Амару

«Боги и духи Анд», про­дол­же­ние

Сосуд куль­туры Моче. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии Ген­риха Брю­нинга, Лам­бай­еке, Перу[1]

Амару (amaru) – гигант­ская дву­гла­вая змея, головы кото­рой рас­по­ла­га­ются на про­ти­во­по­лож­ных кон­цах тела. Одно из самых мощ­ных божеств или, ско­рее, раз­ру­ши­тель­ных сил анд­ской рели­гии. Амару при­сут­ствует почти во всех анд­ских мифах.

Две амару осу­ществ­ляют связь между тремя мирами миро­зда­ния: сред­ним миром (миром сей­час), миром ниже (внутри земли) и миром выше (верх­ним миром). В мире внутри земли амару живут в воде. Выпол­зая в здеш­ний мир, одна змея, дви­га­ясь вер­ти­кально, при­ни­мает вид огром­ного дерева – от земли до неба, дру­гая ста­но­вится рекой Ука­яли. В верх­нем мире одна пре­вра­ща­ется в радугу (Коиче), дру­гая ста­но­вится мол­нией (Ильяпу)[2].

Амару счи­тают вели­кой мифо­ло­ги­че­ской водой, обычно сим­во­ли­зи­ру­ю­щей бес­по­ря­док, про­ры­ва­ю­щийся при пере­ходе к новому порядку. Она появ­ля­ется в момент при­род­ных и соци­аль­ных ката­строф. Появ­ле­ние амару, вне­зап­ное и неисто­вое, – при­знак корен­ного изме­не­ния, пере­хода – пача­кути[3].

Вот, что пишет об амару У. Сал­ли­ван:

«На аст­ро­но­ми­че­ском уровне ассо­ци­а­ция амару с ката­стро­фами или пача­кути разъ­яс­ня­ется в ряде источ­ни­ков. Как уже пока­зал иро­кез­ский миф, разъ­еди­не­ние земли и неба, про­изо­шед­шее под эги­дой змеи, кото­рая сна­чала совра­тила деву, а затем, когда она внед­рила новый мир зем­ле­де­лия, дала ей семена и утварь для нового образа жизни. В дру­гой момент пре­об­ра­зо­ва­ния анд­ский «дом лож­ного бога» заша­тался потому, что «змея» съела его соединения.

Впе­чат­ляет то, что таким же обра­зом, каким в анд­ских мифах и архи­тек­тур­ные, и топо­гра­фи­че­ские мета­форы исполь­зу­ются для опи­са­ния стро­е­ния кос­моса в какой-то опре­де­лен­ный момент пре­цес­си­он­ного вре­мени, змея появ­ля­ется как раз­ру­ши­тель­ная сила не только в архи­тек­тур­ном кон­тек­сте (как ука­зано выше), но также в топо­гра­фи­че­ских обра­зах. Доку­мент коло­ни­аль­ной эпохи, при­над­ле­жав­ший одному из «иско­ре­ни­те­лей» архи­епи­скопу Лимы, вос­про­из­во­дит миф о гигант­ской змее, назы­вав­шейся «гуай­а­ре­рой»:

«Они суть гигант­ские змеи, кото­рые дви­жутся под зем­лей и имеют обык­но­ве­ние вызы­вать обвалы в горах, а когда ука­зан­ные горы опро­ки­ды­ва­ются и рушатся, то они гово­рят, что это гуай­а­рера раз­ру­шила их».

Здесь змея, как S-образная кри­вая сей­сми­че­ского удара, иден­ти­фи­ци­ру­ется с тек­то­ни­че­скими сдви­гами. На аст­ро­но­ми­че­ском уровне эта мета­фора иден­ти­фи­ци­рует змею с теми силами, кото­рые сно­сят «горы» (или «дома»), то есть со струк­тур­ными эле­мен­тами, опре­де­ля­ю­щими четыре угла «небес­ной земли», а именно связь гели­а­ки­че­ского вос­хода звезд с опре­де­лен­ными сол­неч­ными датами, пара­мет­рами «мира-века». На аст­ро­но­ми­че­ском уровне гигант­ская змея при­чи­няет сме­ще­ние пла­стов на «небес­ной земле»»[4].

 

Про­дол­же­ние:  «Цере­мо­нии»

 


[3] Сал­ли­ван У. Тайны инков: Мифо­ло­гия, Аст­ро­но­мия и Война со Вре­ме­нем. М.: Вече, 2000. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

[4] Сал­ли­ван У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>