ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП
Фото 1[i]. Географические ориентиры комплексов Чотуны и Чорнанкап
В археологическую зону (сайт) Чотуна – Чорнанкап объединены два церемониальных комплекса, которые находятся на расстоянии 1,5 км друг от друга.
Фото 2. Расположение археологического сайта Чотуна – Чорнанкап на современной карте Перу[ii]
Сайт расположен на широкой песчаной равнине площадью около 95 га. Он находится в районе Сан-Хосе департамента Ламбайеке, в 8 км к западу от города Ламбайеке и в 4,5 км от береговой линии Тихого океана в зоне пляжа порта Сан-Хосе[iii].
Архитектурные сооружения сайта, построенные из самана, полностью или частично были похоронены под устойчивыми песчаными дюнами. Возможно, это сыграло не последнюю роль в том, что их большая часть оказалась почти неразрушенной и нетронутой уакеро.
Фото 3. План расположения важнейших памятников сайта Чотуна – Чорнанкап (на 2009 г.)[iv]
Под толстым слоем песка археологи обнаружили усеченные пирамиды, которые характеризуются как уаки, а также архитектурные сооружения, которые представляют собой тип зданий со стенами без крыши, весьма характерный для древней андской архитектуры. В англоязычной литературе их называют дворами или патио, что дает неверное представление о строениях, поскольку стены у них высокие. В испаноязычной литературе используется термин «ресинто» (исп. recinto – огороженное пространство), который я считают более корректным для обозначения таких объектов.
Фото 4. Уака Чотуна[v]
Среди раскопанных полностью или частично сооружений продолжают возвышаться почти нетронутыми два больших кургана, в которые время превратило сделанные из необожженных кирпичей пирамиды уак Чотуны и Чорнанкап. Только эти две уаки имеют исторические имена, давшие названия двум церемониальным комплексам. Названия других сооружений, которые были засыпаны песком, не сохранились в памяти народа Ламбайеке.
Фото 5. Вид на Уаку Чорнанкап с птичьего полета[vi]
Археологи еще не приступили к комплексному исследованию пирамид Чотуны и Чорнанкап и проводят раскопки окружающих территорий. Обнаруженным уакам и ресинто они дают условные имена. При этом назначение и функции некоторых из них пока остаются до конца не определенными.
Предшествовавшие археологические изыскания
Фото 1. Энрике Брюнинг[vii]
Первым исследователем комплекса Чотуны был перуанский этнограф и собиратель антиквариата, немец по происхождению, Ганс-Генрих Брюнинг, или Энрике Брюнинг (Hans Heinrich Brüning, Enrique Brüning, 1848 – 1928 гг.), чья коллекция древностей легла в основу музея его имени.
Фото 2. Уака Чотуна, раскопанная Э. Брюнингом[viia]
Э. Брюнинг идентифицировал Уаку Чотуну с резиденцией Найлампа Чот и считал, что именно там находится идол Йампайек. Между 1910 и 1920 гг. он откопал уаку, проделал в ней узкий проход, нашел там полихромные настенные росписи и этим ограничился. Хотя Энрике Брюнинг впоследствии изменил свою точку зрения, в ненаучных кругах распространенным по-прежнему остается мнение о том, что Уака Чотуна – это мифический Чот и что останки Найлампа и его потомков все еще находятся в глубинах ее пирамиды[viii].
В период с 1980 по 1982 г. археологическую зону Чотуна – Чорнанкап исследовал всемирно известный американский археолог Кристофер Б. Доннан (Christopher B. Donnan, род. в 1940 г.) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. На протяжении своей 40-летней деятельности в качестве археолога он сделал крупные открытия гробниц и других важных сайтов культуры Моче.
Увлеченный Легендой о Найлампе и убежденный в том, что устные традиции имеют историческую ценность, К. Доннан решил проверить достоверность легенды посредством археологических раскопок. Он выработал план трех полевых сезонов и получил финансирование от Национального географического общества (США).
Мысли о легенде и результаты изучения сайтов Чотуны и Чорнанкап Кристофер Доннан подробно изложил в своей новой монографии «Чотуна и Чорнанкап: раскопки древней перуанской легенды» (“Chotuna and Chornancap: Excavating an Ancient Peruvian Legend”), изданной в 2012 г. В связи с публикацией книги на сайте Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе об его исследованиях говорится следующее[ix].
К. Доннан надеялся, что раскопки смогут подтвердить предположение о том, что Найламп имеет отношение к царству Моче – главной сфере интересов ученого. Но после трех полевых сезонов на сайтах не было найдено ни одного фрагмента керамики Моче. Вместо этого Доннан и его команда учеников и археологов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили богатство керамики, захоронения, красочные настенные росписи и др. в районе, где когда-то находились жилища, пирамиды, дворцовые комплексы, огражденные стенами, и сайт из комнат, который они назвали «Четырехугольник ремесленников», – место, где производилась обработка металла.
Фото 3. Одна из фигур фриза, украшающего двор с полихромными настенными росписями. Иллюстрация из книги К. Доннана
Именно К. Доннану принадлежит открытие двора с полихромными настенными росписями к северу от Уаки Чорнанкап, а также двора с барельефными фризами (теперь Храм фризов) на северной стороне пирамиды, которую он назвал Уакой Глории (ныне Уака фризов).
Фото 4. Часть барельефа, найденная в углу двора на северной стороне Уаки Глории. Иллюстрация из книги К. Доннана
Исследования К. Доннана показали, что раскопанные им сайты могли быть тем местом, где Найламп и его наследники правили.
Радиоуглеродные измерения установили дату самой ранней постройки на отметке 650 – 700 гг. н.э. Дойдя до слоя, который содержал свидетельства человеческого проживания, исследователи обнаружили структуры, сделанные из самана. Поскольку строители использовали кирпичи трех различных форм в течение времени, форма кирпичей дала археологам некоторое представление о сроках строительства. Кирпичи более позднего периода имели признаки эрозии, вызванной потоком воды.
Фото 5. Уака Чотуна. Иллюстрация из книги К. Доннана
Все это соотносилось с периодами, в течение которых правил Найламп и его преемники. С одной стороны, ничего не было найдено, что указывало бы на то, что легенда не применима к Чотуне или Чорнанкап. Но, с другой стороны, это не доказывало, что легенда была реальной.
По словам К. Доннана, идея заключалась не в том, чтобы доказать или опровергнуть то, что когда-то существовал Найламп. Это было бы невозможно. «Если вы думали, что знаете, где находится Камелот, и вы организовали трехлетние раскопки на этом участке, откуда вы узнаете, что король Артур был реальным или он там жил? Даже если вы нашли большой круглый стол, могли бы вы тогда сказать: «Это Камелот?». Не похоже», – отметил археолог.
Хотя полевая археология не может подтвердить или опровергнуть достоверность таких легенд, мифов и устных традиций, Доннан призвал своих коллег-археологов не игнорировать устные традиции и использовать их в разработке своих теорий. «Они могут дать важные сведения, которые могут помочь в исследованиях», – сказал он.
Фото 6[x]. Карлос Вестер в Национальном археологическом музее Брюнинга рассказывает о символике чаши Чорнанкапской жрицы
Междисциплинарные научные раскопки сайта Чотуна – Чорнанкап под руководством Карлоса Вестера Ла-Торре начались в сезоне 2006 – 2009 гг. и были направлены в основном на изучение комплекса Уаки Чотуны, а также северной платформы комплекса Уаки Чорнанкап. Они проводились командой перуанских археологов из Национального университета Трухильо, в которую входили физический антрополог из Университета Иллинойса (США) и историк из Национального университета Трухильо[xi].
Сайт Чотуна – Чорнанкап Карлос Вестер относит к IX – XIV вв. культуры Ламбайеке (750 – 1375). Позднее он использовался царством Чиму в период его самостоятельного существования (1375 – 1470) и в период нахождения под властью Инкской империи (1470 – 1532).
Фото 7[xii]. Художественная реконструкция облачения и инсигний Чорнанкапской жрицы
Сезон 2011 – 2012 гг. был сосредоточен на комплексе Чорнанкап. В ходе работ была раскопана Резиденция элиты (южная платформа) и сделано нашумевшее открытие богатой гробницы Чорнанкапской жрицы (2011), под которой было найдено захоронение Господина со спондилусами (2012). В 2016 г. исследование сайта Чотуна – Чорнанкап было возобновлено.
Фото 1[xiii]. Уака Чотуна
Главным сооружением комплекса является Уака Чотуна – усеченная ступенчатая пирамида 40 м высотой, которую окружает пандус. Он начинается на западной стороне и проходит по северной и восточной сторонам, пока не достигает вершины.
Фото 2[xiv]. Наложение проекции пирамиды Чотуны на ее курган
Археологические исследования комплекса Чотуны по проекту, возглавляемому Карлосом Вестером Ла-Торре, начались в июле 2006 г. с раскопок зоны 10×10 м вокруг кургана пирамиды Чотуны, а также курганов пирамид меньшей величины и прилегающих к ним территорий.
Фото 3[xv]. Реконструкционный макет комплекса Чотуны. Музей археологической зоны Чотуна – Чорнанкап. Располагается на территории сайта Чотуны (район Сан-Хосе)
К западу от пирамиды Чотуны была обнаружена прямоугольная структура, где, возможно располагалась ремесленная мастерская. На юго-восточном направлении были выявлены большие огороженные пространства, которые, вероятно, составляли главную площадь для ритуальной и административной деятельности, которая предполагала массовую концентрацию людей.
Фото 4[xvi]. Карлос Вестер (крайний справа) на раскопках стены Храма фризов
К северо-востоку от Уаки Чотуны расположена частично засыпанная Уака Глория. В прилегающем к ней ресинто еще Кристофером Доннаном были обнаружены остатки полихромных рельефов. Теперь пирамида называется Уакой фризов, а ресинто – Храмом фризов.
К северу от Чотуны находится пирамида, которая получила название Уаки антропоморфной волны (Huaca de la Ola Antropomorfa). Она была покрыта огромной песчаной дюной, которую во время раскопок частично удалили. В пирамиде открылись настенные полихромные росписи, среди мотивов которых был тот, который и дал название уаке. Он изображает морскую волну, скомпонованную с человеческой головой. К северу от Уаки фризов размещается пирамида, которая ранее носила название Северной уаки. Теперь ее переименовали в Уаку жертвоприношений, поскольку она содержала 33 погребения в основном женского пола – детей, подростков и нескольких взрослых, которые были принесены в жертву в период инкского господства над царством Чиму. Уака Суси (Huaca Susy), которая была построена к востоку от Уаки фризов, окружена на севере хозяйственными помещениями. Они также имеют свидетельства использования их в более поздние периоды[xvii].
В 2006 – 2007 гг. археологи провели систематическое обследование окрестностей пирамиды Чотуны в радиусе 5 км. В результате они определили в общей сложности 100 археологических памятников (курганов) с четкими свидетельствами архитектурных сооружений жилого, административного, погребального и другого назначения. Многие из них связаны с культурами Среднего Моче, Виру, Ламбайеке, Чиму и инков. Это обследование позволило ученым планировать будущие раскопки[xviii].
По результатам работ сезона 2006 – 2009 гг. Карлосом Вестером и его коллегами была написана коллективная монография «Чотуна – Чорнанкап: Храмы, ритуалы и прародители Ламбайеке» («Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque»), которая вышла в 2010 г. Наибольшее внимание в ней было уделено Уаке жертвоприношений, одному из ресинто Уаки фризов, которое получило название Храма фризов, а также Уаке антропоморфной волны. Уака жертвоприношений относится к периоду Чиму – Инкская империя, поэтому сосредоточимся на двух других объектах.
[i] http://media.peru.travel/seminarios-turisticos/ruta-moche-aqp-cus/Carlos-Wester-LAMBAYEQUE.pdf
[ii] Wester C. Chornancap: historia, género y ancestralidad en la cultura Lambayequ // Quingnam. Vol. 1. 2015 (http://journal.upao.edu.pe/Quingnam/article/view/216/199).
[iii] Wester C. Opus cit.
[iv] Wester C. Opus cit.
[vii] http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque
[viia] http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque
[ix] Archaeologist investigates legend of mythical ruler of ancient Peru (http://newsroom.ucla.edu/stories/archaeologist-sets-out-to-validate-230460?ncid=10391).
[x] http://cinabrio.over-blog.es/article-los-tesoros-de-la-sacerdotisa-lambayeque-de-chornancap-museo-bruning-118490848.html
[xi] Wester C. Opus cit
[xii] http://www.cultura.gob.pe/sites/default/files/noticia/2014/02/recreacionsacerdotisadechornancapenmuseobruning.jpg?slideshow=true&slideshowAuto=true&slideshowSpeed=4000&speed=350&transition=elastic
[xiii] http://elcomercio.pe/vamos/peru/recorre-rincones-menos-conocidos-lambayeque-noticia-1831541/3
[xiv] http://media.peru.travel/seminarios-turisticos/ruta-moche-aqp-cus/Carlos-Wester-LAMBAYEQUE.pdf
[xvii] Wester C. Opus cit.
[xviii] Wester C. Opus cit.