Керо (kero) – церемониальный сосуд, использовавшийся в древности и использующийся сейчас в ритуалах андской религии. Наряду с жезлом он является символом власти.
Фото 1[1]. Аймарский священник высокого ранга. Праздник летнего солнцестояния и нового года в Тиауанако, Боливия. Наши дни
В зависимости от принадлежности к той или иной культуре керо делались из глины, дерева, камня, золота, серебра или меди и несли на себе изображения божеств своего времени.
Фото 2. Керо. Размеры: 10×8 см. Материал: стеатит, киноварь. Культура: Куписник. Ранний горизонт. 900 – 600 гг. до н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[2]
К одним из самых древних следует отнести два керо культуры Куписник (фото 2 и 3). Они сделаны из стеатита, который называется также мыльным или восковым камнем. На них вырезано божество Чавин-де-Уантара в разных ипостасях.
Фото 3. Керо. Размеры: 10,5×6,3 см. Материал: стеатит. Культура: Куписник. Ранний горизонт. 900 – 600 гг. до н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»[3]
Чаще всего керо делались из керамики и покрывались росписью. На фото 4 и 5 показаны два керамических керо культуры Тиауанако: один – в виде вазы, а другой – в форме человеческой головы в высоком уборе, украшенном скульптурной фигуркой кошачьего.
Фото 4. Керо. Размеры: 22,30×17,00 см. Материал: керамика. Стиль: Тиауанако. 400 – 1000 гг. Боливия, Кочабамба(?). Кливлендский музей искусств, США[4]
Фото 5. Керо. Размеры: 17,4×13,7×12,3 см. Вес: 532 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Тиауанако. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Место: Пуно. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[5]
В Метрополитен-музее искусств хранится единственный серебряный керо (фото 6) культуры Тиауанако. Божество, изображенное на нем, имеет такой же головной убор, что и голова-маятник композиции на спине фигуры жертвоприносителя, и лица их очень похожи. Вполне возможно, что эти два артефакта сделаны по эскизам одного художника.
Фото 6. Керо. Высота: 11,8 см. Материал: серебро. VII – X вв. География: Боливия или Перу, регион озера Титикака. Культура: Тиауанако. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[6]
Керо считается отличительным знаком изображения жреца-правителя. Многие ученые полагают, что знаменитые монолиты Тиауанако держат в одной из рук именно его. А монолит Монах (фото 7) получил свое название как раз благодаря этому сосуду.
Фото 7[7]. Монолит Монах. Тиауанако, Боливия
Для Империи Уари, которая господствовала в Андах после падения Тиауанако, также характерны скульптурные изображения жрецов с керо, на которых они показаны во время выполнения ритуала (фото 8). Но скульптуры изготовлены уже не из камня, а из расписной керамики, и имеют гораздо меньшие размеры. Согласно требованиям этого периода к изображениям жрецов-правителей жрец на сосуде облачен в узорные унку и чуку. Керо он держит обеими руками.
Фото 8. Сосуд в форме фигуры с керо в тунике и четырехугольной шапке. Размеры: 19,3×19,5 см. Материал: керамика. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. Региональный музей Ики, Перу[8]
Во времена империи Уари керо также изготавливались в основном из расписной керамики (фото 9).
Фото 9. Керо. Размеры: 63,5×55 см. Материал: керамика. Культура: Уари. 550 – 1000 гг. Стиль Роблес Моко (Robles Moqo). Место находки: Кауачи (Cahuachi), Рио-Гранде-де-Наска (Rio Grande de Nazca). Музей Америки, Мадрид, Испания[9]
История периода, который связывают с культурой Уари и империей Уари, изучена достаточно плохо. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что именно царство Уари, центр которого находился в горной долине Аякучо, стояло у руля империи и диктовало свою политику во всех областях жизни территориальных объединений Анд. На мой взгляд, царства, входившие в империю, пользовались большой самостоятельностью как в административной, так и в религиозной сфере. Поэтому на их церемониальных сосудах наряду с имперской символикой, а часто и самостоятельно, продолжали существовать образы божеств, которым они поклонялись (фото 10).
Фото 10. Керо. Высота: 10,80 см. Материал: дерево. Перу, Северо-центральное побережье(?). 800 – 1000 гг. Кливлендский музей искусств, США[10]
Более того, инициатором и движителем создания империи и ее истинной главой, думается, было на самом деле царство Северного побережья Сикан, которое вошло в большую силу после крушения империи Уари (около 850 г.). В пользу этого предположения говорит высокий уровень цивилизации Сикана (Ламбайеке) и, в частности, золотые артефакты этой культуры и, конечно, золотые керо (фото 11 и 12).
Фото 11. Керо с лицами и лягушками. Высота: 15,88 см. Материал: золото. Культура: Сикан. IX – XI вв. География: Перу, река Ла-Лече. Метрополитен-музей искусств[11]
Золотые керо Сикана покрыты орнаментами с изображением легендарного основателя этого царства Найлампа, который был обожествлен после смерти, и символикой, связанной с морской стихией, чаще всего – волнами, а также нередко украшены бирюзой, связанной с поклонением воде и небу. Как и все золотые артефакты Сикана, керо необыкновенно красивы и их хочется рассматривать бесконечно.
Фото 12. Керо. Размеры: 20,1×10,8 см. Материалы: золото, бирюза. Культура: Сикан. Средний горизонт. 900 – 1100 гг. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»[12]
Золотая статуэтка, заснятая на фото 13, – не только произведение искусства, но и важное историческое свидетельство. Она являет собой довольно редкий образец артефактов Древнего Перу (исключая царство Моче), которые сделаны в реалистической манере. Благодаря им можно изучать костюмы и обычаи людей тех далеких времен. Скульптура представляет жреца в унку без рукавов, несущего керо за плечами. По андскому обычаю, он, как и все божества и люди с частицей божественной сущности, изображен босоногим. Руки жреца сложены на груди так, как будто меж них находится туми, что характерно для фигурок Найлампа на этих церемониальных ножах. На одном его плече сидит крохотная обезьянка, а на другом, – возможно, попугай. Голову жреца венчает нечто вроде короны с двумя прикрепленными к ней перьями. Его волосы острижены в форме каре. На его левой щеке отчетливо виден бугорок. Это выступает ком пережеванных листьев коки – маскахо, который также был атрибутом изображений жрецов.
Фото 13. Керо с присоединенной фигурой. Размеры: 21,4×10,4×17,9 см. Вес: 272,96 г. Материал: золото. Культура: Сикан. Средний горизонт. 900 – 1100 гг. (только керо). Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»[13]
Цивилизация инков, пришедшая на смену империи Уари, не была столь развитой, как ее предшественницы – культуры Чавина, Тиауанако, Сикана, достижения которых инки приписывали себе и убедили в этом всех нас. Вопреки сложившемуся мнению во времена Инкской империи наблюдается упадок в изобразительном искусстве и ремеслах. Это касается напрямую и керо.
Фото 14. Керо с геометрическим орнаментом из концентрических квадратов и треугольников. Размеры: 14,1×13,4×13,1 см. Вес: 393 г. Материал: керамика. Регион: Южное побережье[14]. Фото 15. Керо со скульптурным изображением ящерицы и геометрическим орнаментом из треугольников и шевронов. Размеры: 27,7×20,4×18,0 см. Вес: 1604 г. Материал: дерево. Регион: Южная сьерра[15]. Фото 16. Керо с геометрическим орнаментом из горизонтальных линий, треугольников и концентрических квадратов. Размеры: 7,8×8,4×8,0 см. Вес: 109 г. Материал: керамика. Регион: Северное побережье[16]
Керо являются показателем уровня развития царства, поскольку они – атрибуты высшей власти и, следовательно, должны демонстрировать максимум ее возможностей в сфере ремесел и роскоши. Но в Инкской империи их стали делать в основном из дерева (фото 15, 17 – 19), хотя были и керамические керо (фото 14 и 16). Керо часто изготавливались в форме расширяющейся к верху вазы. Украшавшие их резьба и роспись в сравнении с орнаментированием церемониальных сосудов доинкских культур весьма невыразительны и достаточно примитивны. В этом можно убедиться на примере сосудов из Музея Рафаэля Ларко. Три лучших из них показанных на фото 14 – 16. Они относятся к Имперской эпохе (1300 – 1532 гг.) и выполнены в инкском стиле. А ведь керо брал в руки в ходе церемоний сам Сапа Инка – не только император, но и полубог – сын Инти.
Фото 17. Керо. Размеры: 21,6×19,1 см. Материал: дерево. XV – начало XVI в. География: Чили. Культура: инкская. Метрополитен-музей искусств[17]. Фото 18. Керо. Высота: 14,6 см. Материал: дерево (эскаллония?). XV – начало XVI в. География: Перу. Культура: инкская. Метрополитен-музей искусств[18]
Однако в коллекции инкских сосудов Метрополитен-музея искусств все же есть два деревянных керо, которые выделяются из общей массы мастерством резьбы и изысканностью геометрических орнаментов (фото 17 и 18).
Фото 19. Керо, представляющий человеческую голову в диадеме с изображением головы птицы и с круглыми серьгами. На керо нанесены изображения растений, обезьян, птиц и других животных. Размеры: 20,9×19,5×16,5 см. Вес: 1448 г. Материал: дерево. Культура/стиль: инкский – колониальный. Хронология по Рафаэлю Ларко: Имперская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Поздний горизонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Музей Рафаэля Ларко[19]
Из всех виденных мной инкских керо доколумбового периода заслуживает внимания тот, что представлен на фото 19. Он имеет в целом типичные очертания, но сделан в виде человеческой головы.
Фото 20. Керо. Размеры: 19,9×17,2×17,1 см. Вес: 840 г. Материал: дерево. Культура/стиль: инкский – колониальный. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха конкисты (1532 г.). Регион: Южная сьерра. Музей Рафаэля Ларко[20]
Для периода заката Инкской империи характерны деревянные керо, покрытые миниатюрными изображениями растений и животных, а также людей. Они выполнены в стиле, которому Рафаэль Ларко дал название «инкский – колониальный». Средний узор такого керо, показанного на фото 20, составлен из фигур кондора с головой и шеей ягуара, что напоминает о символике Чавин-де-Уантара. Полоса узора, помещенного выше и ниже ленты с ягуароптицами, скомпонована из мотива растения с тремя красными цветами.
Фото 21. Керо. Высота: 21,9 см. Материалы: дерево (эскаллония?), пигментные декоративные смолы. География: Перу. Культура: кечуа. Конец XVI в. Метрополитен-музей искусств[21]. Фото 22. Керо. Высота: 20 см. Материал: дерево (эскаллония?), пигментные декоративные смолы. География: Перу. Культура: кечуа. XVI – XVIII вв. Метрополитен-музей искусств[22]
Керо, заснятый на фото 21, расписан в том же духе, что и керо с фото 20. Только птицы и ягуары на нем разделены и составляют мотивы разных ленточных узоров. А на керо с фото 22 можно видеть те же цветы, что и на керо с фото 20, но здесь верхний узор содержит уже сюжетную композицию с человеческими фигурами. В частности, на ней показан Сапа Инка в позе верховного бога с копьем в правой и щитом в левой руке. На заднем плане изображены побежденные враги. На обоих керо живописные орнаменты сочетаются с резными.
Фото 23. Керо. Размеры: 20,0×15,6 см. Материалы: дерево, пигмент. Место изготовления: Перу. Конец XVII в. – XXVIII в. Бруклинский музей, США[23]
Складывается впечатление, что керо колониального периода утрачивают свое значение ритуального сосуда. В виртуальном каталоге Бруклинского музея снимок керо, представленного на фото 23, сопровождается следующим текстом:
«Деревянные керо являются одними из самых характерных форм в колониальном искусстве Анд, хотя они широко использовались и до конкисты. Керо изготавливались и использовались в паре, что отражает важные андские понятия двойственности и взаимности. Они служили для питья чичи, или кукурузного пива во время церемоний. До завоевания люди Анд украшали керамические, металлические и деревянные керо геометрическими узорами, но в колониальный период они стали украшать кубки живописными сценами.
Верхняя и нижняя части этого исключительно хорошо сохранившегося керо–кубка представляют две различные сцены с фигурами, а не более общую комбинацию одной сцены с фигурами и полосы цветов и/или геометрических мотивов. Три рельефные полосы вокруг середины кубка разделяют его на две части – еще одна необычная особенность».
Верхняя часть керо включает в себя батальный сюжет, а нижняя – сельскохозяйственный (инкскую церемонию посева). В росписи керо заметно влияние испанской школы масляной живописи. К тому же она напоминает раскрашенные рисунки из рукописи индейского историка Гуамана Помы де Айалы «Первая новая хроника и доброе правление» (1615), изображающие сцены из инкских времен довольно забавно, без всякого пиетета.
Фото 24. Керо. Материал: дерево. Перу, около 1600 г. Денверский музей, США[24]
Видимо, нельзя сказать, что из-за гонений на андскую религию керо колониального периода совсем не содержат религиозной символики и превращаются в чашки для пития чичи. Кубок, продемонстрированный на фото 24, говорит, что керо оставались священными сосудами и несли на себе образы андской религии. Вероятно, такое было возможно потому, что их примитивная цветастая роспись производила на испанцев впечатление кустарной деревенской посуды для местного использования.
Фото 25. Керо. Высота: 21,9 см. Материалы: дерево (эскаллония), пигментные декоративные смолы. Конец XVII в. География: Перу. Культура: кечуанская. Метрополитен-музей искусств[25]
Однако тенденция выхолащивания образов не только андской религии, но и всей андской культуры с росписей керо очевидна. Яркое подтверждение этому – керо, из Метрополитен-музея искусств (фото 25). Он сделан в достаточно характерной для инкских керо форме человеческой головы, но сюжеты и образы его живописных композиций весьма далеки от андских. Как сказано в виртуальном каталоге Метрополитен-музея искусств, на задней стороне сосуда изображено «шествие нескольких фигур в испанской одежде: два служителя сопровождают официальное лицо, впереди которого идут два маленьких музыканта (один над другим), играя на трубе и барабане». И, тем не менее, надо отдать должное красоте этого керо, кажущегося головой на длинной шее чудесной юной девушки.
Фото 26. Керо в форме головы человека. Размеры: 19×21×16 см. Материалы: дерево, краски. Техники: резьба, роспись. Культура: вероятно, инкская колониальная. Дата создания: около 1700 г. Место: регион Куско, Перу. Национальный музей американских индейцев[26]
По схожему канону и приблизительно в то же время сделан керо из Национального музея американских индейцев (фото 26). Он был найден в районе столицы Инкской империи – города Куско.
Фото 27. Керо в виде головы ягуара. Размеры: 15,2×21,6 см. Материалы: дерево, краски, древесная смола/клей, железо, серебро, латунь. Техники: резьба, роспись, инкрустация. Культура: вероятно, инкская колониальная. Дата создания: около 1700 г. Место: высокогорье Перу (предположительно). Национальный музей американских индейцев[27]
Национальный музей американских индейцев владеет также четырьмя скульптурными керо в виде голов животных, которые были обнаружены в сьерре Перу и, в частности, также в регионе Куско.
Фото 28. Керо в виде головы ягуара. Размеры: 20×18×22,5 см. Материалы: дерево, краски. Техники: резьба, роспись. Культура: вероятно, инкская колониальная. Дата создания: около 1700 г. Место: регион Куско, Перу. Национальный музей американских индейцев[28]
Самыми роскошными в коллекции музея являются два керо в виде головы ягуара (фото 27 и 28), особенно то, которое заснято на фото 27. Кроме росписи, оно украшено инкрустацией металлическими пластинами.
Фото 29. Церемониальный питьевой кубок. Размеры: 21,4×24,9×11,3 см. Материалы: дерево, краски, древесная смола/клей. Техники: резьба, роспись. Культура: вероятно, инкская колониальная. Дата создания: 1550 – 1800 гг. Место: рядом с Куско, Перу. Национальный музей американских индейцев[29]
Третий керо (фото 29 и 30) сделан в форме головы, предположительно, дракона и украшено сюжетной росписью.
Фото 31. Керо. Размеры: 22,5×9,2 см. Материалы: дерево, краски, древесная смола/клей. Техники: резьба, роспись. Культура: вероятно, инкская колониальная. Дата создания: 1550 – 1800 гг. Место: высокогорье Перу (предположительно). Национальный музей американских индейцев[30]
Четвертый керо (фото 31), видимо, представляет ламу.
[4] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas
[6] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50008094?rpp=20&pg=1&ft=*&what=Kero+cups&pos=2
[10] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas
[17] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50010460?rpp=20&pg=1&ft=*&what=Kero+cups&pos=18
[18] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50009506?rpp=20&pg=1&ft=*&what=Kero+cups&pos=3
[21] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50009509?rpp=20&pg=1&ft=*&what=Kero+cups&pos=6
[22] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50009508?rpp=20&pg=2&ft=*&what=Kero+cups&pos=21
[25] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50009521
[26] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170984&&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=3
[27] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=114418&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=3
[28] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=163623&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=5
[29] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=178048&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=4
[30] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=113969&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=3
Уважаемая Федосья!
Я коллекционер и владелец галереи «Архайос», которая, в том числе, специализируется на искусстве доколумбовых цивилизаций. Если Вам интересно ознакомиться с частью моей коллекции (все мои вещи приобретены и ввезены на территорию Р.Ф., на законных основаниях), я буду рад показать Вам, те предметы, которые связаны с текстилем и ткачеством. Надеюсь на Ваш ответ.
С уважением, Юрий М.
Уважаемый Юрий!
Большое спасибо за предложение, но, к сожалению, в ближайшее время я не буду иметь такой возможности.
Всего наилучшего,
Федосья
Уважаемая Федосья! Пишу Вам из Польши, уже давно вхожу на Ваш сайт. Не только за информацией, хотя и она бесценна, но и за настроением. Сразу видно, что человек любит и восхищается тем, что делает и с удовольствием делится. Даже ярчайшие краски Латинской Америки, мне кажется у Вас выглядят немного по другому, оригинальнее. У меня к Вам вопрос. Я часто бываю в Москве и Калининграде. Есть ли возможность заказать все ваши книги. Напишите пожалуйста какие способы доставки и оплаты вы предпочтете. И какие книги есть воможность выслать, например в июле-августе. Еще раз огромное спасибо. Марина.
Уважаемая Марина!
Ваше письмо, так красиво написанное, меня очень порадовало. Большое спасибо за похвалу. Но печатных работ у меня нет. Сожалею.
Федосья