Золотые самолетики, окончание
Музей золота Колумбии
Фото 1[i]. Часть витрины с самолетиками Музея золота Колумбии
В Музее золота Колумбии выставлено довольно много золотых самолетиков. Однако они маленькие и находятся в глубине витрины за стеклом. Поэтому фотографировать самолетики очень трудно. И только благодаря господину Гильермо Васкесу (Guillermo Vasquez), который снял не только полет большой части воздушного флота Толимы (фото 1), но и каждый самолетик отдельно (фото 2 – 5, 15), мы имеем возможность их рассмотреть.
На фото самолетики все разные. Какие-то из них больше, а какие-то меньше походят на летательные аппараты богов во плоти. Отличаются они также художественным стилем и степенью проработки деталей. Чаще всего у них на носу изображена фигура в форме знака туми, реже – фигура в форме коромысла с закручивающимися внутрь концами, которая, как и шаровидные глаза, является атрибутом панамского летающего дракона.
Фото 6[ii]
Самолетики, показанные на фото 7, хранятся в Музее золота Кимбаи (Quimbaya), Колумбия.
Фото 7[iii]
Точка зрения колумбийских ученых на золотые самолетики изложена в статье «Чтобы рассмотреть лучше: самолетики Толимы»[iv] («Para mirarte mejor: los avioncitos del Tolima»), которая опубликована на сайте Банка республики – на страницах Музея золота, который принадлежит банку. Она сопровождена фотографиями, которые я привожу ниже.
Фото 8[v]
Из статьи мы узнаем, что самолетики представляют собой подвески ожерелий, сделанные методом потерянного воска. Они происходят из захоронений, найденных в муниципалитетах Толимы, таких, как Атако (Ataco) и Венадильо (Venadillo) или Киндио (Quindio) и Валье-дель-Каука (Valle del Cauca). Археологи не располагают точными сведениями о времени изготовления подвесок. Однако, по их оценкам, ювелирные изделия стиля Толимы были произведены в этом регионе в течение первых пяти столетий после Рождества Христова.
Фото 9[vi]
По мнению авторов статьи, самолетики объединяют в себе черты ягуара, птицы и рыбы, которые присутствуют в облике и атрибутике божеств древней Колумбии. Для того чтобы понять причину смешения черт этих трех животных в одном существе, они предлагают обратиться к религии коренных жителей страны – шаманизму.
Фото 10[vii]
«Его (шаманизма – Ф.Ó.) ювелирные работы, – говорится в статье, – были не искусством для искусства, а искусством для религии и власти. Шаманизм является религией трансформаций и путешествий в другие измерения, с помощью которых шаман ищет доступ в «миры», где он получает полномочия исцеления, мудрости и понимания сил природы. Не имея письменности, доиспанские индейцы пользовались в своей науке символами элементов, которые их окружали: мир внизу – темный, женский, влажный, место смерти, и его символизируют летучая мышь и рыба; мир вверху – сияющий, сухой, мужской, источник жизни, и его представляют птицы и солнце. В нашем мире, среднем, очень важно поддерживать равновесие для того, чтобы сохранялась жизнь. Ягуар здесь – наиболее сильное животное, потому что одновременно с тем, что он убивает и пожирает, он имеет цвет солнца, которое является источником жизни. Тот самый цвет золота!
Как только мы откажемся от научной фантастики и примем исследовательский метод и поставим себя на место индейцев, мы обнаружим, что эти золотые объекты являются талисманами, которые в купе давали тому, кто их носил на своей груди, суперсилы воздуха, земли и воды, накладывающихся миров шаманского космоса».
Фото 11[viii]
С точкой зрения колумбийских ученых на место золотых самолетиков в религии современных коренных жителей Толимы трудно не согласиться. Однако черты ягуара у них явно отсутствуют. Считается, что ягуару у самолетика принадлежит голова. Но приглядимся внимательнее к хорошо проработанным фигуркам, одна из которых дана на фото 11. Такие фигурки следует отнести к наиболее ранним образцам и считать основой канона, использованного для более поздних копий.
На канонических фигурках морда животного плоская, вытянутая, с пастью от уха до уха. Она, скорее, принадлежит крокодилу, нежели ягуару. А если быть точнее, то пасть принадлежит самолету. Исходя из того, что канонические изображения самолетиков полны технических подробностей, следует предположить, что они были сделаны художником на основе личного визуального опыта. Скопировав в силу своего понимания летательный и/или плавательный аппарат богов во плоти, он вряд ли мог снабдить его головой никогда не виденного им животного. Скорее всего, боги во плоти замаскировали свой аппарат под несуществующего зверя, придав ему устрашающий вид, чтобы отпугнуть местных жителей в целях их же безопасности. При этом нос аппарата они превратили в зубастую пасть. Такую практику, как показывают мои исследования, можно считать обычной.
Правда, зубы у дракона, представленного на фото 11, весьма странные. Среди них нет страшных длинных клыков, характерных для иконографии Андского мира. Они все плоские, имеют форму вытянутого прямоугольника и тесно прижаты друг к другу. И это неудивительно. Ведь зубы изображены с помощью трех горизонтальных линий, пересеченных несколькими вертикальными линиями под прямым углом, т.е. с помощью сетки. В результате пасть дракона приобрела вид зарешеченного или застекленного пространства, например, кабины с панорамным окном.
Фото 12. Подвеска с инвентарным № 1979.206.782. Метрополитен-музей искусств[ix]
У фигурок схожего дизайна, которые входят в коллекцию Метрополитен-музея, пасть той же конфигурации. На фото 12, демонстрирующем одну из них, хорошо видно, что зубы у дракона изображены немного более выпукло и поэтому более похожи на настоящие зубы. Но они сохраняют форму одинаковых вытянутых по ширине прямоугольников и поэтому никак не соответствуют зубам хищного животного, да и животного вообще. Среди множества фигурок есть такие, у которых зубы имеют заметный объем или, напротив, вовсе отсутствуют. Но ни у одной из них нет клыков ягуара.
Вместе с тем художнику, который стал основоположником канона самолетиков, удалось довольно точно скопировать обводы и пропорции аппаратов. О летающих моделях, созданных на основе золотых самолетиков из Метрополитен-музея искусств, читайте в сообщении «Модели Петера Белтинга».
Фото 13[x]
Думается, что золотые самолетики и золотые рыбки в религии Толимы являются схожими божествами. Но они, по всей видимости, были выполнены в разное время и по разным изобразительным канонам. Канон самолетиков относится к более раннему периоду в истории Толимы, к тем временам, когда впечатления от увиденных кораблей богов во плоти еще не стерлись из памяти. Канон рыбок принадлежит к более позднему периоду, когда технические элементы машины растворились в андской символике и машина уступила место животному – зооморфному божеству. Оно мыслится как сущность, объединяющая в себе священных животных, которые представляют три мира андского космоса – рыбу, ягуара и птицу. При этом на изображениях разных канонов обычно черты одного из них преобладают.
Фото 14[xi]
Таким образом, золотые самолетики – это, прежде всего, не модели летательных аппаратов, а предметы культа, образы которых имеют в своей основе те впечатления, которые сложились у жителей Толимы, когда они наблюдали машины богов во плоти. Как и сами пришельцы, их машины были обожествлены и воспринимались людьми как младшие божества, служившие повозками для богов. По всей вероятности, аппараты богов во плоти были оборудованы закрытой кабиной, поскольку сами боги на самолетиках отсутствуют. Единственными исключением может быть самолетик, помещенный на фото 14 сверху. У него есть деталь, которая очень похожа на фигуру человека, сидящего на шее дракона. Однако снимок самолетика, сделанный несколько в другом ракурсе (фото 15), показывает, что это впечатление, скорее всего, обманчиво.
Фото 15[xii]
Со временем такое божество утратило черты машины, приняло облик животного и было встроено в андскую модель космоса. (Она, напомню, сложилась задолго до нашей эры, и обладала географическими и временными особенностями.) В толимский космос самолеты вошли как зооморфные божества, предназначенные для перемещения богов и обожествленных предков между мирами. Каждое из животных, составляющих их суть, имело свободный доступ в определенную часть мироздания, а следовательно, могло служить проводником в этот свой мир. А создание, объединившее в себе всех трех животных, стало универсальным проводником.
*
Фото 16. Зооморфный свисток (whistle). Инвентарный № 48.2851. Размеры: 8,2×14×11 см. Материал: керамика. Культура: Тайрона. Период: 1000 – 1550 гг. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США[xiii]
Самолетик мне удалось найти и среди наследия Тайроны периода 1000 – 1500 гг. Он сделан из керамики и относится к инструментам, которые использовались для музыкального сопровождения церемоний. По конструкции и стилю этот артефакт заметно отличается от золотых самолетиков Толимы. Однако он не менее отчетливо передает образ летательного и/или плавательного аппарата и несет на себе ту же религиозную символику. Более того, форма крыльев самолетика не позволяет охарактеризовать их как части живого существа и назвать их крыльями птицы или плавниками рыбы.