ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА
И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС
Открытие монолита[1]
Фото 1[2]. У. Беннетт и А. Познански (справа)
Американский археолог Уэнделл С. Беннетт (Wendell C. Bennett) получил разрешение боливийского государства на проведение археологической миссии в Тиауанако в 1932 г. Известие о его экспедиции вызвало протесты, которые были опубликованы в газетах Боливии. У. Беннетта обвиняли в том, что он является грабителем и вором, заинтересованным только в экспроприации культуры страны. В опубликованном в местной газете письме, которое подписали члены общества боливийской истории, Беннетту было предложено покинуть страну.
Боливийской зимой 1932 г. У. Беннетт отправился в Тиауанако. Его план состоял в отрытии десяти испытательных ям площадью не более 10 м кв., при этом глубина ямы должна была быть определена толщиной культурного слоя. Результаты его работ были опубликованы в Антропологических исследованиях Американского музея естественной истории в 1934 г., и их ценность заключается в попытке определить относительную хронологию Тиауанако.
Фото 2[3] и 3[4]. Монолит в раскопе. Интересно, что на фото 2 у монолита нос есть, а на фото 3 его уже нет
На монолит команда У. Беннетта наткнулась, когда пыталась вырыть седьмую яму в полуподземном храме (Храме каменных голов). Он лежал на спине головой на север. Когда яму расширили, открылась скульптура из красного песчаника 7,30 м в длину и 1,30 м в ширину, покрытая замысловатой резьбой с иконографией, аналогичной той, которая имеется на Вратах Солнца. На основе собственной системы периодизации У. Беннетт классифицировал монолит как статую периода классического Тиауанако.
Фото 4. Левая рука монолита, держащая керо. Снимок, видимо, был сделан вскоре после извлечения монолита из земли, так как запечатленный на нем фрагмент находится в прекрасном состоянии
Согласно У. Беннетту, монолит изображает стоящую человеческую фигуру, которая держит керо (церемониальный сосуд) в левой руке и жезл в правой. Среди искусно вырезанных рыб, кондоров, пум и лам он обнаружил и другой распространенный мотив – растение, называемое «flor del Inca» (цветок Инки), которое заставило У. Беннетта думать о путешествиях и торговых связях с тропиками.
Фото 5[5]. Редкая иллюстрация, где можно видеть монолит со спины
У. Беннетту пришлось спешно покинуть Боливию, так как страна была на грани войны с Парагваем. Найденный монолит он оставил лежать в раскопе.
Спасение монолита А. Познански[6]
Использовав железнодорожные сваи, чтобы поддержать монолит, А. Познански начал копать для того, чтобы раскрыть спину 20-тонной фигуры. Ученый рассказывал в своей книге, как он лежал в иле под монолитом со свечой в руке и был готов соскребать грязь с задней части скульптуры ногтями. А. Познански был восхищен сложным комплексом фигур, который начал раскрываться.
Фото 6 и 7. Извлечение монолита из раскопа[7]
А. Познански боялся, что памятник может стать легкой добычей для жителей деревни Тиауанако, с которыми он открыто воевал, или будет испорчен туристами. В 1933 г. он начал в одиночку вести переговоры о транспортировке монолита в столицу Боливии Ла-Пас полностью за свой счет. На средства А. Познански была построена специальная ветка от железнодорожной линии Гуаки–Ла-Пас до места расположения монолита в руинах. Получив необходимые разрешения, он собрал команду рабочих и доставил монолит в город. Транспортировка и передача монолита были проведены успешно, и он был помещен в центре Ла-Паса на Бульваре Прадо.
Фото 7а. Монолит Беннетта на Бульваре Прадо, 1939 г.[7а]
Хотя страна и город Ла-Пас были заняты войной, прибытие монолита вызвало волнение и стало предметом горячих протестов. Газеты были заполнены гневными высказываниями белой элиты и богатых метисов против размещения в городе скульптуры. Ее называли «куском скалы», который обязательно принесет неприятности, и уродливым напоминанием о негодном нецивилизованном прошлом. Тем не менее, раздавались голоса и в защиту монумента. Наиболее важным из них был голос Франса Тамайо (Franz Tamayo), известного поэта и сторонника индейцев, который, напротив, видел в статуе хранителя города. Протесты, наконец, утихли, и А. Познански совершил инженерный подвиг, чтобы установить монолит на пьедестал посреди оживленного проспекта Ла-Паса.
В 1939 г. А. Познански представил мэрии Ла-Паса проект, который назвал «Площадь американского человека». Проект предполагал строительство на площади, прилегающей к футбольному стадиону точной копии полуподземного храма Тиауанако, в котором монолит Беннетта будет установлен в центральной части. Так как А. Познански брал большую часть расходов по проекту на себя, он смог быстро убедить городские власти и приступил к работе.
Фото 8[8]. Копия Храма каменных голов, возведенная по проекту А. Познански
К 1940 г. идеи А. Познански имели твердую поддержку среди боливийской интеллектуальной элиты. Однако начав готовить перевод монолита в недавно построенную копию храма, он столкнулся с публичными выступлениями молодой либеральной элиты и рабочих – метисов и индейцев района Мирафлорес, где был расположен стадион. Первые обвинили А. Познански в том, что он иностранец, который любит играть с наследием страны для своей рекламы. Жители Мирафлорес думали, что монолит принесет им несчастья. Они утверждали, что духи Анд недовольны тем, что статую переместили с ее места. Они также предположили, что ее дурной глаз может повлиять на игры, проходящие на стадионе по соседству. А. Познански пришел в ярость и ответил открытым письмом, в котором он воскликнул: «Я, апостол Тиауанако, проклинаю вас». Это сразу успокоило оппозицию. А. Познански привез ремесленников из города Тиауанако в Ла-Пас, которые построили каменные стены реплики. Затем он перевез другие каменные фигуры из Тиауанако и организовал передачу любимого монолита из музея Прадо в его новый дом.
Фото 9[9]. Монолит Беннетта на Площади американского человека
На протяжении многих лет, жители Ла-Паса во всем плохом, что случалось в городе, обвиняли статую.
Возвращение монолита в Тиауанако[10]
Националистические лидеры, пришедшие к власти после революции 1952 г., нападали на А. Познански, когда он был жив, но после его смерти в 1946 г., они охотно приняли его мнение о том, что Тиауанако как славное прошлое объединяет всех боливийцев.
В свете этого нового мировоззрения важные шаги были предприняты правительством Боливии в 1953 г. по институционализации археологии, что являлось частью задачи интеграции коренного большинства боливийцев в общественную жизнь страны. Археолог Карлос Понсе Санхинес (Carlos Ponce Sanjines) был самопровозглашенным пионером и лидером этого движения, в котором национальная идентичность была основана на раскрытии и сохранении общего андского прошлого. В 1957 г. был учрежден Боливийский государственный центр археологического изучения Тиауанако. Карлос Понсе руководил им в течение четырех десятилетий и опубликовал многочисленные эссе, статьи и книги. По сей день он считается самым влиятельным специалистом в Боливии по археологии Тиауанако.
Фото 9а[10а]. Карлос Понсе Санхинес с женой и дочерью в Тиауанако на фоне лежащего монолита Понсе
По мнению К. Понсе, одной из самых больших ошибок зарубежной науки была передача А. Познански монолита Беннетта и других произведений искусства Тиауанако в города, так как их оригинальные контексты были изувечены и стали бесполезны для серьезных исследований. Эта проблема стала особенно очевидна, когда Понсе и его команда археологов взяла на себя задачу раскопок и восстановления оригинального полуподземного храма (1961–1963). Тогда К. Понсе сетовал на то, что место монолита Беннетта остается пустым.
С 60-х гг. XX в. стало набирать силу движение коренных народов за обретение политической и социальной власти, заявившее о своей потребности в автономной индейской культурной самобытности. Отвергнув мечту националистов о включении индейских народов в западное общество, Боливия начала строить новую модель боливийской национальной идентичности, коренившейся в многоэтничности индейских народов.
В 1982 г. Единая конфедерация профсоюзов трудовых крестьян Боливии отделилась от политических партий, которые создали ее, и стала мощным инструментом защиты прав коренных народов. Новая идеология «многокультурности и многоэтничности» Боливии также сыграла важную роль в социальной акции протеста, организованной по всей стране в 1992 г. Единой конфедерацией профсоюзов в связи с пятисотлетием испанского колониализма в Америке. В рамках этих протестов аймары провели символический захват Тиауанако и провозгласили его столицей своего нового государства. В Ла-Пасе монолит Беннетта попал под пристальное внимание общества снова, так как он символизировал искоренение древней тиауанаканской культуры европейцами и присвоение ее ценностей.
Одновременно с этими событиями был организован семинар в Национальном университете Сан-Андрес в Ла-Пасе, чтобы обсудить вопрос о репатриации монолита в «аймарскую столицу Тиауанако». Пять лет спустя, в 1997 г., Ассоциация молодых специалистов города Ла-Паса сделала это дело своим и начала лоббировать в правительстве Боливии передачу монолита в его родной дом. Неоднократные переговоры привели к принятию двух президентских указов, разрешающих это перемещение, но шаги по их осуществлению не были предприняты до 2000 г., когда археологический комплекс Тиауанако был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Правительство Германии предоставило грант, благодаря котором группа экспертов был вызвана для очистки монолита и подготовки его для возможного передвижения. Боливийское правительство выделило средства на строительство специального помещения для монолита. Статуе был нанесен значительный ущерб в период почти семи десятилетий забвения и разрушительного действия окружающей среды Ла-Паса. Монолит был в плачевном состоянии, так как ветер, солнце, экстремальные температуры, птичий помет и автомобильные выбросы взяли свое. Кроме того, статуя на одной из щек имела «пулевое ранение» в результате одной из многих перестрелок во время военных переворотов, а также следы от ударов и царапины. Была создана комиссия, состоявшая из государственных деятелей, археологов и историков искусства, которая руководила восстановлением скульптуры. Монолит вновь стал темой горячих споров, отраженных в прессе, по поводу того, должен ли он быть перенесен в Тиауанако или храниться в Мирафлорес.
Чашу весов в пользу возвращения монолита в места археологических раскопок склонило требование, выдвинутое аймарами города Тиауанако и поддержанное лидерами аймаров. Они заявили, что возвращением монолита, который считается священным предком и символом их индейских корней, правительство даст аймарскому народу компенсацию за многочисленные обиды, нанесенные их расе колониализмом.
Экспертную комиссию по перевозке возглавил археолог Освальдо Ривера (Osvaldo Rivera).
Фото 10 и 11. Религиозная церемония в храме Мирафлорес[11]
6 марта 2002 г. в полуподземном храме монолита на площади Техады Сорсано (Tejada Soriano) у стадиона Эрнандо Силеса состоялась религиозная церемония, на которой амауты (amautas) – представители высшего андского духовенства – попросили благословения у Пачамамы для перевозки монолита. Церемонию проводили семь амаутов. В мероприятии приняли участие министр внешней торговли, заместитель министра по туризму, заместитель министра культуры, члены общины Тиауанако[12]. Как изменились времена!
Фото 12[13]. Высокие гости религиозной церемонии и руководители работ. Фото 13[14]. Монолит в лесах
Накануне назначенного дня перевозки – в пятницу 15 марта вечером сотни людей собрались на площади стадиона на настоящий народный праздник прощания. «Лусмила Карпио (Luzmila Carpio), индейская певица-виртуоз с голосом щегла передала им чувства прощания, но для большинства это было не совсем прощание, но воссоединение, так как монолит направлялся в дом своих создателей, туда, откуда он никогда не должны был уходить»[15], – отмечала газета «El Diario».
В эту ночь мэр Ла-Паса в окружении группы правительственных и дипломатических чиновников пожелал монолиту безопасного возвращения в свой настоящий дом. Мэр назвал монолит старшим братом города и призвал не забывать о нем. Затем он принял участие в ритуале поклонения Пачамаме, который провели амауты, прибывшие из Тиауанако. После ритуала амауты объявили, что Пачамама дала согласие на то, чтобы «ее ребенок вернулся домой»[16].
16 марта 2002 г. Ла-Пас проводил каменного гиганта в Тиауанако. В статье «Ла-Пас сказал «прощай» монолиту Беннетта» газета «El Diario» на следующий день писала:
«Около 10000 человек пришли на площадь перед стадионом, чтобы попрощаться с монолитом Беннетта, одним из величайших археологических памятников континента, который оставался в столице 69 лет.
Монолит Беннетта покинул город Ла-Пас, чтобы вернуться в родные места, таким образом закрыв один цикл космологии аймаров и открыв другой, который будет циклом мира и процветания, сказали амауты, прибывшие из города Тиауанако.
Фото 14[17]
Площадь стадиона после субботы никогда не будет прежней. Мистическая аура, которую создавал монолит, исчезла. В 10:05 часов два огромных крана и несколько десятков рабочих смогли снять со своей базы каменного гиганта весом 20 тонн»[18].
Фото 15[19]
Монолит был перевезен в горизонтальном положении на платформе, специально построенной на грузовике. Люди бежали рядом с монолитом, размахивая флагами и выкрикивая приветственные возгласы, в то время как он медленно направлялся через весь город, чтобы проехать затем по всему Альтиплано[20].
Аймары организовали ряд церемоний, чтобы отметить этапы его пути. Первая остановка была сделана в недавно открытом Аймарском университете в городе Эль-Альто (El Alto). Были произнесены речи, и студенты на велосипедах присоединились к процессии. Затем монолит останавливался в городах Лаха (Laja) и Тамбильо (Tambillo), где местные общины аймаров устроили ему торжественную встречу. В городе Тиауанако все население с музыкой и танцами вышло приветствовать монолит. Аймарские священнослужители провели ритуал, во время которого они просили Пачамаму благословить новый дом статуи. Монолит был установлен в специально построенном закрытом помещении, которое в настоящее время является частью археологического музея и туристического центра археологического комплекса Тиауанако[21].
Фото 16[22]. Монолит Беннетта в музее Тиауанако
События вокруг монолита лидеры аймаров использовали в своей политической борьбе. Когда пресса брала у них интервью по поводу возвращения статуи в Тиауанако, они каждый раз рассказывали историю Тупака Катари, возглавлявшего индейское восстание против испанцев в XVIII в. Он, как полагают, сказал: «Я умру, но я вернусь, превратившись в тысячи, чтобы освободить наш народ». Аймарские лидеры заявили, что Тупак Катари перевоплотился в монолит – «спящего гиганта». Об этой легенде не забыли и в 2006 г. на инаугурации первого индейского президента Боливии Эво Моралеса, когда было сказано, что возвращение Тупака Катари способствовало победе Моралеса на выборах[23].
В разрез с этой легендой идет мнение большинства боливийцев о том, что монолит Беннетта – женщина. Журналисты утверждают даже, что такой вывод был сделан на основе исследований. Некоторые полагают, что монолит изображает жрицу, но большая часть называет монолит Пачамамой[24]. В это трудно поверить, так как у монолита нет никаких половых признаков. Выглядит монолит как мужчина и он весьма схож с другими статуями – монолитом Монахом и монолитом Понсе, которые считаются мужчинами. Единственный аргумент – это де множество косичек, спускающихся по спине монолита, как у женщин «почти исчезнувшей общины чипайя (chipaya)»[25].
Новый монолит в обновленном храме
Когда оригинал монолита Беннетта был перевезен в Тиауанако, муниципальное правительство Ла-Паса подписало соглашение о замене его копией с аналогичными характеристиками. Как временное решение в храме был установлен монолит из цемента (фото 17), который к 2007 г., несмотря на постоянное обслуживание, стал приходить в негодность.
Фото 17[26]. Снимок сделан в июне 2006 г.
Изначально рассматривались два варианта копирования статуи. Первый вариант предусматривал использование слепков, сделанных Уэнделлом Беннеттом в 1932 г., которые были направлены в Музей естественной истории в Нью-Йорке. В этом случае копия была бы выполнена из синтетического материала. Другой вариант предполагал доверить изготовление скульптуры из камня мастерам Тиауанако[27]. В итоге муниципалитет нанял скульптора Эдлина Агилара Мольендо (Edlin Aguilar Mollinedo).
Фото 18[28]. Заключительные работы резчиков
Замена стелы в целом стоила городу 260 000 боливиано. Городские власти заказали не просто копию имеющейся скульптуры, которая сильно пострадала от времени и вандалов. Они захотели поставить в центре храма ее реконструированный вариант, т.е. придать стеле тот вид, какой она имела, когда вышла из-под резца мастера. Для этого, по словам их представительницы сеньоры Сесилии Рамос, «специалистами были проведены некоторые археологические исследования, анализ документации, древней иконографии с тем, чтобы в результате восстановить оригинальные элементы Пачамамы»[29]. Эта работа была завершена, когда изображения плоскостей стелы были обработаны на компьютере и к ним были добавлены недостающие фрагменты, но только после консультации и оценки каждого из них экспертами из Национального управления по археологии. Статуя вырезана из цельного куска песчаника. Она имеет высоту 7,3 м и ширину 1,2 м, вес более 18 т. У монолита теперь есть «корона» и нос[30].
Фото 19[31]
На мой вкус, цементный вариант был не в пример лучше. Новый монолит Беннетта (фото 19) выглядит даже как-то карикатурно. Зато можно хорошо разглядеть орнаменты, которые на оригинале почти не видны.
Монолит был установлен в храме 26 января 2008 г.[32]. Другие статуи также были заменены. Эти новоделы (фото 20 и 21) не вызывают такого неприятия, как «копия» гигантского монолита, но и их художественное воплощение далеко от оригинального.
Сам полуподземный храм в Мирафлорес тоже был обновлен. Его общий вид показан на фото 22 и 23.
Фото 22[35]
Стены храма отлиты из бетона. Головы на них расположены островками по пять штук в два ряда и в шахматном порядке. Обращает на себя внимание вход в храм (фото 23). Это не приставная лестница без перил, как в реконструированном святилище Тиауанако (см. фото 1 статьи «Храм каменных голов»), а архитектурно выделенный вход, портал. Новый храм в общих чертах похож на храм, сделанный по проекту А. Познански.
Фото 23[36]
Трудно сказать, насколько это соответствует действительности, но в 2007 г., когда религиозные церемонии аймаров в храме района Мирафлорес перестали быть редкостью, газета «El Diario» писала: «Сообщается, что храм был построен в 40-х гг. рядом со стадионом по особой причине, потому что там были обнаружены древние руины и концентрация энергии, которая присутствует в этом пространстве»[37].
О монолите Беннетта читайте также в статье «Храм каменных голов».
[1] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[6] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[9] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[10] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[16] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf); http://www.eldiario.net/noticias/2002/2002_03/nt020317/
[20] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[21] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[22] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[23] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).