История охраны викуний в Перу, продолжение
В 1990 г. на пост президента Перу был избран Альберто Фухимори (Alberto Fujimori) – ректор Национального аграрного университета, по образованию агроном, математик и физик. В его правление был остановлен «Сияющий путь» и началось возрождение страны. Фухимори сыграл важную, хотя и неоднозначную, роль в истории перуанской викуньи. Он понимал, какой большой экономический потенциал представляют собой верблюдовые для андских общин[2], нищета которых могла снова поставить их под знамена «Сияющего пути».
[3]Альберто Фухимори – президент Перу с 28 июля 1990 по 17 ноября 2000 г.
Вот, что пишет Майк Сафли, который, похоже, как и многие, попал под обаяние личности А. Фухимори и считал, что им движет провидение:
«Перу только что избрало нового президента Альберто Фухи Мори, перуанца японского происхождения. За две недели до выборов он был никому не известным профессором университета, специализирующимся в аграрной экономике. Сложным стечением обстоятельств Фухи Мори был катапультирован в президентство. Перуанская политика, всегда византийская, теперь перевернулась с ног на голову.
Абимаэль Гусман[4]
Новый президент сразу же приступил к восстановлению Перу. Десятилетия ошибочных законов и курсов, одобренных коммунистическим и социалистическим правлением, были отвергнуты. Лидер партизан смертоносного «Сияющего пути» Исмаэль (правильно – Абимаэль – Ф.Ó.) Гусман был схвачен и одет в полосатую пижаму на глазах у всего мира и посажен в одну из островных тюрем пожизненно. После пяти лет правления Фухи Мори Перу начинает процветать. История викуньи дает микрообзор того, как Фухи Мори делал свою магию»[5].
Законодательное закрепление использования викуний
В разгар социального кризиса, очередного роста активности «Сияющего пути» и разгула браконьерства перуанское правительство попыталось решить проблему викуньи в купе с другими проблемами на законодательном уровне.
1 августа 1991 г. был опубликован законодательный декрет № 653 – Закон о стимулировании инвестиций в сельскохозяйственный сектор. Согласно этому закону, «всестороннее развитие сельскохозяйственного сектора» является приоритетной задачей, для осуществления которой государство «должно содействовать эффективному использованию земель и вод, диктуя правила защиты, сохранения и регулирования при использовании этих ресурсов»[6]. Закон был «направлен на обеспечение необходимых гарантий для свободного развития сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой физическими или юридическими лицами, будь то отечественные или иностранные»[7]. В этом плане в разделе I «Общие положения» относительно диких верблюдовых было написано следующее: «Государство содействует развитию и защите викуньи и гуанако, поощряя их разведение, выращивание и использование их продукции»[8].
Об использовании диких верблюдовых говорилось в главе I «О ресурсах» раздела IV «О сельскохозяйственной деятельности». Положения этой главы стали определяющими для управления викуньей и являются таковыми в настоящее время.
В статье 62 было сказано, что «государство содействует развитию и рациональному использованию диких животных, предоставленных на попечение и в узуфрукт (en custodia y usufructo) физическим или юридическим лицами для их защиты, репопуляции, научных исследований и управления». А статья 63, определяя викунью и гуанако «как виды диких животных, подлежащих охране государства», признавала, что их «разведение, как и переработка и коммерциализация их продуктов, могут быть осуществлены любым физическим или юридическим лицом под надзором государства». Согласно статье 64, государство поощряло и стимулировало «заселение викуньями и гуанако новых территорий страны, которое может быть осуществлено любым физическим или юридическим лицом»[9].
Статья 64 закрепляла за владельцами земли право на использование диких верблюдовых, стада которых обитают на их территории, передавая эти стада им в узуфрукт, и предоставляло гарантии на получение доходов от разведения викуний и гуанако. «Государство гарантирует крестьянским общинам, ассоциативным крестьянским предприятиям и другим владельцам земель в андском регионе право на участие в богатстве, созданным рациональным использованием викуньи и гуанако, для чего они передаются на попечение и в узуфрукт, позволяющие им благодаря настоящему Закону управление и использование стад викуний и гуанако, которые находятся на их землях»[10], – говорилось в статье.
Статья 65 запрещала «экспорт образцов викуньи и гуанако за исключением животных, не пригодных для репродукции и предназначенных для научных исследований, международных выставок или зоологических коллекций, с предварительного разрешения Министерства сельского хозяйства»[11].
Закон № 653 разрешил виды деятельности, которые считаются учеными – специалистами по охране викуньи неприемлемыми. Так, статья 64 утверждала, что «государство поощряет и стимулирует исследования для генетического улучшения южно-американских верблюдовых». Тем самым она сделала возможным работы, в частности, по созданию гибрида викуньи и альпаки – паковикуньи, цель которых – вывести животное, обладающее мягкой и тонкой шерстью, как у викуньи, но растущей быстро и почти не имеющей остевого волоса, как у альпаки, шерсть у которой намного грубее викуньиной. Кроме того, закон предусматривал возможность создания зоопитомников для разведения викуньи в неволе – в небольших коралях. Статья 67 гласила:
«Государство поощряет и стимулирует создание зоопитомников (zoocriaderos) или зон для управления, руководимых физическими или юридическими лицами. Когда речь идет об охраняемых видах, эта деятельность будет осуществляться под контролем Министерства сельского хозяйства.
Образцы, продукты и субпродукты, которые происходят из зоопитомников, принадлежат их владельцу и могут быть свободно коммерциализированы. В случае охраняемых видов требуется разрешение Министерства сельского хозяйства»[12].
Зоопитомники в Перу, к счастью, не получили распространения, в отличии от Аргентины. Но создание «зон для управления» в качестве модулей устойчивого использования было реализовано в Перу позднее.
Важные дополнения и комментарии к закону № 653 были даны в его регламенте (верховный декрет № 048–91-AG), который А. Фухимори подписал 30 октября 1991 г.
Так, регламент закона разъяснял, что «под продуктами викуньи понимаются только шерсть викуньи и ее вторичные продукты, полученные от живых животных и происходящие в результате удаления (saca), должным образом разрешенного». Удаление, под которым, как я понимаю, подразумевается забой животного, возможно только «в технически обоснованных случаях» с разрешения Национального совета по викунье и соответствующего регионального правительства. «Охота или убийство викуний и гуанако, а также незаконная торговля живыми особями и продуктами викуньи и гуанако» полностью запрещались под страхом уголовного преследования «за действия в отношении народного достояния»[13].
Регламент подтверждал, что «деятельность по сбору, переработке и коммерциализации» продуктов викуньи «может быть осуществлена любым физическим или юридическим лицом, имеющим на попечении и в узуфрукте популяции викуний и гуанако, с предварительного разрешения регионального правительства и Национального совета по викунье»[14].
В соответствии с регламентом основными разрешительными органами для деятельности по использованию викуний были региональные правительства и Национальный совет по викунье. Контроль за этой деятельностью возлагался на региональные правительства, Национальный совет по викунье и министерство сельского хозяйства, для чего вводились четыре реестра:
1) Реестр продукции и происхождения, «в котором указываются объем, вес и другие характеристики продукта данной местности, а также его происхождение относительно района управления, отданного на попечение и предварительно зарегистрированного»;
2) Реестр промышленной переработки, «в котором указываются объемы и веса нетто и информация Реестра продукции и происхождения продуктов, переданных для промышленной переработки;
3) Реестр промышленной продукции, «в котором указываются объемы, веса и другие параметры и характеристики готовой продукции»;
4) Реестр коммерциализации, состоящий из двух субреестров:
- Субреестра поступления готовой продукции, «в котором указываются объемы, веса, цены, метраж и другие характеристики, а также информация Реестра промышленной продукции, к которому относится готовая продукция», и
- Субреестра продажи готовой продукции, в котором «указываются объемы, веса, метраж, цены и другие характеристики коммерциализированной продукции»[15].
Таким образом, в регламенте основное внимание было уделено контролю за «деятельностью по сбору, переработке и коммерциализации» продуктов викуньи. О деятельности по охране и заботе о животном и ее контролю не было сказано ни слова. Однако регламент закона запрещал владельцам забой животных, что, несомненно, было важным разъяснением, особенно, если вспомнить забой самцов в заповеднике Пампа-Галерас, который проводился с разрешения руководства заповедника в конце 1970-х гг.
Защитники природы – последователи Фелипе Бенавидеса Барреды – и, в частности, его сын Диего Бенавидес Норландер (Diego Benavides Norlander), а также журналистка Марта Мейер осудили принятие закона. Положения закона ими были признаны опасными для «достижений в восстановлении викуньи» и идущими в разрез с интересами коренных общин. «По мнению экспертов, – писала 17 августа 1991 г. Марта Мейер, – недавнее принятие законодательного декрета по содействию сельскому хозяйству ставит под угрозу будущее наших четырех видов южноамериканских верблюдовых (гуанако, альпаки, ламы и викуньи), особенно последней»[16]. Защитники природы считали, что закон отдал «драгоценных диких животных» «на милость интересам, которые не имеют ничего общего с сохранением», а меры, предпринимаемые правительством, направлены «на передачу викуньи нещепетильным международным экономическим группам»[17]. «Принятие сомнительного «Закона о стимулировании инвестиций в сельскохозяйственный сектор»», по словам Марты Мейер, – «свидетельство отсутствия политической воли для воплощения целей благородного национального дела викуньи, устремленного на благо крестьянских общин»[18].
Марта Мейер призывала «новое поколение перуанцев возвысить свой голос против акта, который претендует положить конец более чем двадцати годам напряженной борьбы за викунью и права крестьянских общин»[19].
Выстраивание вертикали управления викуньями
Для государственного контроля и управления верблюдовыми 12 июля 1992 г. верховным декретом № 026–92-AG был образован Национальной совет по южноамериканским верблюдовым (Consejo Nacional de Camélidos Sudamericanos – CONACS). Создание CONACS было ратифицировано законодательным декретом № 25902 – Органическим законом о Министерстве сельского хозяйства, принятым 29 ноября 1992 г. Согласно этому закону CONACS напрямую подчинялся министерству и имел статус «децентрализованного государственного учреждения Министерства сельского хозяйства с юридическим лицом внутреннего государственного права и автономией технической, административной, экономической и финансовой»[20]. Статья 21 закона указывала, что «Национальный совет по южноамериканским верблюдовым отвечает за стимулирование, консультирование и контроль за развитием, сохранением, улучшением и использованием на национальном уровне всех видов южно-американских верблюдовых и их гибридов»[21].
Одновременно с CONACS был создан Национальный институт природных ресурсов (Instituto Nacional de Recursos Naturales – INRENA), которому Органическим законом о Министерстве сельского хозяйства был присвоен такой же статус, как и CONACS, «децентрализованного государственного учреждения Министерства сельского хозяйства». Согласно статье 19, «Национальный институт природных ресурсов является учреждением, ответственным за стимулирование рационального использования и сохранения природных ресурсов при активном участии частного сектора»[22]. В соответствии со статьей 4 Регламента организации и функций Института природных ресурсов (верховный декрет № 055–92-AG) INRENA имел своей целью «управление и рациональное и всестороннее использование возобновляемых природных ресурсов и их экологической среды для достижения устойчивого развития, а также стимулирование и поддержание устойчивого использования этих ресурсов для поддержки развития сельского хозяйства»[23].
И снова обращаюсь к Майку Сафли. Он пишет: «CONACS имел возможность действовать, но началась инерция, и пока мало что было сделано, политики еще раз сыграли свою роль. Фухи Мори был нетерпелив, и он требовал действий по программе викуньи, нет больше бюрократии. В казенную часть ствола вошла вторая личность, почти такая же уникальная, как Фухи Мори, – адвокат кечуанских индейцев.
Д-р Альфонсо Мартинес Варгас (Alfonso Martinez Vargas) родился в Пукио (Puquio), недалеко от Пампа-Галераса и сердца края викуний. Он переехал в Лиму в возрасте 13 лет, а позднее изучал юриспруденцию. Его вúдение помогло создать CONACS. Когда новой структуре не удалось активизировать коммерциализацию шерсти викуний на благо крестьян, Фухи Мори назначил Мартинеса председателем этой организации (в 1994 г.[24] – Ф.Ó.).
Невидимая рука Матери-Природы, казалось, сделала оркестровку спасения викуний. Прежде всего «Grupo Inca», представленная Франсуа Паттеем (Francois Patthey), получила международное одобрение продажи продукции викуньи. Тогда Альфонсо Мартинес, опираясь на Фухи Мори, отдал собственность на этот ценный ресурс тем, кому она принадлежала, – кечуанам, потомкам Инков Королей Солнца. Обретя собственность и потенциальный рынок для своих недавно приобретенных активов, индейские общины, руководимые Мартинесом, объединились в Национальное общество викуниеводов»[25].
Предшественницей общества стала Региональная ассоциация свободных викуниеводов, которая была создана в 1993 г. 11 крестьянскими общинами, соседствующими с Пампа-Галерасом. Национальное общество викуниеводов Перу (Sociedad Nacional de Criadores de Vicuña del Perú – SNCV), или Национальное общество викуньи Перу (Sociedad Nacional de Vicuña del Perú – SNV) было создано 13 октября 1993 г. в соответствии с нормами Гражданского кодекса как гражданское некоммерческое учреждение и зарегистрировано под № 16034 в Регистре юридических лиц Лимы. SNV было признано ведомственной резолюцией № 010–94-AG-CONACS – в 1994 г.[26].
«Это общество, – отмечает Майк Сафли, – объединяет более трехсот сильных общин и представляет все деревни, в окрестностях которых обитают викуньи. Благодаря этой новой организации викуниеводы могут коллективно вести переговоры о продаже руна, которое они унаследовали от своих инкских предков»[27].
В 1996 г. CONACS своей резолюцией № 013–96-AG официально признал комитеты по викунье различных ассоциаций крестьянских общин. Были признаны комитеты 137 общин[28].
Создание системы коммерциализации шерсти
Разрешение CITES на торговлю шерстью за рубежом
В августе 1993 г. правительство Перу обратилось в секретариат CITES с просьбой разрешить продажу большого количества шерсти викуньи. Аргументация была следующей. В стране, которая пережила гражданскую войну, стало очень сложно защищать оставшиеся популяции викуний и организовывать экспорт тканей, сделанных из шерсти викуньи. Кроме того, перуанские компании, которые могут переработать шерсть в ткань, предлагают купить шерсть по ценам, гораздо более низким, чем в Европе. А крестьяне, которые занимаются отловом и защитой животных, хотят получить за шерсть наилучшую цену. Они собрали 1450 кг шерсти, состриженной с живых животных, на правительственном складе находится еще около 3250 кг шерсти, которая не экспортируется. (Имелась в виду шерсть, полученная от мертвых викуний, которые были убиты во время бойни, начавшейся в 1980-х гг.) В то же время деньги нужны в срочном порядке для борьбы с браконьерством и улучшения экономического положения андских крестьян.
Секретариат направил миссию наблюдателей в Перу, которая посетила районы обитания животных. В результате наблюдатели выступили с заявлением, в котором призвали Постоянный комитет рассмотреть возможность сделать исключение из требования, гласившего, что только ткани вывозятся из страны[29].
На 31 заседании Постоянного комитета CITES, прошедшем в марте 1994 г. в Женеве, просьба Перу была рассмотрена. Комитет выразил свою солидарность с Перу по этому вопросу, но, тем не менее, заявил, что он не вправе вносить поправки в приложения CITES. Комитет рекомендовал правительству Перу представить свое дело на следующем совещании сторон[30].
К предложению Перу внести новые поправки присоединилось и Чили, которое получило право на торговлю тканями вместе с Перу в 1987 г.
В начале 1994 г. в Перу был проведена первая национальная перепись викуньи, показавшая, что страна имеет 66559 особей, которые обитают на территории площадью 6598137 га в 15 департаментах страны[31]. Перепись осуществлялась CONACS совместно с INRENA, Национальным фондом развития животноводства (Fondo Nacional de Fomento Ganadero – FONAFOG) и SNV. Национальная перепись популяции викуньи призвана была положительно повлиять на решение CITES[32].
[34]Ткань, изготовленная предположительно компанией «Cóndor TIPS», со словами «VICUÑANDES–PERÚ» на кромке
В 1997 г. по предложению Перу от имени стран – членов Соглашения по сохранению и управлению викуньей CITES изменила марку «VICUÑANDES – СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ» на «VICUÑA – СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ» для международной торговли тканями и изделиями из шерсти живых викуний[35].
Хотя в соответствии с национальной переписью 1994 г. в Перу имело 66 559 особей, по данным CONACS, в этот год в стране было отловлено всего 6128 викуний, из них острижено 3278, от которых получено 832 кг шерсти; в производстве шерсти участвовало лишь 12 общин [36].
Заключение соглашения между SNV и «International Vicuna Consortium»
«Все элементы для коммерциализации и сохранения викуньи теперь были на своих местах, – пишет М. Сафли. – Подмостки были возведены, текстильные компании Италии, Японии, Германии и Англии хотели принять участие в викунья-экшен. Перуанский текстильный дом «Cóndor TIPS», принадлежащий «Grupo Inca», жаждал престижа, связанного с маркетингом викуньи и мировыми центрами моды. Мать-Природа, казалось, нашептала на ухо доктору Мартинесу план проведения международного конкурса на право покупки всего производства Общества викуниеводов. Он хотел соглашения, которое принесло бы благосостояние его братьям общинникам и обладало потенциалом для обеспечения постоянного благополучия викуний»[37].
Мартинес, который принял инкскую систему устойчивого использования викуний, требовал от каждого претендента включать в соглашение планирование и финансирование мер по сохранению викуний. Он добавил еще один уникальный пункт – авансовое финансирование части контракта.
В 1994 г. SNV объявило открытый международный аукцион по продаже шерсти викуньи. Победителем аукциона стал «International Vicuna Consortium of Textile Manufactures» (IVC), в который вошли текстильный дом «Cóndor TIPS», принадлежавший перуанской компании «Grupo Inca», и две итальянские компании – «Laneri Agnona» (после поглощения в 1999 г. группой «Zegna» – «Zegna Agnona») и «Loro Piana». Консорциум был зарегистрирован в Италии 12 июля 1994 г. Председателем его руководящего комитета стал Пьер-Луиджи Лоро Пиана (Pier Luigi Loro Piana)[38]. 22 июля 1994 г. между SNV IVC было подписано соглашение о совместной деятельности на 2 года (до 22 июля 1996 г.). При этом CONACS принял участие в соглашении в качестве свидетеля, устроителя (promotor) и контролера (supervisor). В обсуждении соглашения кроме председателя CONACS Альфонсо Мартинеса Варгаса принимали непосредственное участие президент Перу Альберто Фухимори и министр сельского хозяйства Абсалон Васкес Вильянуэва (Absalón Vásquez Villanueva)[39].
Консорциум предложил ставку в 1 млн. 300 тыс. дол., при этом 1 млн. дол. должен был быть предоставлен авансом[40].
По этому соглашению SNV обязалось поставить консорциуму 2000 кг шерсти викуньи и 400 м ткани. В свою очередь IVC обязался платить 300 дол. за каждый килограмм грязной шерсти. К этой сумме после процесса очистки и промывки добавлялась сумма в 6 дол. за каждый килограмм грязной шерсти. За погонный метр ткани должно было быть заплачено 200 дол. Усилия, предпринятые SNV, оценивались в 440 тыс. дол., административные расходы SNV – в 30 тыс. дол., финансирование сохранения и управления викуньей, куда входили ежегодное финансирование SNV, техническая помощь, обучение и охрана, – в 150 тыс. дол.[41].
Теперь Национальному обществу викуньи оставалось ратифицировать соглашение на Национальном конгрессе крестьянских общин, который состоялся 22 июня 1995 г. в столице Луканаса – городе Пукио[42].
«На последней минуте Общество викуниеводов потребовало изменений в контракте. Они хотели, чтобы было записано право общин на работу по очистке руна. До поздней ночи Алонсо (сотрудник «Grupo Inca» – Ф.Ó.), Франсуа, итальянский адвокат, и Мартинес трудились над пересмотром контракта.
Наконец, соглашение, в котором содержались надежды и мечты многих людей, было поставлено на голосование и принято участниками Национального конгресса. …Индейские общины теперь располагали финансовыми средствами, а также мотивом бороться с браконьерами».
«Викунья занимает мистическое место в душе Перу. Ее изображение украшает перуанские монеты, и викунья является национальным символом. В древние времена индейцы сьерры смазывали новорожденного костным мозгом быстрой викуньи, надеясь, что их дети будут бегать быстро и далеко, и жиром викуньи смазывали живот будущей матери, чтобы благословить еще не рожденного ребенка.
Сегодня викунья привела итальянцев с другого конца света и заставила их внести наличные деньги в казну маленьких андских общин. Викунья создала для деревень и их лидеров связь с внешним миром. Телевизионные камеры повсюду, вспышки фотокамер, и вмиг викунья вывела своих хранителей на международную арену. Да здравствует викунья!»[43].
Принятие Закона о викунье
На следующий день – 23 июня 1995 г. был обнародован Закон о викунье (закон № 26496 – Закон о режиме собственности, продажи и наказаний за охоту на виды викуньи, гуанако и их гибриды).
В статье 1 закона было заявлено, «что южноамериканские верблюдовые: викунья, гуанако и их гибриды как виды диких животных защищаются государством, которое будет способствовать развитию и рациональному использованию этих видов»[44].
Если закон № 653 указывал, что «разведение, как и переработка, и коммерциализация их продуктов, могут быть осуществлены любым физическим или юридическим лицом под надзором государства», и передавал викуний и гуанако на попечение и в узуфрукт (в пользование) всем владельцам земель, на чьих землях живут стада викуний и гуанако, – и крестьянским общинам, и ассоциативным крестьянским предприятиям, и частным лицам, то в Законе о викунье речь шла уже не о пользовании, а о собственности. И предоставлялась она только крестьянским общинам, на землях которых имеются стада викуний и гуанако. Права других физических и юридических лиц не рассматривались, т.е. положения закона № 653 о владении и использовании викуний и не подтверждались, и не отрицались.
Статья 2 закона предоставила «право собственности на стада викуньи, гуанако и их гибридов, а также на их продукты, шерсть и производные, полученные от живых животных и происходящие от удаления (saca), должным образом разрешенного, и конфискованные, крестьянским общинам, на землях которых находятся эти виды»[45]. Регулирование осуществления этого права возлагалось на исполнительную власть и законодательно оформлялось верховным декретом.
Статья 3 признавала «сельские общины ответственными за их действия по сохранению, управлению и рациональному использованию викуньи в области их юрисдикции»[46].
Статья 4 разрешила «деятельность по сбору, переработке и сбыту шерсти и ее производных крестьянским общинам, владеющим стадами викуньи, гуанако и их гибридов, непосредственно или через соглашения с третьими сторонами, будь то внутренними или иностранными, в строгом соответствии с международными соглашениями, под контролем государства»[47].
Статьи 6 – 8 Закона о викунье предусматривали за «охоту, отлов, перемещение и торговлю викуньями, гуанако, их гибридами и производными от них» наказание лишением свободы в зависимости от отягчающих обстоятельств на срок от 2 до 20 лет[48].
Национальное чаку викуний 1995 г.
На следующий день после обнародования Закона о викунье – 24 июня 1995 г. состоялось III Национальное чаку. Оно стало знаковым событием в истории перуанской викуньи.
Майк Сафли на Национальном чаку 1995 г.[49]
Для рассказа о Национальном чаку викуний 1995 г. я снова обращаюсь к свидетелю событий – Майку Сафли и его статье «Chacu!»[50], которую как нельзя лучше дополняют его фотографии, сделанные во время праздника.
«Индейцы, итальянцы и пресса – все стали покидать Пукио, когда рассвет подкрался к горам, согревая дорогу к Пампа-Галерасу. Международная конференция по викунье закончилась, речи произнесены и контракты подписаны. Момент настал – El Chacu скоро начнется.
Заповедник Пампа-Галерас, место исследований д-ра Билла Франклина, был сожжен до основания партизанами «Сияющего пути». Германские консервационисты пришли и ушли. Но викуньи выжили, их число увеличилось в двадцать раз с 1965 г.
Сегодня комплекс заново отстроен и возрожден общинниками со всего Перу. Создание музея, посвященного викунье, завершается. Повсюду новые ограждения, поставленные, чтобы направить добычу для этого современного дня чаку.
[51]Представители крестьянской общины Кочапаты на Национальном чаку 1995 г.
Индейские лица напряжены. Баннеры указывают на присутствие общин из Пуно, Макусани и Куско. Тысячи мужчин, женщин и детей организованы для формирования человеческого барьера, который будет окружать викуний. Военные безуспешно пытаются контролировать толпу, но ничто не может остановить в горах большой волны людского намерения захватить их право по рождению».
«Сегодня викунья, находящаяся всего в нескольких футах от ее традиционного врага, человека, будет острижена и освобождена целой и невредимой. Чаку движется, и кечуанские потомки инков скандируют: да здравствует викунья, да здравствует президент и да здравствует чаку».
«Горная цепь, возвышающаяся над Пампа-Галерасом, пропунктирена линией людей. Викуньи бегут впереди, рассчитывая, что их скорость даст им возможность избавиться от своих преследователей. Пятьдесят, затем сто викуний несется в конец долины, человеческий барьер сформирован у них в тылу. Стадо вырастает до пятисот к тому моменту, когда оно входит в кораль.
Пути отступления закрыты черной сеткой. Викуньи, оказавшиеся в еще более маленьком загоне, стоят, наконец, лишь в нескольких метрах от своих преследователей, в ловушке, пытаясь понять свою судьбу.
Мужчины ловят двух детенышей, и церемония брака викуний начинается. Эти ритуалы сопровождаются выступлениями, а затем стрижкой. Немногие, если таковые имеются, животные пострадали. Пойманные и запертые, викуньи стали почти спокойными, их огромные глаза искали возможности для побега, но не находили.
После стрижки, они были помечены, сосчитаны и отпущены. Отсутствие у них шерсти станет щитом от браконьеров, поскольку, как сказал Фернандо Корсо, «стриженая викунья не имеет никакой ценности для браконьеров». Да здравствует чаку!».
В разгар действа в Пампа-Галерас прилетел Альберто Фухимори. Как божество, он спустился с небес и принял на себя роль Сапы Инки:
«Инкские Короли Солнца руководили чаку на пике процветания викуний. На сегодняшнем чаку президент Альберто Фухи Мори имеет свой день на солнце. Когда индейцы, одетые в костюмы древних инков, пронесли королевский трон (носилки – Ф.Ó.) вниз по гребню, который окружает Пампа-Галерас, Фухи Мори прибыл в своем вертолете, чтобы взять на себя командование».
[52]На фото слева Альберто Фухимори произносит речь перед своими подданными. На фото справа Фухимори с малышкой-викуньей, пойманной для обряда брака
Фухимори, одетый в традиционный кечуанский костюм – пончо и чульо, с королевских носилок выступил с посланием к своему народу:
«Он сказал, что большое чаку стало возможным потому, что они свободны – свободны от смертоносного «Сияющего пути» террористов, которых Фухи подавил, свободны от бюрократии. Фухи принял декрет, гарантирующий не только производство шерсти викуньи деревням, но и фактическую передачу им викуний. Он читал новый закон, который диктовал такое же наказание, пятнадцать лет, для браконьеров, как и для террористов. В перуанской тюрьме это – пожизненное заключение».
Фухимори «совершил церемонию брака викуний и помазал свои щеки кровью из уха викуньи».
[53]Подготовка к обряду брака викуний
Затем Фухимори собственноручно остриг викунью.
[54]На фото слева Фухимори приступает к стрижке викуньи. На фото справа Фухимори позирует с уже снятым руном, ценность которого значительно снизили дыры – результат неумелой стрижки. Щеки президента действительно красны от викуньиной крови, которой он был помазан во время обряда брака викуний
«Как политик он понимает, что 70 % перуанцев являются индейцами, – резюмирует М. Сафли. – Как экономист он понимает важность нескольких миллионов долларов, переведенных в один из беднейших регионов Южной Америки. Как защитник природы он сделал безмерное добро для викуньи. Когда он поднимается на королевский трон, принесенный на спинах общинников, он становится, на мгновение, современным Королем Солнцем».
Очевидно, что на Национальном чаку викуний лучи славы освещали в основном современного Инку – Фухимори. Но инкская инсценировка была все же подготовлена. На фотографиях можно видеть актера, изображавшего императора в характерной повязке с тремя перьями, и его «подданных». Однако инсценировка, похоже, была несколько скомкана из-за передачи главной роли президенту страны.
Таким образом, заключив, что в деле спасения викуний без коренных народов, которые всегда жили бок о бок с этими животными, не обойтись, и, воодушевившись идеей о том, что бесценная шерсть викуний поможет вытащить андцев из нищеты, власти признали необходимость интегрирования крестьянских общин в начавшийся процесс рационального использования викуний. Однако восприятие викуний в общей массе крестьян с инкских времен изменилось. За века безжалостного истребления к викуньям перестали относиться как к стадам богов. Необходимо было вернуть уважение к викуньям и снова сделать их частью жизни общин, для чего требовалось возродить исторические, культурные и религиозные традиции. Этого и попытались добиться власти Перу, прежде всего, учредив с 1993 г. проведение ежегодного Национального чаку викуний, а с 1994 г. совместив его с Международным фестивалем викуньи в заповеднике Пампа-Галерас. При этом национальное чаку задумывалось как реконструкция королевской охоты инков, представлявшей собой масштабный государственный праздник с религиозным торжеством в присутствии императора и гостей со всех концов страны, с тысячами загонщиков и несметными стадами пойманных животных, которых в соответствии с инкской практикой стригли и сразу отпускали, а также с совместной трапезой Инки и его поданных после чаку. И действительно на фестивалях викуньи прошлого и начала нынешнего века всегда было много народу, были и иностранные гости, в число которых входили представители стран – участниц Соглашения по викунье, крупные чиновники министерства сельского хозяйства Перу и даже министры. Но на большом чаку 1995 г. присутствовал сам президент страны. Этим он подчеркнул важность события, а также выказал уважение к коренным народам и их традициям. Тем самым он признал кечуанов и аймаров равноправными гражданами страны, а кроме того, наследниками инков, что, видимо, в те годы стало уже престижным. Когда началась историческая реабилитация инков в Перу, где у власти фактически находились потомки завоевателей, мне неизвестно. Но она также имела место в событиях, связанных с сохранением викуний. И мода на инков, возможно, своими корнями уходящая в праздники Инти-Райми, которые устраиваются в Перу ежегодно тоже 24 июня начиная с 1944 г., пошла именно с «королевских охот» в Пампа-Галерасе.
Национальное чаку викуний 1995 г. было призвано увязать традиции и обычаи коренных народов Анд с реалиями нового времени и, прежде всего, с социально-экономической политикой власти в лице президента Перу. Альберто Фухимори обнародованным накануне Законом о викунье признавал права коренных народов на управление стадами викуний и гуанако и на получение в результате этого управления доходов. Соглашением на покупку шерсти викуньи, подписанным с консорциумом IVC, он предоставлял возможность реального осуществление этого права. Своим присутствием на Национальном чаку президент демонстрировал уважение к андцам и их традициям, а тем, что он, одетый в пончо и чульо, руководил древней религиозной церемонией в серко, Фухимори показывал намерение быть для коренных народов их отцом и покровителем, в своем роде новым Инкой. И, я думаю, после многих лет гражданской войны, чудовищной по своей жестокости, проявленной обеими сторонами конфликта по отношению к крестьянам, это дорого стоило.
Если в 1994 г. в производстве шерсти участвовало лишь 12 общин[57], то в 1996 г. CONACS своей резолюцией № 013–96-AG-CONACS официально признал комитеты по викунье 137 крестьянских общин[58]. А это говорит о том, что 137 общин прошли все формальности и готовы были приступить или уже приступили к управлению викуньями.
Регламент Закона о викунье
7 июня 1996 г. – примерно через год после принятия Закона о режиме собственности, продажи и наказаний за охоту на виды викуньи, гуанако и их гибриды – верховным декретом 007–96-AG был утвержден регламент этого закона[59].
В соответствии с главой I «О роли государства», свое руководство сохранением и использованием викуний и гуанако государство осуществляет посредством двух учреждений министерства сельского хозяйства – CONACS и INRENA.
CONACS имеет следующие функции:
a). «Содействовать, консультировать, контролировать и устанавливать нормы в отношении развития, сохранения, управления, совершенствования и рационального использования викуньи, гуанако и их гибридов на национальном уровне.
b). Представлять страну перед Соглашением по сохранению и управлению викуньей в координации по этому вопросу с Министерством иностранных дел.
c). Координировать с Распорядительной и научной администрацией CITES–Перу вопросы, связанные с дикими южно-американскими верблюдовыми.
d). Давать отзыв о проектах нормативных актов технико-административного характера, которые издаются в области диких южно-американских верблюдовых.
e). Консультировать крестьянские организации на предмет того, как можно осуществлять непосредственно ведение дела и коммерциализацию продуктов и подпродуктов, происходящих от диких южно-американских верблюдовых, на наилучшем уровне качества.
f). Согласовывать с министерствами обороны и внутренних дел помощь в действиях по контролю и охране диких южно-американских верблюдовых.
g). Координировать с Национальным суперинтендантством таможни – ADUANAS и другими государственными учреждениями таможенный контроль продуктов, происходящих от диких южно-американских верблюдовых.
h). Хлопотать, получать и направлять технические и финансовые ресурсы, проистекающие от международного технического сотрудничества, переданные и подаренные, для правильного ассигнования, надзора и контроля на благо крестьянских общин – заводчиков диких южно-американских верблюдовых».
Национальный институт природных ресурсов (INRENA) является Распорядительной и научной администрацией CITES–Перу, а также «официальным учреждением, призванным сохранять, стимулировать и поддерживать устойчивое использование возобновляемых природных ресурсов, включая дикие фауну и флору, а также защищать их от чрезмерной эксплуатации в результате торговли или международного трафика». INRENA призван координировать управление, стимулирование и развитие Национальной системы природных территорий, охраняемых государством, – SINANPE. Политику, планы и нормы охраняемых природных территорий, где есть дикие южно-американские верблюдовые, в отношении этих видов INRENA обязан координировать с CONACS. На таких территориях также предусматривается общинное управление викуньями и гуанако. С этой целью там предполагается создание комитетов управления, составленных из представителей крестьянских общин территории и зоны ее влияния, где CONACS и INRENA будут председательствовать.
«CONACS и INRENA, – гласила статья 6, – согласно соответствующим им функциям, обязанностям и полномочиям, предоставленным законом, поручается курировать основные направления деятельности по сохранению, управлению и использованию диких южно-американских верблюдовых викуньи и гуанако и в особенности следующее:
a) создание территорий общинного управления,
b) перепись популяции,
c) проектирование и установку коралей для отлова,
d) отлов и стрижку,
e) классификацию и очистку шерсти,
f) промышленную переработку,
g) коммерциализацию,
h) подписание соглашений о переработке и коммерциализации.
i) вложение прибылей в сохранение викуньи.
Регламент указывает на необходимость регистрировать основные действия по сохранению, управлению и использованию. С этой целью создается Единый реестр южно-американских верблюдовых Перу, ведение которого поручается CONACS. В него входит девять реестров:
I. Реестр популяции.
II. Реестр территорий управления.
III. Реестр продукции и происхождения:
а) Субреестр шерсти животных, остриженных живыми,
b) Субреестр шерсти, полученной от мертвых животных.
IV. Реестр переработки:
а) Субреестр промышленной переработки,
b) Субреестр ремесленной переработки.
V. Реестр изделий:
Субреестр промышленных изделий:
а) Реестр тканей,
b) Реестр одежды;
Субреестр ремесленных изделий:
а) Реестр кустарного промысла предметов роскоши,
b) Реестр кустарного промысла утилитарных предметов.
VI. Реестр коммерциализации:
а) Субреестр поступления готовой продукции.
b) Субреестр перемещения готовой продукции.
VII. Реестр покупателей или пользователей.
VIII. Реестр других продуктов:
Субреестр кож и производных.
IX. Реестр переработки в некоммерческих целях для испытаний и исследований.
CONACS обязан предоставлять ассоциациям по управлению крестьянских общин и/или ассоциативных крестьянских предприятий необходимую консультативную помощь для того, «чтобы они могли непосредственно осуществлять ведение дела и коммерциализацию продуктов и подпродуктов викуньи, происходящих от стрижки живых животных, на самом высоком уровне качества». Действиями крестьянских общин и/или ассоциативных крестьянских предприятий на этапах сохранения и управления должны руководить техник или дипломированный специалист, зарегистрированный и признанный CONACS, который будет наставлять общинников и подписывать соответствующие акты.
Глава II «О роли частного сектора» начинается со статьи 13 «О собственности на диких южно-американских верблюдовых, существующих на территории». В ней говорится только о том, что нужно предпринять, чтобы получить документ, удостоверяющий право собственности. Для этого необходимо представить CONACS прошение с приложением следующих документов:
«a) акта о согласии общего собрания взять на себя ответственность за их сохранение и управление;
b) акта об образовании специализированного комитета по сохранению и управлению;
c) резолюции о признании крестьянской общины, документа на право собственности на общинную территорию, кадастрового плана и карточки записи в государственных регистрах, если они есть;
d) копии общего списка членов крестьянской общины».
Однако следующая статья фактически лишала общины права собственности. Статья 14 «Об ограничениях в праве собственности на диких южно-американских верблюдовых» гласит: «Осуществление права собственности на викунью, гуанако и их гибридов подчинено нормам, содержащимся в национальном законодательстве и международных договорах, участником которых Перу является».
Регламент предписывает крестьянским общинам, владеющим викуньями и/или гуанако, образовать «общинные комитеты устойчивого использования викуньи и/или гуанако, ответственные за сохранение, защиту и управление викуньей и/или гуанако». Эти общины «могут сформировать ассоциацию для региона или департамента; ассоциации, которые будут официально признаны CONACS, должны быть интегрированы в единую организацию на национальном уровне, которая обеспечивает выживание вида». Признанным официально крестьянским организациям полагается получить от CONACS свидетельства о регистрации.
Для производства и сбора шерсти владельцам диких южно-американских верблюдовых непосредственно или через свои представительные организации надлежит «ходатайствовать перед CONACS о разрешении и надзоре за их действиями по управлению, направленными на получение шерсти викуньи от животных, остриженных живыми, для чего они должны предоставить следующее:
a) оценку популяции;
b) исследование плотности популяций для определения пункта отлова;
c) сведения о наличии рабочей силы;
d) перечень имеющихся материалов или снаряжения;
e) документ, подтверждающий включение в реестр популяции;
f) ответственного за деятельность».
Согласно регламенту, отлов и стрижка викуний и гуанако могут иметь место между 15 мая и 15 ноября каждого года с предварительного разрешения CONACS, которому вменяется в обязанность обеспечивать «управление и техническое сопровождение, необходимые для действий по отлову и стрижке живых диких южно-американских верблюдовых в случае, если ходатай не имеет своего специалиста».
«За сбор продукции шерсти викуньи, полученной для регистрации и дальнейшей переработки и коммерциализации», отвечает Национальное общество викуниеводов Перу. Оно же в соответствии со статьей 32 получает «эксклюзивное право на торговлю».
«Процессы переработки шерсти и коммерциализации тканей и продуктов викуньи, – говорится в статье 32, – будут осуществляться исключительно и целиком и полностью Национальным обществом викуниеводов Перу в качестве национального представительного органа общин – заводчиков викуньи в рамках резолюций, принятых Соглашением по викунье и Конвенцией CITES по этому вопросу, под руководством CONACS и INRENA».
Ни одна община не имеет права самостоятельно торговать шерстью, поскольку статья 33 это фактически запрещает, так как вводит «внутреннюю совместную коммерциализацию», а именно:
«Коммерциализация всей продукции шерсти викуньи, зарегистрированной на национальном уровне, будет осуществляться одним актом посредством механизмов, одобренных крестьянскими общинами на конгрессе или общем собрании делегатов, в присутствии представителя CONACS, в рамках Андского соглашения по викунье, участником которого Перу является, через Национальное общество викуниеводов Перу».
Надзор за процессами переработки и коммерциализации шерсти викуньи, а также за механизмом, принятым для этой цели, вменяется в обязанность CONACS и при необходимости – Распорядительной и научной администрации CITES–Перу.
Согласно регламенту закона, перуанское государство является собственником марки VICUÑANDES PERÚ, одобренной CITES «для продажи шерсти и ее производных викуньи и гуанако», а «CONACS осуществляет право собственности на марку». На марку VICUÑANDES PERÚ «предоставляется концессия в пользу крестьянских общин и общинных ассоциативных предприятий для коммерциализации продуктов, полученных из шерсти живой викуньи». С этой целью CONACS, представляющий государство, уступает использование марки VICUÑANDES PERÚ на определенный срок Национальному обществу викуниеводов Перу «от имени крестьянских общин посредством специального соглашения, утвержденного резолюцией Министра сельского хозяйства».
«Международную коммерциализацию образцов (подпродуктов) викуньи» регламент Закона о викунье объявляет запрещенной. Исключение составляет «волокно или шерсть, полученная от животных, остриженных живыми, при следующих условиях:
a) контейнер с шерстью для экспорта должен иметь пломбы Распорядительной и научной администрации CITES–Перу, сертификаты, содержащие веса, размеры и объемы;
b) ткани для экспорта должны иметь марку VICUÑANDES PERÚ и соответствующий ей логотип или официальное разрешение для международных соглашений;
c) готовая одежда должна иметь марку и логотип VICUÑANDES PERÚ или разрешение для международных соглашений;
d) продукты, которые будут экспортированы, должны иметь сертификат о законном происхождении и сертификат Единого реестра диких южно-американских верблюдовых Перу и разрешение на экспорт CITES–Перу».
Разрешение на экспорт выдает Распорядительная и научная администрация CITES–Перу «по представлении сертификата происхождения, выданного Единым реестром диких южно-американских верблюдовых Перу». В случае тканей прилагается сертификат первичной переработки, выданный соответствующим аграрным регионом.
Внутренняя торговля образцами диких южноамериканских верблюдовых также «запрещена, исключая волокно или шерсть, при условии, что она получена от животного, остриженного живым; от удаления, должным образом разрешенного; от животных, умерших при несчастных случаях при управлении или естественной смертью; получена в результате конфискации, и имеет:
а) сертификат о происхождении Единого реестра диких южно-американских верблюдовых Перу;
b) марку и логотип VICUÑANDES PERÚ или официальное разрешение в случае тканей и их производных, полученных в промышленных условиях;
c) официальное разрешение, марку и логотип, которые с этой целью введены для тканей, изготовленных кустарным способом».
* * *
Таким образом, принятие Закона о викунье, в котором достояние нации – викунья отдавалась исключительно крестьянским общинам, причем в собственность и с правом торговли напрямую ее шерстью, было политическим актом, призванным привлечь общины на сторону законной власти, а именно, правительства Фухимори. Другим – не менее важным предназначением закона было стать юридической основой для заключения миллионного контракта с IVC, сотрудничество с которым обещало иметь долгосрочную перспективу. Обнародование закона было весьма хитроумно увязано с подписанием контракта между IVC и SNV и одобрением его на съезде общин в Пукио, а затем все это было скреплено возрождающейся традицией – Национальным чаку викуний и их жертвенной кровью. А традиция, обычай для народа – больше, чем закон.
Обстоятельствами исторического момента объясняются плакатная краткость формулировок статей Закона о викунье и его явные противоречия с законом № 653. Но регламент Закона о викунье, думается, не оставил и следа от оптимистического настроя общин после Национального чаку 1995 г. Козырь Фухимори – предоставление викуний и гуанако в собственность исключительно крестьянским общинам с правом прямой торговли их шерстью, естественно, в регламенте не могло быть отменено. Но эта и так не частная, а коллективная собственность была настолько ограничена законом, что ее и собственностью-то назвать нельзя. Распоряжаться общины могли исключительно шерстью. Однако и такой возможности они были лишены, потому что статья 32 регламента отдавала «эксклюзивное право на торговлю» шерстью SNV. (При этом деньги, полученные за шерсть, по обычаю, не выплачивались каждому из общинников, работавших с викуньями. Они шли целиком на общинные нужды.) Помимо всего прочего, для того чтобы вступить в право собственности на стада викуний, а затем заботиться о них и торговать их шерстью, нужно было собрать немалое количество документов, а потом и работать с ними, что по большей части неграмотные крестьяне попросту не могли делать самостоятельно. В этом общинам помогала (или мешала?) воздвигнутая над ними регламентом закона вертикаль учреждений и организаций (см. схему).
Управление использованием викуньи в Перу в результате принятия регламента Закона о викунье перешло от Совета по викунье и региональных правительств, действовавших под надзором министерства сельского хозяйства, к министерству сельского хозяйства, а вернее – к двум его автономным учреждениям – CONACS и INRENA. Они имели всеобъемлющие полномочия и в своих действиях опирались на Национальное общество викуньи, которое подчиняло себе региональные ассоциации общин и комитеты по викунье. В условиях неграмотности и неосведомленности крестьян, удаленности их от административных учреждений содействие SNV в деле оформления документов, заключения контрактов на продажу и пр. было жизненно необходимо.
По сведениям блогпоста «Agricultura en el Perú», «в период с 1993 по 1997 г. SNV и CONACS работали в совместном формате, и некоторые должностные лица CONACS формировали часть персонала, включенного в ротационный фонд (министерская резолюция № 0225–2000-AG), фонда викуньи Перу и, что более спорно, входили в состав руководства SNV, работая в CONACS, были – одновременно – региональными председателями SNV»[60]. Все это на этапе отработки системы использования викуний было полезно и оправдано, но в то же время в условиях монополизации торговли шерстью открывало широкие возможности для нарушений и коррупции, тем более что с 1994 по 2002 г. «International Vicuna Consortium» имел эксклюзивный контракт на покупку всей шерсти, произведенной в стране.
Продление соглашения между SNV и IVC
Первый экспорт шерсти викуньи был произведен в соответствии с верховным декретом № 035–94-AG от 20 июня 1994 г. и соглашением о совместной деятельности, подписанным 22 июля 1994 г. между Национальным обществом викуньи и «International Vicuna Consortium»[61].
25 июня 1995 г. в Пампа-Галерасе SNV в соответствии с полномочиями, предоставленными ему крестьянскими общинами на Национальном конгрессе, подписало с IVC первое дополнение к соглашению о совместной деятельности. Дополнение предоставило консорциуму приоритетное право на покупку шерсти викуний, убитых в 1980-х гг., которую разрешила использовать CITES, а также на покупку шерсти, состриженной с живых викуний[62]. В этом же году SNV подписало второе дополнение к соглашению с IVC. SNV предложило консорциуму запас 918 кг шерсти викуньи, состриженной с живых животных, кампании 1994 г. и 1500 кг шерсти кампании 1995 г., а также возможность включения шерсти кампании 1996 г. При этом IVC обязался выплачивать SNV 434 дол. за каждый килограмм очищенной и мытой шерсти викуньи[63]. Поскольку срок действия соглашения закончился в 1996 г., в 1998 г. SNV объявило новый публичный международный аукцион с участием CONACS в качестве устроителя (promotor). Была разработана брошюра для привлечения текстильных компаний из стран, которые традиционно перерабатывают и продают тонкую шерсть. Первый созыв аукциона был проведен 30 марта 1998 г., второй – 13 мая 1998 г. Этот созыв был признан недействительным, поскольку SNV осуществляло процесс прямых переговоров с IVC, которые привели к подписанию третьего дополнения к соглашению о совместной деятельности[64].
Третье дополнение предполагало продажу консорциуму из имеющихся запасов 954,271 кг очищенной и 1534,408 кг предварительно очищенной шерсти, а также продажу предварительно очищенной шерсти, которая будет настрижена в 1998 г. – 2500 кг, в 1999 г. – 3000 кг, в 2000 г. – 4000 кг. IVC обязался выплачивать 308 дол. в качестве базовой цены за каждый килограмм и 60 дол. (дополнительно к 308 дол.) за ручной труд процесса очистки[65]. Четвертое дополнение к соглашению было сделано в 2002 г. В соответствии с ним, по данным CONACS, SNV должно было предоставить IVC всю предварительно очищенную шерсть кампаний 2001 – 2003 гг. по цене в 385 дол.[66].
Торговое сотрудничество Национального общества викуньи и «International Vicuna Consortium of Textile Manufactures» (1994 – 2002) Источник – CONACS (2005)[67].
За коммерциализацию шерсти викуньи с 1994 по 2001 г. SNV получило 6580945,24 дол.[68] .
[24] Ludeña H. EL CONACS: Sus acciones y actividades (http://www.asocae.org/blog/).
[61] La Vicuña en el Perú: Problemas y Soluciones (http://agriculturaandina.blogspot.com/2008/10/la-vicua-en-el-per-problemas-y.html). [62] Sub-grupo de trabajo… Informe final (http://agriculturaandina.blogspot.com/2008/11/comercializacin-de-la-fibra-de-vicua-el.html). [63] Sub-grupo de trabajo… Informe final (http://agriculturaandina.blogspot.com/2008/11/comercializacin-de-la-fibra-de-vicua-el.html). [64] Sub-grupo de trabajo… Informe final (http://agriculturaandina.blogspot.com/2008/11/comercializacin-de-la-fibra-de-vicua-el.html). [65] Sub-grupo de trabajo… Informe final (http://agriculturaandina.blogspot.com/2008/11/comercializacin-de-la-fibra-de-vicua-el.html). [66] Lisung L. Opus cit. (sanrem.cals.vt.edu/1300/GCCV_4-11–08.doc -). [67] Lisung L. Opus cit. (sanrem.cals.vt.edu/1300/GCCV_4-11–08.doc -). [68] La Vicuña en el Perú: Problemas y Soluciones (http://agriculturaandina.blogspot.com/2008/10/la-vicua-en-el-per-problemas-y.html).