.[xi]. Фото 6. Чальчальча с изображением игуан. Материал: позолоченная медь. Залы Старого властителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана[xii]
В фардо старого правителя входило также два десятка небольших чальчальч (10 из позолоченной меди и 10 из серебра). Их сонахеры имеют схожий дизайн. Но Декапитадор здесь заменен игуанами (фото 6), которые символически связаны с миром внизу.
Фото 7. Пинцеты в форме чальчальчи из гробницы Старого властителя Сипана. Высота: 2 и 6 см. Музей царских гробниц Сипана[xiii]
Погребальное фардо старого и молодого правителей Сипана содержало также пинцеты (для удаления волос) в форме чальчальчи (фото 7), которые лежали у их левой руки.
Фото 8[xiv]. Крупный план орехеры молодого правителя с изображением обожествленного родоначальника династии Сипана в сопровождении воинов. Диаметр: 9,2 см. Материалы: золото и полудрагоценные камни на подложке из дерева. Музей царских гробниц Сипана
Входила ли чальчальча в костюм обожествленного родоначальника династии, не ясно. Среди его изображений на украшениях старого правителя чальчальча не показана. Нет ее и у фигуры родоначальника, помещенной в центре орехеры молодого правителя (фото 8), хотя на его поясе висят две сонахеры. Отсутствие чальчальчи можно объяснить тем, что персонаж изображен спереди, тогда как чальчальча должна находиться сзади. В то же время чальчальча есть у воина слева, который стоит боком.
Фото 9[xv]. Уровни мавзолея Уаки Рахады и обнаруженные на них гробницы
Однако чальчальчи были обнаружены далеко не во всех гробницах мавзолея Уаки Рахады. Чальчальчи в них содержались в единственном экземпляре, не были украшены и не дополнялись комплектом сонахер.
В самом первом захоронении мавзолея Уаки Рахады, датируемом I или II в. н.э., – в гробнице № 15 на уровне-9 – чальчальч найдено не было. А оно принадлежало основателю династии, условно названному Молодым ноблем или Знатным воином.
Фото 10[xvi]. Властитель Сипана и его двор. Реконструкция образов Властителя Сипана и его спутников (в центре), жреца властителя и его спутников (слева), а также воинов (справа) по предметам, найденным в их захоронениях. Зал с манекенами. Музей царских гробниц Сипана
Впервые после гробницы старого правителя (гробница № 3, уровень-6) чальчальчи появляются только в так называемых гробницах воинов на уровне-4 мавзолея. На панорамном снимке зала с манекенами Музея царских гробниц Сипана (фото 10) фигуры, показывающие реконструированные образы воинов, расположены справа. Чальчальча есть не у каждого воина этой группы (фото 11). Помимо военачальника (гробница № 8), чальчальча подвешена к поясу еще, по крайней мере, трех фигур воинов более низкого ранга.
Фото 11[xvii]. Воины Сипана и их военачальник (в центре). Зал с манекенами. Музей царский гробниц Сипана
Однако в гробнице № 16, которая, как и гробницы воинов, находилась на уровне-4, чальчальча отсутствовала. Между тем похороненный в ней человек, получивший условное имя Воина с путуто, обладал статусом военачальника или даже правителя-воина, о чем свидетельствует его большое погребальное приданое и трое похороненных вместе с ним спутников.
Фото 12[xviii]. Прорисовка росписи сосуда с изображением божества Совы-воина
Не было чальчальчи и в более поздней гробнице № 14 на уровне-3, которая принадлежала третьему по величине правителю династии, названному археологами Жрецом-воином. Он был погребен в образе божества Совы-воина, которое обычно не изображается с чальчальчей, потому что обладает хвостом птицы и/или хвостом из металлических пластин в качестве части металлического церемониального одеяния (фото 12). Такой хвост был воспроизведен и в одежде Жреца-воина. Он был сделан из ткани, покрытой снаружи металлическими квадратиками (фото 13).
Фото 13[xix]. Облачение Жреца-воина и его составные части. Реконструкционный рисунок
Одно из редких живописных представлений Совы-воина, изображенное на росписи бутыли из Музея Ларко (фото 14), показывает божество со всеми атрибутами воина Моче, включая полный набор оружия и шлем вместо жреческой фронтальной пластины с V-образными выступами. Здесь птичий хвост и чальчальча составляют единое целое. Хвост как бы растет из чальчальчи. Это может говорить о том, что чальчальча символизирует полет.
Фото 14[xx]. Расписная бутыль с изображением Совы-воина. Материал: керамика. Культура: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу
В фардо Властителя Сипана, который был похоронен в большом погребальном зале (гробнице № 1) на уровне-1 мавзолея, входили, как уже отмечалось, две чальчальчи с сонахерами (одна из золота, а другая из серебра). Правителя сопровождали 8 спутников женского и мужского пола разного возраста. Из пяти лиц мужского пола с чальчальчами были похоронены военачальник правителя, фигура которого показана на фото 15, и еще один человек, одетый как воин.
Фото 15[xxi]. Фрагмент инсталляции на тему церемониального выхода Властителя Сипана с фигурой военачальника властителя, стоящего от него по правую руку. Зал с манекенами. Музей царский гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу. Снимок 2012 г.
Жрец Властителя Сипана был погребен также на уровне-1 в соседнем зале (гробница № 2). Его сопровождали пять спутников обоего пола. Повторю, что в фардо жреца также содержалась чальчальча, хотя он не являлся воином и при нем не было оружия.
Фото 16[xxii]. Манекены, представляющие реконструкцию образов жреца, Властителя Сипана и его жены на выставке в Кадисе, Испания. Снимок 2012 г.
При полноразмерной реконструкции образов старого и молодого правителя, а также воинов и жреца, специалисты поместили чальчальчи на их фигурах не сзади, а сбоку. Такое положение не соответствует традиции ношения данного аксессуара, которая отчетливо прослеживается в иконографии Моче. При этом фигуру старого правителя они снабдили только одной чальчальчей, а молодого – двумя (фото 17 и 18).
Фото 17[xxiii] и 18[xxiv]. Реконструкция облачения старого и молодого правителей. Музей царских гробниц Сипана
Однако пример ношения двух чальчальч с размещением их по бокам фигуры все же существует, правда, в единственном экземпляре. Это – скульптурная бутыль стремя-горлышко, которая хранится в Национальном музее археологии, антропологии и истории Перу. Она представляет правителя, сидящего на троне и играющего на флейте (фото 19 и 20). Интересно, что в документальном фильме «Властитель Сипана» (2008), в котором Вальтер Альва выступает как сценарист, молодой правитель в одной из сцен также показан с двумя чальчальчами по бокам (https://www.youtube.com/watch?v=ihBtWhR_SBY). В том момент, когда он садится на трон, слуги, почтительно склонясь, приподнимают чальчальчи, а затем опускают их.
Фото 19[xxv] и 20[xxvi]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, представляющая музыканта. Культура: Моче. Период: Эпоха апогея (100 – 800 гг.). Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
Обзор находок, сделанных в мавзолее Уаки Рахады, показывает, что чальчальча изначально не являлась исключительным атрибутом воина. Первая находка чальчальч была отмечена в фардо старого правителя, где их содержалось 22 экземпляра, – более, чем в каком либо другом погребальном приданом. Однако старый правитель, видимо, не позиционировал себя как воин. Ведь в его гробнице было обнаружено только оружие для церемониальной охоты на оленя – две копьеметалки и связка копий для них. Предметы были сделаны из дерева и ламинированы позолоченной медью. А «набор оружия (копья, дубинки и щиты) и металлические воинские эмблемы, ритуально погнутые и раздробленные, лежали у ног»[xxvii] правителя. Это может свидетельствовать также о том, что он демонстративно отказался от ведения войн. Кроме того, чальчальча входила в погребальное приданое жреца молодого правителя, который тоже не был воином. Вместе с тем она сопровождала далеко не каждого воина, будь то простой солдат или воин-правитель. Следовательно, чальчальча служила на протяжении почти всего периода существования династии знаком принадлежности к клану божества-родоначальника и к элите Сипана вне зависимости от рода деятельности нобля. Скорее всего, она была символом полета. Однако в эпоху Сипана чальчальча не была обязательной инсигнией погребенной персоны. И только при молодом правителе она укрепилась в костюме элиты и в первую очередь – в церемониальном костюме знатного воина. В дальнейшем чальчальча стала его неотъемлемой частью, о чем свидетельствует иконография Моче.
[i] http://peru.com/2012/07/10/actualidad/nacionales/descubrimiento-senor-sipan-recordado-cada-20-julio-lambayeque-noticia-74397
[iii] Sandoval Damian, Virginia Maria. Los mochicas de Lambayeque y el Señor de Sipan. Universidad de Cajamarca. Chiclayo, 2010 (http://es.slideshare.net/virsandoval/monograf-los-mochicas-de-lambayeque-y-el-seor-de-sipan).
[iv] Face to face with Peru’s Lord of Sipan 1,900 years after his death. 28.09.2016 (http://www.euronews.com/2016/09/28/face-to-face-with-peru-s-lord-of-sipan-1900-years-after-his-death).
[v] Shimada I., Shinoda K., Bourget S., Alva W., Uceda S. MtDNA Analysis of Mochica and Sicán Populations of Pre-Hispanic Peru. 2005 (http://www.academia.edu/400002/MtDNA_Analysis_of_Mochica_and_Sicán_Populations_of_Pre-Hispanic_Peru).
[viii] Alva W. La excavación de las Tumbas Reales de Sipán (1987 – 2000) / Museo Tumbas Reales de Sipán // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 –137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato. Italia. 2008 (http://www.academia.edu/8549404/La_excavación_de_las_Tumbas_Reales_de_Sipán_1987_-_2000_1).
[xi] Alva W. Opus cit.
[xv] Meneses S., Chero L. La Arquitectura de Sipán // Arqueología del Perú. Publicado 2012.02.01 (http://www.arqueologiadelperu.com/la-arquitectura-de-sipan/).
[xxiv] http://peru.com/2012/07/10/actualidad/nacionales/descubrimiento-senor-sipan-recordado-cada-20-julio-lambayeque-noticia-74397
[xxvi] http://www.gettyimages.com/detail/illustration/pre-colombian-art-anthropomorphic-bottle-in-the-form-of-stock-graphic/112188883
[xxvii] Alva W. Opus cit.