Хроника эксплуатации викуний, окончание
Викуньи под угрозой исчезновения
С 1920-х гг. в связи с распространением огнестрельного оружия, а также с трансформациями в традиционном обществе изменился и способ охоты на викуний. Произошел отход от чаку. Его место заняла охота с применением ружей в одиночку или небольшими группами иногда в сопровождении собак[2].
В 1920 г. в Перу президентским указом было запрещено производство тканей из шерсти викуньи, продажа их шкур и изделий из шерсти, а в 1926 г. была сделана попытка президентским указом запретить экспорт шерсти викуньи. Подобные меры предпринимались также в Аргентине и Боливии [3]. Но в начале 1930-х гг. спрос на мировом рынке на шерсть и шкуры викуньи возрос настолько, что в Перу с 1933 г. государство ослабило контроль и начало выдачу экспортных лицензий. А в 1936 г. президентский указ, хотя и подтвердил запрет на торговлю шкурами викуньи, но установил возможность их экспорта с разрешения государства. Численность викуний стала резко сокращаться. Как следствие этого в 1940 г. был принят закон, устанавливающий государственную защиту вида, запрещающий охоту на викуний и экспорт живых особей[4].
Однако к 1960 г., хотя существовало 26 правовых положений, которые защищали викуний[5], их численность сократилась на всей территории обитания – в четырех странах (Боливии, Перу, Чили и Аргентине), по разным оценкам, до 6000 – 10000 особей[6].
Международные соглашения по сохранению викуний
В 1964 г. викуньи были занесены в Красную книгу. Вид был объявлен находящимся под угрозой исчезновения[7]. Работа по восстановлению и сохранению викуний велась в той или иной мере во всех четырех странах. В каждой из стран имелась и своя законодательная база по этому вопросу. Но браконьерство и незаконную торговлю остановить не удавалось. Поэтому с истреблением викуний решили бороться на межгосударственном уровне. В 1969 г. в Ла-Пасе (Боливия) Боливия и Перу подписали Соглашение по сохранению викуньи, которое запрещало охоту на викунью и торговлю ее продуктами на 10 лет. Аргентина и Чили присоединились к соглашению позднее[8].
Но андские общины, на землях которых обитали викуньи, не только не проявляли интереса к проблемам их сохранения, но и демонстрировали некоторую враждебность к этим животным. Они считали викуний конкурентами своего домашнего скота за пастбища. Поэтому андцы предпочитали не охранять викуний, а охотиться на них. Поэтому Соглашение по сохранению викуньи, которое предполагало абсолютную защиту вида, не принесло желаемых результатов. Тогда в программы по сохранению викуний было введено участие местных общин с материальной выгодой для них от использования животных. Такой шаг был мотивирован следующим образом. Возделывание сельскохозяйственных культур и скотоводство в тяжелых природных условиях гор – нелегкий и не приносящий прибыли труд. Поэтому андцы живут в крайней нищете. В то же время викуньи как дикие верблюдовые хорошо приспособлены к суровым условиям андского высокогорья с его холодным климатом, скудными пастбищами, страдающими от опустынивания, чрезмерного выпаса и недостатка воды. Они не требуют ухода, как домашние животные. А их шерсть – одна из самых дорогих в мире. Таким образом, привлечение общин к охране викуний при условии их материальной заинтересованности послужит спасению и животных, и людей.
В результате благодаря реализации экономических и социальных стимулов отношение к сохранению викуний местного населения изменилось.
В 1979 г. было подписано второе международное соглашение по викунье – Соглашение по сохранению и управлению викуньей, способствующее экономическому использованию данного вида на благо андских народов, которые стали рассматриваться в качестве основных действующих лиц процесса сохранения вида.
В название соглашения к слову «сохранение» не случайно было добавлено слово «управление». Управление становится ключевым звеном сохранения викуньи на втором этапе защиты вида. В тексте соглашения дается следующее толкование этого понятия: управление (manejo) – это «применение технологий для увеличения популяции викуньи с целью покрытия потенциальной емкости пастбищ в том или ином регионе, зоне или районе и в последующем для сохранения баланса между ними при использовании методов технически апробированных, таких, как перемещение и/или удаление викуний»[9]. Но довольно быстро значение данного понятия изменилось. Под управлением стали понимать устойчивое использование викуньи, которое позволяет «объединять задачи экономического развития местного населения с сохранением вида и среды его обитания»[10].
В настоящее время Соглашение по сохранению и управлению викуньей, а также законы, принятые в каждой из стран-участниц (Перу, Аргентине, Боливии, Чили, Эквадоре), являются основой для деятельности по сохранению вида.
Подробнее о защите викуний в XX в. читайте в статье «История охраны викуний в Перу».
Международные организации
Большую роль в охране викуний играют международные организации. Среди них:
CITES (The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora) – Конвенция по международной торговле видами диких животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения – международное правительственное соглашение. Его создание было инициировано резолюцией Всемирного союза охраны природы, одобренной на собрании союза в 1963 г. Конвенция вступила в силу в 1975 г. К августу 2006 г. ее участниками стали 169 государств[11].
Целью конвенции является охрана редких и исчезающих видов путем регулирования торговли этими видами и продуктами, получаемыми от них.
CITES распределяет популяции животных и растений по приложениям в соответствии со степенью угрозы их исчезновения. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения, входят в Приложение I (торговля запрещена).
В случае достаточного увеличения численности определенных видов возможно разрешение на их торговлю.
Приложение II включает в себя виды, торговля которыми должна контролироваться во избежание использования, несовместимого с их выживанием.
Приложение III включает в себя виды, которые охраняются, по крайней мере, в одной стране, которая обратилась к другим странам за помощью в контроле над торговлей[12].
CITES требует, чтобы торговля охраняемыми животными и растениями велась на основании разрешений и сертификатов.
Каждая сторона соглашения обязана представить государственный орган, осуществляющий контроль системы лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли охраняемыми видами.
На таможне работает оперативное подразделение CITES, называющееся TRAFFIC (Trade Records Analysis of Flora & Fauna in Commerce)[13].
Все викуньи на всей территории их распространения в 1975 г. были включены в Приложение I. По мере прогресса в восстановлении популяции в странах их обитания переводились в Приложение II.
Всемирный союз охраны природы (International Union for Conservation of Nature – IUCN) – международная некоммерческая организация, имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Союз основан в 1948 г. Он объединяет 82 государства, 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10 000 ученых и экспертов из 181 страны мира[14].
Всемирный союз охраны природы разрабатывает общие принципы и стратегию охраны природы, определяет направления международного сотрудничества и национальной политики государств в области природоохранной деятельности. С помощью специальных комиссий (по редким видам, по национальным паркам и др.) и национальных комитетов готовит конкретные программы по сохранению биологического разнообразия Земли, издает Красную книгу и другие документы[15].
IUCN сформировал Группу специалистов по южно-американским верблюдовым (Grupo de Especialistas en Camélidos Sudamericanos – GECS), председателем которой является Габриэла Лихтенштейн (Gabriela Lichtenstein). GECS – одна из более чем 100 групп добровольцев, которые составляют Комиссию по выживанию видов (SSC) Всемирного союза охраны природы.
GECS состоит приблизительно из 20 экспертов и активно проводит научные исследования, оценку и реализацию программ в области устойчивого использования викуньи и гуанако в Аргентине, Боливии, Чили, Парагвае и Перу. Деятельность GECS предусматривает: консультации и поддержку правительств и международных конвенций, содействие в подготовке национальных планов по управлению и планов действий по обновлению статуса своих видов в Красной книге и др.[16].
[2] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[3] Letts A.B., Rodríguez E.P. Privaticemos las vicuñas: Cómo eliminar el peligro de extinción y aprovechar su potencial económico (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf); Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[4] Letts A.B., Rodríguez E.P. Opus cit. (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf).
[6] Conservación de vicuñas (http://www.vicam.org.ar/conservacion.htm).
[8] Convenio de la Vicuña (1979–2008) (http://www.conveniovicuna.org/Convenio%20de%20la%20Vicu%C3%B1a.doc).
[9] Convenio de la Vicuña (1979–2008) (http://www.conveniovicuna.org/Convenio%20de%20la%20Vicu%C3%B1a.doc).
[10] Lichtenstein G., Renaudeau d’Arc N. Retórica y praxis de la participación local en los proyectos de manejo de vicuñas (http://www.inapl. gov.ar/docs/publicaciones%20en%20pdf/Cuadernos%2021.pdf).