Тиауанако, продолжение
Тайны Тиауанако
Следует признать, что народ мало интересует история Тиауанако, написанная учеными. Влечет к себе его запретная история, тайны этого места.
«Масштабы построек, размеры слагающих их монолитов, – пишет Захария Ситчин, – искусная резьба на памятниках и статуях поражали воображение всех, кто видел Тиауанаку (так было названо это место) – начиная с первых хроникеров, которые составили его описание для европейцев. И каждый удивлялся его необыкновенной древности и невольно задавался вопросом, кто и как построил этот необычный город. Самая главная загадка Тиауанаку – это само его местоположение. Город построен в пустынном и почти безжизненном месте на высоте 13000 футов– почти четыре километра! – среди высочайших вершин Анд, в большинстве своем покрытых снегом»[1а].
«Может быть, это место было выбрано именно из-за своей изолированности и близости горных вершин?» – задает вопрос З. Ситчин. И сам отвечает: – Может быть, именно эти географические и топографические особенности – на краю большой плоской котловины с двумя горными пиками, хорошо видными не только с земли, но и с воздуха, и использовавшимися аннунаками, точно так же, как две вершины Арарата (высотой 17000 и 13000 футов) и две пирамиды в Гизе, для обозначения посадочной траектории – послужили причиной выбора данного места?»[2].
Несомненно, горы сыграли в судьбе Тиауанако не последнюю роль, но загадки возникновения, существования и гибели города связаны в первую очередь с озером Титикака, которое коренные жители считают священным.
Феномен Титикаки
Озеро, по мнению Гарсиласо де ла Веги, получило свое название от острова Титикака, что означает «свинцовый холм»[4]. (Теперь остров называется Островом Солнца – Isla del Sole.) Говоря об этом «гигантском озере», он упоминает интересный факт: «О его особенностях и их причинах, ибо оно не допускает, чтобы корабли плавали по поверхности его вод, писал отец Блас Валера, и я не вмешиваюсь в это, поскольку он говорит, что озеро имеет много магнитного камня»[5]. Ремарка де ла Веги, конечно, объясняет, почему по водам Титикаки плавают на тростниковых лодках. В то же время сразу вспоминаются утверждения некоторых современных исследователей о том, что Титикака остается подводной базой для кораблей пришельцев и нередко можно видеть, как они взлетают из вод озера или погружаются в них. В этой связи особенно красноречивы слова де ла Веги «оно не допускает».
Остров Солнца (2009)[6]
Титикака располагается в Центральных Андах на границе Перу и Боливии. Она является крупнейшим в Южной Америке и самым крупным высокогорным озером Земли и лежит на высоте 3812 м над уровнем моря. Ее площадь составляет 8300 кв. км, глубина доходит до 304 м. Впадина Титикаки тектонического происхождения, а само озеро – остаток более обширного древнего водоема. Химический состав его воды близок к океанскому. В озере водятся морские животные, обитающие в Тихом океане[7].
Некоторые ученые полагают, что Титикака – остаток гигантского залива Тихого океана. Геологи утверждают, что Анды – горы молодые. Когда их не было, Тихий океан глубоко вдавался в материк Южной Америки. Потом началось поднятие Анд, залив стал озером. Горы росли и росли, озеро вместе с ними поднималось под облака и выше облаков. Причем поднятие это шло равномерно и плавно: береговая линия древнего моря-озера не искажена, она хорошо сохранилась[8]. Кстати говоря, отдельные исследователи считают, что Тиауанако было построено на берегу океана и поднималось ввысь вместе с Андами.
Есть также предположение о том, что озеро образовалось в результате планетарного катаклизма, произошедшего в 11 000 – 10 000 гг. до н.э. и вызвавшего потоп. При этом вода затопила горы до самых высоких вершин. Когда потоп закончился, тихоокеанская вода осталась во впадине, ставшей озером Титикака.
Потоп упоминается в более чем ста легендах индейцев. Существуют и физические доказательства катастрофического наводнения и, я думаю не одного, в этом регионе.
Земледельческие террасы, которые имеются на склонах гор, подтверждают версию потопа. Наименее древние из террас находятся ниже всего, а ближе к вершинам гор располагаются самые древние, которые были построены сразу после потопа, остальные же строились по мере того, как вода отступала. Для перемещения от одного пика к другому использовались лодки[10].
После потопа остались в живых только те люди, которые смогли укрыться в горах. И если действительно после потопа на Землю прибыли «боги из плоти и крови», как утверждает З. Ситчин, то только на вершинах гор они могли обосноваться, потому что земля была затоплена водой. Хорошо с этим допущением коррелируется и почитание гор и богов гор – апу, столь характерное для андской религии. Особенно важные церемонии пагапусов андцы проводят на высоких вершинах. На самые высокие пики совершаются с этой целью большие паломничества по крупным религиозным праздникам. Можно предположить, что когда-то именно высоко в горах индейцы встречали богов.
Однако А. Познански считал Титикаку – «остатками великого ледникового озера, которое в период расцвета Тиуанаку достигало ворот этого мегаполиса». Он писал:
«Несомненно, что великое Андское озеро образовалось от таяния ледников, существовавших во второй и третий периоды, и что в предыдущий период это озеро было очень мало – намного меньше, чем в настоящее время. На его берегах существуют созданные руками человека сооружения, которые были выявлены огромным и заключительным убыванием озера»[12].
Наличие солоноватой воды и морской фауны в Титикаке А. Познански объясняет следующим образом: «Во внутриандских регионах всегда существовали обширные соленые озера. Они были, естественно, более низкого уровня и существовали задолго до последнего оледенения. Они, без сомнения, возникли в третичный период, когда континент появился впервые, останавливая воды океана и формируя горные хребты. Также из этого далекого периода в эти воды пришла рыбоподобная морская фауна, потомки которой до сих пор живут, полностью выродившиеся, в озере Титикака и озере Поопи»[13].
Вода озера продолжает отступать. Последние 3 – 4 тыс. лет площадь озера постепенно уменьшается[14]. Это процесс в настоящее время стал более стремительным. Если Тиауанако когда-то было портом, то теперь оно находится в 20 км от водной кромки.
Подтверждением гипотезы А. Познански служат находки каменных строений Тиауанако на дне озера Титикака.
На протяжении веков сохранялись легенды о том, что на дне озера Титикака есть каменные сооружения, похожие на те, что находятся на берегу. Подводные исследования были начаты еще в 1955 г. А в 60-х гг. аквалангистам Аргентинской федерации плавания удалось обнаружить на расстоянии четверти километра от берегов озера целый архитектурный ансамбль, протянувшийся более чем на километр. Вначале аргентинцем Авельянедой была найдена аллея из каменных плит длиной в несколько сот метров, шедшая параллельно берегу. Позднее аквалангисты наткнулись на стены выстой в человеческий рост. Расположены они были на расстоянии приблизительно 5 м одна от другой, и так в 30 рядов. Стены опирались на общий фундамент из могучих каменных блоков[15].
В ноябре 1980 г. известный боливийский исследователь доколумбовых культур Уго Боэро Рохо (Hugo Boero Rojo) объявил о нахождении археологических развалин на глубине от 15 до 20 м у берегов Пуэрто-Акоста, недалеко от перуанской границы на северо-восточном берегу озера. Были обнаружены храмы, построенные из огромных каменных блоков, каменные дороги и лестницы, основания которых затеряны в глубинах озера среди густых водорослей. Боэро Рохо отнес эти монументальные развалины ко времени вероятного возникновения Тиауанако. Эти руины были найдены благодаря информации, которая была предоставлена Элиас Мамани, родившейся в этом регионе более 100 лет назад[16].
В 2000 г. международная археологическая экспедиция нашла погруженный в глубины озера Титикака древний храм. Руины огромной структуры, занимающие площадь почти в два футбольных поля, были обнаружены за затопленной дорогой, которая начинается около Копакабаны. Боливийское правительство обязалось спонсировать дальнейшие исследования и разработать план переноса храма на поверхность[17].
Тайна времени возникновения
Датой постройки Каласасайи А. Познански первоначально считал 15000 г. до н.э. К такому выводу он пришел, выявив астрономическую ориентацию храма Каласасайи и опираясь на знание о том что: 1) все храмы при их постройке были ориентированы по звездам и 2) наклон земной оси с тех времен подвергся изменению. Вот что пишет об этом З. Ситчин:
«На протяжении тысячелетий, с самого зарождения цивилизации астрономы-жрецы смотрели на небо в ожидании божественных указаний – с вершин зиккуратов Шумера и Вавилона, храмов Египта, каменного кольца Стоунхенджа, Караколя в Чичен-Ице. Они наблюдали, обсчитывали и записывали сложное движение звезд и планет; для этих целей храмы и обсерватории были точно ориентированы по небесным телам и имели апертуры и другие конструктивные особенности, позволявшие Солнцу или другой звезде появляться точно в момент равноденствия или солнцестояния.
Но зачем человек изо всех сил стремился к этому – узнать первопричину вещей?
Обычно ученые склонны приписывать астрономические изыскания древних необходимости для земледельческого общества иметь календарь, по которому можно определять время сева и время жатвы. Долгое время это объяснение принималось как само собой разумеющееся. Однако крестьянин, из года в год обрабатывающий землю, может предсказать смену времен года или дожди лучше любого астронома – по природным приметам. Примитивные общества в самых отдаленных уголках Земли (жившие за счет сельского хозяйства) на протяжении многих поколений жили и кормили себя без астрономов и точного календаря. Достоверно известно также, что первый календарь был изобретен в городе, а не в сельской местности.
Простейшие солнечные часы, или гномон, дают достаточно информации о времени дня и времени года – если кто-то не может обойтись без них. Тем не менее еще в древности люди изучали небо, ориентировали свои храмы по звездам и планетам и связывали свой календарь и свои праздники с небесными явлениями. Почему? Потому что календарь был изобретен не для сельскохозяйственных нужд, а для религиозных. Не для того, чтобы принести пользу человечеству, а для поклонения богам. А боги – согласно самой первой религии и верованиям народа, давшего нам календарь – пришли небес.
<…>
Тот факт, что астрономия в сочетании с археологией способна помочь в датировке памятников, в объяснении исторических событий и выявлении небесных корней религиозных верований, в полной степени был осознан лишь недавно. Потребовалось почти столетие, чтобы это осознание превратилось в полноценную дисциплину – еще в 1894 году сэр Норман Локьер («The Dawn of Astronomy») убедительно показал, что практически везде и во все времена храмы (от самых первых святынь до величайших соборов) ориентировались по небесным те-лам.
<…>
Однако главным вкладом Локьера в формирование науки археоастрономии (почти через сто лет!) следует считать осознание того факта, что ориентация древних храмов может служить ключом к определению времени их постройки»[19].
У А. Элфорда читаем:
«Главный исследователь Тиауанако в начале XX века Артур Познански обнаружил, что астрономическая ориентация храма не соответствует наклонению оси Земли в наше время, равному 23,5 градуса. Воспользовавшись тогда только что опубликованными сэром Норманом Локьером археоастрономическими теориями, а также формулами, представленными на Международной конференции астрономов в Париже в 1911 году, Познански датировал Тиауанако приблизительно 15000-ми годами до РХ!
Эти результаты вызвали интерес, и в 1926 году в Тиауанако была направлена Германская астрономическая комиссия, в состав которой вошли доктор Ганс Людендорф, доктор Арнольд Кольшуттер и доктор Рольф Мюллер. Они подтвердили вывод Познански о том, что Каласасайя была астрономической и календарной лабораторией, но время ее строительства определили либо 15000 годом, либо 9300 годом до РХ, в зависимости от принятых допущений. Но обе эти датировки вызвали потрясение в среде ученых, так как раньше считалось, что возраст Каласасайя не превышает 2 тысячи лет.
В дальнейшем Мюллер и Познански соединили свои усилия, чтобы решить вопрос о датировке. В конце концов они согласились, что это либо 10050 год, либо 4050 год до РХ. Считалось, что последняя цифра наиболее вероятна и к тому же, по-видимому, точно совпадает с общепринятым временем начала сельскохозяйственной деятельности и временем приручения животных в районе Тиауанако»[20].
Таким образом, вопрос о дате возникновения Тиауанако (строго говоря, – Каласасайи) А. Познански оставил открытым. Но известно, что он относил его появление ко временам, предшествующим потопу, а индейские легенды связывают появление Тиауанако с длительным периодом тьмы.
Один из всемирных потопов был в 11000 – 10000 гг. до н.э., а второй – библейский, если ориентироваться на современный греческий текст, начался 12 ноября 3268 г. до н.э. по юлианскому календарю[21]. Из этого следует, что все же дата 15000 г. до н.э. вполне может рассматриваться как дата возникновения Тиауанако, вторая из названных А. Познански дат – 10050 г. до н.э. отпадает и остается третья дата возникновения Тиауанако – 4050 г. до н.э.
Однако индейские легенды связывает появление Тиауанако с длительным периодом тьмы.
«…Долго пребывали они, не видев солнца, и …испытывая большие трудности в связи с его отсутствием, – рассказывает Педро Сьеса де Леона одну из легенд, – они заголосили и взмолились тем, кого они считали богами, попросив у них света, [ибо] в нем испытывали недостачу; и в это самое время вышло с острова Титикака, расположенного внутри большого озера Кольяо, неимоверно ослепительное солнце…»[22]. А после того как это произошло, явился бог Виракоча. «…Огромные статуи, находящиеся в селении Тиагуако… бы[ли построены] с тех времен»[23].
О такой же тьме говорится и в мексиканских мифах о Теотиуакане и его пирамидах. Это не было затмением солнца. Оно просто не всходило, а ночь не кончалась в течение 20 ч. Об этом свидетельствует Монтесинос и другие хронисты. Солнце взошло только после раскаяния людей, их жертв и молитв[24].
По логике вещей на противоположной стороне Земли день должен был продолжаться столько же времени, т.е. на 20 ч больше.
«Событие, уникальность которого признается и в Библии («И не было такого дня ни прежде, ни после того»), – пишет З. Ситчин, – произошло на противоположном по отношению к Андам краю Земли, и поэтому было противоположно тому, что наблюдалось в Андах. В Ханаане солнце не заходило около двадцати часов, а в Америке его восход задержался на такое же время»[25].
З. Ситчин считает, что речь идет о замедлении вращения Земли вокруг своей оси. Он объясняет это явление сближением нашей планеты с крупной кометой. Это событие произошло, по мнению З. Ситчина, около 1400 г. до н.э.[26], что вполне согласуется с датировкой первого поселения в Тиауанако в 1500 г. до н.э. по данным археологов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Тиауанако возникло приблизительно в 4050 г. до н.э., затем было разрушено потопом в 3268 г. до н.э. После потопа часть построек осталась под водой. Затем после тьмы, вызванной остановкой Земли в 1400 г. до н.э., оно было возведено снова.
Однако по легенде о тьме, записанной Педро Сьесой де Леоном, можно датировать только явление Виракочи, так как в ней говорится не о времени возникновения Тиауанако, а о появлении статуй в его честь. Поэтому вполне возможно предположить, что город (храмовый комплекс) в момент прибытия Виракочи уже был.
Такова точка зрения на возраст Тиауанако, которую на основе заявлений А. Познански и индейских легенд высказал З. Ситчин. И надо признать, ей не откажешь в убедительности. Но когда мне все же посчастливилось найти главу III труда А. Познански «Тиуанаку – колыбель человека Америк» («Tiahuanacu – Cuna del Hombre de las Américas»), я поняла, что его гипотеза исследователями сильно искажена. Несомненно, всегда нужно читать автора, а не изучать его воззрения по цитатам из других книг. Но А. Познански в Интернете нет. Выложены только глава II «Храм Солнца Каласасайя, «Inti Huatana». Астрономическая наука в Тиуанаку» («The Temple of the Sun Kalasasaya, an «Inti Huatana». Astronomical Science in Tihuanacu») и отрывок из главы III «Астрономические углы и возможный возраст Тиуанаку» («The Astronomical Angles and Probable Age of Tihuanacu») и, к сожалению, в английском переводе. Но и это такая удача!
Первые два тома «Тиуанаку – колыбель человека Америк» увидели свет в 1945 г., а последние два – в 1957 г.[27] Умер А. Познански в 1946 г. Таким образом, это было издание, подготовленное автором при жизни, и в нем он изложил свои окончательные умозаключения. Так вот, в этом труде А. Познански утверждает, что Каласасайя построена согласно ее астрономической ориентации в 15000 г. до н.э. И, кстати, период длительной тьмы он трактует иначе, чем З. Ситчин, и датирует его по-другому (см. далее). Кроме того, из книги мы узнаем, что для своих выводов А. Познански пользовался не только астрономическими методами. Он подкрепил их скрупулезным изучением собранных им данных, которые относятся к другим научным дисциплинам.
«Тем не менее, в любом случае, даже если оставить в стороне расчеты астрономическими методами, – утверждает А. Познански, – возраст Тиуанаку, цифра где-то более десяти тысяч лет (возраст второго и третьего периодов), всегда будет таким на основе геологии, палеонтологии и антропологии, очень большим, – не важно, каким методом или по какому стандарту судят»[28].
Назвав «гипотетический возраст Тиуанаку», А. Познански говорит и «о других аспектах, которые, хотя и не имеют астрономического свойства, подтверждают и укрепляют предположение о крайней древности столицы Американского человека». «Они заключаются в следующем:
1. Очевидно, вне всякого сомнения, что жители Тиуанаку знали ныне вымерших животных, которых они воспроизводят точно посредством стилизации их на керамике и других скульптурных работах. Эта фауна, возможно, исчезла в конце последнего периода оледенения на Альтиплано, как показывают аллювиальные слои.
2. Некоторые человеческие черепа найдены в глубоких слоях Тиуанаку… они полностью окаменели…
3. Одно из решающих доказательств возраста человека Тиуанаку – это подземное жилище. В эту эпоху, особенно в первом периоде, они не строили дома, их храмы были полуподземными зданиями. Этот примитивный обычай сохраняется во втором и третьем периодах, в которых даже тот правящий класс, который жил на острове, окруженном рвом, жил в крошечных домах, где они жили и спали на корточках. До этого времени четыре из них были найдены в почти неизменном виде, и до наших исследований были найдены еще два».
Этот довод А. Познански аргументирует тем, что примитивный американский человек, живший в пещерах и подземных пещерах, не мог сразу начать строить свои жилища на земле. Логично предположить, что должен был быть переходный период между двумя формами жилья, что и проявилось в постройке полностью подземного жилища, как в Тиауанако. Идентичная эволюция, по данным А. Познански, «засвидетельствована в центрах архаической цивилизации в Перу, особенно в Катоке и в Чавин-де-Уантаре».
«4. Еще одним из факторов, которые повлияли на развитие человека в Тиуанаку, является климат. Если бы эта столица была построена на той высоте над уровнем моря, как сегодня, климат был бы суровым и непригодным для жизни человека, как это отмечается в настоящее время, с его атмосферными феноменами, которые так неблагоприятны для развития сельского хозяйства и скотоводства. При таких обстоятельствах невозможно было бы достичь чрезвычайно высокой плотности населения, как это было в прошлых эпохах. Климатический пояс изменился с периода апогея этой цивилизации до настоящего времени. Северная часть поднялась, и южная часть претерпела большое падение.
5. Фауна и флора радикально изменились с эпохи величия до нашего времени. Это может быть доказано остатками морской фауны, найденными в настоящее время в озере Титикака и в глинах подпочвы Тиуанаку.
6. Несомненно, что великое Андское озеро образовалось от таяния ледников, существовавших во второй и третий периоды, и что в предыдущий период это озеро было очень мало – намного меньше, чем в настоящее время. На его берегах существуют созданные руками человека сооружения, которые были выявлены огромным и заключительным убыванием озера.
«Рис. 13. Полностью эродированный блок – в свое время также резной… на котором солнце восходит в день зимнего солнцестояния»[29]
7. Разрушение блоков первого периода, которые состоят исключительно из красного песчаника, и их очень примитивной скульптуры из известкового вулканического туфа показывает истирание, длившееся на протяжении нескольких тысяч лет. Это – факт, несмотря на то, что, возможно, также в течение тысяч лет они лежали, покрытые аллювиальными осадками, которые позже, мало-помалу, были смыты проливными дождями, которые в большей части открыли их. Даже блоки из очень твердой андезитовой лавы второго периода, особенно на восточном фасаде Каласасайи (рис. 13), показывают значительное изнашивание в результате эрозии, в частности, два монолитных блока по сторонам крыльца (рис. 23), хотя они и были засыпаны землей до 1903 г.
«Рис. 23. Большое крыльцо, которое вело в Солнечный Храм Каласасайи»[30]
Блоки из красного песчаника внешней северной и южной стен Каласасайи, которые, когда они были построены, имели правильную форму, были очень хорошо вырезаны и покрыты идеосимволическими надписями на внутренней стороне, о чем свидетельствует фрагмент, сохранившийся случайно (рис. 21 и 21а). Теперь они имеют вид грубых блоков, недавно извлеченных из карьеров, некоторые даже распались или исчезли, или есть лишь их скудные остатки.
«Рис. 21. Фрагмент части одного из «Kalasasayas», найденный в Солнечном Храме. Поскольку он был похоронен, этот кусок сохранил остатки резьбы на одной из своих граней. Это убедительное доказательство того, что столбы Каласасайи во втором периоде имели символическую резьбу снаружи или внутри»[31]
Все эти факты делают очевидным огромный промежуток времени, который отделяет нас от периода, в котором они были установлены и вырезаны. По-видимому, кроме того, определенное количество их было реконструировано и отремонтировано в течение третьего периода, периода, в котором были использованы произведения прежних времен. <…>
8. Ледниковое Андское озеро, или, как д’Орбиньи его называет, «внутреннее море», безусловно, достигало во втором периоде и, несомненно, в третьем границы монументов Тиуанаку. Это утверждение доказано наличием множества гидротехнических сооружений, таких, как пристани, каналы, и особенно, водослив, с помощью которого сеть каналов отводила воду.
<…>
Другие структуры… которые предположительно относятся также к первому, или доисторическому периоду Тиуанаку из-за их особой и примитивной архитектуры, являются монументами, находящимися на маленьком острове в озере, которое сегодня называется Hakonts Palayani. Оно – продолжение озера Титикака во время переполнения. Эти памятники свидетельствуют о самой отдаленной эпохе, которая не может быть выражена в цифрах, и хотя они не находятся в самом Тиуанаку, а приблизительно в 25 км по прямой линии от этого мегаполиса, необходимо изучить их как неотъемлемую часть последнего места, когда мы оцениваем возраст Андских руин и деятельности примитивного американского человека.
Эти монументы находились под поверхностью воды около четырехсот лет назад, когда испанская нога ступила на Альтиплано. Даже сегодня в периоды интенсивных дождей – в периоды минимального солнечного освещения – они покрыты водой и не могут быть отделены от озера, которое, мы не должны забывать, не более чем остаток великого ледникового озера, которое в период расцвета Тиуанаку, достигало ворот этого мегаполиса. В результате в этот период эти руины были приблизительно на 34 м 73 см под водой. Когда мы рассматриваем с геологической точки зрения отступление этих жидких масс, с этого периода до наших дней, когда озеро находится в 20 км дистанции от руин и приблизительно на 34,73 м ниже территории, занятой причалами Тиуанаку, у нас есть еще некоторое количество хронологических данных, которые дают убедительную иллюстрацию возраста мегаполиса.
Этот анализ можно резюмировать следующим образом: озеро, достигнув, как это было в третьем периоде, края большого мегаполиса, имело высоту, которая соответствовала бы в настоящее время приблизительно 3839 м над уровнем моря, как неоспоримо доказывают все еще существующие гидравлические сооружения Тиуанаку. Эта оценка учитывает периодические колебания, которые происходят в этой большой лагуне.
Альтиплано во времена вершины Тиуанаку не показывало наклона к югу, который оно имеет сегодня, и озеро тогда распространялось на все земли, которые сейчас составляют этот регион, т.е. весь огромный бассейн, включающий Анды.
Если предположить, что высокие равнины имели, в период великолепия Тиуанаку, наклон к югу, который есть сейчас, барьер в несколько сотен метров был бы необходим для предотвращения слива из озера на юг, или по направлению к тому, что в настоящее время является Аргентинской Республикой.
Это не так…
<…>
9. Южный наклон континента такого рода может произойти только в результате геотектонических факторов, вызванных в свою очередь прекращением воздействия большого давления (льда) на ту часть, которая составила сегодня Альтиплано.
10. По аналогии можно заключить, что последний ледниковый период имел место в Южном полушарии в то же время, что и в Северном, так как нет ни атмосферного, ни космического фактора, который нам удалось бы обнаружить, который мог бы предотвратить это.
11. Истинная причина последней ледниковой эпохи, так же, как и предыдущей, все еще сомнительна, но выводы большинства исследований показывают, что это произошло одновременно в обоих полушариях, исключая низкоуровневые экваториальные районы. Хронология ледникового периода на севере Европы была изучена и определена точно благодаря блестящим исследованиям профессора Жерара де Гира, и особенно благодаря его исследованиям наслоений ледниковых глин (Varven), проведенным в Швеции. Последние дали цифру 6900 лет до нашей эры для конца ледникового периода и 12600 лет до нашей эры для конца Датского ледникового периода.
Поскольку самый южный ледниковый период Швеции или параллельно Центральной Европы имел место приблизительно от 13000 до 15000 лет назад, по аналогии можно судить, что в тех же широтах и на том же уровне относительно моря в Северной и Южной Америке произошло то же самое.
Тем не менее, в некоторых частях южно-американского континента этот климатический феномен проходил по-другому; это особенно верно для тех регионов, которые в недавнем геологическом периоде имели уже значительную высоту над уровнем моря, как это было на большом пространстве территорий, плато и озер, заключенных между двумя горными хребтами Анд – Cordillera Marítima и Cordillera Real, которые уже поднялись на значительную высоту с третичного периода и находились, кроме того, в относительной близости от экватора.
Боливийское Альтиплано, например, доисторическое место величайшей культуры Северной и Южной Америк, которое, как мы покажем дальше, не имело большой высоты над уровнем моря, которую оно имеет сегодня, из-за своей близости к экватору не испытывало ледникового периода так долго, как территория современной Аргентины. По этой причине оно дало убежище человеческим культурам намного раньше других частей или в период, когда аргентинские территории были еще покрыты континентальным льдом, который в настоящий геологический момент и на несколько тысяч лет позже ушел в Антарктику.
Было доказано путем исследований и выводов знаменитых авторитетов в современной геологии и географии, особенно монументальными трудами профессора Альбрехта Пенка, бывшего директора и основателя Океанографического института в Берлине, что континентальные льды Европы оказывали огромное давление на те земли, на которых они лежали. В результате эти земли опустились, и после того, как ледниковые массы растаяли и сошли с этих зон, освобожденные от их веса территории поднялись снова.
Этот же феномен подъема территорий – после освобождения от покрова или ледникового веса, – несомненно, имел место на Альтиплано в Боливии в гораздо более интенсивной форме, чем в других частях мира, в связи с тем, что оно находилось на значительной высоте и в относительной близости от экватора.
Из-за этой большой высоты над уровнем моря климат, после третичного периода, никогда не был жарким, и из-за этого же некоторого подъема, – конечно, не столь выраженного, как в настоящее время, – и в связи с близостью к экватору этот ледниковый период длился там гораздо меньше времени по сравнению с другими землями Юга, поэтому там могли развиваться в относительно отдаленном периоде (первом периоде Тиуанаку) великие человеческие культуры, которые, вероятно, еще не существовали в подобной стадии развития в других частях нашей планеты.
Когда великое Андское озеро образовалось в конце последнего ледникового периода, произошло следующее явление: льды растаяли вначале в этих зонах в относительной близости от экватора и огромное давление или вес, который лежал на горных хребтах и высоких плоскогорьях андских регионов, исчезал очень постепенно.
Тогда эти территории стали медленно подниматься, в то время как зоны к югу, такие, как Аргентина, из-за их дистанции до экватора, по-прежнему держали в течение длительного времени огромные покровы льда, который имелись в этих регионах…
Мало-помалу или, скорее, век за веком северная часть нынешнего Альтиплано и горные хребты поднялись в результате прекращения вышеупомянутого давления льда, и тогда произошел первоначальный наклон, который отводил воду первого большого ледникового озера.
<…>
В свете сказанного очень трудно думать, что культура человека на Альтиплано и строительство его великолепной столицы принадлежат к относительно недавней эпохе.
12. Одним из доказательств, которыми мы можем укрепить наше утверждение, касающееся огромного возраста Тиуанаку, является то, что в фольклоре Альтиплано нет ничего, связанного с преданиями, которые хотя бы отдаленно ссылаются на происхождение и объект этого великолепного мегаполиса. Несомненно, что высокая культура, подобная Тиуанаку, оставила бы нетленные воспоминания в умах людей, которые населяли эту часть Анд, если бы она развивалась в относительно недавнее время.
Но так не произошло, никаких воспоминаний не осталась от этой эпохи; уже во время конкисты, индейцы, когда их спросили о возрасте Тиуанаку, ответили, что эти монументы всегда были там, или что они появились на рассвете весьма далекого дня, или что они были построены расой гигантов, назвавшихся «Huaris», до Chamak-pacha. Этот вопрос о Chamak-pacha у Aymara или Purin-pacha у Keshua крайне интересен.
Оба слова означают «период тьмы». Это предание распространено не только в Южной Америке, но и в самой северной части Северной Америки. В соответствии с этим информация, очевидно, имеет отношение к ледниковой эпохе, в которую солнцу не хватало тепловой энергии или оно было не так видимо и в результате не приносило пользы человеческим существам своими живительными лучами…
На фото слева: рисунок развертки керамической курильницы с «Лестничным Знаком» из книги А. Познански «Тиуанаку – колыбель человека Америк», т. III[32]. На фото[33] справа: весьма схожая с ней, но все же другая курильница из Тиауанако
13. Другим доказательством, которое мы можем пустить в ход и с большим основанием, чтобы доказать очень древний возраст культуры Тиуанаку, является то, что связано с широким распространением по всему континенту знаменитого «Лестничного Знака». Этот знак, как можно утверждать, возник в Тиуанаку и представляет основные космологические идеи, а также культ Матери-Земли (Пача-мамы).
Этот священный символ, как крест Спасителя в христианской религии, распространился от Огненной Земли до Аляски. В настоящее время он утратил свое значение в связи с теперешним культурным состоянием коренного населения. Исходя из этого можно сказать, что в каждом месте, где культура этого континента проявлялась, можно отметить в основе процессов Тиуанаку»[34].
Необходимо подчеркнуть, что более 10000 лет – это возраст Тиауанако второго и третьего (последнего) периодов. Дата же закладки Каласасайи – 15000 г. до н.э.[35], а она произошла во втором периоде. Но, по мнению А. Познански, был еще более ранний период – первый, «крайне примитивный и со своими характерными особенностями, к которому относится как здание исключительно этого периода, «дворец» или «храм»» (Храм каменных голов). «В этот период также были начаты «Пукара», или крепость Акапана и Храм Луны, сегодня называемый Пума-Пунку. Три объекта имеют одинаковую ориентацию, или 2°49’7″ от меридиана». То есть «они все еще сохраняют ориентацию этого первобытного периода»[36]. Другими словами, время возникновения церемониального центра отодвигается еще дальше 15000 г. до н.э. Точно датировать первый период А. Познански затрудняется. Он пишет:
«Что касается первого, или доисторического, периода Тиуанаку, как мы решили назвать его, он гораздо более отдален, и у нас нет, из-за современного состояния науки, никаких оснований для создания астрономических вычислений; скорее, мы можем использовать только геологические основы для определения периода, в котором он был построен, метод, который не позволяет выразить в цифрах возраст, но только выдвинуть гипотетическое утверждение о геологической эпохе, и это также только в пределах, современного состояния наших знаний в этой области»[37].
Ну а каково же мнение археологов?
У З. Ситчина читаем:
«По мере того как на юге Перу обнаруживались все новые артефакты – текстиль, саваны мумий, керамика с изображением Виракочи, появилась возможность провести сравнение данных из Тиауанаку с данными из других мест. В результате даже самые упрямые археологи, такие, как Уэнделл С. Беннет, были вынуждены отодвинуть дату основания Тиауанаку с середины первого тысячелетия нашей эры к началу первого тысячелетия до нашей эры.
Однако радиоуглеродный анализ отодвигал общепризнанные даты все дальше и дальше. Начиная с 60-х годов двадцатого века боливийский археологический центр проводил систематические раскопки в Тиауанако. Первым и самым важным делом стали всеобъемлющие раскопки и восстановление «малого храма» в восточной части Каласасайи, где были найдены каменные статуи и головы. В результате проведенных работ взорам открылся внутренний двор, вероятно, служивший для ритуальных подношений. Он располагался ниже уровня земли и был окружен каменной стеной с установленными на ней каменными головами – как в Чавин де Уантар. В официальном докладе директора Национального археологического института Боливии Карлоса Понса Сангинеса («Descripción Sumaria del Templete Semisubterraneo de Tiwanaki», 1981 г.) отмечалось, что радиоуглеродный анализ найденного в этом месте органического вещества дает 1580 год до нашей эры. В своем монументальном труде «Panorama dela Arqueología Boliviana» Понс Сангинес именно эту дату принимает за начало древней фазы строительства Тиауанаку.
Радиоуглеродный анализ позволяет определить возраст органических веществ, найденных на месте раскопок, но не камней, из которых сложено сооружение. Даже сам Понс Сангинес в одной из последующих работ («Tiwanaku: Space, Time and Culture») признает, что новая методика датировки позволяет отнести найденные в Каласасайе обсидиановые предметы к 2134 году до нашей эры»[38].
Тайна божественных строителей
Почти полтысячи лет назад испанский хронист Педро Сьеса де Леон, путешествовавший по территории современных Перу и Боливии в период с 1532 по 1550 г.[39], своими глазами видел развалины Тиауанако. На основе собственных впечатлений и индейских легенд он составил свое мнение о том, кто построил храмовый комплекс, и изложил свою версию возникновения Тиауанако.
В главе CV «О селении Тиагуанако и об огромных и древних строениях встречающихся в нем» читаем:
«Тиагуанако не очень большое поселение, но он знаменит своими огромными сооружениями, что несомненно вещь примечательная и достойная внимания. Возле главных постоялых дворов находится холм, сделанный вручную, поставленный на крупных каменных платформах. За этим холмом находятся два каменных идола, образом и подобием человеческим, с превосходно отделанными и проработанными чертами лица, настолько, что кажется, будто сделано это было руками великих художников или мастеров. Они настолько огромные, что кажутся маленькими гигантами, и видно, что их внешний вид и длинные одеяния отличаются от того, что мы видим у местных жителей этих провинций. На головах у них, кажется, есть их орнамент (украшения). Около этих статуй находится еще одно здание, которое из-за своей древности и отсутствия письмен, является причиной того, что неизвестно, какой народ построил такие огромные платформы и укрепления, и что уже столько времени прошло [как их построили], поскольку сейчас видна только отлично обработанная крепостная стена, что потребовалось бы много времени и веков, чтобы его построить. Некоторые камни очень сильно испорчены и уничтожены [временем?]. В этом краю имеются настолько большие и многочисленные камни, что вызывает восхищение думать, как, глядя на их величину, хватило человеческих сил, чтобы принести их туда, где мы их видим [сейчас]. Многие из этих камней обработаны самыми различными способами, а некоторые из них имеют форму человеческого тела; должно быть, они были их идолами. Возле крепостной стены имеется много ям и подземных выемок.
В другом месте, к западу от этого сооружения находятся другие важные древности, потому что там есть много крупных порталов с косыми стенами, порогами и порталетами (?), и всё из одного цельного куска камня. То, что мне больше всего приглянулось, когда я ходил там осматривая и записывая об этом, было то, что из этих огромных порталов выступали другие крупные камни, над которыми они были выстроены, некоторые из них имели 30 футов (9 м) ширины, 15 (4,5 м) и более футов длины [высоты?], и фасадом 6 футов (1,8 м). Это и портал, его косяки и пороги, были одним камнем. Он очень почитаем из-за своей величины. Я так и не узнал и не понял, какими инструментами и орудиями оно обрабатывалось, ведь прежде, чем их сделать такими совершенными, их нужно было обработать. И примечательно видеть эти сооружения, ведь они не были окончательно достроены, поскольку в них кроме этих порталов и других камней небывалой величины, нет ничего; я также видел несколько обработанных и подготовленных для закладки в сооружение, от которого немного в стороне находилось маленькое помещение, куда поставлен большой идол, которому они должны были поклоняться. И еще ходит слух, что рядом с этим идолом было обнаружено уйма золота, а вокруг этого храма было еще множество крупных и маленьких высеченных и обработанных камней, как уже описанных.
В заключение, скажу об этом Тиагуанако, что, по-моему, эта древность самая старая во всём Перу. Так как считается, что до того, как Инки правили много веков, были построены некоторые из этих сооружений, потому что я слышал утверждения индейцев, что Инки строили свои огромные сооружения [в] Куско, по форме, какую, как они увидели, имеет крепостная стена или просто стена в этом селении. Говорят также, что первые Инки постоянно занимались строительством своего двора и резиденции в нем в этом Тиагуанако. Также примечательна другая небывалая вещь: на большей части этого района нет и не видно ни скал, ни каменоломен, ни камней, откуда они могли бы добывать многие из тех, что мы видим. Я спросил местных жителей в присутствии Хуана де Варгаса (владеющего над ними энкомьендой), были ли эти сооружения построены во времена Инков, они на это вопрос рассмеялись, утверждая вышесказанное по этому поводу, что до того, как они правили, здания были построены, но они не могли сообщить, и подтвердить, кто их построил; но от своих предков они слышали, что то, что там виднелось, возникло уже построенное однажды ночью. Об этом и о том, что также говорят о виденных на острове Титикака бородатых людей и похожие люди, построившие здание Винаке, скажу, что, возможно, до правления Инков, должен был существовать другой разумный народ в этих королевствах, пришедший из другого неизвестного края, они и построили всё это, а так как их было мало, а местных жителей так много, то они были убиты во время войн»[40].
А в главе V «О том, что говорят эти жители о Тисивиракоче…» Педро Сьеса де Леон дает ответ на вопрос, кому были посвящены храмы Тиауанако:
«…Долго пребывали они, не видев солнца, и …испытывая большие трудности в связи с его отсутствием, они заголосили и взмолились тем, кого они считали богами, попросив у них света, [ибо] в нем испытывали недостачу; и в это самое время вышло с острова Титикака, расположенного внутри большого озера Кольяо, неимоверно ослепительное солнце, и все обрадовались ему, а после того как это произошло, сказывают, к Южным краям пришел, явившись, белый человек крупного телосложения, и в чьем облике и внешности сказывалась и большая власть и почтение, и что у этого мужчины, как они увидели, была такая могучая сила, что из холмов он творил равнины, а из равнин большие горные хребты, извлекая живые источники из камней. И как узнали они о такой его силе, назвали его Творцом всех созданных вещей, Началом их, Отцом солнца, потому что помимо этого, говорят, он создал другие важные вещи, дал жизнь людям и животным; и, говоря кратко, от Его руки к ним пришла заметная польза. И этот [Создатель]… ушел по дороге, [проложенной в] горной местности, по направлению к Северу, творя и осуществляя эти чудеса, и что никогда они больше его не видели. Во многих местах говорят, что он установил для людей порядок, как им жить, и что говорил он с ними дружелюбно и с всею мягкостью, наказывая им быть добрыми, и чтобы не наносили они друг другу ни вреда ни оскорбления, а наоборот, любили друг друга, и чтобы все были милосердными. В основном и по большей части его называют Тисивиракоче, хотя в провинции Кольяо они называют его Туапака [Tuapaca], а в других местах этой провинции – Арнава [Harnava или Arnahuan]. Во многих краях ему построили храмы, куда поместили каменные статуи, на него похожие, и перед ними они совершали жертвоприношения; огромные статуи, находящиеся в селении Тиагуако [Tiaguaco – т.е. Tiahuanacu], считают, что они бы[ли построены] с тех времен; хотя хорошо известно то, что они рассказывают о Тисивиракоче, и что это дело [далекого] прошлого, о чем я пишу, но они не могут ничего больше рассказать о нём, в какое место не прибудь»[41].
Таким образом, индейские легенды, записанные Педро Сьесой де Леоном, говорят о том, что Тиауанако было возведено до инков и «возникло уже построенное однажды ночью» «бородатыми людьми», которых Педро Сьеса де Леон охарактеризовал как «другой разумный народ… пришедший из другого неизвестного края». Храмы Тиауанако были возведены в честь Виракочи – «белого человека крупного телосложения, и в чьем облике и внешности сказывалась и большая власть и почтение». Он появился вслед за тем, как после длительной тьмы из острова вышло ослепительное солнце. «…У этого мужчины, как они увидели, была такая могучая сила, что из холмов он творил равнины, а из равнин большие горные хребты, извлекая живые источники из камней. И как узнали они о такой его силе, назвали его Творцом всех созданных вещей, Началом их, Отцом солнца, потому что помимо этого, говорят, он создал другие важные вещи, дал жизнь людям и животным…».
Со времен Педро Сьесы де Леона о Тиауанако было написано очень много, но по сути не сказано ничего нового. Но, конечно, заслуживают внимания исследования и взгляды А. Познански, которые так же, как и свидетельства и умозаключения Педро Сьесы де Леона, послужили отправной точкой для концепций других исследователей.
«Сопоставив археологические данные с результатами геологических исследований, изучения флоры и фауны, обмера найденных в захоронениях черепов и каменных голов, а также проведя инженерную и технологическую экспертизу, – пишет З. Ситчин, – Познански пришел к заключению о существовании трех этапов в истории Тиауанаку, о том, что город был основан двумя разными расами – монголоидным народом и людьми кавказской расы с Ближнего Востока – и о том, что это место пережило две катастрофы – одну природную, вызванную лавиной воды, а затем некое бедствие неизвестного происхождения»[42].
Странности и загадки Тиауанако как нельзя лучше объяснила гипотеза о всеобъемлющем вмешательстве в жизнь Земли инопланетян, которых люди принимали за богов.
Попытки найти ответы
Теория палеоконтакта
Одним из первых идею о посещении Земли инопланетными астронавтами, которые оставили первобытному человечеству технические, математические и астрономические знания, высказал Эрих фон Дэникен.
Эту идею также развивал Захария Ситчин. Он, как и Эрих фон Дэникен, исследовал древние тексты, мифы и легенды, материальные свидетельства, а также работы историков и, в частности, археологов. В результате он выдвинул свою гипотезу палеоконтакта, которая воспринимается как очень стройная, доказанная и многое объясняющая. Теория очень убедительна в основе своей. Но смущает конкретность персонажей и событий, которая больше соответствует фантастическому роману, т.е. вымыслу, если, конечно, не считать, что эти сведения автор получил из космического информационного поля. По З. Ситчину, жители планеты Нибиру прилетают в космическом корабле на Землю, творят по своему образу и подобию людей для того, чтобы те добывали для них полезные ископаемые. Попутно создаются цивилизации, с которыми пришельцы делятся своими знаниями и технологиями.
Что касается Тиауанако, то З. Ситчин считал его одним из центров добычи вначале золота, а затем олова и меди, а пирамиду Акапану – заводом, изготавливающим бронзу. К этой мысли, несомненно, его привело убеждение А. Познански в том, что туннели и ниши, вырытые в Альтиплано, – это «остатки древних металлургических работ, которые велись здесь задолго до испанцев» «в далекие времена разумной и предприимчивой расой»[43]. И добывали и производили здесь золото и бронзу. З. Ситчин пишет:
«Найденные в районе Тиауанаку золотые и бронзовые артефакты не оставляют сомнений в том, что золото здесь появилось раньше бронзы (то есть олова). Познански настойчиво связывал бронзу с третьим периодом истории Тиауанаку и демонстрировал примеры, когда бронзовые скобы использовались для ремонта объектов, оставшихся от «золотого века»»[44].
А. Элфорд в своей книге «Боги нового тысячелетия» по сути повторяет аргументацию и сюжеты З. Ситчина с некоторыми различиями в трактовках. Он считает, что Тиауанако был построен для богов с планеты Нибиру приблизительно в 4050 г. до н.э. «Его строили очень высококвалифицированные рабочие-негры под руководством индоевропейцев. Тиауанако был главным центром по производству бронзы. Богом, который управлял Тиауанако, был Ишкур. Его символ-трезубец изображен на склоне горы в Паракасе неподалеку от Наски». Вскоре Тиауанако был разрушен всемирным потопом, вызванным опасным сближением с Землей планеты Нибиру. «После потопа боги вновь отстроили Тиауанако. Производство в Тиауанако было закрыто в 2200 году до РХ, примерно в то самое время, когда Месопотамии угрожал Мардук». То есть, как я поняла, металлургическое производство было прекращено из-за войны богов[45].
Концепция У. Салливана
У. Салливан построил свою очень изящную концепцию цивилизации Тиауанако, оставив за рамками проблему палеоконтакта и, в частности, идентификацию высших сил, которые влияли на Тиауанако. Он называет их так, как они были названы изначально индейцами в легендах, а затем инками, т.е. именами богов. У. Салливан не задается вопросом о том, что получили от Земли высшие силы, каковы были их мотивы, но рассказывает, какой бесценный дар они преподнесли андцами. Этот дар – тиауанаканская цивилизация, базирующаяся на процветающем сельском хозяйстве, с системой организации общества, которая была способна вести это сельское хозяйство, и андской религией, которая была основой этого общества. Тиауанаканская цивилизация обеспечила благоденствие и мирную жизнь для объединенных ею племен в течение столетий.
У. Салливан отмечает:
«Чтобы жить исключительно кочевым скотоводством на высокогорной пуне, не было достаточного количества пропитания. Жить охотой и примитивным земледелием в долинах нагорья значило, в лучшем случае, уцелеть. Подсечно-огневой образ жизни в монтанье без речных ресурсов бассейна Амазонки предполагал уединенную полукочевую жизнь мелкими изолированными группами»[46].
«Эти перспективы резко изменились около 200 года до н.э., когда в жизнь Анд ворвался творческий импульс огромной силы»[47]. В Андах начали возникать и достаточно быстро так называемые «вертикальные архипелаги» – «соединение пуны, высокогорных пахотных долин и монтаньи в единые взаимозависимые системы, способные дать пропитание крупным общинам»[48] – алью. Вертикальные архипелаги, простиравшиеся часто на 60 км или более сверху донизу, позволяли скапливаться большой массе людей, которые могли выполнять огромную работу по строительству террас и орошению в Андах.
[49] Развалины крепости Писак (примерно в 25 км к востоку от Куско), окруженные сельскохозяйственными террасами
Претворению проекта вертикальных архипелагов предшествовали земледельческие эксперименты, которые проводились в течение приблизительно четырех веков в бассейне озера Титикака. У. Салливан пишет:
«Начатые не ранее, чем в 600 году до н.э., эти эксперименты по ирригации на широком пространстве плато вокруг озера Титикака создали особую систему поднятых насыпей, недавно обнаруженных на фотографиях со спутников.
В этой системе вода, поступающая из озера, хранилась постоянно в канавах между насыпями. В жаркое время суток засеянные на насыпях зерновые культуры могли испарять воду, а в холодные ночи вода возвращала тепло солнечного дня, предотвращая повреждение растений, от холода. В канавах разводилась рыба, обеспечивая питательный белок, а также удобрения для зерновых культур. По оценкам, между 200 годом до н.э. и 600 годом н.э. под такой формой земледелия было занято порядка трех сотен квадратных миль земли. Сегодня этот метод сельского хозяйства внедряется заново, потому что он дает более высокие урожаи, чем земли с химическими удобрениями»[50].
«В этом блестящем синтезе», по словам У. Салливана, все непреодолимые препятствия для успешного земледелия природных условий Анд – цепи высоких гор, изолированные долины, скудная пахотная земля и разрозненные суровые экосистемы – «стало активом, основой новой цивилизации». При этом «топография, порождавшая разделение и дефицит», была преобразована в среду обитания, «источавшую впредь достаток и бесконфликтность»[51].
В андской мифологии, по мнению У. Салливана, сотворение тиауанаканской цивилизации соответствует «сотворению мира богом-творцом в человеческом облике – Виракочей»:
«Традиция помещает это событие в район озера Титикака… Давным-давно, в самом начале истории, мир был во мгле. Затем в ночной тиши над темными водами озера Титикака Виракоча создал солнце, луну и звезды и повелел им всходить над чернокаменным утесом, выступающим из озера островом, называвшимся Титикакой, а сегодня – Островом Солнца. Затем, согласно мифу, Виракоча создал все племена Анд – каждое с его особыми одеждами, языком, обычаями – и повелел каждому выйти из пещер, ущелий и стволов деревьев к центрам соответствующих каждому племени мест обитания.
В своих разных версиях этот миф составляет хартию андской цивилизации. В нем заложен общественный договор, который поддерживал ее единство. Хотя, как признавалось, племена имели разные языки, обычаи и одежды, каждое из них, тем не менее, было связано с другими как творениями общего бога Виракочи. Каждое племя обладало статуэткой своего родового тотема, или уакой, отмечавшей – как описано в мифе – сотворение Виракочей племенного тотема-первопредка… Факт владения племенными землями закреплялся принадлежностью каждой группы к своему особому месту возникновения – пещере, источнику и так далее, называемому пакарина, буквально – «место появления». Пестрое разнообразие племен представлялось, таким образом, берущим начало от основополагающего принципа единства. Вот почему в столь многочисленных версиях мифа Виракоча обращается к народам «с большой добротой, убеждает их поступать по добру и не причинять друг другу зла или ущерба, любить всех и быть ко всему милосердными»»[52].
«Мифы людей Уарочири в центральных Андах… подтверждают, что в «самые незапамятные времена» именно Виракоча пришел и показал людям, как создавать земельные террасы и строить ирригационную систему».
Конец эпохи Тиауанако, по мнению У. Салливана, был отмечен в индейской легенде о ламе, рассказавшей своему хозяину о приближении потопа. Эта легенда отражает положение звезд на небе в 650 г. н.э., когда «Млечный Путь прекратил восходить гелиакически в июньское солнцестояние (по юлианскому календарю 19 июня), впервые за более чем восемьсот лет». А по У. Слливану «прекращение его восхода в июньское солнцестояние означало конец эры». Потоп У. Салливан трактует как период «организованной войны», которая впервые вошла в андскую жизнь «в VII столетии н.э., с возвышением военизированного государства Уари в центральных Андах, близ современного Аякучо». В 1000 г. н.э. Тиауанако было заброшено, и «долгая мрачная эпоха опустилась на андское крестьянство»[53].
«Город Тиауанако, достигший своего политического и архитектурного величия около 600 года н.э., является священным центром Анд, – пишет У. Салливан. – Пребывающий ныне в руинах, он для Южной Америки означает то же, что Теотиуакан для Мексики или Стоунхендж для Англии: легендарное место, талисман, пробный камень. Именно здесь, согласно мифу, был создан мир, в смысле заложенных Виракочей принципов интегрирования андской земледельческой цивилизации»[54].
Археологический комплекс Тиауанако
Хотя площадь, занятая руинами, превышает 450 тыс. кв. м, сам церемониальный комплекс располагается на небольшой территории – 500×1000 м[55].
[56] Макет-реконструкция церемониального комплекса Тиауанако
Основные сооружения комплекса (см. макет) – пирамида Акапана (слева) и храм Каласасайя (справа). На территории Каласасайи расположены знаменитые
[57] Врата Солнца,
[58] монолит Понсе
[59] и монолит Монах.
К востоку от храма Каласасайя находится
[60] полуподземный (semicautiverio) Храм каменных голов.
В пол храма был встроен крупнейший антропоморфный монолит –
Там находятся самые древние монолиты Тиауанако и наиболее известный из них
На территории комплекса Тиауанако есть и другие полуподземные храмы, среди них Кантатальита и Путуни, а кроме Врат Солнца существуют Врата Луны.
[63] Врата и лестница храма Каласасайя. В проеме врат – монолит Понсе. На переднем плане – стена с головами Храма каменных голов и Бородатый монолит
Примерно в 1 км от Тиауанако находится церемониальный комплекс Пума-Пунку.
[64] Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Керикала, 7 – храм Путуни, 8 – монолит Понсе, 9 – храм Каласасайя, 10 – Лакаколью
Снимок комплекса Тиауанако со спутника (2011)[65]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Керикала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – монолит Монах, 10 – монолит Понсе, 11 – храм Каласасайя
Окончание: с. 3
[1] http://dc347.4shared.com/doc/fpE7SM1M/preview.html
[1а] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[2] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[4] Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974 (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text32.phtml?id=433).
[5] Гарсиласо де ла Вега. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text32.phtml?id=433).
[6] http://www.flickr.com/photos/twiga_269/3897575788/in/photostream/
[7] http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B0/Титикака
[8] http://fictionbook.ru/author/kondratov_aleksandr_mihayilovich/atlantidiy_ishite_na_shelfe/read_online.html?page=5
[11] http://fotki.yandex.ru/search/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B0/users/coralli-coralli/view/321809?page=2&how=rating&type=image
[12] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[13] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[15] http://7788.ucoz.ru/publ/istorija_i_zagadki/katastrofa/3–1-0–38; http://fictionbook.ru/author/kondratov_aleksandr_mihayilovich/atlantidiy_ishite_na_shelfe/read_online.html?page=5
[19] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[20] Элфорд А.Ф. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465).
[22] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text10.htm).
[23] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text10.htm).
[24] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[25] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[26] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[28] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[30] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/fig23.htm
[31] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/fig21.htm
[34] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[35] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[36] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm; http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[37] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[38] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[39] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[40] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text9.htm).
[41] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text10.htm).
[42] Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[43] Цит. по: Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[44] Цит. по: Ситчин З. Указ. соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[45] Элфорд А.Ф. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/131465).
[46] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[47] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[48] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[50] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[51] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[52] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[53] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[54] Салливан У. Указ. соч. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).
[55] Стингл М. Индейцы без томагавков (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/st010.shtml).
[56] http://1.bp.blogspot.com/_Hz2QCPiAe1w/SeQcTIQ-8RI/AAAAAAAABxg/2UorhVkZhdY/s1600-h/tiwanakuMap.png