Туми Чиму

Туми, про­дол­же­ние

Туми Чиму

Фото 1[i]. Туми из золота. Куль­тура Чиму, стиль Сикана. XIIIXV вв. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

В цар­стве Чиму, кото­рое было сосе­дом цар­ства Сикана, а затем заво­е­вало его, делали похо­жие туми, где фигурка боже­ства была выпол­нена по кано­нам Сикана (фото 1, 2).

Фото 2. Туми. Раз­меры: 34×12,7 см. Мате­ри­алы: золото и бирюза. Куль­тура: Чиму. 1100 – 1450 гг. Инсти­тут искусств Чикаго[ii]. Боль­шой палец ног Най­лампа сде­лан в форме отстав­лен­ного пальца ког­ти­стой лапы дракона

Однако от образ­цов Сикана часто отсту­пали, как это можно видеть по скульп­турке туми с фото 3 и 4. Здесь у Най­лампа глаза стали не такими рас­ко­сыми. Исчезли непо­мер­ные щеки. Его голову вен­чает совер­шенно дру­гой убор, кото­рый уже не напо­ми­нает круг­лую каску, а похож на венец из язы­ков пла­мени, на вер­шине кото­рого нахо­дятся три ракушки. Впро­чем, чем больше я вижу изоб­ра­же­ний Най­лампа, тем силь­нее ста­но­вится ощу­ще­ние, что основа его голов­ного убора имеет форму рако­вины мол­люска и тако­вой и является.

Фото 3[iii]. Золо­той туми куль­туры Чиму. Музей золота Перу

У Най­лампа Чиму лицо имеет обыч­ный раз­мер как на фото 1, 2, так и на фото 3. Но у фигурки в сикан­ском стиле (фото 1) все же соблю­ден канон, по кото­рому лицо и каска состав­ляют в плане слегка вытя­ну­тую пра­виль­ную окруж­ность, при этом лицо зани­мает всю ее ниж­нюю поло­вину и, сле­до­ва­тельно, имеет соот­вет­ству­ю­щие очер­та­ния, т.е. оно неимо­верно широ­кое. Скуль­птор Чиму, видимо, пони­мал, что Най­ламп при жизни носил маску и шлем, сопря­жен­ные друг с дру­гом, и про­де­мон­стри­ро­вал это на своей скульп­туре, сузив маску и пока­зав тол­щину сте­нок шлема, види­мых в зоне лица. В резуль­тате он не нару­шил канон и в то же время при­дал лицу есте­ствен­ные очертания.

Фото 4[iv]. Туми с фото 3, пока­зан­ный с обеих сторон

В куль­туре Чиму были и плос­кие золо­тые туми, укра­шен­ные выгра­ви­ро­ван­ными орна­мен­тами. При­ме­ром тому может слу­жить туми, пред­став­лен­ный на фото 5, где  в окру­же­нии волн изоб­ра­жен Най­ламп, кото­рый, я бы ска­зала, играет на трубе и приплясывает.

Фото 5. Золо­той туми куль­туры Чиму. Музей золота Перу[v]

Однако мед­ные туми, засня­тые на фото 6 и 7, сви­де­тель­ствуют о том, что в цар­стве Чиму покло­ня­лись боже­ству, схо­жему с Най­лам­пом, но оно изоб­ра­жа­лось по дру­гим кано­нам, а его сим­во­лика про­ис­хо­дила из цар­ства Чавина. Так, на туми с фото 6 пока­зано боже­ство, нахо­дя­ще­еся внутри замкну­того про­стран­ства. Оно огра­ни­чено снизу полу­ова­лом, кото­рый обра­зо­ван амару, а сверху – голов­ным убо­ром, состо­я­щим из пла­стины в форме вытя­ну­того полу­круга, соеди­нен­ной с вее­ром из перьев. По бокам голов­ного убора, как бы под­дер­жи­вая его, рас­по­ла­га­ются две рыбы. На каж­дой из поло­вин амару сидят птицы. Лицо боже­ства покрыто оваль­ными пла­стин­ками, кото­рые, ско­рее всего, сим­во­ли­зи­руют чешую дра­кона. По этим сим­во­лам можно ска­зать, что перед нами боже­ство, кото­рое имеет сущ­но­сти чело­века, дра­кона и птицы, сиречь может пере­дви­гаться по воз­духу, по земле и под водой, т.е. божество-корабль с этими же возможностями.

Фото 6. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Высота 10,5 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Чиму. XIIXV вв. Метрополитен-музей искусств[vi]. Фото 7. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Высота 14,8 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Чиму. XIIXV вв. Метрополитен-музей искусств[vii]

У боже­ства туми с фото 7 на голов­ном уборе, согласно ката­логу Метрополитен-музея, изоб­ра­жены пред­меты в форме гри­бов. Оно обла­дает змее­по­доб­ным телом дра­кона, на кото­ром рас­се­лись птицы. Сле­до­ва­тельно, это боже­ство также явля­ется драконом-птицей-человеком.

Фото 8. Цере­мо­ни­аль­ный нож (туми). Раз­меры: 15,2×14 см. Мате­риал: медь. Куль­тура: Чиму. XIIXV вв. Метрополитен-музей искусств[viii]

Такую же сим­во­лику несет туми, засня­тый на фото 8 – 10, с навер­шием в виде стайки птиц и орна­мен­том с фигур­кой «зай­чика» на ручке. Он про­из­во­дит впе­чат­ле­ние милой дет­ской игрушки. Но его форма и оче­вид­ная уве­си­стость гово­рят о том, что это был рабо­чий туми. На фото 9 и 10, где запе­чат­лено в двух раз­ных ракур­сах навер­шие туми, можно видеть, что птицы окру­жили человека-птицу (судя по его хво­сту, часть кото­рого утра­чена). Дру­гими сло­вами, здесь пока­зано лета­ю­щее боже­ство с помощ­ни­ками в образе птиц. А орна­мент на ручке состав­лен из фигу­рок дра­кона, кото­рого именно так было при­нято изоб­ра­жать в Чиму.

Фото 9 и 10. Навер­шие круп­ным планом

Дума­ется, образ Най­лампа, име­ю­щий очень жест­кий канон изоб­ра­же­ния, был создан в Сикане и пере­нят у него Чиму с целью изго­тов­ле­ния золо­тых туми, пред­на­зна­чав­шихся для элиты вла­сти. Но мед­ные туми про­дол­жали укра­шаться боже­ством Чиму, кото­рое по своей сути было ана­ло­гично Найлампу.

Функ­ции туми

И все же туми не явля­ются изоб­ре­те­нием куль­тур Моче и Сикана. Они известны с ран­них пери­о­дов куль­тур Чавина, наслед­ни­ком кото­рой было цар­ство Моче, и Тиа­у­а­нако – задолго до нашей эры. Туми исполь­зо­ва­лись и в дру­гих доинк­ских цар­ствах, а также инками.

Туми изго­тав­ли­ва­лись из крем­ния и металла и слу­жили для риту­аль­ного обез­глав­ли­ва­ния плен­ных, совер­ше­ния жерт­во­при­но­ше­ний и для лече­ния вои­нов с ранами головы при помощи тре­па­на­ции черепа. Эти опе­ра­ции часто поз­во­ляли ране­ным жить, о чем сви­де­тель­ствуют тре­па­ни­ро­ван­ные черепа, най­ден­ные архео­ло­гами в основ­ном на южном побе­ре­жье Перу (осо­бенно куль­тур Пара­каса и Наски)[ix].

Фото 1[x]. Тре­па­ни­ро­ван­ный череп и туми из бронзы с руч­кой, изоб­ра­жа­ю­щей лапу кон­дора. Куль­тура: Тиа­у­а­нако, клас­си­че­ская эпоха, 374 – 724 гг. н.э. Музей Тиа­у­а­нако, Ла-Пас, Боливия

Золо­тые туми Сикана и Чиму, дума­ется, не исполь­зо­ва­лись как ножи. Они явля­лись сим­во­лом боже­ствен­ной вла­сти. К тому же пра­ви­тели цар­ства Сикана смогли достичь мира и про­цве­та­ния в своей стране. А в бла­го­по­луч­ные вре­мена в цар­ствах Анд чело­ве­че­ские, по край­ней мере, жерт­во­при­но­ше­ния обычно не про­во­ди­лись, чего нельзя ска­зать о неспо­кой­ном цар­стве Моче. Здесь они были в порядке вещей. И для такого рода риту­а­лов ножи должны были быть насто­я­щими, ост­рыми, так же как и для хирур­ги­че­ских опе­ра­ций, кото­рые, ско­рее всего, тоже про­хо­дили как риту­алы. Поэтому раз­де­лять туми на цере­мо­ни­аль­ные и ути­ли­тар­ные, на мой взгляд, неверно. Видимо, сте­пень их укра­ше­ния зави­села от того, кому этот нож пред­на­зна­чался. Жрецу высо­кого ранга пола­гался нож с фигур­ной руко­я­тью. Хотя логично было бы пред­по­ло­жить, что вне зави­си­мо­сти от ста­туса жреца для опе­ра­ций исполь­зо­ва­лись туми без украшений.

| 1 | 2 | 3 4 | 5 | 6 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>