[1] Эво Моралес – первый президент Боливии коренного происхождения за более чем 400 лет со времен испанской колонизации
Хуан Эво Моралес Айма (Juan Evo Morales Ayma), которого народ зовет просто Эво, родился 26 октября 1959 г. в бедной аймарской семье[2]. Он был пастухом, каменщиком, работал на плантации коки. Как политический деятель необычайно быстро добился успеха. Начинал профсоюзным руководителем крестьян, выращивающих коку (кокалерос), активно участвовал в создании первой общенациональной организации индейцев – Ассамблеи за независимость народов[3].
В 1995 г. Эво Моралес создал партию «Движение к социализму». Она успешно участвовала в выборах в Национальный конгресс. Эво обещал вернуть государству природные богатства, защищать права коренного населения.
Моралес возглавил движение кокалерос, которые противостоят попыткам правительства США уничтожить плантации коки в провинции Чапаре в юго-восточной Боливии, где он сам когда-то работал.
Эво Моралес считает, что листья коки не являются наркотиком. Аймары и кечуаны жуют их тысячи лет. Это никогда не вызывало наркотических проблем в их обществе. Поэтому Эво считает, что проблему кокаина следует решать на стороне потребления, а не уничтожением плантаций коки[4]. Кроме того, листья коки используются для ритуальных целей, поскольку кока для индейцев – священное растение, которое служит посредником между миром богов и миром людей.
На президентских выборах 18 декабря 2005 г. за Эво проголосовало около 54 % избирателей при явке 84 %[5].
Тиауанако 21 января 2006 г.[6]. На второй линии – красные пончо (ponchos rojos) Эво Моралеса. Над морем людей возвышаются баннеры с указанием места, откуда прибыла делегация, а также реют радужные wiphala (флаг, ставший сейчас символом аймаров и боливийского государства по конституции 2009 г.) и сине-белые wiphala партии «Движение к социализму». |
Накануне официальной инаугурации в субботу 21 января 2006 г. в Тиауанако была проведена «инаугурация» в соответствии с древними традициями коренных жителей Боливии (аймаров и кечуанов), которые прибыли на праздник, одетые в праздничные традиционные наряды (рис. 1).
Рис. 1[7]
Кстати говоря, географически Боливия делится на три региона: 1) высокогорную часть – Альтиплано, 2) восточные склоны Анд – Юнгас и 3) покрытую джунглями низменность на востоке страны – Ориенте. Подавляющая часть населения живет на Альтиплано, вокруг озера Титикака и в Юнгасе. Остальная же, низменная часть страны, ее центр и восток (три пятых территории) практически не заняты людьми. Кечуаны населяют центральную и южную часть Альтиплано, департаменты Оруро, Потоси, Кочабамба и северную часть Чукисака. Живут они только на высокогорье и на низменности не переезжают. Аймары расселились в основном по берегам озера Титикака (а также в высокогорных департаментах Оруро, Ла-Пас и Потоси, на склонах Кордильеры-Реаль)[8]. Поэтому индейцам особенно далеко и идти-то до Тиауанако не пришлось.
Всего в Тиауанако присутствовали 50 тыс. человек – коренные народы Боливии, делегации индейских племен Центральной Америки, бассейна Амазонки, Мексики, США, Чили и Аргентины, официальные лица и гости, туристы и журналисты. В священном для андцев месте был проведен ритуал, который облек Эво высшей властью[10]. По словам агентства «Франс Пресс», «новый президент Боливии Эво Моралес был избран верховным вождем всех индейских племен Анд»[11].
Религиозную церемонию возглавил Валентин Мехильонес Акарапи (Valentín Mejillones Acarapi) – духовный лидер аймаров, который в свое время был избран секретарем по культуре Федерации Районных Хунт Эль-Альто – организации, стоявшей у истоков политической карьеры Эво Моралеса[12].
Валентина Мехильонеса Акарапи (на рис. 2 справа), которого далекие от андской религии журналисты назвали в своих статьях шаманом, видимо, следует именовать верховным священником – kallaguaya, что означает «мудрец» на языке аймаров так же, как и амаута (amauta) на языке кечуанов. Он руководил ритуалом huajta, в котором ему ассистировали 24 mallkus (представителя высшего духовенства). В ходе этого ритуала «лидер аймаров» – Эво Моралес – «заключил теллурический договор с Пачамамой (матерью-землей) и Тата–Инти (отцом-солнцем)»[13].
Вначале был проведен обряд очищения Эво Моралеса. Вслед за этим он был облачен в церемониальные одежды, в частности, в красное унку из шерсти ламы, и на его главу верховный священник возложил ch’uku – шапку с четырьмя углами, представляющими четыре стороны света[14] (рис. 2). Ch’uku Эво было украшено чаканами (chakana) – андскими крестами.
Рис. 2[15]
Затем kallaguaya вручил Эво жезл из сплава золота и серебра[16], увенчанный изображением головы пумы (рис. 3).
Рис. 3[17]
Я думаю, что в результате этой церемонии Эво Моралес получил высший духовный сан и стал kallaguaya, или по более привычной для нас терминологии – верховным жрецом, а в Тиауанако верховный жрец обладал и высшей светской властью. Уже в качестве kallaguaya Эво принял участие в паго Инти и Пачамаме, которое аймары проводят, сжигая деспачо (рис. 4). Церемония проходила на вершине пирамиды Акапана.
Рис. 4[18]
После религиозной церемонии на ступенях Каласасайи Эво Моралес выступил с речью, которой была открыта светская часть события (рис. 5).
Рис. 5[19]
На следующий день 22 января – в воскресенье состоялась официальная инаугурация Эво Моралеса в конгрессе, на которой присутствовали 12 президентов и 60 делегаций из разных стран мира[20]. Однако основу своих дальнейших свершений Эво Моралес заложил 21 января 2006 г. в Тиауанако, заручившись поддержкой коренных народов – 55 % жителей страны[21].
Рис. 6[22]. Народ Тиауанако XXI в.
29 января 2009 г. Центральная избирательная комиссия Боливии сообщила, что за конституцию, предложенную Эво Моралесом, на референдуме проголосовали 61,67 % граждан. Согласно новой конституции, государство закрепляет за собой контроль над ключевыми секторами экономики. Природные ресурсы провозглашаются национальным достоянием. Значительно расширяются права коренных жителей. Помимо испанского, статус государственного получают языки индейских народов страны. Вводится их обязательное изучение. Отменяется статус католицизма как официальной религии и поддерживается почитание на государственном уровне Пачамамы[23].
Олицетворением события 21 января 2006 г. как начала новой эпохи для коренных народов Боливии является фотография, сделанная тогда в Тиауанако (рис. 7).
Рис. 7. «Достоинство»[24]
На фотографии мы видим на фоне военных типичное в нашем представлении лицо индейца, лицо – символ народов Анд. Автор назвал ее «Достоинство». Но на лице этого человека читается не только достоинство, а еще и гордость с примесью вековой горечи. Оно говорит нам: «Эти военные пришли на святую землю Тиауанако не порабощать, а охранять, служить моему президенту и моему народу».
[1] http://www.radiofides.com/noticia/internacional/Presidente_culpa_a_la_clase_politica_del_Estado_colonial_la_perdida_del_Litoral
[10] http://www.prensadefrente.org/pdfb2/index.php/fot/2006/01/22/tiwanaku; http://www.aporrea.org/internacionales/n72014.html
[14] http://www.sandbox-network.com/from-the-sandbox/president-once-and-future-the-spirited-inauguration-of-evo-morales/