1.2.4. Облик жреца-правителя Чорнанкап

image056
ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП

КОМПЛЕКС ЧОРНАНКАП:
1.2. Храм свя­щен­ного трона, про­дол­же­ние

1.2.4. Облик жреца-правителя Чорнанкап

image007Фото 1. Туми. Раз­меры: высота 34,5 см, ширина 13,3 см. Мате­риал: золото. Куль­тура: Сикан. Дата: сере­дина IX – сере­дина XI в. Место находки: Батан-Гранде, долина Лам­бай­еке, Перу. Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Ген­риха Брю­нинга, город Лам­бай­еке[i]

Свое виде­ние облика жреца-правителя, вос­се­дав­шего на троне Чор­нан­кап, Кар­лос Вестер пред­ста­вил на несколь­ких 3D-воссозданиях. Как уже было отме­чено, в их основу был поло­жен образ пер­со­нажа скульп­туры с навер­шия руко­яти цере­мо­ни­аль­ного туми (фото 1). Этот пер­со­наж К. Вестер назы­вает богом Най­лам­пом. Богато оде­тый, нося­щий луно­об­раз­ный голов­ной убор, укра­ше­ние в форме кры­льев на высоте плеч, серьги и пек­то­раль, он сидит, скре­стив ноги, на троне с инсиг­ни­ями поли­ти­че­ской и рели­ги­оз­ной вла­сти – сфе­рой, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей луну, и туми – в руках.

image017Фото 2. Тачо, обна­ру­жен­ные в гроб­нице Гос­по­дина со спон­ди­лу­сами, кото­рые свя­заны с его спутниками

Кроме того, за обра­зец было взято изоб­ра­же­нио «пер­со­нажа Лам­бай­еке в полу­лун­ном голов­ном уборе», кото­рое часто появ­ля­ется на тачо (фото 2), и при­сут­ствует на черепке сосуда, най­ден­ном в зоне трона (фото 3), а также на кера­ми­че­ской фигурке из Уаки Каси­миры (фото 4). (Уака нахо­дится неда­леко от архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Чотуна – Чор­нан­кап.) Эти пред­меты, несо­мненно, ближе по вре­мени и месту к жрецу-правителю Чор­нан­кап. Образ пер­со­нажа скульп­турки из Уаки Каси­миры имеет сход­ство с кано­ни­че­ским изоб­ра­же­нием Йам­пай­ека на туми из Музея Брю­нинга. Он снаб­жен голов­ным убо­ром с круг­лой кас­кой и при­креп­лен­ной к ней полу­лун­ной частью. Пер­со­наж, пред­став­лен­ный череп­ком сосуда, най­ден­ного в зоне трона, носит голов­ной убор с боль­шим вее­ро­об­раз­ным навер­шием, видимо из перьев, и налоб­ни­ком, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим так назы­ва­е­мую птицу Лам­бай­еке, кото­рая изоб­ра­жа­ется летя­щей вниз – пикирующей.

image019image021Фото 3. Кера­ми­че­ский чере­пок в стиле Лам­бай­еке, най­ден­ный в зоне трона Чор­нан­кап. Фото 4. Кера­ми­че­ская скульп­тура в стиле Лам­бай­еке, най­ден­ная в Уаке Каси­миры (Casimira) к востоку от Чорнанкап

В резуль­тате жрец-правитель Чор­нан­кап полу­чил на 3D-воссозданиях гибрид голов­ного убора Йам­пай­ека и голов­ного убора его лам­бай­е­кен­ской вер­сии. От голов­ного убора фигуры на туми взято полу­лун­ное навер­шие с ажур­ной кай­мой. При этом его моно­лит­ной части при­дана форма туми, харак­тер­ная для голов­ных убо­ров Моче. Полу­лун­ное навер­шие при­со­еди­нено сзади не к круг­лой каске, как у Йам­пай­ека, а к обручу. Каску заме­нил мочик­ский пла­ток. Спе­реди к обручу при­креп­лен налоб­ник в виде трех­сту­пен­ча­той усе­чен­ной пира­миды или поло­вины чаканы, кото­рый харак­те­рен для лам­бай­е­кен­ской вер­сии Сикан­ского божества.

image011Фото 5[ii]. Вари­ант 3D-воссоздания, опуб­ли­ко­ван­ный на сайте Наци­о­наль­ного гео­гра­фи­че­ского обще­ства США в январе 2010 г.

Пер­вый вари­ант 3D-воссоздания образа жреца-правителя Чор­нан­кап пред­став­лен на снимке, кото­рый был опуб­ли­ко­ван в января 2010 г. на сайте Наци­о­наль­ного гео­гра­фи­че­ского обще­ства США (фото 5). Вто­рой и окон­ча­тель­ный вари­ант 3D-воссоздания (фото 6), кото­рый вклю­чен в обе моно­гра­фии Кар­лоса Вестера, пре­тер­пел неболь­шие изме­не­ния, каса­ю­щи­еся только одежды пер­со­нажа. На ней орна­мент с чака­нами был заме­нен ком­по­зи­цией из прямоугольников.

image009Фото 6. 3D-воссоздание пер­со­нажа, сидя­щего на троне Чорнанкап

В книге «Чотуна – Чор­нан­кап: Храмы, риту­алы и пра­ро­ди­тели Лам­бай­еке» (2010) также опуб­ли­ко­ван сни­мок (фото 7), кото­рый был сде­лан на архео­ло­ги­че­ском сайте ресинто трона. На нем, согласно под­ри­су­ноч­ной под­писи, в каче­стве жреца-правителя Чор­нан­кап пред­став­лен Най­ламп, роль кото­рого испол­няет Лео­ни­дас Гевара Рами­рес (Leonidas Guevara Ramírez). Он явля­ется адми­ни­стра­тив­ным работ­ни­ком и акте­ром Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и Наци­о­наль­ного архео­ло­ги­че­ского музея Сикана. Музей устра­и­вает для посе­ти­те­лей и прессы что-то вроде инсце­ни­ро­вок или живых кар­тин на темы, свя­зан­ные, в част­но­сти, с Вла­сти­те­лем Сикана и Най­лам­пом. В голов­ном уборе и укра­ше­ниях, дизайн кото­рых, оче­видно, создан на основе арте­фак­тов куль­туры Лам­бай­еке, актер заснят вос­се­да­ю­щим на «свя­щен­ном троне» с туми в левой руке. В дру­гих пуб­ли­ка­циях К. Вестера этот сни­мок не появляется.

image026Фото 7. Вос­со­зда­ние образа Най­лампа на троне Чорнанкап

При­ме­ча­тель­ным явля­ется тот факт, что в погре­бе­ниях куль­туры Ламбайеке–Сикана не было най­дено ни одного голов­ного убора, кото­рый был бы хотя бы отда­лен­ной копией круг­лой каски с ажур­ным навер­шием, кото­рую носит Йампайек–Найламп на туми.

image015Фото 7а[iii]. Цере­мо­ни­аль­ный шлем. Мате­ри­алы и тех­ники: сде­лан из рас­ти­тель­ных воло­кон (трост­ника), соеди­нен­ных хлоп­ча­то­бу­маж­ными нитями и покры­тых малень­кими золо­тыми листами, при­ши­тыми к рас­ти­тель­ным волок­нам. Про­ис­хож­де­ние: Север­ное побе­ре­жье. Куль­тура: Лам­бай­еке (Сикан). Дата: 700 – 1100 гг. Музей золота Перу, Лима[iv]

Правда, в Музее золота Перу хра­нятся круг­лый цере­мо­ни­аль­ный шлем из трост­ника, покры­того золо­той фоль­гой (фото 7а), и не свя­зан­ный с ним пред­мет, кото­рый дей­стви­тельно напо­ми­нает голов­ной убор боже­ства (фото 8). Это боль­шой полу­круг из листо­вого золота, глядя на кото­рый трудно себе пред­ста­вить, что он мог укра­шать голову похо­ро­нен­ной пер­соны при жизни. Дума­ется, золо­тая пла­стина была изго­тов­лена спе­ци­ально для погре­баль­ного при­да­ного и была при­звана слу­жить в мире вверху зна­ком того, что ее вла­де­лец при­над­ле­жит роду Йампайека–Найлампа и имеет высо­кий ста­тус. Рельеф­ное изоб­ра­же­ние головы Йампайека–Найлампа в круг­лой каске с полу­лун­ным навер­шием, оре­хе­рах и пек­то­рали как раз и поме­щено в сере­дине пла­стины. Образ боже­ства очень бли­зок к клас­си­че­скому, но вме­сто узора из волн его голов­ной убор укра­шен кай­мой из сфер. Этот же узор из сфер два раза повто­ря­ется на пластине.

image028Фото 8[v]. Золо­той голов­ной убор, нари­гера и оре­херы куль­туры Лам­бай­еке. Музей золота Перу

В экс­по­зи­ции Музея золота Перу золо­той полу­круг пред­став­лен на мане­кене как фрон­таль­ное голов­ное укра­ше­ние. В резуль­тате дизайн именно этого арте­факта лег в основу голов­ного убора арти­стов, изоб­ра­жа­ю­щих Най­лампа, как это можно видеть на фото– и видео­ма­те­ри­а­лах, отра­жа­ю­щих инсце­ни­ровки на тему легенды о нем. При­мер тому – снимки Лео­ни­даса Гевары Рами­реса на троне Чор­нан­кап (фото 7) и в исто­ри­че­ском запо­вед­нике Боск-де-Помак (фото 9), в кото­рый вхо­дит архео­ло­ги­че­ская зона Батан-Гранде.

image030Фото 9[vi]. Вос­со­зда­ние образа Най­лампа. Исто­ри­че­ский запо­вед­ник Боск-де-Помак (Bosque de Pómac), депар­та­мент Лам­бай­еке. Сни­мок 2007 г.

Туми, кото­рый дер­жит артист, засня­тый на троне Чор­нан­кап (фото 7), напо­ми­нает тот, кото­рый хра­нится в Музее архео­ло­ги­че­ской зоны Чотуна – Чор­нан­кап, нахо­дя­щемся на тер­ри­то­рии ком­плекса Чотуны.

image032Фото 10[vii]. Зда­ние Музея архео­ло­ги­че­ской зоны Чотуна – Чор­нан­кап, район Сан-Хосе, депар­та­мент Ламбайеке

Вит­рина с этим туми откры­вает экс­по­зи­цию музея. Кроме того, боль­шое силу­эт­ное изоб­ра­же­ние туми поме­щено перед про­емом входа в зда­ние музея, постро­ен­ное, кстати, по моти­вам архи­тек­туры Храма фри­зов (фото 10). Все это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что нож был най­ден на сайте Чотуны – Чор­нан­кап. Однако Кар­лос Вестер о нем ничего не пишет.

image034Фото 11[viii]. Туми в вит­рине Музея архео­ло­ги­че­ской зоны Чотуна – Чорнанкап

Ника­ких све­де­ний об этом туми мне найти не уда­лось. Суще­ствуют лишь пара фото­гра­фий тури­стов и люби­тель­ская съемка, кото­рая пока­зы­вает его очень подробно, круп­ным пла­ном и со всех сто­рон. Она сви­де­тель­ствует о том, что нож нахо­дится в пре­вос­ход­ной сохран­но­сти и явля­ется одним из самых рос­кош­ных туми Сикана. Даже тыль­ная сто­рона фигуры Йам­пай­ека (фото 12 и 13) на нем укра­шена бирю­зо­выми встав­ками не менее, если не более богато, нежели лице­вая, чего нет ни на одном из извест­ных мне туми.

image036 image038Фото 12 и 13[ix]. Вид туми сзади

Ста­ту­этка Йам­пай­ека на туми Чотуны – Чор­нан­кап соот­вет­ствует, по моему разу­ме­нию, позд­нему вари­анту канона боже­ства, согласно кото­рому Йам­пайек пока­зан сто­я­щим, а его ноги и туника сде­ланы объ­ем­ными. Боль­шин­ство уче­ных отно­сят туми с такими фигу­рами к куль­туре Чиму (1250 – 1470). Однако Идзуми Симада все туми с антро­по­морф­ными скульп­ту­рами на руко­яти при­чис­ляет к Сред­нему Сикану (900 – 1100).

image027Фото 14[x]. Туми. Инвен­тар­ный № 2707. Раз­меры: высота 39,5 см, ширина 20,3 см. Мате­риал: золото, бирюза. Куль­тура: Сред­ний Сикан. Музей золота Перу

У фигу­рок, изго­тов­лен­ных в соот­вет­ствии с позд­ним кано­ном, объ­ем­ными могут быть не только ноги и туника, но и руки, если они раз­ве­дены в сто­роны (фото 14). И только область головы, осо­бенно сзади, остав­лена плос­кой, как на ран­них изоб­ра­же­ниях боже­ства (фото 15 и 16). Ведь по изна­чаль­ному канону и сидя­щая, и сто­я­щая фигуры Йам­пай­ека были плос­кими. (Они изго­тав­ли­ва­лись из листо­вого золота в тех­нике репуссе.) Поэтому нет ничего уди­ви­тель­ного в том, что нашими совре­мен­ни­ками голов­ной убор вос­при­ни­ма­ется как плос­кое фрон­таль­ное укра­ше­ние головы.

image029 image023Фото 15 и 16. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Инвен­тар­ный № 1974.271.60. Высота 36,2 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, бирюза. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Сикан (Лам­бай­еке). Дата: IXXI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[xi]

Уве­рена, что и те юве­лиры, кото­рые изго­тав­ли­вали самые ран­ние из ста­ту­эток Йам­пай­ека, не пони­мали, что собой пред­став­ляет голов­ной убор боже­ства. Они, ско­рее всего, даже не заду­мы­ва­лись над этим, строго сле­дуя канону, кото­рый и на лице­вой, и на тыль­ной сто­роне преду­смат­ри­вает слож­ные ком­по­зи­ции, име­ю­щие глу­бо­кий сим­во­ли­че­ский смысл. Пожа­луй, только у фигуры на туми из Музея Брю­нинга (см. фото 1) изоб­ра­же­ние голов­ного убора при­бли­жа­ется к сво­ему про­то­типу и отчет­ливо пока­зы­вает круг­лую каску и ее полу­круг­лое навершие.

На мой взгляд, фигура Йам­пай­ека на руко­яти туми отно­сится к таким изоб­ра­же­ниям боже­ствен­ного пра­ро­ди­теля, канон кото­рых сфор­ми­ро­вался очень давно. Он пере­да­вал облик реаль­ных пер­со­на­жей – пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­той циви­ли­за­ции, т.е. богов во плоти, кото­рый вос­про­из­вел видев­ший их худож­ник согласно сво­ему пони­ма­нию. Со вре­ме­нем и это отно­си­тель­ное пони­ма­ние облика богов во плоти было утра­чено. Фигура боже­ства окон­ча­тельно поте­ряла тот мини­мум реаль­ных черт, кото­рый у нее был. Вме­сте с тем она при­об­рела массу услов­ных элементов-символов, кото­рые по отдель­но­сти и вкупе рас­ска­зы­вали о силах (функ­циях) боже­ства и его статусе.

image033Фото 17. Антро­по­морф­ная под­веска. Инвен­тар­ный № PC.B.393. Раз­меры: 6,35×4,76×2,22 см. Вес: 29,4 г. Мате­риал: золото. Куль­тура: Тай­рона. Период V. 1000 – 1500 гг. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[xii]

Я вижу боль­шое коли­че­ство схо­жих черт в изоб­ра­же­ниях Йам­пай­ека и каси­ков и нахожу много общего в их сим­во­лике. Касики отно­сятся к куль­туре Сьерра-Невада-де-Санта-Марты пери­ода Тай­роны (900 – 1600), кото­рая суще­ство­вала на тер­ри­то­рии Колум­бии. А, как известно, куль­тура Ламбайеке–Сикана свя­зана с выход­цами из древ­них Эква­дора и/или Колум­бии. Все это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что боже­ство, кото­рое назы­ва­ется Йам­пайе­ком, (Най­лам­пом, Сикан­ским боже­ством, Вла­сти­те­лем Сикана), и боже­ство, кото­рое носит весьма услов­ное назва­ние «касик» и родо­вого (корен­ного) имени не имеет, явля­ются одним и тем же боже­ством. Однако его изоб­ра­зи­тель­ный канон в резуль­тате кон­такта тай­ро­нов с богами во плоти в период между 900 и 1600 гг. был обнов­лен на основе лич­ных впе­чат­ле­ний худож­ни­ков и жре­цов. В резуль­тате фигуры каси­ков, осо­бенно в голов­ном уборе с моно­лит­ным полу­кру­гом сзади (фото 17 и 18), весьма узна­ва­емо пере­дают облик богов во плоти в их защит­ном сна­ря­же­нии и помо­гают про­честь образ Йам­пай­ека. Ста­но­вится понятна и кон­струк­ция его голов­ного убора. Она вклю­чает в себя круг­лую каску и полу­круг­лый зад­ник, пре­вра­тив­шийся в ажур­ное навер­шие. Но голов­ной убор Йам­пай­ека, выпол­нен­ный в низ­ком рельефе, стал почти плос­ким и поэтому вос­при­ни­ма­ется как фрон­таль­ное укра­ше­ние в виде пластины.

image017Фото 18. Антро­по­морф­ное навер­шие жезла. Инвен­тар­ный № O26176. Мате­риал: золо­той сплав. Куль­тура: Тай­рона, 900 – 1600 гг. Музей золота Колум­бии, Богота[xiii]

image060   image062


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>