В Национальном музее американских индейцев (США) есть любопытная коллекция артефактов из листового золота толщиной около 0,5 см с чеканными узорами. Музейный каталог называет их блестками (spangle), хотя я бы сказала, что это бляшки. Для блесток они великоваты. Их размеры составляют от 8 до 12 см. Характеризуются бляшки как украшения одежды, видимо, потому что у каждой есть дырочка, с помощью которой она могла быть нашита на ткань.
Фото 1. Украшения одежды, представляющие человека. Длина (приблизительная): 1) 11 см[1], 2) 11 см[2], 3) 7 см[3], 4) 9 см[4], 5) 9 см[5]
История коллекции не сохранилась. Она была приобретена музеем из неизвестного источника в 1928 г., возможно, в Лондоне. Украшения происходят из одного места, которое в каталоге обозначено как река Липес (Río Lípez), дистрикт Сюр-Липес (Sur Lípez), департамент Потоси (Potosí), Боливия, и отнесены предположительно к культуре Тиауанако с датой создания 400 – 1400/1500 гг. н.э. Бляшки весьма схожи по дизайну и, думается, были найдены в одном захоронении, хотя могли входить в погребальное приданое разных персон. Они имеют три основных варианта.
Фото 2. Украшения одежды, представляющие человека. Размеры: 1) 12×0,5×8 см[6], 2) длина около 11 см[7]
Более всего бляшек в форме птицы с человеческим лицом (фото 1 и 2). Каталог описывает их как «украшение одежды, представляющее человека».
Фото 3. Украшения одежды, представляющие кость. Длина каждого приблизительно 8 см[8]
Есть также бляшки вытянутой формы (фото 3). На каталожной карточке, отпечатанной еще на пишущей машинке, сказано, что это – «болванкообразные (bar-shaped) украшения с рельефным орнаментом, представляющим две человеческие головы на концах», а в виртуальном каталоге они обозначены как «украшения одежды, представляющие кость».
Фото 4. Пекторали. Размеры: 1) 13,5×0,5×11 см[9], 2) высота около 11 см[10], 3) 0,5×16,8 см[11]
В коллекцию входят также три пекторали (фото 4). Но только одна из них (первая слева) сделана в том же стиле, что и бóльшая часть бляшек.
Фото 5[12]. Украшение одежды, представляющее птицу. Высота около 8 см
Среди бляшек есть и изображение птицы, но такая бляшка в коллекции всего одна (фото 5).
Фото 6[13]. Украшение одежды. Длина около 9 см
Я считаю данную коллекцию уникальной, так как такого рода бляшки больше нигде не встречаются. Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда я их увидела, была: «Это тиауанакские самолетики». Особенно похожа на летательный аппарат бляшка на фото 6. Но ведь все зависит от точки зрения и более того – даже от угла зрения. Восприятие изображения меняется, если, например, посмотреть на бляшки (фото 1 и 2), когда они поставлены вертикально. Так, наверное, и следовало бы их сфотографировать, потому что дырочка у каждой расположена в области головы и, видимо, именно головой вверх они и были пришиты к ткани. В такой позиции фигурка больше напоминает женщину в приталенном платье с широкой юбкой. Но подобные платья, конечно, никто не носил в то время в Андах и, даже если говорить строго, нужно признать, что «юбка платья» – это хвост, причем не рыбий, а именно птичий, так как очевидна попытка показать его перья. Иными словами перед нами человек-птица.
Кроме того, неизвестно, как была похоронена персона – лежа или сидя. Если лежа, то мастер данного погребального облачения как раз учел это обстоятельство и расположил бляшки соответственно, чтобы они смотрелись как горизонтально летящие божества. Следовательно, бляшки сфотографированы правильно. И к тому же, как бы там ни было, птица не может стоять на своем хвосте.
Но с другой стороны, если на бляшках изображена птица, а не рыба, то почему у нее нет крыльев, вернее они есть, но такой странной формы, что их и крыльями назвать нельзя? Я бы сказала, что эти фигуры отражают форму летательного аппарата, отдаленным воспоминанием о котором они являются. А если говорить только об изобразительном каноне, то следует учесть, что фигурки представляют не птицу и не рыбу, а божество в ипостаси человека-птицы. И судя по тому, что у божества есть только хвост птицы, оно может быть аналогом Найлампа, у фигурки которого на туми крылья показаны чисто символически, а в колумбийской традиции он изображается без крыльев (см. «Золотые туми Колумбии», фото 27 и комментарий к нему). На колумбийскую традицию указывает и пектораль в форме летящей птицы из данного комплекта (первая слева на фото 4). Она в принципе имеет такой же абрис, как и знаменитая тайронская пектораль (см. «Золотые туми Колумбии», фото 4). Только на тайронской пекторали на месте головы птицы сидят касики, а здесь это место осталось пустым, и получилась птица без головы.
Самыми интригующими в коллекции являются бляшки вытянутой формы (фото 3). Но действительно ли они изображают кости и что означает символ, похожий на песочные часы на одной из них, неизвестно.
*
После изучения золотых фигурок Потоси мне стала немного более понятна керамическая скульптура, заснятая на фото 7. Как будто бы я еще где-то встречала похожие – одну или две, но помню только эту, потому что у фигуры есть ноги. Это большая редкость для андских сосудов, тем более сосудов культуры Уари. Кстати, я до сих пор не знаю, является ли она, как это принято в Андском мире, керамическим сосудом или нет.
Фото 7. Скульптура, представляющая человека. Культура Уари, Переходный период (800 –1300 гг. н.э.). Музей доколумбового искусства, Куско, Перу[14]
Меня всегда приводил в восторг комбинезон космонавта, изображенный на фигуре, и шокировали ее руки. Теперь я догадалась, что здесь, как и на золотых самолетиках Потоси, на месте рук персонажа показаны какие-то вращающиеся части летательного аппарата. Таким образом, вовсе это не уродство, а символ полета и атрибут божественной силы.
[8] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170438&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=7; http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=169694&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=7; http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170435&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=7; http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=169693&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=7
[10] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=169683&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=7
[11] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=170911&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=8