ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП
КОМПЛЕКС ЧОРНАНКАП:
1.2. Храм священного трона, продолжение
1.2.4. Облик жреца-правителя Чорнанкап
Фото 1. Туми. Размеры: высота 34,5 см, ширина 13,3 см. Материал: золото. Культура: Сикан. Дата: середина IX – середина XI в. Место находки: Батан-Гранде, долина Ламбайеке, Перу. Национальный археологический музей Генриха Брюнинга, город Ламбайеке[i]
Свое видение облика жреца-правителя, восседавшего на троне Чорнанкап, Карлос Вестер представил на нескольких 3D-воссозданиях. Как уже было отмечено, в их основу был положен образ персонажа скульптуры с навершия рукояти церемониального туми (фото 1). Этот персонаж К. Вестер называет богом Найлампом. Богато одетый, носящий лунообразный головной убор, украшение в форме крыльев на высоте плеч, серьги и пектораль, он сидит, скрестив ноги, на троне с инсигниями политической и религиозной власти – сферой, символизирующей луну, и туми – в руках.
Фото 2. Тачо, обнаруженные в гробнице Господина со спондилусами, которые связаны с его спутниками
Кроме того, за образец было взято изображенио «персонажа Ламбайеке в полулунном головном уборе», которое часто появляется на тачо (фото 2), и присутствует на черепке сосуда, найденном в зоне трона (фото 3), а также на керамической фигурке из Уаки Касимиры (фото 4). (Уака находится недалеко от археологического комплекса Чотуна – Чорнанкап.) Эти предметы, несомненно, ближе по времени и месту к жрецу-правителю Чорнанкап. Образ персонажа скульптурки из Уаки Касимиры имеет сходство с каноническим изображением Йампайека на туми из Музея Брюнинга. Он снабжен головным убором с круглой каской и прикрепленной к ней полулунной частью. Персонаж, представленный черепком сосуда, найденного в зоне трона, носит головной убор с большим веерообразным навершием, видимо из перьев, и налобником, символизирующим так называемую птицу Ламбайеке, которая изображается летящей вниз – пикирующей.
Фото 3. Керамический черепок в стиле Ламбайеке, найденный в зоне трона Чорнанкап. Фото 4. Керамическая скульптура в стиле Ламбайеке, найденная в Уаке Касимиры (Casimira) к востоку от Чорнанкап
В результате жрец-правитель Чорнанкап получил на 3D-воссозданиях гибрид головного убора Йампайека и головного убора его ламбайекенской версии. От головного убора фигуры на туми взято полулунное навершие с ажурной каймой. При этом его монолитной части придана форма туми, характерная для головных уборов Моче. Полулунное навершие присоединено сзади не к круглой каске, как у Йампайека, а к обручу. Каску заменил мочикский платок. Спереди к обручу прикреплен налобник в виде трехступенчатой усеченной пирамиды или половины чаканы, который характерен для ламбайекенской версии Сиканского божества.
Фото 5[ii]. Вариант 3D-воссоздания, опубликованный на сайте Национального географического общества США в январе 2010 г.
Первый вариант 3D-воссоздания образа жреца-правителя Чорнанкап представлен на снимке, который был опубликован в января 2010 г. на сайте Национального географического общества США (фото 5). Второй и окончательный вариант 3D-воссоздания (фото 6), который включен в обе монографии Карлоса Вестера, претерпел небольшие изменения, касающиеся только одежды персонажа. На ней орнамент с чаканами был заменен композицией из прямоугольников.
Фото 6. 3D-воссоздание персонажа, сидящего на троне Чорнанкап
В книге «Чотуна – Чорнанкап: Храмы, ритуалы и прародители Ламбайеке» (2010) также опубликован снимок (фото 7), который был сделан на археологическом сайте ресинто трона. На нем, согласно подрисуночной подписи, в качестве жреца-правителя Чорнанкап представлен Найламп, роль которого исполняет Леонидас Гевара Рамирес (Leonidas Guevara Ramírez). Он является административным работником и актером Министерства образования и Национального археологического музея Сикана. Музей устраивает для посетителей и прессы что-то вроде инсценировок или живых картин на темы, связанные, в частности, с Властителем Сикана и Найлампом. В головном уборе и украшениях, дизайн которых, очевидно, создан на основе артефактов культуры Ламбайеке, актер заснят восседающим на «священном троне» с туми в левой руке. В других публикациях К. Вестера этот снимок не появляется.
Фото 7. Воссоздание образа Найлампа на троне Чорнанкап
Примечательным является тот факт, что в погребениях культуры Ламбайеке–Сикана не было найдено ни одного головного убора, который был бы хотя бы отдаленной копией круглой каски с ажурным навершием, которую носит Йампайек–Найламп на туми.
Фото 7а[iii]. Церемониальный шлем. Материалы и техники: сделан из растительных волокон (тростника), соединенных хлопчатобумажными нитями и покрытых маленькими золотыми листами, пришитыми к растительным волокнам. Происхождение: Северное побережье. Культура: Ламбайеке (Сикан). Дата: 700 – 1100 гг. Музей золота Перу, Лима[iv]
Правда, в Музее золота Перу хранятся круглый церемониальный шлем из тростника, покрытого золотой фольгой (фото 7а), и не связанный с ним предмет, который действительно напоминает головной убор божества (фото 8). Это большой полукруг из листового золота, глядя на который трудно себе представить, что он мог украшать голову похороненной персоны при жизни. Думается, золотая пластина была изготовлена специально для погребального приданого и была призвана служить в мире вверху знаком того, что ее владелец принадлежит роду Йампайека–Найлампа и имеет высокий статус. Рельефное изображение головы Йампайека–Найлампа в круглой каске с полулунным навершием, орехерах и пекторали как раз и помещено в середине пластины. Образ божества очень близок к классическому, но вместо узора из волн его головной убор украшен каймой из сфер. Этот же узор из сфер два раза повторяется на пластине.
Фото 8[v]. Золотой головной убор, наригера и орехеры культуры Ламбайеке. Музей золота Перу
В экспозиции Музея золота Перу золотой полукруг представлен на манекене как фронтальное головное украшение. В результате дизайн именно этого артефакта лег в основу головного убора артистов, изображающих Найлампа, как это можно видеть на фото– и видеоматериалах, отражающих инсценировки на тему легенды о нем. Пример тому – снимки Леонидаса Гевары Рамиреса на троне Чорнанкап (фото 7) и в историческом заповеднике Боск-де-Помак (фото 9), в который входит археологическая зона Батан-Гранде.
Фото 9[vi]. Воссоздание образа Найлампа. Исторический заповедник Боск-де-Помак (Bosque de Pómac), департамент Ламбайеке. Снимок 2007 г.
Туми, который держит артист, заснятый на троне Чорнанкап (фото 7), напоминает тот, который хранится в Музее археологической зоны Чотуна – Чорнанкап, находящемся на территории комплекса Чотуны.
Фото 10[vii]. Здание Музея археологической зоны Чотуна – Чорнанкап, район Сан-Хосе, департамент Ламбайеке
Витрина с этим туми открывает экспозицию музея. Кроме того, большое силуэтное изображение туми помещено перед проемом входа в здание музея, построенное, кстати, по мотивам архитектуры Храма фризов (фото 10). Все это позволяет предположить, что нож был найден на сайте Чотуны – Чорнанкап. Однако Карлос Вестер о нем ничего не пишет.
Фото 11[viii]. Туми в витрине Музея археологической зоны Чотуна – Чорнанкап
Никаких сведений об этом туми мне найти не удалось. Существуют лишь пара фотографий туристов и любительская съемка, которая показывает его очень подробно, крупным планом и со всех сторон. Она свидетельствует о том, что нож находится в превосходной сохранности и является одним из самых роскошных туми Сикана. Даже тыльная сторона фигуры Йампайека (фото 12 и 13) на нем украшена бирюзовыми вставками не менее, если не более богато, нежели лицевая, чего нет ни на одном из известных мне туми.
Фото 12 и 13[ix]. Вид туми сзади
Статуэтка Йампайека на туми Чотуны – Чорнанкап соответствует, по моему разумению, позднему варианту канона божества, согласно которому Йампайек показан стоящим, а его ноги и туника сделаны объемными. Большинство ученых относят туми с такими фигурами к культуре Чиму (1250 – 1470). Однако Идзуми Симада все туми с антропоморфными скульптурами на рукояти причисляет к Среднему Сикану (900 – 1100).
Фото 14[x]. Туми. Инвентарный № 2707. Размеры: высота 39,5 см, ширина 20,3 см. Материал: золото, бирюза. Культура: Средний Сикан. Музей золота Перу
У фигурок, изготовленных в соответствии с поздним каноном, объемными могут быть не только ноги и туника, но и руки, если они разведены в стороны (фото 14). И только область головы, особенно сзади, оставлена плоской, как на ранних изображениях божества (фото 15 и 16). Ведь по изначальному канону и сидящая, и стоящая фигуры Йампайека были плоскими. (Они изготавливались из листового золота в технике репуссе.) Поэтому нет ничего удивительного в том, что нашими современниками головной убор воспринимается как плоское фронтальное украшение головы.
Фото 15 и 16. Церемониальный нож (туми). Инвентарный № 1974.271.60. Высота 36,2 см. Материалы: золото, серебро, бирюза. География: Перу. Культура: Сикан (Ламбайеке). Дата: IX – XI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[xi]
Уверена, что и те ювелиры, которые изготавливали самые ранние из статуэток Йампайека, не понимали, что собой представляет головной убор божества. Они, скорее всего, даже не задумывались над этим, строго следуя канону, который и на лицевой, и на тыльной стороне предусматривает сложные композиции, имеющие глубокий символический смысл. Пожалуй, только у фигуры на туми из Музея Брюнинга (см. фото 1) изображение головного убора приближается к своему прототипу и отчетливо показывает круглую каску и ее полукруглое навершие.
На мой взгляд, фигура Йампайека на рукояти туми относится к таким изображениям божественного прародителя, канон которых сформировался очень давно. Он передавал облик реальных персонажей – представителей высокоразвитой цивилизации, т.е. богов во плоти, который воспроизвел видевший их художник согласно своему пониманию. Со временем и это относительное понимание облика богов во плоти было утрачено. Фигура божества окончательно потеряла тот минимум реальных черт, который у нее был. Вместе с тем она приобрела массу условных элементов-символов, которые по отдельности и вкупе рассказывали о силах (функциях) божества и его статусе.
Фото 17. Антропоморфная подвеска. Инвентарный № PC.B.393. Размеры: 6,35×4,76×2,22 см. Вес: 29,4 г. Материал: золото. Культура: Тайрона. Период V. 1000 – 1500 гг. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[xii]
Я вижу большое количество схожих черт в изображениях Йампайека и касиков и нахожу много общего в их символике. Касики относятся к культуре Сьерра-Невада-де-Санта-Марты периода Тайроны (900 – 1600), которая существовала на территории Колумбии. А, как известно, культура Ламбайеке–Сикана связана с выходцами из древних Эквадора и/или Колумбии. Все это позволяет предположить, что божество, которое называется Йампайеком, (Найлампом, Сиканским божеством, Властителем Сикана), и божество, которое носит весьма условное название «касик» и родового (коренного) имени не имеет, являются одним и тем же божеством. Однако его изобразительный канон в результате контакта тайронов с богами во плоти в период между 900 и 1600 гг. был обновлен на основе личных впечатлений художников и жрецов. В результате фигуры касиков, особенно в головном уборе с монолитным полукругом сзади (фото 17 и 18), весьма узнаваемо передают облик богов во плоти в их защитном снаряжении и помогают прочесть образ Йампайека. Становится понятна и конструкция его головного убора. Она включает в себя круглую каску и полукруглый задник, превратившийся в ажурное навершие. Но головной убор Йампайека, выполненный в низком рельефе, стал почти плоским и поэтому воспринимается как фронтальное украшение в виде пластины.
Фото 18. Антропоморфное навершие жезла. Инвентарный № O26176. Материал: золотой сплав. Культура: Тайрона, 900 – 1600 гг. Музей золота Колумбии, Богота[xiii]
[i] The Art of Precolumbian Gold: The Jan Mitchell Collection. Jones, Julie, ed. (1985) (http://www.metmuseum.org/art/metpublications/The_Art_of_Precolumbian_Gold_The_Jan_Mitchell_Collection?Tag=&title=The%20Art%20of%20Precolumbian%20Gold:%20The%20Jan%20Mitchell%20Collection&author=&pt=0&tc=0&dept=0&fmt=0#).
[ii] Pictures: «Mythical» Temple Found in Peru (http://news.nationalgeographic.com/news/2010/01/photogalleries/100129-peru-temple-mythical-naylamp-pictures/).
[iv] http://www.flickr.com/photos/theadventurouseye/5593183665/in/photostream/
[vii] http://media.peru.travel/seminarios-turisticos/ruta-moche-aqp-cus/Carlos-Wester-LAMBAYEQUE.pdf
[ix] Fernando C. Chotuna Chornancap Parte 1. 2014 (https://www.youtube.com/watch?v=4n4s4dCwh9U).
[xiii] http://www.theapricity.com/forum/showthread.php?127437-Beyond-El-Dorado-power-and-gold-in-ancient-Colombia