Рядом с западной стеной храма Каласасайя находится храм Путуни (Putuni), или Путупутуни (Putuputuni – где существуют пустоты), известный как Дворец саркофагов[2].
В XXI в., как можно судить по фото, от храма почти ничего не осталось. Поэтому столь ценно свидетельство Э. Скуайера, который видел Путуни в 60-х гг. XIX в.
Он называет храм Дворцом (Palace) и описывает его руины как «следы прямоугольной структуры», «которая состояла из превосходно вырезанных блоков трахита, от 8 (2,4 м) до 10 футов (3 м) в длину и 5 футов (1,5 м) в ширину, с остатками того, что, кажется, было коридором 30 футов (9 м) в ширину». «Столбы, которые поддерживали Дворец, – пишет Э. Скуайер, – по-прежнему остаются на своем месте, утопленными глубоко в землю, видимо, опираясь на панель из тесаного камня». Э. Скуайер отмечает, что «так называемый Дворец, как будто, не был поставлен в симметричном отношении к храму, хотя, казалось бы, зависит от него»[3].
Храм был прямоугольным сооружением 48,4×39,8 м со входом с восточной стороны[4]. Он стоял на платформе высотой 1,20 м. Наземная часть храма представляла собой коридор, огибающий прямоугольный двор. В ней были сделаны доступные со двора погребальные камеры, снабженные каменными раздвижными дверями, которые скользили по смоченному покрытию[5].
Похоже, что и Путуни – это также полуподземный храм, поскольку есть признаки ведущей вниз лестницы, которая заканчивалась портиком (в настоящее время демонтирован). В западной части платформы на глубине 2 м находятся желоба, которые служили для отвода сточных вод, образовывая «одну из самых совершенных систем канализации»[6].
Кроме того, на территории Путуни и сейчас можно видеть блоки, обработанные с применением технологий богов.
Блоки Путуни[7]
Э. Скуайер был поражен техникой обработки камня. Описывая именно монолиты Путуни, он утверждал:
«И я могу сказать, раз и навсегда, тщательно взвешивая мои слова, что ни в одной части мира я не видел камней, вырезанных с такой математической точностью и замечательным мастерством, как в Перу, а ни в одной части Перу нет чего-либо, что может превзойти те, что разбросаны по равнине Тиауанако»[8].
Сохранились фотографии раскопок храма, которые производили члены команды Французской научной миссии, работавшей в Тиауанако в 1903 – 1904 гг.
«Лестница и портик нового комплекса сооружений, обнаруженного Французской миссией к западу от основных выравниваний (траншеи, проложенной по территории Каласасайи по линии восток – запад, – Ф.Ó.)». Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Синтич Херманос. Бруклинский музей, США[9]
«Открытия Французской миссии. Три маленькие комнаты к западу от основных выравниваний»[10]
«Открытия Французской миссии. Три новые маленькие комнаты напротив резных Ворот (Врат Солнца – Ф.Ó.) Тиауанако к западу от основных выравниваний»[11]
Снимок комплекса Тиауанако со спутника (2011)[12]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Керикала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – монолит Монах, 10 – монолит Понсе, 11 – храм Каласасайя
[3] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).