В дальнем северо-западном углу храма Каласасайя находится один из самых замечательных монументов древнего мира – Врата Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol), высеченные из цельного блока серо-зеленого андезита. Они имеют около 3 м в высоту, 4 м в ширину и 0,5 м в толщину. Вес оценивается в 10 т[2]. Врата Солнца главный исследователь Тиауанако Артур Познански назвал «самым совершенным и важным произведением искусства… наследством и изящным свидетельством культуры, знаний и цивилизованности людей и их правителей»[3].
Снимок комплекса Тиауанако со спутника (2011)[4]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Керикала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – монолит Монах, 10 – монолит Понсе, 11 – храм Каласасайя
Врата стоят на том месте, где (в очередной раз) были найдены уже в XIX в. Как свидетельствуют гравюры и первые фотографии, они был расколоты на две части. При этом правая половина наклонялась над левой. По словам коренных жителей, ворота раскололись в результате удара молнии [5].
Но, как рассказывает в своей книге «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков» (1877) Э. Скуайер, Врата Солнца не всегда имели вертикальное положение. От него мы узнаем, что А. д’Орбиньи, который посетил руины Тиауанако в 1833 г., застал их лежащими[6]. Однако когда Э. Скуайер работал в Тиауанако (1860-е гг.), врата уже были подняты.
На гравюрах из книги Э. Скуайера (рис. 1 и 2), сделанных, по его утверждению, с фотографической точностью, обе части портала стоят вертикально и достаточно глубоко уходят в землю.
Кто поднял врата и с какой целью? На этот вопрос Э. Скуайер не нашел ответа. Никто ничего не знал об этом, либо, по его словам, кто-то заботился о том, чтобы никто ничего не узнал.
Но, по данным боливийского археолога Карлоса Понсе Санхинеса (Carlos Ponce Sanjines), возглавившего изучение Тиауанако с 60-х гг. прошлого века, врата были подняты во время войны за независимость от испанского господства (1810 – 1826), когда Тиауанако и доколумбовое прошлое были поддержаны молодыми борцами за независимость в качестве икон новой нации. В 1825 г. Хосе Антонио де Сукре (José Antonio de Sucre), вначале именовавшийся освободителем Боливии, а затем ее президентом, приказал выкопать из земли и поднять Ворота Солнца в Тиауанако как «символ роста новой нации»[7].
Таким образом, тайна подъема врат, открылась и оказалось, что их подняли люди, а не неведомые силы, как было принято думать. Но тогда как же быть со свидетельством А. д’Орбиньи, который в 1833 г. видел их лежащими? Конечно, может статься, что сеньор Сукре приказал их поднять в 1825 г., а его приказ был выполнен после 1833 г. Но это маловероятно, поскольку, по свидетельству того же д’Орбиньи, в 1833 г. «иконоборцы» вновь активизировались и взорвали одни из храмов Тиауанако.
Рис. 3[8]
В какой-то момент времени, как показывает одна из старых фотографий (рис. 3), бóльшая часть врат, похоже, накренилась так, что уперлась внутренней стороной в землю.
Рис. 4. «Вид на резные Ворота Солнца Тиауанако после раскопок Французской миссии» (подпись к фотографии). Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Sintich Hermanos. Бруклинский музей, США[9]
Рис. 4а. «Вид на резные Ворота Солнца Тиауанако. Выступающие части были побелены мелом Французской миссией» (подпись к фотографии). Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Sintich Hermanos. Бруклинский музей[9а]
В 1903 г. Врата Солнца были полностью вырыты из земли (рис. 4 и 4а) Французской научной миссией, возглавляемой Жоржем Креки де Монфором.
Рис. 5[10]. Рисунок из книги А. Познански
А. Познански, который приступил к изучению Тиауанако в 1904 г., обратил внимание на то, что лицевая сторона Врат Солнца и, в частности, ее рельеф прекрасно сохранились, тогда как их задняя сторона сильно пострадала от эрозии. Поскольку врата вырезаны из андезита, требуется, по его словам, несколько тысяч лет, чтобы истереть его таким образом. В результате А. Познански пришел к выводу о том, что врата были повалены лицом вниз, а спустя время занесены аллювиальной почвой, что позволило лицевой стороне сохраниться несравненно лучше. В таком состоянии их нашли около 1630 г. «испанские конкистадоры «искоренители идолопоклонства в Перу»». На рисунке А. Познански показал, как он представляет себе положение поваленных врат на тот момент (рис. 5)[11].
А. Познански называл «Солнечную Дверь» «самым славным памятником», «высшим образцом» третьего (последнего) периода строительства Тиауанако. Он считал, что она незакончена и предполагал, что ее планировали установить во внутреннем святилище Каласасайи, которое он именовал sanctissimum (превосходная степень от латинского «sanctus» – священный) или sanctum sanctorum (святая святых) и также считал незаконченным[12].
Некоторые исследователи считают, что в прошлом врата были частью большого здания, которое могло быть размещено на вершине пирамиды Акапана, где есть различные куски из того же материала, что и этот портал[13]. Алан Колата (Alan L. Kolata), американский археолог, антрополог и этноисторик, наряду с боливийскими учеными исследовавший Тиауанако и его окрестности в течение 80-х и начале 90-х гг. XX в., высказывал предположение, что Врата Солнца первоначально стояли на площадке восточного входа платформы Пума-Пунку[14]. Однако большинство ученых придерживается мнения о том, что Врата Солнца – часть Каласасайи.
Рис. 6[15]. Так мог выглядеть фасад храма с Вратами Солнца в представлении немецкого археолога и писателя Эдмунда Кисса
Поскольку ось Каласасайи, которая считается астрономической обсерваторией, ориентирована вдоль линии восток-запад, некоторые ученые высказывали предположение, что Врата Солнца могли изначально быть установлены в центре этого огороженного пространства, а не у северной оконечности его западной стены, как сегодня. Однако огромный вес врат свидетельствует против их намеренного переноса и в пользу того, что они всегда стояли там, где находятся сейчас. Кроме того, место у середины западной стены было занято террасой, центр которой, в свою очередь, располагался на оси восток-запад всего храма Каласасайя[16].
Но Э. Скуайер не был согласен с такой точкой зрения. Он писал:
«Они (Врата Солнца – Ф.Ó.) не настолько велики и не так тяжелы, что не могли быть перемещены пятьюдесятью людьми с веревками, рычагами и валами, и хотя мы не знаем ни одной причины, почему они должны были быть удалены от своей первоначальной позиции, мы знаем, что многие из тяжелых камней были перемещены таким образом, в том числе монолитные ворота входа на кладбище (Врата Луны – Ф.Ó.)»[17].
Рис. 7[18]
В нижней части Врат Солнца имеются ниши и геометрически правильные вырезы. Особенно много их на той части, которая считается тыльной (рис. 8). «Ниши вырезаны в камне с поразительной точностью, внутренние кромки идеально обработаны. Это невозможно было сделать грубыми, примитивными орудиями», – пишет А. Элфорд, предварительно напомнив, что андезит – «одна из самых твердых пород, и очень трудно поддается обработке»[19].
Рис. 8[20]
А. Познански убедительно доказал, что на нишах Врат Солнца были установлены золотые пластины, которые могли поворачиваться на выступающих петлях или «поворотных штырях». Эти петли должны были быть изготовлены из бронзы, чтобы выдерживать вес пластин[21]. И действительно, А. д’Орбиньи обнаружил в углублениях для штырей следы бронзы[22].
Рис. 8а[23]
Каменный календарь
Но самая искусная и загадочная резьба находится на верхней части фронтальной стороны врат (рис. 7). Там мы видим рельефное изображение, состоящее из почти трехмерной центральной фигуры верховного божества и его крылатых спутников, которых называют также второстепенными божествами или крылатыми гениями. Всего крылатых существ 48 (32 с человеческими головами и 16 с головами кондоров) – по 24 (в 3 ряда) с каждой стороны от центральной фигуры. С. Скуайер писал:
«Крылатые фигуры с человеческой головой и головой кондора в трех линиях квадратов представлены припавшими на одно колено, с лицами, обращенными к большой центральной фигуре, как бы в восхищении, и каждый из них держит перед собой жезл или скипетр. Скипетры фигур в двух верхних линиях раздвоены и в точности соответствуют скипетру в левой руке центральной фигуры, а скипетры нижнего ряда соответствуют тому, что представлен в правой руке»[24].
Рис. 9. Гравюра из книги Э. Скуайера
А. Познански обратил внимание на то, что только по пять изображений каждого ряда вырезаны так же рельефно, как фигура бога, а самые крайние лишь слегка намечены, как будто их добавили позднее[25]. Под ними помещен в орнаменте ряд голов, напоминающих по типу лицо верховного божества, но меньшего размера. Этот орнамент называют меандровидным. Однако здесь не просто меандр: его элементы представляют собой небольшие ступенчатые пирамиды.
Рис. 10[26]
Но если всмотреться в фотографию, то можно заметить, что не только фигуры спутников по краям врат лишь намечены, но и соответствующие им части нижнего меандровидного орнамента. При этом левый от нас край фриза проработан менее правого. Э. Скуайер заметил, что незаконченные боковые части от законченной средней части отделяет «очень четкая линия», которая «наиболее выражена в нижнем ярусе». Он писал:
«По обе стороны от этой линии, стоя на лучистых головах, которые я уже упоминал, расположены спина к спине и глядя в разные стороны, две небольшие, но интересные фигуры людей, увенчанные чем-то вроде пернатой шапки и держащие у рта нечто вроде труб. Хотя они имеют всего три дюйма (7,6 см) в высоту, эти фигурки украшены таким же образом, как и крупные, с головами тигров, кондоров и т.д.»[27].
На гравюре, изображающей центральную часть композиции фриза Врат Солнца (рис. 11), которая опубликована в книге Э. Скуайера, орнамент с «горнистами», как их позже назвал А. Познански, расположен под фигурой Бога Врат. Это не соответствует действительности. Но, я думаю, художник намеренно поместил его здесь, чтобы мы могли на них посмотреть.
Рис. 12[28]. Керамическая труба. Музыкальный инструмент. Размер: 20 см. Культура: Пукара (Pucará). Дата или период: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[28а]
Замечу также, что в качестве горнов и труб андцы использовали и используют сейчас морские раковины путуту (pututo). Но вполне возможно, что на вратах изображены трубы, подобные той, которая экспонируется в Национальном музее археологии, антропологии и истории (рис. 12). Такие trompetos обладали мощным голосом, могущим призывать на торжественные церемонии. Декор этой трубы весьма изысканный и богатый. Она украшена объемной головой царственной пумы, обрамленной вязью узоров, составленных из голов кондоров.
Фриз врат принято считать календарем. Теперь с этим согласна и официальная наука. Однако когда Артур Познански впервые высказал подобную мысль, к его идее отнеслись, мягко говоря, с большим недоверием. Привожу версию А. Познански в изложении З. Ситчина:
«Он зарисовал центральную фигуру, меандр под ней и пятнадцать исходных барельефов с каждой стороны (рис. 119) и пришел к выводу, что это календарь с состоящим из двенадцати месяцев годом, который начинается в день весеннего равноденствия (сентябрь в южном полушарии), и что большая центральная фигура связана именно с этим месяцем и днем равноденствия. Поскольку в момент равноденствия продолжительность дня равна продолжительности ночи, Познански предположил, что сегмент под главной фигурой в центре меандра обозначает другой месяц равноденствия, то есть март. Затем он поставил в соответствие другим сегментам меандра остальные месяцы. Обратив внимание, что на двух крайних сегментах вместе с головой бога изображен горнист, Познански выдвинул гипотезу, что таким образом обозначаются два месяца, в которые солнце уходит дальше всего на север и юг, то есть июнь и декабрь, и когда жрецы трубят в горн, призывая его вернуться. Другими словами, Ворота Солнца – это каменный календарь.
По версии Познански, это был солнечный календарь. В нем не только начало года привязывалось к моменту равноденствия, но также было обозначено второе равноденствие и дни солнцестояния. В этом календаре было одиннадцать месяцев по тридцать дней (количество крылатых спутников бога над меандром) плюс «большой месяц» из тридцати пяти дней, месяц Виракочи, в сумме составляющие 365 дней солнечного года.
Познански должен был обратить внимание, что состоящий из двенадцати месяцев и начинавшийся в день весеннего равноденствия год составлял основу первого ближневосточного календаря, введенного шумерами в Ниппуре примерно в 3800 году до нашей эры.
Изображения бога, а также его крылатых спутников и ликов-месяцев на первый взгляд кажутся реалистичными, но на самом деле состоят из множества определенных элементов, преимущественно геометрической формы. Познански выполнил серьезную работу по изучению этих элементов, встречающихся и на других памятниках. Он классифицировал их в соответствии с изображенным объектом (животное, рыба, глаз, крыло, звезда и т.д.) или понятием (Земля, небо, движение и т.д.). Познански также выяснил, что круги и овалы всевозможных цветов и размеров служат для обозначения Солнца, Луны, планет, комет и других небесных тел (рис. 120а), что на барельефе часто встречается отображение связи Небо–Земля (рис. 120b) и что доминирующими символами являются крест и ступени (рис. 120с). В последнем элементе, лестнице, он усмотрел «фирменный знак» Тиауанаку – его памятников и всей цивилизации, – откуда этот символ распространился по всей Америке. Он признал, что этот знак напоминает зиккураты Месопотамии, но поставил под сомнение возможность присутствия шумеров в Тиауанаку.
Все эти особенности усиливали ощущение Познански, что Ворота Солнца являются частью большого комплекса в Тиауанаку, который выполнял функцию обсерватории…
Рис. 120»[29].
Эдмунд Кисс, как и А. Познански, считал, что резьба на Вратах Солнца представляет своего рода календарь (рис. 13), который отмечал солнцестояния, равноденствия, каждый день в году, положение Луны на каждый час, и все эти данные даже учитывали вращение Земли. По его словам, «люди, которые изобрели этот календарь, принадлежали к цивилизации более высокой, чем наша». По расчетам Эдмунда Кисса, Тиауанако было построено приблизительно за 27000 лет до Рождества Христова. Этот календарь, утверждал он, был выгравирован на камне астрономами из третичного периода. После многих лет исследований с учетом каждой детали фриза Э. Кисс пришел к следующим выводам. На Вратах Солнца в Тиауанако высечен календарь, который делит год на 12 месяцев, каждый из которых имеет 24 дня. Только месяцы с февраля по апрель насчитывают 25 дней. Каждый из дней имеет 30 часов. Каждый час состоит из 22 минут[30].
Рис. 13[31]. Рисунок из книги Э. Кисса «Ворота Солнца Тиуанаку и учение Гербигера о мировом льде»
Продолжение: с. 2
[2] http://es.wikipedia.org/wiki/Puerta_del_Sol_%28Tiwanaku%29; http://www.crystalinks.com/preinca.html
[3] Цит. по: Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[5] http://es.wikipedia.org/wiki/Puerta_del_Sol_%28Tiwanaku%29; http://www.crystalinks.com/preinca.html; Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[6] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[7] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[9] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4135/image#
[9а] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4134/image
[10] Posnansky A. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://blog.world-mysteries.com/science/ancient-ruins-of-tiwanacu-and-pumapunku/).
[11] Posnansky A. Opus cit. (http://blog.world-mysteries.com/science/ancient-ruins-of-tiwanacu-and-pumapunku/).
[12] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[13] http://es.wikipedia.org/wiki/Puerta_del_Sol_%28Tiwanaku%29
[14] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[16] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[17] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[19] Элфорд А.Ф. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465).
[21] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[22] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[23] http://www.flickr.com/photos/bobkerrjr/3961183272/in/photostream/
[24] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[25] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[27] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[28] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4445674745/in/photostream/
[28а] http://eca.state.gov/files/bureau/icpp/1peru/fi/0000007b.htm
[29] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[30] Daniken E. von. Twilight of the Gods (http://www.scribd.com/doc/54592190/Twilight-of-the-Gods-the-Mayan-Calendar-Erich-Von-Daniken).
[31] http://www.struppig.de/tiefebbefrostgebiet/wp-content/uploads/2006/10/sonnentor-kalender.jpg