К востоку от храма Каласасайя находятся развалины полуподземного храма Кантатальита (Kantatallita), или Luz del amanecer – Утренний свет. Он, по мнению ученых, относится к классическому периоду Тиауанако (374 – 900 гг. н.э.).
Снимок комплекса Тиауанако со спутника (2011)[2]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Керикала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – монолит Монах, 10 – монолит Понсе, 11 – храм Каласасайя
Храм был полностью разрушен и поэтому даже с его виртуальной реконструкцией пока никто не торопится. От него остались разбитые и разбросанные на значительной площади гранитные блоки весом в тонны и десятки тонн.
[3] Развалины храма Кантатальита. На заднем плане слева – пирамида Акапана, справа – храм Каласасайя
Кантатальита была прямоугольным в плане строением и включала в себя арку из серого андезита с фризом.
Вполне вероятно, что фриз покрывали золотые пластины, поскольку по его краю идет цепочка маленьких отверстий, куда могли вставляться крепления для пластин. Они, видимо, были сняты конкистадорами[5]. Фриз сильно поврежден, скорее всего, не временем, а людьми. Но все же очевидно, что на нем вырезан орнамент со скалящимся человеком-пумой, у которого на лице есть слезный элемент.
А. Элфорд назвал Кантатальиту «образцом высокого строительного искусства». Он писал:
«Там находится несколько очень точно вырезанных камней, опять-таки с идеально выбранными внутренними кромками. Один из камней (серый гранит) – является совершенно поразительным образцом резьбы. Передняя плоскость камня покрыта причудливой резьбой, и на ней видны отверстия для штырей. Что касается задней плоскости камня, то трудно найти подходящие определения, чтобы описать необычайно совершенную симметрию ее рисунка. Идеально ровные грани камня, а на нем рельефные узоры с выпуклостями, выступающими одновременно вниз и внутрь. Попробуйте-ка изобразить такое при помощи каменных орудий!»[7].
Не меньшее удивление и восхищение вызывают и резные андские кресты на огромном каменном блоке, расколовшемся, видимо, когда взрывали массивные и неподъемные плиты оснований храмов.
К чудесам обработки камня можно отнести и плиту из андезита, считающуюся макетом Каласасайи. Такое мнение впервые высказал Э. Скуайер, который нашел ее в центре Кантатальиты. В 60-х гг. XIX в., когда он работал в Тиауанако, от Святилища, как он ее назвал, видимо, оставалось гораздо больше, чем сейчас. Э. Скуайер описал Кантатальиту следующим образом[9]:
«Здание, в котором он (камень-макет – Ф.Ó.) стоял, на массивных столбах, которые все еще пребывают на прежнем месте, было построено из каменных блоков, некоторые из них почти четырнадцати футов (4,2 м) в длину и соответствующей ширины и толщины, и не было настолько большим, чтобы исключить вероятность того, что у него была крыша».
Каменная плита, которая так заинтересовала Э. Скуайера, находилась в центре Святилища. Он писал:
«Я не мог противиться впечатлению, что этот камень был задуман как миниатюрное изображение или модель священного здания, или какого-либо из зданий, возведенных строителями памятников Тиауанако. Вход в утопленную зону в камне, ступени, ведущие к возвышению, окружающему ее, и наос (святилище, где находится скульптура божества – Ф.Ó) напротив входа, ограничивался, возможно, колоннами из бронзы или камня, установленными в пазы и поддерживавшими своего рода крышу, составлявшими внутреннюю часть храма, в которой стоял идол или символ поклонения, все эти функции, казалось бы, указывают на символический дизайн этого монумента».
В первую очередь у Э. Скуайера монолит-модель ассоциировался с Каласасайей, которую он называл Храмом, и сооружением, получившим имя Зал правосудия:
«Глядя на план Храма и очертания зоны, одна сторона которой была занята зданием, названным Залом правосудия, – отмечает Э. Скуайер, – мы не можем не заметить особенностей, вызывающих мысли о плане, вырезанном в большом камне, который я назвал символическим».
[10] Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Керикала, 7 – храм Путуни, 8 – монолит Понсе, 9 – храм Каласасайя, 10 – Лакаколью
Какое сооружение носило в то время имя Зал правосудия, я так и не смогла понять из текста книги Э. Скуайера. Оно находилось в 250 шагах к юго-востоку от Крепости (Акапаны), стояло на платформе, скрепленной медными зажимами, и имело стены из гигантских монолитов. Размерам слагающих его камней, по словам Э. Скуайера, удивлялся Педро Сьеса де Леон. В 1833 г. (еще до приезда Э. Скуайера) оно было взорвано, а его камни были отвезены в Ла-Пас и пошли на строительство собора. Осталось только описание Зала правосудия и тех архитектурных и строительных чудес, которые там были, сделанное незадолго до их уничтожения Альсидом д’Орбиньи (d’Orbigny). (Э. Скуайер его часто цитирует.) Возможно, Э. Скуайер ошибся с определением направления и Зал правосудия – это Храм каменных голов. Или другой вариант: поскольку Э. Скуайер постоянно связывает Зал правосудия с Каласасайей (Храмом), то, может быть, это еще один храм, который стоял в ограде Каласасайи. Но Зал правосудия – явно не та полая пирамида, обозначенная теперь тремя стенами в Каласасайе. Э. Скуайер разделяет эти два здания.
«Символический камень» Э. Скуайера на современной фотографии выглядит не таким большим, как на гравюре из его книги. Вряд ли эта плита могла быть когда-то макетом. Искусным строителям он был не нужен, а в храме уж, наверное, был бы установлен более изысканный макет из драгоценных материалов.
Блок-«макет»[11]
На фотографии, сделанной с другого ракурса, этот блок уже не выглядит как макет храма.
[3] http://www.flickr.com/photos/ranita_bonita/5328853129/sizes/l/in/photostream/
[4] http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=886390&page=2
[7] Элфорд А.Ф. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465).
[8] http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=886390&page=2
[9] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).