Туми, продолжение
Фото 1. Украшенный нож (туми). Высота 17 см. Материал: оловянная бронза. Инкская культура. XV – начало XVI в. Метрополитен-музей искусств[i]
«Инки унаследовали традицию металлообработки, которая началась свыше 2000 лет до их прихода к власти, – говорится в виртуальном каталоге Метрополитен-музея искусств. – Они собрали металлистов со всей империи, особенно с северного побережья, в свою столицу Куско для производства предметов из золота, серебра, меди, бронзы. Ножи, или туми были одними из наиболее распространенных металлических инструментов, производимых в инкские времена. Изготовленные обычно из меди или бронзы, инкские туми имели длинное выгнутое снизу и прямое сверху лезвие, поставленное под прямым углом к ручке. Ручки могли быть плоскими или круглыми, с украшениями сверху. Остатки петель на вершине ручек позволяют предположить, что они вешались на пояс или на шею»[ii].
Туми, показанный на фото 1, имеет типичную для инкских ножей форму. В каталоге музея в связи с этим туми сказано следующее:
«Туми использовались в ритуальных жертвоприношениях в Андах на протяжении тысяч лет, их часто можно видеть на произведениях искусства в руках богов и сверхъестественных существ во время акта жертвоприношения. Навершия самих ножей нередко украшались сценами жертвоприношений или элементами, которые относятся к жертвованию. На этом туми навершие рукояти представляет собой массивные когти мощной хищной птицы, бугристая текстура рукояти напоминает шероховатую кожу ноги хищника. Пищевые привычки хищников и стервятников дают им естественную символическую связь с жертвоприношением и с миром мертвых. Отпечатки погребальной ткани покрывают бóльшую часть поверхности лезвия»[iii].
Фото 2. Нож (туми). Высота 13,97 см. Материал: медь. Инкская культура. XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[iv]
Тем не менее сцен жертвоприношений нет ни на одном из инкских туми. Туми на фото 2 украшен сценкой с ягуаром и жрецом. Они сидят лицом друг к другу в одинаковой позе (и выглядят весьма потешно). Так, видимо, мастер передал ритуал, известный с чавинских времен, когда жрец связывается с божественным ягуаром.
Фото 3. Церемониальный нож (туми). Высота 13,7 см. Материал: медь. Инкская культура. XV в. Метрополитен-музей искусств[v]. Фото 4. Церемониальный нож (туми). Высота 15,8 см. Материал: бронза. Инкская культура. XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[vi]. Фото 5. Бронзовый туми с фигурами. Размеры: 14,8×14×1,3 см. Материал: бронза. Инкская культура. XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств[vii]
На туми с фото 3 изображена понурая фигура ягуара (пумы). На туми с фото 4 голый человек одерживает верх в борьбе с пумой. А на туми с фото 5 мы видим сидящих друг напротив друга жрецов.
Фото 6 и 7. Туми из бронзы. Инкская культура. 1400 – 1500 гг. Кливлендский музей искусств, США[viii]
Еще меньше впечатляют два туми из Кливлендского музея искусств, которые показаны на фото 6 и 7 (первый – с двух сторон), с частично утраченными лезвиями. Их размеры: 1) ручка – высота 8,0 см, ширина 1,80 см, лезвие – ширина 4,10 см; 2) ручка – высота 10,20 см, ширина 1,70 см, лезвие – ширина 4,20 см. Художественную ценность они вряд ли имеют: фигурки наверший выполнены на уровне детских поделок из пластилина. Но историческая их значимость очевидна.
Фото 8[ix]. Инкский туми из меди. Американский музей естественной истории
Гораздо лучше сохранился туми с необычным лезвием в форме дельфина (фото 8). Но человеческая фигурка навершия также свидетельствует об упадке искусства изготовления церемониальных ножей.
Фото 9. Туми. Размеры: 15,7×16,4×1,8 см. Вес: 249,1 г. Материал: бронза. Инкская культура. Период: Поздний горизонт. 1450 – 1540 гг. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»[x]
Фото 10[xi]. Абрис рукояти ножа
Бронзовый туми из коллекция Думбартон-Оакса (фото 9) украшает скульптурная голова ламы. На его рукояти посредством инкрустации серебром и медью изображен узор (фото 10), в котором чередуются фигура ламы и волнистая линия (река?), разделяющая два ряда ромбов.
Фото 10а. Туми. Размеры: высота 14,50 см, ширина 15,50 см. Вес: 271,79 г. Материалы: бронза, медь (инкрустация на бронзе), серебро (инкрустация на бронзе). Техники: литье, ламинирование, инкрустация. Культурный контекст/стиль: инкский. Датировка: 1400 – 1532 гг. Место происхождения: департамент Куско (Перу, Южная Америка). Музей Америки, Мадрид, Испания[xia]
Два похожих туми хранятся в Музее Америки Мадрида. На рукояти первого ножа (фото 10a) изображены ромбы, а на рукояти второго (фото 10b) – кошачьи, ламы, змеи и бабочки. По мнению специалистов Музея Америки, «этот тип туми отвечает наиболее чистому инкскому имперскому стилю».
Фото 10b. Туми. Размеры: высота 16,80 см, ширина 17,30 см, толщина 1,04 см. Вес: 253,37 г. Материалы: медь, серебро, бронза. Техники: литье, ламинирование. Культурный контекст/стиль: инкский. Датировка: 1400 – 1532 гг. Место происхождения: департамент Куско (Перу, Южная Америка). Музей Америки, Мадрид[xib]
О том, имели ли место человеческие жертвоприношения в инкские времена, у исследователей нет единого мнения. Большинство из них, основываясь на утверждениях Педро Сьесы де Леона, Гарсиласо де ля Веги и других хронистов и историков, категорически отрицает их проведение во время официальных религиозных церемоний.
Вот, что писал о жертвоприношениях инков Гарсиласо де ля Вега в главе VIII «Предметы, приносившиеся в жертву Солнцу»:
«Многие и разнообразные предметы приносились инками в жертву Солнцу, как-то: крупные и мелкие домашние животные. Главным и наиболее ценным было жертвоприношение ягнят [лам], а затем лам (сагnего), затем бесплодных ламиц (machorras). В жертву приносили домашних кроликов и всех птиц, которые шли только на еду и на сало, и все зерновые и овощи, вплоть до травы кука, и самую изысканную одежду, сжигая все это на месте восхваления Солнца и преподнося это в знак благодарности за то, что оно создало все это для поддержания людей. Они преподносили также в качестве жертвоприношения множество питья, которое сами употребляли, приготовленного из воды и кукурузы…
<…>
Таким образом, в жертвоприношениях инки были почти или целиком подобны индейцам первоначального периода времени. Они отличались лишь тем, что не приносили в жертву ни мясо, ни кровь человека путем [его] умерщвления; скорее они прокляли это и запретили, например, пожирать его, а если некоторые историки так написали, то случилось это потому, что осведомители ввели их в заблуждение… <…>Не раз приписывали инкам многие вещи, которые они сами запретили тем, кого силой включили в свою империю, ибо все это имело место в тот первоначальный период времени до королей инков.
Я являюсь свидетелем, который много раз слышал, как мой отец и его современники сравнивали два государства — Мексику и Перу, разговаривая, в частности, о человеческих жертвоприношениях и поедании человеческого мяса, и они так хвалили инков из Перу за то, что у них не было и они не допускали этого, осыпая проклятьями индейцев Мехико…»[xii].
Скульптурные навершия инкских туми также свидетельствуют об отсутствии человеческих жертвоприношений.
Педро Сьеса де Леон тоже опровергает мнение о том, что инки устраивали массовые жертвоприношения людей. Но он не отрицает того, что они все же проводились:
«По вопросу о жертвоприношениях: людей и детей одни и другие заявляют, – и возможно, какой-нибудь писака из тех, кто поспешно берётся за это дело, именно так и напишет, – что они убивают, в дни их празднеств, больше тысячи детей и большое количество индейцев; это и другие вещи – утверждение, возведенное [в качестве клеветы] испанцами на этих индейцев, желая этими делами, о которых мы рассказываем, прикрыть наши крупные промахи и оправдать жестокое обращение, какое им от нас досталось. Я не скажу, что они не приносили жертв и что они не убивали людей и детей в стольких жертвоприношениях, но это было не то, о чём говориться, и не в больших количествах. Животных [как диких, так] и из их стад жертвовали много, но человеческих созданий меньше того, чем я думал, но достаточно, о чем я расскажу в своём месте»[xiii].
Так, в частности, Педро Сьеса де Леон свидетельствует о том, что наряду с большим количеством животных, золота и пр. люди приносились в жертву в храмах, но не во всех, а только в крупных и главных, очень древних храмах, построенных еще до инков, где был оракул:
«…Наше испанское мнение, утверждающее, что во всех храмах приносили в жертву людей – ложное, – пишет он, – и это действительно так, согласно тому, что мне удалось узнать, не прибавляя и не убавляя от того, что я понял, и что я поэтому считаю совершенно достоверным»[xiv].
Вот, как описывает Педро Сьеса де Леон жертвоприношения во втором по значимости инкском храме, где в жертву приносились богатые и знатные люди:
«…После храма Куриканче была вторая вака Ингов – гора Гуанакауре [Guanacaure], находящаяся в пределах видимости города [Куско] и они её очень часто посещали и чтили за то, что, как говорят некоторые, брат первого Инги превратился в том месте в камень, в те времена, когда они вышли из Пакаритамбо [Pacaritambo], как было рассказано в начале. И издавна на этой горе был оракул, где возглашал [своё] проклятый дьявол; а вокруг погребено огромное количество сокровищ, и в некоторые дни они приносили в жертву мужчин и женщин, которым, прежде чем это наступит, жрецы внушали, что они должны пойти служить тому богу, которого там почитали, туда, в рай; его же они воображали себе, неся при этом всякий вздор; и потому, а это несомненно, предстоявшие жертвы-мужчины одевались весьма изыскано и нарядно в свои одежды из тонкой шерсти и золотые льяуты, и медальоны, и браслеты, и свои охоты [ojotas] с золотыми ремешками. И после прослушивания длинной речи, которую им произносили обманщики-жрецы, им давали выпить много своей чичи из больших золотых чаш, и песнями они возвеличивали жертву, заявляя о таких [жертвах], что дабы послужить своим богам, они жертвовали свои жизни таким вот образом, считая радостью принять на месте смерть. И когда были пропеты их песни, священнослужители их душили, и, положив на плечи их золотые ноши [quipes] и вложив чашу из того же [металла] в руку, их погребали вокруг оракула в могилах. И таковых считали святыми, [как бы] канонизированными у них, без всякого сомнения веря, что они находились на небе, прислуживая своему Гуанакауре. Приносимые в жертву женщины также шли роскошно одетые в свои изысканные наряды из меди и перьев, и свои золотые брошки, и [при этом их сопровождали] их ложки и миски, и золотые блюда, мешочки коки ависка [de avisca]: и наряженных так, хорошенько напоенных, их душили и хоронили, веря – и они сами и те, кто их убивал, — что они отправлялись служить своему дьяволу или Гуанакаури. И они устраивали песни с танцами, когда совершались подобные этим жертвоприношения»[xv].
Из «Хроники Перу» Педро Сьесы де Леона следует, что жрецы в инкские времена жертв не обезглавливали с помощью туми, а душили. Это подтверждают и другие авторы. К тому же, судя по текстам Гарсиласо де ла Веги, Сапа Инка не был жрецом и правителем в одном лице, как это было принято в доинкские времена. Светская и религиозная власти разделились. Хотя Инка и руководил церемониями, имевшими государственный статус, но делал он это не как верховный жрец. Эту функцию выполнял, по словам Гарсиласо де ла Веги, другой «чистокровный инка» – его дядя или брат. Описывая открывающую церемонию Инти-Райми, которую проводил Сапа Инка, Гарсиласо де ла Вега говорит, что «эту церемонию он совершал (как перворожденный) от имени Солнца, своего отца»[xvi].
Золотые церемониальные ножи инкского периода, видимо, не сохранились. Вполне вероятно, что они были переплавлены конкистадорами в слитки. Но, думается, их не было вовсе, что можно объяснить как отрицательным отношением к человеческим жертвоприношениям, так и сменой пантеона, в котором главным стал Инти. Чавинские люди-драконы-кондоры-ягуары, сиканский бог-птица ушли в прошлое, оставив после себя лишь бледную тень в забавных композициях наверший инкских туми. Они уже не служат символами божественной власти. Императоры выбирают вместо туми скипетр.
Фото 11[xvii]. Первый Инка Манко Капак
Символом имперской власти у инков, по сведениям У. Салливана, был скипетр, посох, который назывался тупайаури. Тупа означает «царский» на кечуанском, а йаури – это аймарское слово, обозначающее медь. На рисунках в своей рукописи «Первая новая хроника и доброе правление» индейский историк Фелипе Гуаман Пома де Айяла изобразил правителей инков с этим посохом. На фото 11 показан «портрет» Манко Капака, «держащего тупайаури, деревянный шест с медным ножом, прикрепленным к верхнему концу»[xviii].
Фото 12. Урко, девятый Инка. Холст, масло. Размеры: 59,5×54,8 см. Перу. Колониальный период. Середина XVIII в. Автор неизвестен. Бруклинский музей искусств[xix]
На рисунке Гуамана Помы (фото 11) лезвие медного ножа, прикрепленного к верхнему концу шеста, имеет форму туми доинкских времен, т.е. форму полумесяца. И как знать, может, изначально к посоху действительно крепился туми. С Найлампом правителей инков связывает и похожий головной убор (фото 12), в котором их любят изображать художники начиная от Гуамана Помы до наших дней.
Фото 13[xx]. Вице-король Перу Хуртадо де Мендоса (Hurtado de Mendoza) и Инка Саири Тупак (Inka Sayri Tupac, 1535 – 1561). Рисунок из рукописи Гуамана Помы
Еще одним атрибутом Инки на рисунках и картинах является палица (фото 13 и 14).
Фото 14. Боевая палица (утренняя звезда) с ручкой. Размеры: 83×14×3 см. Материал: бронза. Инкская культура. Этнологический музей Берлина[xxi]
Судя по всему, не являясь более символом божественной власти, инкский туми используется по прямому назначению и служит для жертвоприношений лам. И поэтому отдается приоритет его рабочим функциям, а не изыскам в украшении. Он делается в основном из меди и бронзы и имеет вид рабочего инструмента. Значение туми падает, а вместе с этим утрачивается и искусство его орнаментирования, существенно снижается идеологическое наполнение композиций его наверший.
[viii] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&sliderpos=2&searchoption=1
[xi] http://tocapu.org/objects/object.php?o=103
[xia] http://ceres.mcu.es/pages/ImageServlet?accion=4&cabecera=N&txt_id_imagen=1&txt_rotar=0&txt_contraste=0&appOrigen=
[xib] http://ceres.mcu.es/pages/Visor?raw=y&museo=MAM&img=/MAM/fondos_sello/MAMF07360_SEQ_001_S.JPG
[xii] Вега, Гарсиласо де ла. История государства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text11.phtml?id=428).
[xiii] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text11.htm).
[xiv] Сьеса де Леон П. Указ. соч.
[xv] Сьеса де Леон П. Указ. соч.
[xvi] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[xviii] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000. (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).