Путуни

 

[1]

Рядом с запад­ной сте­ной храма Кала­са­сайя нахо­дится храм Путуни (Putuni), или Путу­пу­туни (Putuputuni – где суще­ствуют пустоты), извест­ный как Дво­рец сар­ко­фа­гов[2].

В XXI в., как можно судить по фото, от храма почти ничего не оста­лось. Поэтому столь ценно сви­де­тель­ство Э. Ску­ай­ера, кото­рый видел Путуни в 60-х гг. XIX в.

Он назы­вает храм Двор­цом (Palace) и опи­сы­вает его руины как «следы пря­мо­уголь­ной струк­туры», «кото­рая состо­яла из пре­вос­ходно выре­зан­ных бло­ков тра­хита, от 8 (2,4 м) до 10 футов (3 м) в длину и 5 футов (1,5 м) в ширину, с остат­ками того, что, кажется, было кори­до­ром 30 футов (9 м) в ширину». «Столбы, кото­рые под­дер­жи­вали Дво­рец, – пишет Э. Ску­айер, – по-прежнему оста­ются на своем месте, утоп­лен­ными глу­боко в землю, видимо, опи­ра­ясь на панель из теса­ного камня». Э. Ску­айер отме­чает, что «так назы­ва­е­мый Дво­рец, как будто, не был постав­лен в сим­мет­рич­ном отно­ше­нии к храму, хотя, каза­лось бы, зави­сит от него»[3].

Храм был пря­мо­уголь­ным соору­же­нием 48,4×39,8 м со вхо­дом с восточ­ной сто­роны[4]. Он стоял на плат­форме высо­той 1,20 м. Назем­ная часть храма пред­став­ляла собой кори­дор, оги­ба­ю­щий пря­мо­уголь­ный двор. В ней были сде­ланы доступ­ные со двора погре­баль­ные камеры, снаб­жен­ные камен­ными раз­движ­ными две­рями, кото­рые сколь­зили по смо­чен­ному покры­тию[5].

Похоже, что и Путуни – это также полу­под­зем­ный храм, поскольку есть при­знаки веду­щей вниз лест­ницы, кото­рая закан­чи­ва­лась пор­ти­ком (в насто­я­щее время демон­ти­ро­ван). В запад­ной части плат­формы на глу­бине 2 м нахо­дятся желоба, кото­рые слу­жили для отвода сточ­ных вод, обра­зо­вы­вая «одну из самых совер­шен­ных систем кана­ли­за­ции»[6].

Кроме того, на тер­ри­то­рии Путуни и сей­час можно видеть блоки, обра­бо­тан­ные с при­ме­не­нием тех­но­ло­гий богов.

Блоки Путуни[7]

Э. Ску­айер был пора­жен тех­ни­кой обра­ботки камня. Опи­сы­вая именно моно­литы Путуни, он утверждал:

«И я могу ска­зать, раз и навсе­гда, тща­тельно взве­ши­вая мои слова, что ни в одной части мира я не видел кам­ней, выре­зан­ных с такой мате­ма­ти­че­ской точ­но­стью и заме­ча­тель­ным мастер­ством, как в Перу, а ни в одной части Перу нет чего-либо, что может пре­взойти те, что раз­бро­саны по рав­нине Тиа­у­а­нако»[8].

Сохра­ни­лись фото­гра­фии рас­ко­пок храма, кото­рые про­из­во­дили члены команды Фран­цуз­ской науч­ной мис­сии, рабо­тав­шей в Тиа­у­а­нако в 1903 – 1904 гг.

image008«Лест­ница и пор­тик нового ком­плекса соору­же­ний, обна­ру­жен­ного Фран­цуз­ской мис­сией к западу от основ­ных вырав­ни­ва­ний (тран­шеи, про­ло­жен­ной по тер­ри­то­рии Кала­са­сайи по линии восток – запад, – Ф.Ó.)». Черно-белая фото­гра­фия (ори­ги­наль­ный принт), раз­мер 23×17 см. Аль­бом фото­гра­фий «Фран­цуз­ская науч­ная мис­сия в Южной Аме­рике: работа и рас­копки Тиа­у­а­нако, 1903 г.». Автор Син­тич Хер­ма­нос. Бруклин­ский музей, США[9]

image010«Откры­тия Фран­цуз­ской мис­сии. Три малень­кие ком­наты к западу от основ­ных вырав­ни­ва­ний»[10]

image004«Откры­тия Фран­цуз­ской мис­сии. Три новые малень­кие ком­наты напро­тив рез­ных Ворот (Врат Солнца – Ф.Ó.) Тиа­у­а­нако к западу от основ­ных вырав­ни­ва­ний»[11]

Сни­мок ком­плекса Тиа­у­а­нако со спут­ника (2011)[12]:
1 – Храм камен­ных голов, 2 – Боро­да­тый моно­лит, 3 – храм Кан­та­та­льита, 4 – пира­мида Ака­пана, 5 – Кери­кала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – моно­лит Монах, 10 – моно­лит Понсе, 11 – храм Каласасайя

 



[3] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>